Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические взгляды Ивана IV




ЛЕКЦИЯ 3

ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА (продолжение)

 

1. Политические взгляды Ивана IV

2. Опричнина

Советские историки считали, что к концу 15 века в России складывается централизованное государство. Новейшие подходы эту традиционную оценку признают устаревшей и полагают, что корректней говорить о том, что в конце 15 начале 16 веков в России оформляется единое государство. Обращая при этом внимание на то, что аппарат управления еще был достаточно архаичным и слабым для того, чтобы обеспечивать централизованное управление страной. И это на самом деле так.

 

В конце 15 века в состав боярской думы входило 10 бояр и окольничих. Окольничий – один из думских титулов. Как полагают историки, к концу 15 века еще не произошла инстутуцианализация боярской думы, т.е. дума не оформилась как институт. Кстати, если обратиться к документам, то можно увидеть, что дума – это собирательное понятие, а не институт с четким регламентом. Это становится тем более очевидным, если учесть, что бояр и окольничих сложно было бы собрать, т.к. всегда кто-то отправлялся с посольствами или выступал в качестве воеводы. Эти десять бояр и окольничих выполняли отдельные великокняжеские поручения. На бояр могло возлагаться руководство специальными боярскими комиссиями, которые создавались для проведения внешне политических переговоров. Также на бояр могла возлагаться обязанность отправления судопроизводства по гражданским или уголовным делам. Т.е. система властных полномочий была именно такова.

 

Власть на местах принадлежала наместникам и волостей, контроль за деятельностью которых оставлял желать лучшего. Делами великокняжеского двора занимался дворецкий, т.е. этот титул являлся одним из дворцовых титулов. При этом дворецкому могли вручаться и общегосударственные функции, т.е. на дворецкого мог возлагаться контроль за кормленщиками (наместниками). Кроме того, дворецким мог поручаться от имени великого князя суд последней инстанции. Лестницы дворцовых чинов располагались в постельничей, ясельничей, сокольничей – также могли принимать участие в государственном управлении. Т.е. это говорит об одном: об аморфности, неразвитости государственного аппарата, его ограниченных возможностях для централизованного управления страной.

Отметим, что при Иване III на великокняжеской службе находился всего 61 дьяк. И конечно, возможности, их были опять же ограничены. Поэтому принимая во внимание отмеченное, правильнее рассуждать применительно к концу 15 начала 16 веков о создании единого государства, которое по мере дальнейшего развития постепенно становитсяцентрализованным.

Московское единое государство формировалось с опорой не столько на экономические и культурные связи, сколько с опорой на военный потенциал Москвы. Поэтому неудивительно, что известный русский историк Милюков считал Московское государство военно-национальным государством, образно сравнивая его с военным лагерем, именноподчеркивае значимость военного потенциала Москвы в формировании единого государства.

Не будем забывать, что процесс объединения северо-восточных земель к Москве осуществлялся совместно с ведением боя с татарским игом. Историки обращают внимание на то, что при Василии II и Иване III русское войско отправлялось в поход дважды, а то и трижды в год.

 

 

Этот аспект представляет интерес, чтобы разобраться в политических реалиях времени и феномене опричнины.

Надо сказать, что Иван IV считал единственно возможной формой власти неограниченную самодержавную власть. Иван IV подчеркивал: «А жаловати есь мя своих холопий вольны, и казнити вольны», т.е. «хочу казню, хочу жалую». В этих словах зафиксирована приверженность идеалу самодержавной власти. И в этих словах одновременно зафиксировано неприятие тех форм власти, которые предполагают существование парламента.

В 1570 году Иван IV отправил письмо английской королеве Елизавете, в котором он заострял внимание на следующем: «А мы чаяли того, что ты на своем государстве государыня и своей государской чести смотришь, своему государству прибытка». А далее с разочарованием: «А на самом деле мимо тебя люди торговые владеют. И думают о своих торговых прибытках». Т.е. Иван IV имел в виду именно английский парламент. Дело дошло до того, что в письме Иван IV буквально выплеснул свои негативные эмоции и в конце заключал: «А ты прибываешь в своем девическом чину как обычная пошлая девица». Пошлая для того времени = обыкновенная. Конечно, высказывание это было в любом случае некорректным и досталось Елизавете именно за то, что она считалась с парламентом.

Иван IV был убежден в том, что истинный монарх должен быть природным (наследственным). Он признавал, что даже не помнит себя не на престоле. Поэтому нет ничего удивительного, что особо доставалось от него польским королям, поскольку они были выборными. Объектом нападок являлся польский король Сигизмунд II Август. Вообще Иван IV рассуждал так: «А что о безбожных народах говорить? Они своими царствами не владеют». В общем, действительно, отношение к польскому королю отражало принципиальную позицию Ивана IV. Хотя что интересно, Иван IV не меняя своих убеждений был не против воспользоваться польским престолом. В 1567 году Иван IV заключил союзный договор со шведским королем Эриком XIV. Казалось бы, что тут странного. Но один пункт этого договора действительно обращает на себя внимание, согласно нему, Иван IV должен был взять в жены Екатерину – супругу родного брата шведского короля Эрика Юкона. А этот Юкон выступил против Эрика и был посажен в тюрьму. А Иван IV потом говорил, что ему сказали, что Юкона в живых нет и Екатерина вдова. Дело в том, что Екатерина была родной сестрой Сигизмунда, а у того не было детей. Этим Ивана и привлекла Екатерина. Прошло некоторое время, в Стокгольме (Стекольной) отправилось русское посольство, чтобы забрать Екатерину, и произошло непредвиденную: восстал посад Стокгольма, Юкона выпустили из тюрьмы и он занял престол. Юкон знал зачем приехало посольство, послов обобрали, оставили в одних рубашках, изрядно унизили. Иван IV не стал оправдываться, он сказал: «А кто вас шведов знает, сами не можете разобраться кто у вас на престоле! А что об этом говорить долго? Женка твоя у тебя, проблема исчерпана». Такая история действительно имела место, но это не меняет того, что на самом деле Иван IV не жаловал польских королей.

 

И когда Степан Баторий стал польским королем, Иван IV, обращаясь к нему, не упустил момент его уколоть. Он, Иван IV, царь, великий князь, по-божьему изволению, а не по многомятежному человечества хотению. Т.е. он опять подчеркивал, что он природный государь.

Поэтому не жаловал Иван IV и шведских королей. Отмечал, что не ровня они ему, и отец Юкона был избран на престол. Таков политический идеал Ивана IV. Рассуждая о необходимости неограниченной власти Иван IV акцентировал внимание и не средствах ее достижения. Он не скрывал: «Власть должна внушать страх тем, кто покушиться на нее. Хочешь не бояться власти? Благое твори. А если злое творишь – бойся!». И власть, подчеркивал Иван IV дана ему «на казнь злым, а добрым на милование». И все подданные в представлении Ивана IV делились на две категории: на добрых и злых, на преданных и изменников. Именно такой водораздел проводил Иван IV, не выделяя вельможу или безродного человека. Иван IV был убежден в том, что в служении ему заключается христианский долг его подданных.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.