Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции социологии




Сорт Explorer + 5 руб.

Сортовая роза 40/50/60/70 см + 3 руб.

Сорт Explorer + 2 руб.

Промо- тест эксклюзивных ароматов от Armelle

 

Роза Кения (крупноголовая):

 

40 см 23 руб.

 

50 см 27 руб.

 

 

Альстромерия Эквадор 70 см 46 руб.

 

Гвоздика Эквадор (длинная Select) 22 руб.

 

Гипсофила Израиль (крупная, Аврора) 46 руб.

 

1.Теоретико-познавательная функция обеспечивает на глубоком научном уровне расширение и конкретизацию знания о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях развития, механизмах его функционирования. Формирование и развитие научного социологического знания происходят в рамках внутреннего совершенствования теоретической социологии, а также в результате динамичного развития самого общества. Социология развивает воображение, позволяет по-иному взглянуть на знакомые, повседневные и ставшие привычными веши, явления, изменить представление о них, о себе в этом мире, т.е. познавая общество, социология как теоретическая дисциплина позволяет человеку познать лучше и себя как часть социального целого, называемого «социум».

2.Практическая функция социологии связана с тем, что теоретический опыт, накопленный в рамках социологического знания, позволяет не только осмыслить социальную реальность, выявить закономерности ее развития, но также изменять ее в нужном направлении, формируя те или иные пути развития общества, его социальных институтов.

3.Идейно-воспитательная функция социологии проявляется в том, что социология изучает духовный мир общества, его ценностные и поведенческие ориентиры, трансформация которых непосредственно влияет на исторический процесс.

4.Прогностическая функция и прогностический потенциал социологической науки заключается в том, чтобы определить состояние общества и прогнозировать его будущее развитие, что особенно актуально в современную динамическую эпоху, характеризующуюся быстрой сменой парадигм, ценностей, идеалов и т.д.

Исследователи выделяют в качестве функций социологии также управленческую, социально-техническую функции, а также функцию социального проектирования.

5.Управленческая функция социологии связана с тем, что социология, особенно прикладная, обеспечивает управленческую сферу результатами качественного и количественного анализа, позволяющими отследить изменения, происходящие в ходе управленческого и трудового процесса в целом, определить их положительные и негативные тенденции и дать рекомендации по совершенствованию процесса управления. В рамках социологии управления как отдельной отрасли социологического знания разрабатываются социальные технологии, применение которых повышает эффективность управленческого труда. Значимость исследований, проводимых в управленческой сфере, повышается в условиях крупных политических, экономических и социальных реформ; без глубокого расчета и анализа социальных последствий реформирования не следует проводить коренные преобразования в обществе, так как это может привести к противоположным и нежелательным результатам, вызвать волну протеста и конфликтов в социуме.

6.Социально-техническая функция социологии заключается в том, что на основе изучения закономерностей функционирования той или иной социальной общности, организации разрабатываются проекты совершенствования работы, деятельности. Для этого в организациях формируются специальные службы социального развития, работники которых — профессиональные социологи изучают особенности функционирования социальных групп, коллективов в организации, социально-психологическую обстановку в коллективе, причины текучести кадров и т.д.

7.Функция социального проектирования состоит в том, что на основе социологических методов разрабатываются оптимальные модели организации и развития организаций, социальных общностей, систем управления для достижения поставленных целей. Профессиональные социологи на основе методов социологического проектирования и прогнозирования проводят социологический анализ состояния какой-либо сферы, отрасли и т.д. (например, уровня преступности в обществе, состояния и развития демографической ситуации), определяя ключевые точки роста и проектируя будущее развитие в рамках той или иной стратегии социального развития. В развитых странах социальное проектирование занимает важное место в системе обеспечения социального развития и прогресса в различных сферах функционирования общества.

 

В структуре социологической науки можно выделить три уровня:

Социология исследует общественные явления и процессы на уровне как всего общества в целом, так и широких социальных общностей и их взаимодействий, а также на уровне личности и межличностных отношений, чем обусловлено разделение социологической науки на следующие составные части:

1. общетеоретическая социология как макросоциологическое исследование, направленное на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого (данное направление называется также фундаментальной социологией);

2. теории среднего уровня, ориентированные на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, т.е. частные, специальные социологические теории, включая отраслевые социологии, например социология социальных групп, социология города, социология деревни, этносоциология, экономическая социология, социология образования, социология политики, социология права, социология пропаганды, социология семьи, социология культуры, социология труда и др.;

3. прикладная (эмпирическая) социология, являющаяся составной частью единого социологического знания и исследующая социальную реальность с помощью инструментальных технологий, специфических социологических методов (опросы, анкетирование, социометрия и т.д.) изучения массового поведения людей в различных сферах социальной жизни.

Теория и практика тесно связаны между собой и обеспечивают единое знание в процессе взаимодействия. С прикладной социологией особенно тесно связаны теории среднего уровня, которые появились и институционализировались в рамках эмпирического обоснования.

На тех же основаниях происходит и разделение социологии на микро- и макросоциологию, относительность которого проявляется в любом социологическом исследовании, поскольку эти уровни по сути неразделимы и взаимообусловлены.

В рамках макросоциологии представлены теории, описывающие крупные элементы социальной системы, взаимодействие между ними; закономерности в развитии общества. Микросоциология представляет собой совокупность теорий, направленных на изучение межличностных отношений, малых групп, коллективного поведения и их влияния на процесс возникновения и развития конкретных социальных явлений.

Другими словами, если предметом макросоциологии является общество, то предметом микросоциологии — группа; если на макроуровне семья исследуется как социальный институт, то на микроуровне — как малая группа.

Макро- и микросоциология изучают закономерности общественного развития и социального взаимодействия, процессы взаимовлияния на уровне «личность и общество». Именно в связи с этим формируется сложный мир социальных отношений и взаимодействий, изучению которого посвящают свою жизнь социологи, пытаясь раскрыть тайну организации и функционирования такого сложного конструкта, как общество.

Уровни социологии и метод познания

Социология представляет собой своеобразную иерархию наук: эмпирической социологии, отраслевой социологии, теоретической социологии. Иерархия социологических наук показывает, что в ней тесно переплетены эмпирические и теоретические стороны, которые взаимно обусловливают друг друга.

Эмпирическая социология (конкретно-социологические исследования) занята добыванием и первичным осмыслением (описанием, классификацией, интерпретацией) социальных фактов. На этом уровне социология тесно связана с психологией, антропологией и другими науками.

Отраслевая социология (социология среднего уровня) изучает конкретные социальные сферы и системы общества на основе эмпирической социологии. В результате возникает социология образования, социология предпринимательства, социология города и т. д. На этом уровне социология тесно связана со всеми другими науками, изучающими соответствующие сферы: демографией, педагогикой, экономикой и т. п.

Теоретическая социология (общесоциологическая теория) исследуют общество как целостную систему, состоящую из определенных элементов и связей между ними, на основе эмпирической и отраслевой социологии. Именно на этом уровне социология тесно переплетается с социальной философией, историей и другими науками.

Эмпирическая социология.

Эмпирическая социология занята изучением социальных фактов.

Социальный факт - это фрагмент социальной действительности, зафиксированный в сознании человека в форме естественного (устная, письменная речь) или искусственного (формулы, графики и т. п.). Социальными фактами могут быть следующие фрагменты общественной жизни:

поступки индивидов и социальных групп;

материальные и духовные результаты человеческой деятельности;

высказывания людей (устные, письменные).

Эмпирическая социология представляет несколько основных познавательных операций, которые осуществляет социолог:

постановку проблемы социологического исследования;

определение его целей и задач;

описание социологического объекта;

формулировку гипотез — результатов исследования;

операциональное определение основных понятий исследования.

Эмпирическая социология опирается на известные методы эмпирического познания:

наблюдение;

анализ документов;

социологический опрос (анкетный и интервью);

репрезентативность выборки;

интерпретация результатов социологического исследования в свете предварительных гипотез.

Теоретическая социология опирается на известные методы теоретического познания:

анализ и синтез;

индукцию и дедукцию;

аналогию и гипотезу;

историческое и логическое;

моделирование и абстрагирование.

На каждом уровне социологического знания эти методы научного познания присутствуют в разных соотношениях.

Теоретическая социология

В разных направлениях теоретической социологии придерживаются разных парадигм исследования, сущность которых образуют разные принципы социологического познания.

Позитивисты полагают, что главным в социологии является описание социальных фактов, а их сущность познать нельзя. Они являются сциентистами, т. е. переносят на социологию методы естественно-научного познания, в частности, из физики и биологии.

Исторические материалисты (марксисты) считают, что научное познание способно открыть законы объективного мира, которые отражаются в социологии, занимающейся их открытием.

Субъективисты разного рода полагают, что общественное бытие — это система социального поведения и взаимосвязей. Она представляет собой единство объективного (материального) и субъективного (идеального). Задача социологии заключается в выявлении социологических законов и рациональном управлении поведением людей в соответствии с определенным социальным идеалом.

Важнейшей задачей социологии и условием ее общественной роли является определение социологических понятий. «Сам процесс определения обществоведческих категорий — пишет И. Валлерстайн, — протекает на фоне намного большей неразберихи, выходящей за пределы общественных наук и затрагивающей всю совокупность наших знаний. Вот уже двести лет мы живем в мире, где философия и естествознание рассматриваются как различные и чуть ли не антагонистические формы знания». Гуманитарные науки должны заниматься поиском блага (и совершенства), а естественные науки - истины. Кто мог бы рассудить этот спор? На такую роль претендовало научное сообщество, которое вследствие специализации наук оказалось к этому малоспособным.

Общественные науки раскололись в понимании важнейших принципов познания. Одни обществоведы - позитивисты - полагали, что социология похожа на физику и должна пользоваться методами естественных наук. Как и в последних, задачей социологии должно быть открытие универсальных законов общественной действительности. Другие - субъективисты - опирались на уникальность общественных (социальных) событий и, исходя из этого, ориентировали обществоведов на изучение контекста подобных событий, на уникальные законы каждого события. Третьи - синергетисты - считают: а) теория неравновесных систем свидетельствует о «стреле времени»; б) креативность присуща не только человеку, но и всему миру; в) социальные системы являются самыми сложными из всех известных.

Иммануэль Валлерстайн считает, что современное обществоведение, в том числе социология, должны признать следующие принципы:

«наука не беспристрастна и не может таковой быть, поскольку ученые — это члены общества и они не свободны от него ни физически, ни интеллектуально»;

«эмпиризм не может быть чистым, ибо он всегда предполагает некоторую априорность»;

«наши истины не являются всеобщими и универсальными; они, если вообще существуют, сложны, противоречивы и множественны»;

обществоведение «ищет не простую, а наиболее адекватную интерпретацию сложного»;

«причина нашей заинтересованности в рациональном поведении заключается в том, что оно ведет к конечной (ценностно обусловленной) цели»;

«рациональность основана на совместимости политики и морали, а роль интеллектуалов заключается в том, чтобы выявить стоящие перед нами исторические альтернативы».

В качестве системы социологических знаний (обыденных, научных, гипотетических) социология строится на основе некоторых исходных принципов. Данные принципы позволяют расположить социологические знания в определенной логической последовательности, которая наглядно представлена в оглавлении каждого учебника по социологии. При этом используют два метода познания:

дедуктивный (от общего к частному, от целого к элементам);

индуктивный (от частного к общему, от элементов к целому).

Кроме того, между понятиями науки должна существовать внутренняя логическая связь. Как очевидно, для настоящего учебного пособия я выбрал индуктивный метод познания и изложения социологических знаний, когда происходит постепенное их усложнение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1008; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.