Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Карта личности




1.Фоновые показатели
1.1. Состояние здоровья 1.3. Условия работы
1.2. Отношение к здоровью 1.4. Условия в семье
  1.5. Физкультурная активность
2. Способности
2.1. Психомоторные 2.3. Технические
2.1.Художественные (музыкальные, артис- тические, литератур- ные, изобразительные) 2.4. Научные 2.5. Организаторско-педагогические 2.6. Нравственно-правовые
3. Характер
3.1. Отношение к обществу 3.2. Отношение к труду 3.4.Отношение к себе (рефлексивность) 3.5. Отношение к собственности
3.3. Отношение к людям    
4. Направленность
4.1. Уровень 4.5. Действенность
4.2. Широта 4.6.Профессиональная направленность
4.3. Интенсивность 4.4. Устойчивость 4.7.Атеистическая (или религиозная) направленность
5. Опыт
5.1. Профессиональная подго- товленность 5.4. Уровень интеллекта 5.5. Культура поведения
5.2. Профессиональный опыт 5.6. Психомоторная культура
5.3. Уровень культуры в облас- ти литературы и искусства  
6.Индивидуальные особенности психических процессов
6.1. Эмоциональная возбуди- мость 6.5. Память
6.2.Эмоционально-моторная устойчивость 6.6. Сообразительность 6.7. Воображение
6.3. Стеничность эмоций 6.8. Воля: самообладание
6.4. Внимательность 6.9. Целеустремленность
7. Темперамент
7.1. Сила 7.3. Подвижность
7.2. Уравновешенность  
     

 

Инструкция по заполнению Карты личности

1.1. Состояние здоровья: 5 – отличное здоровье; 4 – здоровье совсем не беспокоит; 3 – редкие, быстро проходящие заболевания; 2 – хронические заболевания, мало отражающиеся на трудоспособности; 1 – хронические заболевания, заметно отражающиеся на трудоспособности.

1.2. Отношение к своему здоровью: 5 – совсем не думает о своем здоровье; 4 – склонен его переоценивать; 3 – отношение к здоровью соответствует его состоянию; 2 – переоценивает свою болезнь, проявляет черты мнительности; 1 – резко переоценивает свою болезнь, очень мнителен.

1.3. Условия работы оцениваются по одной шкале с условиями в семье.

1.4. Условия в семье: 5 – условия весьма благоприятные; 4 – благоприятные, однако не дают полного удовлетворения; 3 – неопределенные и непостоянные; 2 – малоблагоприятные, что вызывает переживания; 1 – очень неблагоприятные.

1.5. Физкультурная активность: 5 – активно занимается спортом, имеет разряд; 4 – занимается спортом нерегулярно, но с большим интересом; 3 – занимается ежедневно утренней зарядкой; проявляет интерес к спортивной жизни; 2 – утренней зарядкой занимается нерегулярно, интереса к спортивной жизни не проявляет, 1 – утренней зарядкой не занимается, спортом не интересуется.

2.1. – 2.6. Способности являются общими качествами личности. Их оценивают по успешности деятельности субъекта в той или иной области (основной для него или побочной) и по выраженности у субъекта к ней интереса. Причем для оценки способностей особо важно учитывать признание у субъекта данной способности окружающими.

2.1. – 2.5. Обозначенные так способности оценивают согласно следующей шкале: 5 – признанный талант к данному виду деятельности; 4 – отчетливо выраженные способности, заметно выделяющие личность среди окружающих; 3 – выраженные интересы к данному виду деятельности при способностях, не выделяющих личность среди сверстников; 2 – отсутствие способностей, затрудняющее освоение и осуществление данной деятельности; 1 – выраженная неспособность к ней. При этом необходимо предостеречь от подмены способностей опытом работы в данной области, который оценивается в подструктуре опыта (5), и помнить, что психомоторные способности оценивают по достижениям в спорте, ручном мастерстве, вождении автомобиля, мотоцикла и т.д.

2.6. Нравственно-правовые способности: 5 –высокий уровень нравственного и правового сознания, коллективизма, чуткость, уважение как постоянная основа отношения к людям и активного противодействия нарушениям нравственно-правовых норм; 4 – высокий уровень нравственного и правового сознания, но пассивное отношение к нарушениям норм; 3 – редкие и неярко выраженные поступки, в которых проявляются отступления от нравственных и правовых норм под влиянием внешних обстоятельств; 2 – частые отклонения от нравственных и правовых норм; 1 – систематические отклонения от них, основывающиеся на соответствующем мировоззрения.

3.1. – 3.5. Оценивая характер, следует помнить, что он является как бы каркасом личности. Черты личности, по-разному группируясь друг с другом, взаимообусловлены отношением личности к многочисленным явлениям действительности. Подчеркнем, что черты характера всегда нравственно окрашены. Выделяют следующие главные, т.е. характерологические отношения личности: к обществу, к труду, к людям, к самому себе и к собственности. Оценивая черты характера, следует использовать следующую шкалу: 5 – названное свойство личности развито очень хорошо, ярко выражено и проявляется часто в различных видах деятельности, являясь чертой характера; 4 – выражено заметно, но проявляется непостоянно, хотя противоположное ему свойство проявляется крайне редко; 3 – оно и противоположное ему свойство уравновешивают друг друга, хотя оба проявляются нечасто; 2 – заметно более выражено и чаще проявляется противоположное названному свойство личности; 1 – свойство, противоположное названному, проявляется часто и в различных видах деятельности, являясь чертой характера; 0 – нет сведений для оценки данного свойства личности. Причем не следует злоупотреблять баллом 5. Его надо ставить только в бесспорных случаях, когда указанная черта характера систематически проявляется различных видах деятельности изучаемой личности, выражается как ее привычка.

Давая оценку пяти группам черт характера (3.1-3.5), следует руководствоваться изложенными ниже пояснениями.

3.1. Отношение к обществу выражается в идейности, патриотизме, чувстве долга, солидарности, интернационализме, принципиальности, оптимизме и их антиподах.

3.2. Отношение к труду оценивают с учетом трудолюбия или лени, дисциплинированности - недисциплинированности, добросовестности - недобросовестности, обязательности - необязательности. Здесь оцениваются и качества характера, отражающие степень трудовой активности, деловитости, практичности, инициативности, организованности, собранности и противоположные им черты.

3.3. Отношение к людям обобщает: а) гуманистические - антигуманистические черты характера (человеколюбие - человеконенавистничество, альтруизм - эгоизм, благородство - низость, доверчивость - недоверчивость, честность - лживость и т.п.); б) коммуникабельные - некоммуникабельные черты характера (общительность - замкнутость, коллективизм - индивидуализм, вежливость - грубость, воспитанность - невоспитанность, терпимость - нетерпимость, уступчивость - упрямство и т.д.).

3.4. Отношение к самому себе оценивается наличием или отсутствием чувства собственного достоинства, самоуважения, гордости, чести, самолюбия и их негативных проявлений – тщеславия, честолюбия, чванства, гордыни и т.п. Важнейшая роль в данной группе черт принадлежит совести, которая является основным внутренним регулятором морального поведения личности.

3.5. Отношение к собственности оценивают обобщенно с учетом: бережливости - скупости, щедрости - жадности, аккуратности - неаккуратности и т.п.

4.1 – 4.7. Направленность характеризует ориентировку жизненного пути человека в отношении к различным сторонам действительности, это как бы вектор, указывающий, куда или на какие цели направлена личность и какими мотивами и ценностными ориентациями она при этом руководствуется. Уровень направленности выражается в социальной зрелости личности, степени ее идейности и сознательности, широта же свидетельствует о большом круге интересов, где должен быть главный центральный интерес. Интенсивность направленности связана с эмоциональной окраской, она может иметь весьма большой диапазон выраженности, колеблясь от смутных, нечетких влечений, через осознанные желания и активные стремления до полной убежденности. Устойчивость направленности характеризуется ее протяженностью во времени; это качество личности в первую очередь связано с реализацией целей направленности и деятельности.

4.1. Уровень направленности: 5 – убеждения, идеалы и склонности соответствуют моральным нормам; 4 преобладают высокие убеждения, но имеют место и отдельные склонности, противоречащие им; 3 убеждения и склонности противоречивы, без заметного преобладания положительных или отрицательных; 2 – направленность неустойчива, но с преобладанием элементов, противоречащих моральным нормам; 1– ярко выражена направленность, противоположная моральным и правовым нормам.

4.2. Широта направленности: 5 – широкий круг профессиональных, художественных, литературных, музыкальных, спортивных, технических или других интересов; 4 наличие, кроме профессиональных, еще одной-двух четко выраженных линий интересов; 3 – только профессиональный интерес; 2 – наличие одной ярко выраженной линии интересов – хобби; 1 – отсутствие какой-либо ярко выраженной линии интересов.

4.3. Интенсивность направленности: 5 – ярко выраженная интенсивность убеждений и интересов, проявляющаяся как страсть; 4 интенсивность убеждений и стремлений, выделяющая личность с положительной стороны;3 – интенсивность убеждений и интересов, не выделяющая личность среди окружающих; 2 – пониженная интенсивность интересов и отсутствие идеалов, характеризующие субъекта с отрицательной стороны; 1 – полное равнодушие к окружающему миру и отсутствие интересов.

4.4. Устойчивость направленности: 5 – направленность не изменилась с юношеского возраста; 4– направленность измениласьв жизни один раз;

3 – направленность менялась в жизни несколько раз, но сохранялась по несколько лет; 2 – направленность меняется по несколько раз в течение года; 1 – полная неустойчивость направленности.

4.5. Действенность направленности: 5 – почти все стремления и убеждения реализуются в деятельности; 4– осуществляется большая часть стремлений; 3 – осуществляется значительная их часть; 2 – реализуется только та часть стремлений, которую легко осуществить; 1 – направленность пассивна и в деятельности не реализуется.

4.6. Профессиональную направленность определяют в отношении основной специальности, оценивают применительно к следующему кругу вопросов: 5 – субъект избрал данную профессию по желанию, давно, и ему приходилось преодолевать препятствия на пути к ней, он профессией доволен; 4 – желание у субъекта избрать данную профессию несколько раз менялось, однако пришлось преодолевать препятствия на пути к ней, он ею доволен; 3 и 2 – оцениваются по степени устойчивости профессионального интереса и его удовлетворенности, 1 – выбор профессии был случайным, субъект хотел бы поменять профессию.

4.7. Атеистическая или религиозная направленность: 5 – воинствующий атеист, 4 – последовательный, но не активный атеист, 3 – атеист с элементами суеверий, 4 – пассивно религиозный, 5 – активный борец за религию.

5.1. – 5.6. В подструктуру опыта личности входят ее черты, формирующиеся в процессе обучения: знания и умения. Они определяют как профессиональную подготовленность (5.1.), так и уровень различных аспектов культуры (5.2.-5.6).

5.1. Профессиональную подготовленность (по основной специальности) оценивают по успешности трудовой деятельности: 5 – отличная, 4 – хорошая, 3 – посредственная, 2– плохая, 1 – очень плохая.

5.2. – 5.6. Культуру личности оценивают так: 5 –общепризнанная очень высокая культура, которая может служить образцом для других, причем выполнение соответствующих умений стало потребностью; 4 высокий уровень умений, выделяющий личность среди окружающих; 3 – средний уровень культуры, не выделяющий личность среди окружающих; 2 – пониженный уровень культурных умений, выделяющий личность с отрицательной стороны; 1 – нет элементарной культуры в данной области.

При этом надо иметь в виду, что психомоторную культуру (5.6.) учитывают, обобщая трудовые, двигательные и спортивные навыки. Во всех случаях нельзя смешивать культуру как проявление опыта, подготовленности в данной области со способностями к данной деятельности с соответствующей направленностью, которой в карте посвящены специальные пункты (2 и 4).

6.1. – 6.9. Когда говорят об особенностях психических процессов, то подчеркивают динамические моменты психики относительно кратковременно длящиеся. В психических процессах тесно взаимосвязаны познавательные и аффективные компоненты, они и лежат в основе свойств личности как более устойчивые ее проявления.

6.1 – 6.3. При оценке эмоциональных особенностей учитывают, какое настроение чаще свойственно субъекту – веселое, угнетенное или спокойное, ровное; что чаще возникает у субъекта в ответ на разного рода трудности – растерянность, неуверенность или, наоборот, собранность, сознание своей силы, чувство азарта.

6.1. Эмоциональную возбудимость оценивают баллами 5 и 4, если субъекту свойственна высокая степень впечатлительности (всякое приятное событие вызывает чувство радости, а всякие мелкие неприятности сильно огорчают), раздражение чаще возникает сразу, вынужденные ожидания возбуждают, после неудач, неприятностей долго переживает; баллами 2 и 1 оценивают низкие степени выраженности эмоций у субъекта; а баллом 3 – если субъект не проявляет ни особой радости, ни особого огорчения и раздражение у него накапливается постепенно.

6.2. Эмоционально-моторная устойчивость: 5 – нарушения психомоторики (напряженность; нарушение координации, увеличение тремора) ни при каких эмоциях не возникают; 4 – возникает незначительная напряженность при сильных эмоциях в сложной обстановке; 3 – быстро проходящая напряженность наблюдается при каждой деятельности; 2 – выражены стойкие нарушения психомоторики, с трудом поддающиеся устранению; 1 – выраженные эмоционально-моторные нарушения не устраняются никакими мерами.

6.3. Стеничностъ эмоций: 5 – обычно несколько приподнятое настроение, положительно влияющее на деятельность; 4 – настроение обычно ровное, угнетение и растерянность отмечаются крайне редко; 3 – свойственна смена настроений, однако выраженного преобладания стенических или астенических эмоций нет; 2 – преобладают угнетенное настроение и астенические эмоции, отрицательно влияющие на деятельность; 1 – настроение всегда угнетенное, сменяющееся безразличием.

6.4. Внимательность: 5 – субъекту легко одновременно делать два дела и более (например, писать письмо и разговаривать, бывая в театре или кино, удается заметить все, что происходит на сцене или экране), в разговоре с легкостью переходит с одной темы на другую, легко воспринимает и запоминает второстепенные вопросы, беглые замечания, может работать при шуме; 4 – внимание чаще приковывается к чему-нибудь одному, помехи отвлекают, но не надолго; 3 – может сосредоточиться на чем-то своём, слабо помехоустойчив, переход с одной темы разговора на другую затруднен; 2 – отвлекается при объяснении, рассеян, в беседе теряет нить разговора, смена темы представляет большую трудность; 1 – не способен сосредоточиться.

6.5. Память оценивают обобщенно по таким, например, показателям: 5 – легко вспоминает, где и когда слышал или читал о данном предмете (причем

помнит название и место в книге), хорошо и с одного раза запоминает имена, даты, смысл прочитанного, элементы физических упражнений, узнает человека много лет спустя, даже если видел его один раз; 4 – память хорошая, но бывают случаи забывания лиц, имен, дат, формул; 3 – запоминает только смысл прочитанного, вспоминает с усилием; 2 – помнит отдельные детали услышанного или прочитанного, задание для запоминания ему приходится повторять несколько раз; 1 – к длительному сохранению информации не способен.

6.6. Сообразительность как мыслительный процесс оценивается по следующей шкале: 5 – быстро и хорошо понимает ставящиеся перед ним вопросы, находчив, быстро ориентируется в новой тактической обстановке (например, в спортивных играх легко разгадывает замысел "противника"); 4 – то же, только выражено в меньшей степени; 3 – удачное решение обычно запаздывает, либо имеется склонность к излишне быстрым, но непродуманным ответам; 2 – тугодум, приемы, помогающие выполнению задачи, находит медленно; 1– выражена в минимальной степени.

6.7. Воображение (или фантазия) оценивают баллом 5 в тех случаях, когда его можно назвать творческим, проявляющимся в любой изобразительной, конструкторской, научной и т.п. деятельности; 4 – если воображение раз-вито, но чаще проявляется в одном виде деятельности; 3 – воображение проявляется эпизодически; 2 – очень редко; 1 – отсутствует.

6.8. – 6.9. Воля связана с сознательной саморегуляцией субъектом своего поведения и выражается в преодолении трудностей. Наиболее существенными характеристиками для понимания воли являются самообладание и целеустремленность.

6.8. Самообладание оценивают по следующей шкале: 5 – в сложной обстановке легко владеет собой, легко подавляет вспышки гнева; 4 – при сильном возбуждения удается казаться вполне спокойным, однако переживания сопровождаются усиленной жестикуляцией, изменением мимики, голоса и т.п.; 3 – известны случаи потеря самообладания, совершения поступков, в которых потом приходится раскаиваться; 2 – с трудом и редко подавляет вспышки гнева; 1 – не владеет навыками саморегуляции.

6.9. Целеустремленность, настойчивость и решительность оценивают по тому, способен ли человек длительно и стойко держаться принятого решения, насколько настойчив, упорен в преодоления трудностей, стоящих на пути, к достижению цели; что более свойственно: колебание при принятии решений или решительность. При выборе баллов (от 1 до 5) необходимо учитывать степень выраженности всех этих проявлений личности.

7.1 – 7.3. Свойства биологически обусловленной подструктуры личности (темперамент) изменяются значительно меньше, чем свойства других подструктур, чаще компенсируясь и маскируясь последними.

7.1. Степень проявления силы (оценивается баллами 5 и 4) или слабости (оценивается баллами 2 и 1) нервных процессов может быть определен по следующим особенностям трудовой деятельности: насколько субъект вынослив в работе; насколько влияют на его работоспособность шум и другие сильные и непривычные раздражители; сохраняет ли он самообладание в трудных, опасных условиях, может ли длительно работать, без признаков усталости и не снижая результатов и т. п.

7.2. Степень проявления уравновешенности (оценивается баллами 5 и 4) или неуравновешенности (оценивается баллами 2 и 1) нервных процессов может быть выявлена по следующим признакам: работает ли субъект в ровном темпе или склонен работать порывами; настроение его ровное, спокойное или часто меняется; как он ведет себя при вынужденном ожидании – спокоен или сильно раздражается; при утомлении легче засыпает и крепче спит или, напротив, утомление вызывает бессонницу прерывистый сон и т.п.

7.3. Степень подвижности (оценивается баллами 5 и 4) или инертности (оценивается баллами 2 и 1) нервных процессов может быть выявлена по следующим показателям: легко ли переходит субъект от одного вида деятельности к другому, быстро ли включается в работу, не мешают ли ему на новой работе старые навыки; легко ли он приобретает положительные привычки и избавляется от вредных; быстро ли принимает решения, быстро ли засыпает и просыпается и т.п.

При оценке указанных выше черт личности балл 3 ставится, когда нет оснований говорить о преобладании силы или слабости, подвижности или инертности, уравновешенности или неуравновешенности.

 

 

Обработка результатов:

1.Результаты заполнения «Карты личности» отразите в схеме. Пояснения, по всей видимости, требует только оценка темперамента. Учитывая, что нет "хороших" и "плохих" темпераментов, баллы по этой структуре не суммируют. При диагностике типа темперамента поможет приведенная «Схема определения типа темперамента» и некоторые пояснения.

 

Схема определения типа темперамента

 

Так, сначала каждый испытуемый оценивает себя по шкале «силы – слабости» (7.1). Тот, кто набирает 1-2 балла, может причислить себя к меланхоликам. Те, у кого балл окажется более высоким, продолжает оценку по шкале «уравновешенность-неуравновешенность» (7.2). Набравшие 1-2 балла – холерики. Остальные оценивают себя по шкале «подвижности и инертности» (7.3). Получившие 1-2 балла могут быть отнесены к флегматикам, а получившие 4-5 баллов – к сангвиникам. Лица, поставившие себе 3 балла, скорее всего имеют промежуточный тип темперамента

2. По каждой подструктуре личности (кроме темперамента) сосчитайте суммарный балл.

3. Подсчитайте общий балл для всей «Карты личности» (кроме п. 7 – темперамент).

4. Обобщите две-три независимые характеристики на себя и собственную «Карту личности». Помните, что мнение о личности в целом – это не суммарный балл, а творчески поставленный диагноз. Поэтому, обобщая данные, используйте логический критерий: у кого из заполнявших карту личности больше оснований для суждений о данном свойстве исследуемого и насколько у кого адекватная самооценка. Следует иметь в виду, что количественные показатели, полученные на основе самооценки, являются ценным добавочным критерием для материалов метода обобщения независимых характеристик.

 

5. Опираясь на метод обобщения независимых характеристик, опишите ожидаемые прогнозы особенностей учебной или трудовой деятельности, определяемые психологической структурой личности испытуемого.

Анализируя полученные результаты, следует делать упор на результаты отдельных подструктур. Определите слабо выраженную подструктуру (путем вычисления среднего арифметического по каждой из подструктур), а также слабо выраженные показатели по всей карте личности. Сделайте соответствующие выводы. Испытуемым, набравшим не устраивающие их баллы, надлежит тщательным образом проанализировать результаты и наметить пути самовоспитания и самокоррекции.

6. При интерпретации общего балла надо помнить, что разброс данного показателя возможен от 6 до 195, причем средний балл – обычно около 130.

Таким образом, выводы должны быть следующие:

1.Общий балл - …

2.Слабо выраженная подструктура «…………»

3.Слабо выраженные показатели:

- ………………….

- ………………….

- ………………….

Рекомендации испытуемому:

 

 

Контрольная работа № 10

 

Тема: Самооценка и групповая оценка личности

Этапы выполнения работы:

1. Изучите рекомендованную литературу. Ознакомьтесь с новой литературой по теме контрольной работы. Используйте необходимый материал в своей работе. Раскройте следующие вопросы в теоретической части вашей контрольной работы:

-дайте характеристику личности и её основных структурных компонентов;

-дайте определение понятия «Я-концепция» личности и охарактеризуйте его основные компоненты;

-охарактеризуйте типы самооценок. Влияние самооценки на поведение человека.

2. Определите группу испытуемых (не менее 5 человек), охарактеризуйте её (возраст, пол, род занятий и др.).

3. Изучите методику предстоящего исследования. Подготовьте необходимые материалы (бланки самооценки и групповой оценки, протокол анализа самооценки и групповой оценки.

4. Проведите исследование. Обработайте полученные данные и проанализируйте результаты. Сделайте выводы и дайте практические рекомендации.

Литература:

1. Столяренко А.М. Психология: учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2015.–592 с.

2.Руденко А.М. Психология в схемах и таблицах /А.М. Руденко.- Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 379 с.

3.Психология и педагогика: учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е. Столяренко. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. -636 с.

4.Каширин В.П., Сластенин В.А. Психология и педагогика. –.- М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 480 с.

5.Кравченко А.И. Психология и педагогика.- М.: Изд-во Инфра М,2010. – 400 с.

6.Кравцова Е.Н. Психология и педагогика. – М.: Издательский центр «Академия»,2009.

7.Шапарь В.Б. Занимательная психология. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

8.Гамезо М.В. Атлас по психологии / Гамезо М.В., Домашенко И.А. – М.,2010

.

 

Методика «Самооценка и групповая оценка личности» позволяет соотнести самооценку личности с ее групповой оценкой.

Оценка человеком самого себя (самооценка СО) является субъективной и, как правило, недостаточно достоверной. Методика групповой оценки личности (ГОЛ) обеспечивает оценку человека со стороны коллектива, в который он включен. Увеличение числа людей, оценивающих данного человека, делает оценку более объективной. Считается, что 15-20 человек достаточно для получения достоверных результатов.

Процедура исследования заключается вколичественной оценке личностных свойств каждого члена группы им самим и остальными. Примерный перечень индивидуальных личностных качеств, которые оцениваются, дан ниже. Чем более разносторонней является деятельность группы (учебная, трудовая, спортивная и т.п.), тем богаче и разностороннее раскрывается личность каждого ее члена и тем объективнее и полнее будут характеристики личности в Групповой оценке личности (ГОЛ). И, напротив, если деятельность группы, общение ее членов узко и специфично, то возрастает вероятность ошибочных выводов ее участников друг о друге.

С учетом названных выше условий ГОЛ дает более объективные данные о человеке, чем его самооценка (СО). Сравнение ГОЛ и СО позволяет изучить адекватность самооценки членов группы и понять причины "психологического дискомфорта" некоторых ее членов.

ГОЛ может быть полезна при изучении межличностных отношений в группе, при управлении развитием и формированием личности члена группы.

Процедура исследования

1. Групповая оценка личности проводится с использованием специальных протоколов (бланков ГОЛ) с закодированными номерами фамилий членов группы. Список фамилий и кодовые номера записываются экспериментатором. В течение эксперимента испытуемый использует 2 бланка ГОЛ: один для оценки и один для последующего анализа результатов.

2. На первом бланке ГОЛ испытуемый должен ответить, как он оценивает выраженность соответствующих качеств у каждого члена группы и у себя, выставив в соответствующей клеточке бланка оценку.

Оценки выставляются по следующей шкале:

5 – качество выражено очень сильно;

4 – качество выражено заметно, несколько выше среднего;

3 – качество выражено средне, обычно для данной группы или для данной категории лиц;

2 – качество выражено слабо;

1 – качество практически отсутствует, не проявляется или проявляется очень редко.

Оценку следует проводить построчно, т.е. сначала оценивать всех членов группы и себя по одному качеству, затем по следующему и т.п.

Для проведения самооценки испытуемый обводит кружком кодовый номер своей фамилии на бланке ГОЛ и оценивает себя по тому же принципу, что и остальных членов группы. Следует при завершении заполнения бланков ГОЛ повторно напомнить участникам эксперимента, чтобы они не забыли отметить свой код на бланке. Заполненные бланки ГОЛ сдаются экспериментатору, разрезаются ножницами и каждому возвращаются их оценки и самооценки, соответствующие кодовому номеру его фамилии. Полоски с оценками наклеиваются на второй бланк ГОЛ и служат первичным материалом для обработки и анализа. Результаты дальнейшей обработки фиксируются в графах протокола.

Обработка данных

1.По каждой личностной характеристике подсчитывается количество оценок того или иного уровня (например: четверок – 9, троек – 2 и т.д.). Полученные данные заносятся в соответствующие графы протокола.

2.По каждой характеристике рассчитывается средняя оценка.

Разумеется, что самооценка не входит в среднюю оценку, полученную таким образом.

3.В графу СО заносятся данные самооценки.

4.В последнюю графу заносится разность (СО – ГОЛ).

5.Оценивается разность оценок по данным граф 1-5.

6.Строится профиль ГОЛ и СО в одной системе координат.

Анализ результатов

1.Рассматривается согласованность мнений членов коллектива о данной личности по каждому качеству. Чем меньше разброс оценок, тем идентичнее группа в оценке данного личностного качества. Величина разброса определяется визуально в сопоставлении с другими личностными качествами. Согласованность, вероятно, окажется выше по значимым для группы и ярко проявляющимся в общении качествам. Оценки со значительным разбросом (менее согласованные) необходимо интерпретировать достаточно осторожно.

2.Анализируется разность (CO-ГОЛ). При количестве участников эксперимента более 15 человек разность более 0,5 балла может рассматриваться как заслуживающая внимания. Прочие смешения следует рассматривать как тенденцию сдвига самооценки относительно объективной оценки и интерпретировать в вероятностных, "мягких" терминах.

3.Сдвиг СО относительно ГОЛ рассматривается по отдельным личностным качествам, а также по блокам этих качеств. Следует ожидать различной степени адекватности самооценки в зависимости от того, к какой сфере деятельности относятся оцениваемые личностные качества.

 

Подведение итогов

Отмечается, что самооценка является, подвижным личностным образованием. Она может стать более адекватной при наличии обратной связи, т.е. при вдумчивом анализе своих отношений с окружающим миром.

В психолого-педагогическом аспекте возникает задача помочь вповышении самооценки испытуемых с неадекватно заниженной самооценкой и весьма деликатно способствовать уточнению самооценки у лиц с неадекватно завышенной самооценкой.

 

 

Таблица 11 – Протокол ГОЛ (анализ)

Номера личностных характеристик Распределение оценок ГОЛ со со – гол
«1» «2» «3» «4» «5»
                 
                 
                 

 

Таблица 12 – Групповая оценка личности (ГОЛ)

Характеристики личности     Кодовые номера членов группы
                           
1. Общительность                        
2. Тактичность                        
3. Чувство юмора                        
4. Обаятельность                        
5. Находчивость                        
6. Искренность                        
7. Эмоциональность                        
8.Мечтательность                        
9.Ответственно-сть                        
10. Надежность                        
11. Целеустремленность                        
12. Способность к руководству                        
13. Эрудиция                        
14.Творческие способности                        
15 Трудолюбие                        

 

 

Рисунок 10 – Образец профиля ГОЛ-СО

 

вопросы по курсу «Психология»

1.Становление психологии как науки, ее предмет.

2.Этапы развития психологии, их характеристика.

3.Структура психологической науки, ее связь с другими науками.

4.Методы научно-психологических исследований, их классификация и характеристика.

5.Понятие о личности в психологии. Соотношение понятий «человек», «личность», «индивидуальность».

6.Структура личности, характеристика подструктур.

7.Направленность как ведущая сторона общей структуры личности. Характеристика основных форм направленности.

8.Потребности как источник активности личности: понятие, иерархия человеческих потребностей (по А. Маслоу).

9.Факторы, влияющие на развитие и формирование личности.

10.Ощущения: понятие, виды, свойства. Ощущения и познание окружающего мира.

11.Восприятие: понятие, виды, качества. Восприятие и познавательная деятельность.

12.Иллюзии: понятие, виды.

13.Представления: понятие, классификация видов представлений.

14.Понятие о памяти. Процессы памяти, их характеристика.

15.Виды памяти, их характеристика.

16.Мышление: понятие, формы мышления, их характеристика.

17.Виды мышления, их характеристика.

18.Операции мышления, их характеристика.

19.Воображение: понятие, виды воображения, их характеристика. Роль воображения в творческой деятельности.

20.Понятие о темпераменте. Физиологическая основа темперамента.

21.Типы темперамента, их характеристика.

22.Психические свойства, характеризующие типы темперамента, их влияние на учебную (профессиональную) деятельность.

23.Характер: понятие, природные и социальные предпосылки характера.

24.Свойства характера, их характеристика. Пути формирования характера.

25.Черты характера. Роль волевых черт характера в профессиональном самосовершенствовании.

26.Акцентуация характера, классификация типов акцентуации.

27.Способности: понятие, виды способностей, их характеристика.

28.Задатки и способности. Способности и профессиональная деятельность

29.Уровни развития способностей. Способности, интересы и склонности.

30.Эмоции и чувство: понятие, функции, особенности.

31.Формы эмоциональных переживаний.

32.Особенности проявления эмоций и чувств у различных типов темперамента.

 

ВОПРОСЫ ПО КУРСУ «ПЕДАГОГИКА»

1. Объект и предмет педагогики, задачи и функции. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование, развитие, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача и др.

2. Структура педагогической науки. Связь педагогики с другими науками.

3. Педагогическое исследование. Методы педагогического исследования.

4.Образование как общечеловеческая ценность.

5.Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс.

6.Цели, содержание, структура непрерывного образования. Единство образования и самообразования.

7.Образовательная система России. Управление образовательными системами.

8. Понятие о целостном педагогическом процессе. Характеристика его компонентов. Функции.

9. Процесс воспитания, его структура, функции. Сложности процесса воспитания.

10. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования. Классификация видов воспитания.

11. Гуманистическое воспитание: сущность, цели, задачи.

12.Личность в концепции гуманистического воспитания.

13.Формирование базовой культуры личности

14.Принципы воспитания их характеристика.

15.Методы воспитания, их классификация.

16.Сущность процесса обучения, его двухсторонний характер. Функции обучения.

17. Принципы обучения, их характеристика.

18. Этапы усвоения знаний, их характеристика.

19.Организационные формы обучения, их характеристика.

20. Методы обучения, их характеристика.

21.Педагогическая задача как основная единица педагогического процесса, этапы ее решения.

22.Педагогические технологии и мастерство учителя.

23.Технология конструирования педагогического процесса.

24.Технология осуществления педагогического процесса.

25.Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений.

26. Педагогическая деятельность, ее особенности, виды., структура.

27.Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 835; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.185 сек.