Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 9. Особенности ценообразования на различных типах рынка




Метод определения расчетного коэффициента к прямой заработной плате.

Он применяется в ремонтно-строительных объединениях.

Эти расчетные коэффициенты могут быть дифференцированы в зависимости от категории работ.

Для определения расчетного коэффициента используются следующие показатели:

А) прямая заработная плата, которая принимается за «1»;

Б) дополнительная заработная плата;

В) доплаты за особые условия работы;

Г) отчисления на социальные нужды;

Д) накладные расходы;

Е) прибыль.

Пункты б-е определяются в относительных величинах к прямой заработной плате.

Чтобы определить стоимость каждого вида работ этим методом, необходимо заработную плату в абсолютном отношении к данному виду работ умножить на соответствующий расчетный коэффициент + стоимость использованных материалов + НДС + спецналог.

Тарифы на бытовые услуги являются свободными (устанавливаются предприятиям, которые оказывают эти услуги).

 

 

 

Знания кривых спроса и предложения, точек их пересечения еще недостаточно для определения того, какой уровень цен установится на конкретном рынке.

Фирмы существуют не в безвоздушном пространстве. На деятельность фирмы оказывает влияние экономическая среда, где они сталкиваются с конкуренцией. В экономике условия, в которых протекает рыночная конкуренция, экономисты определяют термином «рыночная структура».

Основными характерными чертами рынка являются:

- количество и размеры фирм;

- степень сходства или отличий товаров разных фирм;

- легкость входа и выхода с конкретного рынка;

- доступность рыночной информации;

- степень контроля фирм над ценами;

- метод сбыта;

- и т.д.

В экономической науке выделяют следующие типы рыночных структур.

 

Чистая (совершенная) конкуренция. Это такое состояние рынка, когда большое число фирм производит аналогичную продукцию, но ни размер самих фирм, ни другие причины не позволяют хотя бы одной из них воздействовать на рыночную цену, в связи с чем спрос на продукцию определенной фирмы не будет падать по мере увеличения ею своих продаж.

Графически кривая спроса для отдельной фирмы имеет вид прямой линии, параллельной горизонтальной оси (рис.). Для всего же рынка кривая спроса имеет отрицательный наклон, а кривая предложения - положительный. Пересечение кривой спроса и предложения дает точку рыночного равновесия, которой соответствуют рыночная цена и равновесный объем продаж.

Чистая (абсолютная) монополия. Рынок считается абсолютно монопольным, если на нем функционирует единственный производитель продукта причем этому продукту нет близких заменителей в других отраслях. Следовательно, в условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают.

Поэтому кривая спроса на продукцию монопольной фирмы аналогична кривой спроса, т.е. имеет отрицательный наклон.

 

Монополистическая конкуренция. Данная рыночная структура имеет некоторое сходство с совершенной конкуренцией, за исключением главным образом, того, что в отрасли производится подобная, но не идентичная продукция. Дифференциация продукта дает фирмам элемент монопольной власти над рынком. Различия в продукте могут и не затрагивать качеств товара как такового.

Фиксация предложения может быть обусловлена более привлекательной упаковкой, более удобным расположением магазина, лучшей организацией торговли (хорошее обслуживание, подарочные купоны, послепродажный сервис), в силу чего покупатели отдают предпочтение данному товару.

Рынок монополистической конкуренции - это рынок продавцов и покупателей, совершающих сделки не по единой цене, а в различных диапазонах цен. Цена превышает предельные и минимальные средние валовые издержки.

Покупатели не получают продукт по наименьшей цене.

Для каждой такой фирмы кривая спроса имеет отрицательный наклон, и поэтому фирма может влиять на цену.

 

Олигополия. Ситуация на рынке, при которой небольшое число крупных фирм производит основную часть продукции все отрасли. На таком рынке фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности. (Табл. 4.4.1.)

Кроме указанных в таблице типов рыночных структур, в экономике существуют и другие структуры:

- Монопсония. Ситуация на рынке, когда на нем имеется только один покупатель.

Монопольная власть покупателя веедт к тому, что он является создателем цены.

- Двухсторонняя монополия. Рынок на котором одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец-монополист.

- Дуополия. Рыночная структура, в которой действуют только две фирмы. Частный случай олигополии.

Показатели монопольной власти. Для измерения монопольной власти используется несколько показателей. наиболее известными являются индекс Лернера (IL) и индекс Херфиндаля-Хиршмана (IHH).

Индекс Лернера (IL) - индикатор монопольной власти, определяемый по формуле:

Где Pm - монопольная цена,

MC - предельные издержки,

Ed - эластичность спроса по цене.

При совершенной конкуренции цена равна предельным издержкам и индекс Лернера равняется 0. Когда цена превосходит предельные издержки, индекс приобретает положительное значение, расположенное между 0 и 1. Считается, что, чем больше индекс к единице, тем большей монопольной властью обладает фирма.

Подсчитать индекс Лернера по приведенной формуле непросто в связи с трудностью расчета предельных издержек. Поэтому часто вместо предельных издержек используют средние издержки АС:

Где Pm - монопольная цена,

AC - средние издержки

Если числитель и знаменатель умножить на Q, то в числителе будет прибыль (П), в

знаменателе - совокупный доход / TR:

Таким образом, согласно Лернеру, высокая прибыль - признак монопольной власти фирмы.

2. Индекс Херфинделя-Хиршмана - показатель конкуренции отраслевого рынка или, иначе говоря, распределения «рыночной власти» между всеми участниками рынка.

Для расчета индекса индивидуальных доли рынка каждой фирмы в виде дробей должны быть возведены в квадрат. Индекс Херфинделя-Хиршмана IHH получается сложением всех квадратов

где

S1- удельный вес самой крупной фирмы.

S2 - удельный вес следующей по величине фирмы.

Sn - удельный вес наименьшей фирмы.

Значение IHH будет равно 10000, если в отрасли действует только одна фирма, поскольку S1= 100%.

Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то

S1 = 1%, а IHH = 100

Если доля S1 = 90,1%, а доля каждой из последующих 99 фирм составляет 0,1%, то IHH = 90,12 + 99 х 0,12 = 8118,99

 


 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 843; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.