Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Выпускная квалификационная работа




С ОТКЛОНЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

 

Выпускная квалификационная работа

 

 

Выполнила:

студентка отделения заочного образования

специальность «Логопедия»

Сардушкина Евгения Николаевна

 

Научный руководитель:

к.п.н., доцент кафедры СПП и ПМ

Е. В. Шереметьева

 

 

Квалификационная работа

допущена к защите,

протокол № __ от «» _______ 2010 г.

Зав. кафедрой

специальной педагогики, психологии

и предметных методик

____________________________

к.п.н., доцент, Л.А. Дружинина

 

 

Челябинск

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4

Глава I. Артикуляция и ее состояние у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития в теоретических исследованиях

1.1. Артикуляция как психофизиологическая основа устной речи…………....8

1.2. Онтогенез артикуляционных возможностей в процессе развития ребенка раннего возраста…………………………………………………………………13

1.3. Отклонения речевого развития в раннем возрасте………………………..18

1.4. Нарушение артикуляции как одна из причин отклонения речевого развития и ее состояние у детей раннего возраста……………………...……..24

Выводы по I главе………………………………………………………………..35

Глава II. Особенности артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития

2.1. Обзор существующих методик изучения артикуляции у детей раннего возраста……………………………………………………………………….…..37

2.2. Организация и содержание диагностики состояния артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития…………………….…...44

2.3. Состояние артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития……………………………………………………………..…47

Выводы по II главе……………………………………………………………....54

Глава III. Формирование артикуляционных навыков у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития

3.1. Обзор существующих методик коррекции и формирования артикуляции детей раннего возраста с отклонениями речевого развития………………….55

3.2. Организация и методика работы по формированию артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития…………………………60

3.3. Анализ эффективности работы по коррекции артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития………………..………..71

Выводы по III главе……………………………………………………………...75

Заключение…………………………………………………………………….…76

Список литературы………………………………………………………………78

Приложение…………………………………………………………………..…..85

 

Ранний возраст является благоприятным для речевого развития. Сензитивность развития речи в этот период позволяет организовать направленное воздействие на ее «созревающие процессы» [4], что не только оптимизирует речевое развитие, но и создает реальную возможность предупреждения отклонений в речевом онтогенезе, которые на данном этапе определяются как задержка речевого развития. При неблагоприятном течении и отсутствии своевременной коррекционной помощи отклонения речевого развития после трех, четырех, пяти лет усложняются, приобретают вторичные формы и переходят уже в общее, фонетико-фонематическое или фонетическое недоразвитие речи.

Малоисследованной в детской логопедии остается проблема разграничения индивидуального темпа развития речи и отклоняющегося типа речевого онтогенеза.

В работах ряда исследователей (Е.М. Мастюкова, Г.В Чиркина, Е.В. Шереметьева и др.) большое внимание уделяется речи как важной составляющей нервно-психического развития ребенка, становление которой происходит в течение первых лет жизни, но при этом определяет ее качество во все дальнейшие возрастные периоды.

Г.В. Чиркина отмечает, что проблема ранней диагностики и коррекции

развития детей с нарушениями речи в современной логопедии представлена недостаточно [63]. Большое распространение получили традиционные представления о том, что логопедическое воздействие целесообразно применять в случаях выраженного отставания речевого развития от возрастных нормати­вов. Исключение составляют лишь категории детей с врожденными дефекта­ми артикуляционного аппарата, с детским церебральным параличом и для этой группы нарушений имеются соответствующие методические рекомен­дации.

Недостаточно разработаны вопросы выявления и диагностики отклонений в развитии речевой деятельности у детей с сохранными предпосылками интеллектуального развития и нормальным слухом, большая часть которых квалифицируется как группа риска по речевой патологии лишь в возрасте 4-5 лет. Развитие и функционирование логопедических учреждений также ориентировано на этот возраст.

На современном этапе уделяется большое внимание раннему выявлению и диагностике детей с нарушениями речи. Такая диагностика позволяет вовремя заметить нарушение и скорригировать его путем подбора определенных методик и привлечения ряда специалистов, что позволит предупредить дальнейшее развитие патологии речи.

На возникновение нарушений речи оказывают влияние многие факторы. В литературе приводятся данные исследований по пробле­ме нарушений артикуляции. Авторами освещаются вопросы классификации, этиологии, особенностей довербального развития при нару­шениях артикуляционного праксиса, а также Б.Ж. Монделаерсом выделяются «показатели расстройств артикуляционного праксиса» в доречевой период развития.

А.Н. Корнев отмечает, что категория детей с нарушениями артикуляции достаточно многочисленна и заслуживает подробного изучения [31].

Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное его строение, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого неба, губ и как следствие их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения, что влечет за собой проблемы в дальнейшем обучении детей с от­клонениями в нервно-психическом развитии, их школьная и социальная адаптация во многом зависят от своевременности выявления нарушений в речевом развитии.

Известно, что в тех случаях, когда отклонения в развитии выявлены на ранних этапах онтогенеза, то психолого-педагогическое воздействие оказывается наиболее эффективными.

В связи с этим в настоящее время становится актуальной проблема предупреждения нарушений в развитии речи детей раннего возраста (Г.В.Чиркина, Ю.Ф. Гаркуша и др.). Особенно важным являются вопросы диагностики недостатков довербального развития, определения критериев раннего прогноза речевых нарушений, разработки приемов и методов работы как пропедевтической, так и коррекционной направленности.

Объект исследования: двигательные предпосылки артикуляции у детей раннего возраста.

Предмет исследования: основные направления коррекции и формирования артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития.

Исходя из вышеперечисленного, целью исследования является: коррекционное формирование артикуляционного праксиса у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития.

В соответствии с предметом, целью исследования были определены следующие задачи:

1. Изучить проблему развития артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития в теоретических исследо­ваниях.

2. Изучить состояние артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития.

3. Разработать и апробировать направления работы по формированию артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития.

Для решения поставленных задач исследования был использован комплекс методов:

- теоретические: теоретико-методологический анализ состояния проблемы исследования; анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;

- эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент;

- интерпретационные: методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных, интерпретация результатов.

База исследования:МДОУ № 37 г. Копейска Челябинской области. В исследовании приняли участие дети второй младшей группы в количестве 5 человек.

Практическая значимость заключается в том, что предложенные материалы можно использовать при проведении логопедических занятий с детьми раннего возраста логопедами, воспитателями в образовательных учреждениях.

 

Глава I. Артикуляция и ее состояние у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития в теоретических исследо­ваниях




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1180; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.