Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональное самоопределение личности




Проблемы профессионального самоопределения молодежи

План

1. Профессиональное самоопределение личности.

2. Социальные аспекты профессионального самоопределения

3. Профессиональное самоопределение и профессиональная мобильность.

 

 

Проблема профессионального самоопределения – одна из вечных проблем, стоящих перед молодым человеком, вступающим во взрослую жизнь. Это не просто выбор профессии, скорее – процесс жизненного самоопределения. Профессиональная подготовка любого уровня – это затраты физические, моральные, материальные. Надеясь быть востребованным обществом, иметь престижную работу, получать высокий доход, работать в комфортных условиях, выпускник школы и его семья могут предпринять множество усилий, которые в итоге не принесут ничего. А ведь государство нуждается в продуктивно работающих специалистах. Именно поэтому мы и говорим о проблеме профессионального самоопределения как одной из важных проблем профессионального образования.

Что же такое профессиональное самоопределение?

В литературе профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, формирования адекватных профессиональных намерений и планов, реалистического образа профессионала.

Фактически, профессиональное самоопределение – это осознание человеком уровня развития своих способностей, возможности реализовать их в той или иной профессии. Это также и те мотивы, которые лежат в основе выбора профессии и осуществления профессиональной деятельности.

Когда современная молодёжь встаёт перед выбором профессии, то на этот выбор влияет множество факторов.

Первым фактором, на наш взгляд, является родительское давление. Когда подростки начинают задумываться, кем бы они хотели быть, родители помогают им в выборе профессии. Но иногда помощь перерастает в давление, которое может помешать определению будущего личности. Нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим. Важнейшая задача этого этапа – помочь молодежи разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности.

Второй фактор – это социальное давление. Современная молодёжь, в отличие от предшествующих поколений, значительно большее значение придаёт условиям жизни, предпочитая профессии, которые приносят высокие заработки.

Третий фактор – «за компанию» с друзьями. Часто выпускники, не определившись с выбором профессии, идут в те профессиональные учреждения, что и их товарищи. В период юношества дружеские связи очень крепкие и могут сильно влиять на выбор профессии. Поэтому можно дать общий совет: выбирать ту профессию, которая соответствует вашем интересам и совпадает с интересами общества, в котором мы живем.

Четвертый факторнесоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии. Необходимо знать и учитывать особенности организма, условия, в которых придется работать, иначе человека может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляют очень высокие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских критериев профессиональной пригодности (например, хорошее зрение для повара, кондитера, водителя).

Пятый фактор –неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах. Для этого в школах работают социальные педагоги, психологи, которые должны проводить специальную работу, позволяющую лучше молодежи разобраться в своем профессиональном выборе.

Шестой фактор – устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии. Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.

Седьмой фактор – незнание социально-экономических особенностей региона. Для каждого местности характерен свой род деятельности, сложившаяся экономика, поэтому перед выбором профессии следует изучить характеристики своего региона и спектр профессий, подготовку которых ведут местные профессиональные учебных заведения. Например, Луганская Народная Республика является индустриальной территорией, где преобладает промышленное производство, богатые природные ресурсы, солидный научный и человеческий потенциал.

Восьмой фактор – фактор времени – востребованность тех или иных специальностей в разные периоды истории государства. В литературных источниках обозначено, что в 60-е годы XX века молодёжь интересовали профессии умственного труда. В 80-е годы прошлого века для молодых людей, стоящих перед выбором профессии, наиболее значимыми факторами этого выбора были престижность профессии (социальная ценность), качества личности, присущие представителям этой профессии, и нормы отношений, характерные для данного профессионального круга. Современные молодые люди при выборе учебного заведения и профессии кроме фактора престижности выделяют материальный фактор («хорошая зарплата в будущем») и фактор эксклюзивности профессии («таких специалистов мало»).

Нужно сказать, что среди так называемых ценных профессий называются психологи, генные инженеры, специалисты по биотехнологиям, разработчики альтернативного топлива и энергии, инновационные менеджеры, программисты, финансовые аналитики, архитекторы, адвокаты, разработчики и администраторы баз данных, специалисты в телекоммуникациях, специалисты в области информационных технологий, бизнес-тренеры, кризис-менеджеры. При этом, уже сейчас на рынке труда существует переизбыток психологов, финансистов, менеджеров, юристов (в 4 – 6 раз), администраторов баз данных (в 3 раза). А такие специальности как генные инженеры, специалисты по биотехнологиям, разработчики альтернативного топлива и энергии требуют для обучения базовый уровень подготовки, более значительный, чем дает средняя образовательная школа. Да и массовыми такие специальности вряд ли назовешь.

Тоже можно сказать и о высокооплачиваемых профессиях. Кадровые агентства выделяют среди таких профессий опять таки экономистов разных профилей, специалистов по ВЕД, переводчиков, дипломатов, государственных управленцев, рестораторов и специалистов гостиничного бизнеса, технологов промышленных предприятий, технических специалистов в телекоммуникациях. Понимаем, что привлекательно быть дипломатом и получать высокую заработную плату. Но вряд ли рейтинг высокооплачиваемых профессий имеет отношение к реальной жизни и сможет стать ориентиром в выборе профессий.

Мы уже с вами говорили ранее, что востребованные профессии лежат в области реального производства и требуют серьезной фундаментальной и практической подготовки. Поэтому пользоваться данными СМИ или кадровых агентств при выборе профессий не стоит.

Если еще раз вернуться к влиянию на выбор профессии фактора времени, то раньше идеальный образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их профессиональными ценностями, достижениями. Сейчас можно наблюдать, что в некоторой степени «идеальный образ профессионала» заменен на «идеальный образ жизни».

Ряд социально-психологических исследований показывает, что современная школа во многом затрудняет процесс юношеского самоопределения. Хотя и очень много говорят о потенциале технологического образования как основы выбора профессии, но в большинстве городов и сел организовать технологическое образование или как говорили ранее «трудовое обучение» в соответствии с образовательными стандартами крайне сложно.

Еще одной сложностью является то, что многие учителя, исходя только из успеваемости старшеклассников, пытаются спроектировать их профессиональный путь. Однако исследования показывают, что критерии оценки школьной успешности оказываются обратно пропорциональными таким личностным качествам, как социальная лабильность и персональная идентичность. Все это, в конечном итоге, приводит к потере интереса к обучению уже на начальном его этапе.

Безусловно, очень многое зависит и от преподавателей профессиональных учебных заведений, возможности на первых курсах заинтересовать студентов будущей специальностью, наглядно показать все преимущества сделанного выбора. В этом плане большое значение имеют профессионально насыщенные практики, чётко спланированная самостоятельная работа студентов, тренинги, деловые, ролевые игры, производственные экскурсии, мастер-классы, встречи с представителями профессии и всё то, что способствует приобретению практических, профессионально необходимых навыков будущих специалистов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1152; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.