Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок и рыночный механизм




Рынок – совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

Рынок – это обмен, купля-продажа товаров и услуг.

Условия возникновения рынка Условия развития рынка
1. Общественное разделение труда 2. Экономическая обособленность товара производителей 3. Самостоятельность товара производителей 1. Конкурентная среда: свободное ценообразование, многообразие форм собственности, отсутствие монополизации рынка, действие законов, охраняющих права частной собственности 2. Наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов) 3. Функционирование инфра­структуры рынка (обеспечение движения товар­ных, денежных, трудовых и информационных потоков)

Признаки рынка:

1.нерегулируемое предложение, т.е. производитель сам решает что, как и для кого он производить;

2. нерегулируемый спрос, т.е. потребитель сам определяет что, где и как купить;

3. нерегулируемая цена, т.е. цены определяются на рынке посредством спроса и предложения.

Функции рынка:

1. Посредническая. Рынок соединяет в единую систему экономически обособленных товаропроизводителей и потребителей, позволяя выбрать подходящего покупателя и продавца.

2. Ценообразующая. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, устанавливая на тот или иной вид товара равновесную цену, т.е. цену, при которой спрос на товар равен предложению этого товара.

3. Регулирующая. Рынок дает ответы на вопросы: что производить? как производить? для кого производить? Он порождает переток капиталов и ресурсов из менее выгодных отраслей в более выгодные.

4. Санирующая (оздоровительная). Рыночная конкуренция приводит к банкротству нерентабельных предприятий и дает дорогу экономичным и высокоэффективным хозяйствам.

5. Стимулирующая. Рынок побуждает товаропроизводителя экономить и представлять товары, нужные покупателю; рынок побуждает экономить и покупателей, соизмеряя спрос с их доходами.

6. Информационная. Рынок через систему показателей (например, цены, проценты, количество, качество и ассортимент товаров и услуг), как гигантский компьютер, собирает, перерабатывает и выдает обобщенную информацию о состоянии экономики.

Достоинства и недостатки рыночного механизма

Достоинства Недостатки
1. Рынок способствует эффективному распределению ресурсов, направляя их в те отрасли, где они в данный момент наиболее необходимы, поэтому дефицит бывает крайне редко. 2. Рынок стимулирует научно-технический процесс: новые технологии позволяют тратить меньше ресурсов, по удовлетворению многих потребностей. 3. Рынок направляет всю экономическую деятельность на удовлетворение потребностей потребителей. 4. Рынок стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятельности, т.н. невидимые руки рынка. 1. Рынок не гарантирует решение социальных и экономических проблем, таких как: а) экология б) экономическая безопасность в) развитие науки. 2. В ходе распределения продуктов труда появляется социальное неравенство (общество делиться на бедных и богатых). 3. Существует тенденция к монополизации рынка. 4. Нехватка денег для внедрения новых разработок. 5. Значительная часть денег уходит на рекламу. 6.Рынок не решает проблему внешних издержек (все расходы ложатся на плечи потребителя). 7.Рынок всегда цикличен, т.е. приводит к кризисам. 8. Рынок при отсутствии ограничений разрешает окружающую среду.

Классификация рынков:

1. По действующему законодательству:

· теневой (незаконный);

· легальный (законный).

2. По объекту купли-продажи:

· рынки товаров;

· рынок услуг;

· рынок факторов производства;

· рынок недвижимости;

· фондовый рынок (акции, облигации);

· валютный рынок.

3. По типу конкуренции:

· совершенной конкуренции;

· монополистической конкуренции;

· олигополии;

· монополии.

Конкуренция соперничество между участками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купле-продажи товаров и услуг.

Характерные типы конкуренции:

Типы и характеристики рынка Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия (дуополия) Монополия
Число фирм Очень большое: нет влияния фирмы на цену Сравнительно большое: ограниченное влияние фирмы на цену Несколько крупных фирм: влияние на цену при тайном сговоре Одна фирма: значительный контроль над ценой
Характер продукции Однородный: нет неценовой конкуренции Неоднородный: неценовая конкуренция – реклама, торговые марки Однородная и неоднородная: с неценовой конкуренцией Уникальный продукт, не имеющий заменителей: реклама только имиджевая
Барьеры на входе и выходе с рынка Отсутствуют Незначительные Значительные Абсолютные, вход в отрасль практически закрыт
Свобода движения информации Абсолютно свободное Достаточно свободное Ограниченная свобода Отсутствует

 

Достоинства конкуренции Недостатки конкуренции
1. Общее снижение затрат, т.к. для получения высокого спроса производители должны понизить цену. 2. Создание выбора для потребителей 3. Повышение качества продукции за счет внедрения передовых технологий научно-технического прогресса 1. Постоянное разорение товаропроизводителей. 2. Большие издержки на рекламу. 3. Использование нечестных методов борьбы. 4. Экономический шпионаж. 5. Подделка продуктов конкурентов. 6. Чрезмерная эксплуатация ресурсов.

Инфраструктура рынка – совокупность рыночных институтов, обслуживающих рыночное хозяйство:

а) транспортная сеть;

б) система коммуникаций;

в) страховые компании;

г) правоохранительная система, суды;

д) биржи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.