Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объекты бухгалтерского учета




Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная, про­изводственная и финансовая деятельность организации.

Основные правила ведения учета

- бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных
операций организации ведут в валюте Российской Федерации;

- имущество, являющееся собственностью организации, учиты-
вают обособленно от имущества других юридических лиц
;

- организации осуществляют бухгалтерский учет непрерывно с
момента их регистрации до реорганизации
или ликвидации в
порядке, установленном законодательством Российской Феде-
рации;

- бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных
операций организации ведут путем двойной записи на взаи-
мосвязанных счетах бухгалтерского учета;

- все хозяйственные операции и результаты инвентаризации
подлежат регистрации на счетах бухгалтерского учета без пропусков или изьятий.

В резуль­тате деятельности организации бухгалтерский учет изучает и ото­бражает:

- совершаемые хозяйственные процессы на данном предприя­тии;

- хозяйственные средства, постоянно находящиеся в кругообо­роте данного предприятия;

- источники формирования хозяйственных средств предприя­тия;

- обязательства данной организации.

 

Содержание предмета бухгалтерского учета раскрывается в экономической сущности учитываемых объектов.

- имущество предприятия (основные средства, нематериальные активы, капитальные вложения, запасы, денежные средства, финансовые вложения и другие активы);

- собственный капитал (уставный, добавочный, резервный капи­талы, фонды и прибыль);

- дебиторская и кредиторская задолженность, кредиты банков, займы, средства в расчетах;

- хозяйственные операции, вызывающие изменение в составе имущества и обязательств, в процессе деятельности предприя­тия.

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы имеют следующую систему:

1-й уровень: законодательные акты, указы президента РФ и постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно организацию и введение бухгалтерского учёта в организации;

2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учёту и отчетности;

3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств;

4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учёту самого предприятия.

Вопрос 4. Организационные формы бухгалтерского учёта

Под организационной формой бухгалтерского учета следует понимать совокупность разновидностей функционирования системы сбора, регистрации и обработки учетной информации в соответствии с административным и методологическим подчинением. Зависимости от соотношения обоих факторов - административного и методологического - выделяют вообще три организационные формы: централизацию, частичную централизацию и децентрализацию.
Во централизацией понимают такую ​​организационную форму бухгалтерского учета, согласно которой учетный процесс в методологическом и административном аспектах внутренне регулирует главный бухгалтер. Таким образом, указанная форма предусматривает создание и функционирование единого учетного центра. Заметим, что в процессе разработки и совершенствования указанной формы в ее пределах выделились понятие «центральная бухгалтерия» и «централизованная бухгалтерия».
Центральная бухгалтерия представляет собой структурное подразделение учреждения, предприятия или организации, которое осуществляет полный цикл учетного процесса в рамках деятельности указанного предприятия (рис. 2.2). Очевидно, что в таком случае разделение учетных функций происходит в рамках бухгалтерской службы. Однако функцию сбора первичной информации выполняет как бухгалтерия, так и структурные подразделения. Как соответствующие примеры можно назвать механизм ведения табельного учета, который является основой для последующего начисления заработной платы, его выполняет работник центральной бухгалтерии, учет результатов сдачи сессий, на основании которого центральная бухгалтерия производит расчет стипендий каждого из студентов, и т.д.. Заметим, что форма центральной бухгалтерии предполагает единство прав и обязанностей руководителя организации (учреждения, предприятия) и руководителя аппарата центральной бухгалтерии - главного бухгалтера, а именно: указанные должностные лица осуществляют совместное управление финансово-хозяйственной деятельностью субъекта господарювання.
Форма «центральной бухгалтерии» получила распространение в сравнительно крупных учреждениях и организациях бюджетной сферы, к которым относятся высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, учреждения здравоохранения стационарного характера и т. ин.
Понятие централизованной бухгалтерии характерно преимущественно для бюджетных учреждений и организаций. Порядок функционирования централизованной бухгалтерии предусматривает объединение однородных учреждений и организаций единственной бухгалтерской службой для осуществления большинства этапов учетной циклу.
Так, в функции централизованной бухгалтерии относятся:
составление и согласование с руководителями учреждений смет доходов и расходов и расчетов к ним;
осуществление контроля за эффективностью и целевым характером использования средств общего и специального фондов в процессе исполнения смет доходов и расходов;
осуществление контроля за своевременным и правильным оформлением документов и законностью проведенных хозяйственных операций
своевременное осуществление финансово-расчетных операций в процессе исполнения смет доходов и расходов (начисление и выплата стипендий, заработной платы и других выплат работникам учреждений, расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, расчеты с другими кредиторами и дебиторами)
осуществление контроля за сохранностью и эффективным использованием имущественно-материальных ценностей - необоротных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, запасов учреждений и организаций;
проведение инвентаризации денежных средств, расчетов, материальных ценностей и обобщение результатов ее проведения;
составление и своевременное представление в вышестоящие органы отчетности по исполнению смет доходов и расходов;
обеспечение руководителей учреждений своевременной и достоверной информации о выполнении плановых показателей смет доходов и расходов;
проведение инструктажа материально ответственных лиц на предмет организации складского учета, хранения товарно-материальных ценностей;
осуществления организации учетной процесу.
Заметим, что руководители бюджетных учреждений и организаций, обслуживаемых централизованной бухгалтерией, не теряют своего статуса распорядителя средств, а значит, имеют право:
заключать соглашения с юридическими и физическими лицами на выполнение работ, поставки товаров, оказания услуг при условии согласования и визирования договоров главным бухгалтером централизованной бухгалтерии;
заключать трудовые соглашения со штатными работниками учреждения или организации, осуществлять их перемещение, а также увольнять и определять их должностной оклад;
получать авансы на хозяйственные и другие нужды и разрешать выдачу авансов работникам учреждения, организации в установленном порядке;
разрешать оплату расходов за счет ассигнований, предусмотренных сметой;
тратить на нужды учреждения материалы, продукты питания, медикаменты и перевязочные средства и другие материальные ценности в соответствии с установленными нормами;
утверждать приказы на проведение инвентаризации и акты о результатах ее проведения;
утверждать соответствующие акты на списание изношенных и непригодных необоротных активов;
утверждать авансовые отчеты подотчетных лиц учреждения или организации.
В обязанности руководителей учреждений и организаций и работников, на которых возложено выполнение отдельных учетных функций, входит соответственно:
своевременное изучение и передача сметы доходов и расходов к централизованной бухгалтерии;
своевременная выплата зарплаты;
правильное оформление и своевременная передача в централизованной бухгалтерии выдержек из приказов и распоряжений;
своевременное передача в бухгалтерию первичной документации для осуществления учетного и контрольного процесив.
Этот вид централизации бухгалтерского учета характерен для организации учетного процесса небольших бюджетных учреждений и организаций (рис. 2.3). Централизованные бухгалтерии образуются при министерствах, ведомствах, управлениях, территориальных и районных медицинских объединениях; при районных и городских отделениях образования или культуры как по ведомственной, так и по территориальному ознакою.
Другие организационные формы бухгалтерского учета имеют ограниченное применение в системе бюджетных учреждений, а поэтому определим только их сутнисть.
Форма частичной децентрализации предусматривает создание как центральной бухгалтерии, так и учетных групп в структурных подразделениях (рис. 2.4). При этом учетные группы документально оформляют проведены операции, обрабатывают и группируют документы по движению материальных запасов, расчетов с рабочими и служащими, составляют отчеты. Т.е. процессы первичного учета и контроля осуществляют на местах проведения хозяйственных операций. Центральная бухгалтерия в установленные сроки принимает сгруппированную соответствующим образом первичную документацию с отчетами в нее и на основании полученных данных отражает проведенные операции в системе счетов бухгалтерского учета. Следовательно, в случае частичной децентрализации учетный процесс в методологическом аспекте регулирует главный бухгалтер, а в административном - как главный бухгалтер, так и руководитель соответствующего структурного пидроздилу.
Децентрализация характеризуется методологическим подчинением учетного процесса главному бухгалтеру каждого из структурных подразделений и главному бухгалтеру центральной бухгалтерии, а в административном смысле - полной регламентацией со стороны руководителя структурного подразделения. Согласно этой форме предусматривается создание самостоятельных бухгалтерских служб в каждом филиале или структурном подразделении во главе с главным (старшим) бухгалтером центрального аппарата бухгалтерии под руководством главного бухгалтера данной организации или предприятия. Бухгалтерии структурные подразделения осуществляют полный цикл учетного процесса - от этапа первичного документирования до составления баланса. Центральная или главная бухгалтерия организации, предприятия принимает отчетность бухгалтерских служб филиалов или структурных подразделений, обобщает данные и формирует пакет отчетности по результатам деятельности организации или предприятия в целом.

 


Лекция: Классификация хозяйственных средств организации

Имущество организаций имеет стоимостное выражение и в бухгалтерском учете называется хозяйственными средствами.

 

Классификация хозяйственных средств предприятия (1)

Хозяйственные средства любой организации группируют по двум признакам: по видам и размещению, по источникам форми­рования и целевому назначению. В зависимости от того, какую роль они играют в процессе производства и обращения, хозяй­ственные средства подразделяют на внеоборотные и оборотные активы.

 

Активы – экономические ресурсы хозяйствующего субъекта, выраженные в стоимостной оценке и способные приносить доход в будущем.

Таб. Классификация хозяйственных средств организации

По видам и размещению По источникам формирования хозяйственных средств
I. Внеоборотные активы Источники собственных средств
1. Основные средства * здания, сооружения, транспорт.средства 1. Уставный складочный капитал
2. НМА (нематериальные активы) * авторские права, товарные знаки, компьют.программы 2. Добавочный капитал
3. Долгосрочные финансовые вложения * вклады в уставные капиталы других предприятий, приобретение акций и облигаций, долгосрочные займы, выданные другим организациям 3. Резервный капитал
4. Доходные вложения в материальные ценности * имущество, предоставляемое в лизинг либо по договору проката 4. Нераспределенная прибыль
II. Оборотные активы. 5. Резервы
1. Производственные запасы * сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, запасные части, и др.
2. Готовая продукция   6. Целевые финансирование и поступления
3. Товары  
4. Незавершенное производство  
5. Краткосрочные финансовые вложения * вложения в уставные капиталы, акции, облигации и др. ценные бумаги.
6. Расходы будущих периодов * затраты текущего периода, но относятся к следующим отчет. периодам (расходы по подписке на периодические издания; уплаченные вперед суммы арендной платы; затраты на ремонт основных средств, и др. Обязательства организации (заемные источники средств)
7. НДС по приобретенным ценностям
8. Средства в текущих расчетах * сумма долгов покупателей и заказчиков, подотчетных лиц и прочих дебиторов. 1.Краткорочные обязательства
9. Денежные средства * деньги на счетах в банках, денежные переводы, наличные деньги и денежные документы (авиабилеты, путевки, почтовые марки и др.) в кассе организации 2. Долгосрочные обязательства

 

Основные средства — это совокупность материально-вещест­венных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превыша­ющего 12 мес, или обычного операционного цикла, если он превы­шает 12 мес. При этом стоимость основных средств принципиаль­ного значения не имеет. К основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины, оборудование, вычисли­тельная техника, транспортные средства, инструмент, производ­ственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности и пр.

Особенностью основных средств является то, что они участву­ют не в одном, а в нескольких кругооборотах капитала. В процес­се эксплуатации они постепенно изнашиваются и переносят свою стоимость на издержки производства (готовый продукт) или обра­щения по частям.

Процесс переноса стоимости основных средств в затраты орга­низации в течение нормативного срока использования называется амортизацией.

Нематериальные активы — это объекты долгосрочного вложе­ния, не имеющие вещественной материальной формы, но способ­ные как приносить их владельцу непосредственный доход, так и обеспечивать необходимые условия для его извлечения. Немате­риальные активы, так же как и основные средства используются в хозяйственном обороте организации в течение длительного пери­ода, т. е. свыше одного года. К нематериальным активам относят­ся: исключительные авторские права на патенты, товарные знаки, ноу-хау, компьютерные программы; на произведения науки, лите­ратуры, искусства, организационные расходы и др.

Стоимость нематериальных активов, так же как и стоимость основных средств, погашается равномерно, путем ежемесячной амортизации их стоимости, исходя из установленного организа­цией срока их полезного использования.

Долгосрочные финансовые вложения — это вложения свобод­ных денежных средств организации на срок более одного года, осуществляемые с целью получения доходов по ним. К ним отно­сятся вклады в уставные капиталы других организаций, приобре­тение акций и облигаций, долгосрочные займы, выданные другим организациям, и др.

К доходным вложениям в материальные ценности относится имущество, предоставляемое в лизинг либо по договору проката.

Оборотные активы отличаются от средств длительного исполь­зования (основных средств, нематериальных активов) тем, что они могут быть обращены в деньги или полностью использованы в ближайшем будущем (в течение одного года или операционного цикла). Они участвуют в одном акте производства, их стоимость сразу переносится на издержки производства (готовый продукт) или обращения и полностью списывается на затраты организации. К ним относятся: материально-производственные запасы (МПЗ), готовая продукция, товары, затраты в незавершенном производ­стве, расходы будущих периодов, налог на добавленную стоимость (НДС) по приобретенным ценностям, средства в текущих расче­тах, денежные средства.

Производственные запасы представляют собой часть МПЗ ор­ганизации (сырье, основные и вспомогательные материалы, по­купные полуфабрикаты, комплектующие изделия, топливо, запас­ные части и др.), используемую в качестве предметов труда при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг, предназначенных для продажи, или для управленческих нужд.

Готовая продукция — это часть МПЗ организации, предназна­ченная для продажи, являющаяся конечным результатом произ­водственного процесса, законченная обработкой (комплектаци­ей), технические и качественные характеристики которой соот­ветствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством РФ.

Товары представляют собой часть МПЗ организации, приоб­ретенную или полученную от других юридических и физических лиц и предназначенную для продажи или перепродажи без допол­нительной обработки.

Незавершенное производство — это продукция (работы), не прошедшая всех стадий обработки, предусмотренных технологи­ческим процессом. В затраты незавершенного производства вклю­чаются также полуфабрикаты собственного изготовления, пред­назначенные для дальнейшей обработки, переработки в данной организации; неукомплектованные изделия, не прошедшие испы­тания и технической приемки.

Краткосрочные финансовые вложения — это вложения денеж­ных средств или иного имущества в другие организации на срок не более 12 мес в целях получения дохода или контроля над их деятельностью. К ним относятся вложения в уставные капиталы, акции, облигации и другие ценные бумаги.

Расходы будуищх периодов представляют собой затраты, произве­денные в текущем отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам и подлежащие равномерному списанию на те­кущие затраты в течение периода, к которому они относятся (рас­ходы по подписке на периодические издания, уплаченные вперед суммы арендной платы, затраты на ремонт основных средств и др.).

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценно­стям — это суммы НДС, уплаченные поставщикам при покупке МПЗ и подлежащие в соответствии с налоговым законодатель­ством возмещению из бюджета при соблюдении определенных условий.

Средства в текущих расчетах — это дебиторская задолжен­ность юридических и физических лиц данной организации (сум­ма долгов покупателей и заказчиков, подотчетных лиц и прочих дебиторов).

Денежные средства — сумма денег на счетах в банках (расчет­ных, валютных, специальных и др.), денежные переводы, налич­ные деньги и денежные документы (путевки, авиабилеты, почто­вые марки и др.) в кассе организации.

Источники формирования хозяйственных средств организа­ции. К таким источникам относятся: уставный (складочный), до­бавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль. К ис­точникам хозяйственных средств приравниваются также целевые финансирование и поступления.

Уставный (складочный) капитал — это первоначально инвестированный капитал, формируемый за счет вкладов учредителей (участников) и соответствующий установленному размеру в учре­дительном договоре.

Добавочный капитал — собственный капитал организации, об­разовавшийся в результате дооценки внеоборотных активов, без­возмездно полученных ценностей, который отображает эмиссион­ный доход акционерного общества.

Резервный капитал формируется за счет части прибыли орга­низации и предназначен для покрытия возможных убытков орга­низации, а также для выплаты дивидендов, погашения облигаций организации и выкупа собственных акций.

Нераспределенная прибыль представляет собой разность между доходами и расходами организации и отображает собственный капитал организации, сформированный в результате ее текущей эффективной деятельности.

Резервы необходимы организации для покрытия расходов и платежей. Они создаются организацией за счет себестоимости или прибыли для равномерного включения в расходы отчетного периода затрат на оплату отпусков, выплату вознаграждений за выслугу лет и по итогам года, ремонт основных средств и т.д.

Целевые финансирование и поступления — это средства, пред­назначенные для финансирования целевых мероприятий. Они выделяются различными государственными и негосударствен­ными организациями на конкретные мероприятия, носят строго целевой характер и могут быть использованы лишь по назначе­нию.

Обязательства организации. Заемные источники средств (обя­зательства) являются внешними источниками ресурсов организа­ции. В зависимости от срока погашения различают краткосрочные и долгосрочные обязательства.

Краткосрочные — это обязательства, которые подлежат по­гашению в течение одного года, а долгосрочные — в срок более одного года.

К краткосрочным обязательствам относятся: краткосрочные кредиты банков; краткосрочные займы, полученные от юриди­ческих и физических лиц; кредиторская задолженность работ­никам организации по оплате труда, поставщикам за товарно­материальные ценности (ТМЦ), финансовым органам по налогам, фондам социального страхования и обеспечения по страховым взносам, другим юридическим и физическим лицам.

К долгосрочным обязательствам относятся: долгосрочные кре­диты банков; долгосрочные векселя, выданные кредиторам, по­ставщикам за полученные ТМЦ, профие долгосрочные займы.

 

 

Классификация хозяйственных средств (2)

 

1) по сферам нахождения: производство, обращение, внепроизводственная сфера;

2) по источникам формирования: собственные средства (капи­тал и резервы), заемные средства (кредиты, займы, кредиторская задолженность);

3) по оценке финансовых способностей: возможности предпри­ятия (оборотные и внеоборотные активы), обязательства предпри­ятия (долгосрочные и краткосрочные обязательства);

4) по источникам образования: собственные источники (капи­тал, прибыль, целевые финансирование и поступления), кредиты (краткосрочные, долгосрочные и не погашенные в срок), займы (краткосрочные и долгосрочные), кредиторская задолженность (бюджету, внебюджетным фондам, работникам, по товарным опе­рациям, прочая кредиторская задолженность);

5) по видам имущества: внеоборотные активы (нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, долго­срочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы), оборотные активы (запасы, дебиторская задолженность, краткос­рочные финансовые вложения, денежные средства, прочие обо­ротные активы).

 

МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Метод бухгалтерского учета — это совокупность приемов и способов, с помощью которых определяется предмет (объект) бух­галтерского учета.

Каждый отдельный прием или способ является элементом мето­да бухгалтерского учета. К ним относятся: бухгалтерский баланс, счета и двойная запись, документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, бухгалтерская отчетность.

Бухгалтерский баланс является способом обобщения и группи­ровки хозяйственных средств организации по видам и размеще­нию, источникам формирования и целевому назначению в денеж­ном измерителе на определенный момент времени. Он содержит информацию об имущественном и финансовом положении орга­низации.

Бухгалтерский счет — это специальный прием, который позво­ляет осуществлять экономическую группировку хозяйственных средств и текущий учет однородных хозяйственных операций. Бухгалтерский счет открывается на каждый отдельный объект учета. Совокупность счетов представляет собой систему форми­рования и сохранения информации, необходимой для принятия управленческих решений.

Система двойной записи на счетах основывается на принципе двойственности и состоит в том, что каждая хозяйственная опе­рация должна быть зарегистрирована дважды: по дебету одного и кредиту другого счета в одной и той же сумме.

Документация — это способ первичного отображения объек­тов бухгалтерского учета путем их документального оформления. На каждую хозяйственную операцию или группу однородных операций составляют оправдательный документ, который явля­ется материальным носителем первичной учетной информации и служит в дальнейшем основанием для регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

Инвентаризация — это проверка фактического наличия иму­щества и финансовых обязательств организации и сопоставление полученных данных о них с данными бухгалтерских счетов в це­лях установления достоверности учетных показателей и их уточ­нения при выявленных расхождениях.

Оценка представляет собой способ денежного выражения иму­щества и обязательств организации путем суммирования затрат для их отображения в бух.учете и отчетности.

Калькуляция — это способ группировки затрат и определения себестоимости приобретенных материальных ценностей, изготов­ленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Бухгалтерская отчетность — это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации, финансо­вых результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Она является завершающим этапом учетного процесса и включает в себя бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, а также дополняется другими отчетными данными с пояснениями в соответствии с требованиями стандартов бух.учета.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.