Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема возраста и возрастной периодизации




Индивид, индивидуальность, личность, субъект деятельности.

Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Б. Г. Ананьев выделил четыре уровня челове­ческой организации: индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.

Представитель биологического вида имеет определенные врожденные особенности: прямохождение, развитие интеллекта, использование орудий труда и т. д. «Индивид» характеризует человека как носителя опреде­ленных биологических свойств.

Субъект — носитель сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.

Особенности развития всех этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивиду­альность.

«Личность» характеризует особенности развития человека как социального существа.

Рис.1.Соотношение объемов понятий «человек», «личность», «индивид» и «индивидуальность»

 

При рассмотрении структуры личности в нее обычно включают: способности, темперамент, характер, мотивацию, социальные установки.

 

Теория биогенетического закона в онтогенезе, представленная как теория рекапитуляции Э. Геккеля. Онтогенез есть краткое повторение филогенеза. В стадиях эмбриогенеза обнаруживаются формы, подобные стадиям эволюции животных организмов. Американский психолог С. Холл утверждал, что ребенок по своей природе кратко повторяет эволюцию человеческого рода. Страхи детей - это повторение страхов первобытного человека. Детская игра - это упражнение новых форм действия. А. Гезелл создал нормативный подход к изучению психического развития. Применив лонгитюдный метод эмпирического исследования в сочетании метода срезов, установил первые нормы для периодов детского развития. Ж. Пиаже в своих исследованиях с применением экспериментальной беседы установил "возрастные феномены" детского развития как возрастные нормы для каждого периода онтогенеза. Преодоление идей биогенетической трактовки детского развития осуществлено в отечественной психологии. Л.С. Выготский сформулировал гипотезу о превращении внешних знаковых и орудийных средств овладения поведением во внутренние, "психологические орудия" сознательного произвольного действия. В теории периодизации Л.С. Выготский разработал понятие типа ведущей деятельности, которая определяет характер развития на каждом возрастном этапе. В работах А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина утверждается концепция периодизации по механизму смены ведущей деятельности ребенка при переходе развития от одной эпохи к другой. П.Я. Гальперин в теории поэтапного формирования умственных действий экспериментально доказывает гипотезу о механизме интериоризации и опровергает концепцию неизменности "возрастных феноменов" Ж. Пиаже. В.В. Давыдов в теории развивающего обучения соотносит процессы обучения и развития, понимая их в качестве разных форм и разнообразного содержания общего процесса развития личности. Возрастные особенности периодизации определены различным характером соотношения формы и содержания. Общепринятыми границами возрастных периодов являются:

0 - 1/1,5, - младенчество (младенческий возраст);

1/1,5 - 3, - раннее детство (ранний возраст);

3 - 6/7, - дошкольное детство (дошкольный возраст);

7 - 10/11, - младший школьный возраст (младший подростковый возраст);

10/11 - 15/16, - подростничество (подростковый возраст);

15/16 - 20/21, - юность (юношеский возраст);

20/21 - 29/30, - молодость (молодой возраст);

29/30 - 40/42, - взрослость (взрослый возраст);

40/42 - 53/55, - зрелость (зрелый возраст);

53/55 - 63/65, - поздняя зрелость (пожилой возраст);

63/65 - 73/75, - старость (старческий возраст);

73/75 - 83/85, - глубокая старость (преклонный возраст);

83/85... долгожительство (возраст долгожителей).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.