Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Традиционные когнитивные и поведенческие терапевтические подходы




 

При изучении некоторых пособий и научных работ по когнитивной и поведенческой терапии часто складывается впечатление, что привлечь пациентов к сотрудничеству и фактическому участию в терапии настолько легко, что не требует обсуждения. Это действительно справедливо для некоторых категорий пациентов. Однако препятствующее терапии поведение привлекает к себе все больше и больше внимания. Например, П. Чемберлен с соавторами (Chamberlain et al., 1984) разработал шкалу для оценки поведения сопротивления пациентов. Ряд статей и книг был посвящен вопросу согласия пациентов (Shelton & Levy, 1981; Meichenbaum & Turk, 1987). Когнитивно-поведенческие терапевты регулярно поднимают вопрос о необходимости формирования отношений сотрудничества в терапии (Beck, Rush, Shaw, & Emery, 1979).

 

И наоборот, представители когнитивной и поведенческой школ уделяют мало внимания поведению терапевта (за исключением терапевтических техник), препятствующему или способствующему терапии. Позиция поведенческой школы по этому вопросу была двоякой. Во-первых, влияние межличностных факторов психотерапии на ее результат представляет собой эмпирическую проблему, которую нельзя решить без соответствующих данных; во-вторых, этот эмпирический вопрос должен решаться индивидуально для каждой пары «пациент – терапевт» (Turkat & Brantley, 1981). Поведение терапевта, эффективное в контексте одной пары, может оказаться совершенно неэффективным в рамках других пар. Эта двойственная перспектива – прямое следствие акцента на применении эмпирических процедур для исправления клинических проблем в когнитивной и поведенческой терапии.

Способствующее терапии поведение, чаще всего обсуждаемое в научно-исследовательской литературе поведенческой направленности, включает те качества терапевта, которые обычно ассоциируются с клиент-центрированной терапией (например, доброта, точная эмпатия и искренность), а также качества, которые акцентируются в социально-психологических исследованиях межличностного влияния (например, престиж, статус, компетентность и привлекательность терапевта). Точная роль, которую должны играть эти качества в эффективной поведенческой терапии, остается невыясненной. Некоторые бихевиористы подчеркивают недостаток адекватных эмпирических данных о значении многих характеристик терапевта, которые традиционно считались важными для результата терапии, особенно теплоты и эмпатии (Morris & Magrath, 1983; Turkat & Brantley, 1981). Другие бихевиористы настаивают на их важности (Goldfried & Davison, 1976; Levis, 1980; Wilson, 1984). Однако даже те ученые, которые прямо говорят о важности особых видов поведения терапевта, подчеркивают необходимость их индивидуального применения для каждого пациента (Arnkoff, 1983; Wilson, 1984). Вероятно, поведенческая перспектива лучше всего выражена у Аарона Бека и его соавторов (Beck et al., 1979): индивидуальный терапевт должен наблюдать, как влияют его действия на пациентов, и учитывать это в дальнейшей работе. ДПТ принимает такую точку зрения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.