Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности городского ландшафта как экскурсионного объекта




Классификация объектов ландшафта

Существуют различные подходы к классификации ландшафтов. Межгосударственный стандарт «Охрана природы. Ландшафты. Классификация» требует, чтобы классификация ландшафтов основывалась на двух основных положениях:

«1. Классификация современных ландшафтов должна основываться на сочетании антропогенных и природных факторов их формирования.

2. Классификацию ландшафтов по антропогенным факторам формирования устанавливают на основе социально-экономической функции ландшафта».

По основным видам социально-экономической функции ландшафты подразделяют, как представлено на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Классификация ландшафтов по основным видам социально-экономической функции

Для классификации ландшафтов по природным факторам формирования устанавливают следующие признаки, представленные на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Классификация ландшафтов по природным факторам формирования

По устойчивости к антропогенным воздействиям ландшафты классифицируют на:

· высокоустойчивые;

· среднеустойчивые;

· слабоустойчивые;

· неустойчивые.

По степени измененности ландшафты подразделяют на:

· неизменные;

· слабоизмененные;

· среднеизмененные;

· сильноизмененные.

Мы так долго жили в атмосфере серенькой архитектуры, не ухоженности городских ландшафтов, заросшим огромным пустырям, что с огромной радостью и любовью относимся к садово-парковым архитектурным формам, к прекрасным образцам антропогенного ландшафта на улицах российских городов.

Несмотря на то, что зарождение ландшафтного преобразование среды, можно отнести к самому началу деятельности человека, вследствие стремления человека преобразить окружающую его местность, практически развитие ландшафтного искусства произошло в средние века в Европе.

Ландшафт неразрывно связан со свойствами пространства.

В ландшафтном управлении существует много способов преобразования среды – это:

1. изменение рельефа,

2. воссоздание заповедных зон,

3. обустройство рекреационных комплексов,

4. создание водных сооружений,

5. озеленение территории.

При этом многообразие природы позволяет создавать различные ландшафтные композиции. Главной особенностью при создании таких композиций является взаимосвязь естественных и искусственных компонентов.

На формирование стилей антропогенного ландшафта большой отпечаток оказывали традиции и культура различных народов, которые в дальнейшем интегрировались в другие стили, взаимно дополняя их и развивая.

Историю развития антропогенного ландшафта можно проследить, представив в виде схемы на рисунке 3.

Рисунок 3. Этапы становления и развития антропогенного ландшафта

Высокий уровень садового искусства в античный период базировался исключительно на развитой культуре садоводства древнего Востока, которая представляла собой одну из основ мировой культуры садового искусства вообще. Древние римляне и греки использовали сад в качестве жилища столь же часто, как и сам дом.

Готическое понимание образности не слишком располагало к дальнейшему развитию искусства сада. Характерной чертой пространственного решения готических садов было их геометрическое деление на участки правильной формы.

Большое значение для развития антропогенного преобразования ландшафта имела эпоха Возрождения. Возникли новые тенденции в развитии мысли, в стремлении личности к свободе, к радостям жизни. Изменились и взгляды на понимание места ландшафта в жизни человека.

Сады становятся не только естественным компонентом великолепных поместий феодалов, но и занимают значительное место в городских застройках. Вместо труднодоступных крепостей начинается строительство замков. И ограниченные по площади, стесненные средневековые сады крепостей теперь заменяются обширными садами замков и парками.

Антропогенное преобразование ландшафта того периода напоминали «зеленые кабинеты», в которых можно было уединиться среди душистых растений в красивой беседке. Каждый такой участок планировался согласно единственной, только ему предназначенной теме. Соединялись такие «кабинеты» декоративными переходами с аллеями, лестницами, арками и другими садовыми строениями.

Во времена барокко (конец XVI и начало XVII веков) в садах стали модными скульптуры (в том числе и сформированные из зеленых растений – искусство топиари), стало больше внимания уделяться цветовому решению ландшафта. Этот период знаменателен пышными формами, богатым убранством и роскошью. Одним из самых главных вкладов в искусство сада периода барокко является переход сада в прилегающий природный ландшафт. Это достигалось либо благодаря созданию специальных смотровых площадок с видом на соответствующий участок, либо фактическим слиянием сада с окружающим природным ландшафтом путем устройства аллей, тропинок и т.д.

Эпоха классицизма в ландшафте отличается строгими геометрическими формами и сдержанностью.

Смена стилей в преобразовании ландшафта не происходила стихийно. Стили нагромождались друг на друга постепенно вытесняя более старые веяния. Особенно такое нагромождение стилей обозначилось в XIX веке, где стал преобладать «вещицизм» и приспособление к тому или иному стилю. Отличительной чертой архитектуры данной эпохи стал стиль модерн.

И лишь когда Европой овладел дух английского стиля садов и парков, сформировалось правильное отношение человека к природе.

XX век (особенно его конец) отличается революционными преобразованиями в архитектуре зданий и ландшафте. Появились новые, совершенно фантастические конструкции в управлении ландшафтом.

Так как начало антропогенного ландшафта связано с представлением рая на Земле, а каждый народ имеет свое представление о рае, зависящее от религиозных течений и веяний, природных условий той или иной страны, поэтому в искусстве организации окружающего пространства так много стилей и форм.

Большой отпечаток на формирование стилей оказывали традиции и культура различных народов. Особенно часто архитекторы прибегали к восточной архитектуре, доминирующую роль в которой играли Китай и Япония.

Антропогенный ландшафт принято подразделять на следующие стили, представленные на рисунке 4.

Существует ли русский стиль в антропогенном ландшафте. Вопрос достаточно спорный. В России, принято считать, что история отечественного антропогенного ландшафта начинается в эпоху правления Петра I (начало XVIII века). Несомненно, что именно с этого времени сады и парки, на устройство которых выделяются колоссальные средства, начинают рассматриваться как предмет искусства, призванный не только подчеркнуть могущество, достаток и власть, но и выступающий средством воспитания.

Однако, к самым первым предшественникам современных парков и садов, которые имели распространение еще до расцвета Киевской Руси, можно отнести плодовые сады при древних поселениях. После принятия христианства широкое распространение получили сады при монастырях. Кроме плодовых растений, эти сады включали декоративные кустарники, цветы, живые изгороди, заросли ореха и жасмина. «…Монастырские сады приводили в восхищение набожных царей и цариц. Стали возникать царские, а затем боярские сады; в конце концов, обыватели последовали тому же примеру, а в результате вся Москва запестрела в садах. Но и этого мало: монастыри повлияли на крестьянское население, которое благодаря им усердно принялось за преобразование природного ландшафта через плодоводство и огородничество.

Рисунок 4. Классификация антропогенных ландшафтных стилей

 

В XVI веке Москва буквально утопала в зыбкой зелени садов, перемежавшихся многочисленными рощами, лугами, пустырями… Русские люди смотрели на окружающий ландшафт как на экономическую часть дома, доставлявшую и плоды, и овощи, и рыбу, и мед, и тут же служившую для мытья, купанья, полосканья и пр. В смысле «сада», т.е. ради прогулки, у них все еще оставался любимым местом лес, а для игрищ – лужайки, каковых в Москве было немало…» (Регель, 1896 г.).

Сад при русской усадьбе XV–XVI веков – это были почти исключительно плодовые «огороды», даже в придворцовых садах и загородных царских и боярских усадьбах преследовались в основном утилитарные цели. Декоративные цветники появляются позже, уже к исходу XVII века. Встречались и раскрашенные беседки, качели, резные лавочки-сиделки и столы, но все это было лишь дополнением к хозяйству, утилитарная функция усадьбы была тогда основной. Красивое видели в предметах простого повседневного быта, «красоту» не отделяли от «пользы».

Таким образом, в русском народном садоводстве, как прародителе антропогенного ландшафта, вплоть до середины XVII века еще нет признаков деления усадьбы на хозяйственную и «парадную» части, нет каких-либо специальных декоративных устройств, лишенных утилитарного назначения, наблюдается лишь стремление украсить жилище и все, что его окружает.

Интересно, что более чем через 200 лет, в конце XIX века в России стала все заметнее проявляться тенденция к замене чисто декоративных представительных парков при усадьбах так называемыми экономическими садами, которые, включая в себя также и некоторые декоративные элементы, частично использовались для отдыха. Такой поворот в преобразовании ландшафта означал возврат к древнерусской традиции сочетать утилитарные функции сада-огорода с художественной.

Примером могут служить усадьбы, возникшие в этот период и сохранившиеся до наших дней благодаря их большому культурно-историческому значению: Ясная Поляна в Тульской области, Спасо-Лутовиново в Орловской, Михайловское, Тригорское.

Своеобразным явлением в развитии антропогенного ландшафта были так называемые «верховые» увеселительные сады, создаваемые при княжеских (царских) хоромах на специальных каменных сводах. В XVII веке в Кремле существовало несколько малых «висячих» садов, расположенных на крышах и террасах дворца. Сад украшал расписной терем-беседка, затейливые резные ограды, небольшие водоемы, цветники в ящиках.

К сожалению, немного нам известно о тех преобразованиях природного ландшафта, которые создавались в XVI–XVII веках, и еще меньше – природно-антропогенных объектах – садах и парках Древней Руси. Однако, несомненно, их влияние на возникновение и развитие антропогенного ландшафта в России в более поздний период вплоть до сегодняшнего дня.

К примеру, современные владельцы загородных усадеб, располагая в укромных местах сада модных ныне гномиков, черепашек, птичек, и не догадываются о связи своих поступков с древними языческими верованиями наших предков, а получающие все большее распространение «сады на крышах» – не что иное, как продолжение идеи «висячих» садов Древнего Кремля.

И все-таки не случайно историю развития антропогенного ландшафта в России делят на допетровский и послепетровский период. Ведь именно Петр I стал рассматривать садовое зодчество как одну из сфер своих обширных реформ Российского государства и считал его не только средством украшения, но и воспитания. А так как Петр стремился создать целостное великое государство под властью абсолютного монарха, то и стилем, преобладавшим в петровскую эпоху должен был стать регулярный стиль, символизировавший сильную централизацию во всем.

Ландшафтное проектирование и антропогенный ландшафт в России имеют свои особенности, так как выступают еще как средство воспитания:

1. Несомненно, что именно со времени правления Петра I сады и парки, на устройство которых выделяются колоссальные средства, начинают рассматриваться как предмет искусства, призванный не только подчеркнуть могущество, достаток и власть, но и выступающий средством обучения и воспитания.

2. Вода – важнейшее средство художественной выразительности. Мало где еще можно встретить такое изобилие фонтанов, каскадов, бассейнов и каналов, как в русском регулярном парке петровской поры.

3. Отсутствие идеального геометрического плана. Часто парк представлял собой множество небольших регулярных садиков, соединенных воедино системой просек, и окруженных лесом или водой. Эту особенность парки петровского времени, без сомнения, унаследовали от старинных русских садов.

4. Характерная русская флора. Аллеи, шпалеры и живые изгороди создавались из таких растений, как ель, можжевельник, береза, рябина, черемуха; в партерах высаживались брусника и зеленый лук.

5. Парки служили не только для отдыха и развлечения, но и для обучения людей. Каждая скульптура в парке «говорила»: или рассказывала о той или иной античной легенде (а в то время, когда Россия только еще знакомилась с европейской культурой, это было отнюдь не маловажно), или призывала следовать какой-либо добродетели, или же увековечивала военные победы русской армии.

Дальнейшую классификацию ландшафтного дизайна можно предложить, используя в качестве основы природно-антропогенный объект. Среди таковых можно предложить:

1. Альпийские горки

2. Деревья – скульптуры

3. Бордюры

4. Живые стены

5. Вертикальный настенный сад

6. Топиари.

1. Альпийские горки – каменистый сад. Удачным обрамлением альпинария может стать подстриженный газон, на котором обычно помещают два-три больших камня и какое-нибудь неброское растение, хвойное или лиственное дерево или высокое травянистое растение;

2. Бордюры формируются в основном из низкорослого медленнорастущего кустарника. Высаживают ее вдоль дорожек, границ террас и газонов, для подбивки цветников. Бордюры могут быть формованные и свободно растущие.

3. Живые стены служат для архитектурно-художественного оформления, защитой от ветров, шума и пыли. Они высаживаются вдоль границ участка, реже внутри него.

4. Вертикальный настенный сад – где вертикаль это не только место, по которому проходят стебли растений (как это испокон веков было в замках, увитых плющом), но и поверхность, на которой они растут.

5. Деревья – скульптуры – изменение формы ствола.С помощью наипростейших инструментов можно заставить дерево вырасти в форме беседки, человеческой фигурки или декоративного сердца.

6. Topiary – орнаментальное или фантазийное садоводство, искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников, чаще всего в виде животных. Топиарное искусство (англ. top – вершина) – фигурная стрижка деревьев и кустарников, придание им геометрических и фантастических форм.

Возникшее в древности искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников в последнее время стало неотъемлемой частью антропогенного ландшафта.

Придание деревьям и кустарникам геометрических и фантастических форм, например животных, архитектурных сооружений, да и просто стриженые растения в садах и парках являются настоящей изюминкой ландшафта.

В настоящее время интерес к топиарному искусству (фигурная стрижка деревьев) в России практически отсутствует. Однако посетители этих садов смогут совершить прогулки и наслаждаться видом этих фантастических творений, получить вдохновение, а также узнать о том, как возник и развивался данный вид ландшафтного искусства.

История фигурной стрижки деревьев начинается тысячи лет назад, во времена, когда древние Египтяне и Персы создали регулярные сады по ассоциации с их равносторонней архитектурой.

Рабы из Сирии и Египта принесли эти знания в Рим, и искусство топиари распространилось по Западной Европе. Практически уничтоженное с падением Римской империи, искусство фигурной стрижки выжило под священными сводами ранних христианских монастырей и аббатств.

Вновь расцвет популярности регулярных садов произошел в VII веке в эпоху Ренессанса и нашел свое отражение в великолепии Версальских парков. В Англии также были созданы сказочные сады с фигурно подстриженными деревьями, такие как Левенс Холл Кендал в Камбрии. С тех пор искусство топиари вновь стало популярным в Европе и остается таковым и по сей день.

Существует несколько разновидностей топиарного искусства:

1) Классический стиль топиари.

2) «Новое топиари».

3) Американский (каркасный) стиль топиари.

В классическом понимании – это геометрические или фантастические формы, выстриженные из кустарника или дерева с мелкой листвой, по шаблону, веревке или на глаз. Иногда используется стягивание ветвей.

«Новое топиари» (приблизительно. 18 век) – было придумано американцами, и подразумевает под собой стрижку растения по металлическому каркасу, что значительно облегчает дальнейшее поддержание формы и пока зеленая скульптура дорастает до нужного размера, идею передает металлическая скульптура, внутри которой высажено растение.

Сегодня топиари – один из старейших видов искусства, которое не перестает очаровывать.

В России топиарное искусство редко встречается в ландшафтном планировании. Однако необходимо отметить, что в последние годы интерес к нему возрос. Появились топиарные скульптуры и в Самаре (Струковский парк).

Анализ нормативно-законодательной, учебной и исторической литературы, показал, что существует два подхода к классификации ландшафта: нормативно-законодательный и исторический.

Нормативно-законодательный представлен межгосударственным стандартом, по которому классификация современных ландшафтов должна основываться на сочетании природных и антропогенных факторов их формирования. Классификацию ландшафтов по антропогенным факторам формирования устанавливают на основе социально-экономической функции ландшафта.

Историческая классификация ландшафтов основана на двух подходах: архитектурно-композиционном и страновом.

Туризм в начале XXI в. стал одним из ведущих направлений социально-экономической деятельности большинства государств, а туристская индустрия – неотъемлемым элементом потребительских моделей и социального поведения значительной части населения.

Туристские ресурсы – природно-климатические, социокультурные, исторические, архитектурные, археологические, научные и промышленные, зрелищные, культовые и иные объекты или явления, способные удовлетворить потребности человека в процессе туризма.

Туристские ресурсы являются национальным достоянием, часть из них, имеющая особое значение, отнесена к объектам и памятникам мирового значения.

Существует Список Всемирного наследия, куда включаются объекты всемирного культурного и природного наследия. Такой список ежегодно обновляет ЮНЕСКО. Все памятники культуры и природные объекты находятся под охраной государства, на поддержание и сохранение памятников и объектов всемирного значения выделяются средства ООН.

Следует отметить, что единая нормативно-правовая база, посвященная туристским ресурсам (объектам), в Российской Федерации отсутствует. В связи с неурегулированностью вопроса, классификация туристских ресурсов, их оценка, использование туристских ресурсов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о конкретном виде объектов.

К законодательству Российской Федерации о туристских ресурсах, связанных с природной средой можно отнести:

· Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»,

· Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях».

Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (в нашем случае, природного и антропогенного ландшафтов) народов Российской Федерации и направлен на реализацию права каждого на доступ к культурным ценностям.

В законе классификация объектов культурного наследия производится по видам и категориям. В соответствии со ст. 3 Закона к объектам культурного наследия относятся, в том числе:

· ансамбли – четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений, произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары);

· достопримечательные места – творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации.

Туристскими ресурсами признаются также особо охраняемые природные территории. В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. На территории государственных природных заповедников возможна организация эколого-просветительского туризма.

В свою очередь, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» установлено, что особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия, объекты, имеющие особое историко-культурное и эстетическое значение.

При этом особое место в решении совместных проблем экологии и культуры занимают историко-культурные заповедники, определяемые в федеральном законодательстве как достопримечательные места, представляющие собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс, нуждающийся в особом режиме содержания.

Туристскими ресурсами для целей Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» признаются природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил.

Туристские ресурсы могут включать в себя как природные богатства, так и материальные ценности.

В Манильской декларации по туризму, принятой на Всемирной конференции по туризму 10.10.1980 г., отмечается, что удовлетворение туристских потребностей не должно наносить ущерб социальным и экономическим интересам населения туристских районов, окружающей среде и в особенности природным ресурсам, являющимся основным фактором, привлекающим туристов, а также историческим и культурным местам.

Необходимо отметить особый правовой режим таких природных ландшафтных памятников, как национальные парки, дендрологические парки и ботанические сады. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Дендрологические парки и ботанические сады так же являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.

На территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.

Территории дендрологических парков и ботанических садов могут подразделяться на следующие функциональные зоны:

· экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном дирекциями дендрологических парков или ботанических садов;

· научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков или ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений.

Туристским ресурсом, таким образом, может быть как природная, так и преобразованная среда.

Природная среда, как один из элементов городского пространства, должна обладать теми же характеристиками, что и среда социальная, иметь свои культурные образцы и различную степень преобразованности.

Высокая преобразованность природной среды не означает ее полной ликвидации. Напротив, урбанизированная среда создает условия для повышения общекультурного потенциала горожанина, меняя его отношение к природе. Современному горожанину природные элементы в городской среде необходимы для полного воспроизводства его физических и социальных потенций.

В то же время природа – не просто необходимый элемент урбанизированной среды. Система природных элементов также должна быть дифференцирована, как дифференцирована сама городская среда. Природная среда должна иметь не только количественные (нормированное СНИПом необходимое количество зеленых насаждений, приходящихся на 1 жителя, ширина и структура санитарно-защитных зон, обязательное наличие парка в районе и т.д.), но и качественные характеристики, которые заключаются в соответствии природного элемента культурному потенциалу той зоны, в которой он находится.

Например, парк, расположенный в центральной зоне, должен обладать той же степенью уникальности и исторической глубины, которая ей свойственна. Что и подтверждается конкретными реальными исследованиями.

Но главной особенностью городского ландшафта как туристского объекта (ресурса) является то, что в ландшафтной среде размещаются историко-культурные памятники и достопримечательные места. Они представляют собой узлы концентрации памятников, отражающие важнейшие события отечественной и мировой истории.

Вокруг этих узлов формируются ареалы насыщенных, тематически связанных историко-культурных объектов, которые позволяют связать воедино зрелищность природного или антропогенного ландшафта ландшафтного и познавательность историко-культурных объектов.

К сожалению, развитие планирования антропогенного ландшафта в конце 20 века в России и Самаре, в том числе, шло по пути минимализма – аллеи и клумбы с традиционным набором посадочного материала и высаживанием деревьев во дворах и вдоль автомобильных трасс, огромные незастроенные пустыри.

Ландшафтное планирование в последнее десятилетие в России и городах пошло по пути конструктивизма и многообразия стилей, но чаще всего сводилось к озеленению.

В градостроительстве озеленение являлось составной частью общего комплекса мероприятий по планировке, застройке и благоустройству населённых мест. Оно имело и имеет огромное значение в жизни человека, оказывает огромное влияние на окружающую среду, однако далеко от истинного антропогенного ландшафтного планирования.

Самара не является исключением. Это город, в котором переплетены различные формы природного и стили антропогенного ландшафта. С другой стороны, Самара – город с древней историей. В городе огромное количество мест, отражающих события отечественной истории. Кроме того, Самара – город с богатым историко-культурным наследием, неповторимой архитектурой в старой части города, органично вписанных в окружающий городской ландшафт.

Анализ законодательно-нормативной литературы по теме экскурсионных ресурсов, показал, что туристским ресурсом, может быть как природная, так и преобразованная среда.

Для использования городского ландшафта в качестве экскурсионного объекта, необходимо два условия:

1. Наличие объектов антропогенного ландшафта, с различными стилями и направлениями.

2. Наличие тематически связанных историко-культурных объектов, отражающие важнейшие события отечественной и мировой истории.

Все это позволяет сделать предварительный вывод, что городской ландшафт Самары может быть использован в качестве экскурсионного объекта.

2. Методика подготовки экскурсии «Городской ландшафт Самары»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2865; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.