Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сообщение об уместности эмоций




Эмотивные вопросы множественного выбора

 

Один из рискованных моментов при чтении эмоций заключается в том, что пациент согласится с интерпретацией своей эмоции даже в том случае, если терапевт ошибается. Он может согласиться просто потому, что будет сбит с толку, либо побоится спорить с терапевтом или расстраивать его, или же посчитает свои действительные эмоции настолько ужасными, что побоится в них признаваться. Альтернативная стратегия, которая может применяться в данной ситуации, – предложить пациенту перечень эмоций, чтобы у него был выбор: «Вы чувствуете гнев, грусть, страдание или все сразу?» Преимущество такой стратегии в том, что в ней не используются открытые вопросы. Пациенты с ПРЛ зачастую просто не в силах ответить на открытые вопросы терапевта о своих эмоциях в данный момент. Вопросы множественного выбора помогают пациенту, но не освобождают от необходимости действовать (делать выбор).

 

 

 

Единственный действенный способ валидации эмоционального опыта пациента для терапевта – прямо сообщить пациенту, что терапевт считает его эмоциональные реакции вполне объяснимыми и понятными. При этом возможны два типа понимания. Во-первых, пациента могут информировать о том, что почти каждый человек (или, по крайней мере, многие люди) отреагировал бы на данное побуждающее событие почти так же, как и он. Это нормативная валидация. Во-вторых, пациенту помогают понять, что с учетом опыта научения пациента его эмоциональная реакция (даже если она отличается от реакций других людей в подобной ситуации) вполне понятна в данном контексте (ситуативная валидация). Однако в обоих случаях выделяются те аспекты нынешней ситуации, которые вызывают данные чувства пациента.

Очень важно, чтобы терапевт валидировал не только переживание первичных эмоций, но и вторичные эмоциональные реакции. Например, пациент часто испытывает чувство стыда, вины, гнева по отношению к самому себе либо паники, если переживает гнев или унижение, чувствует свою зависимость от терапевта, начинает плакать, горевать или бояться. Именно эти вторичные реакции зачастую становятся источником самых серьезных проблем для пациента. Пациентам, которые оценивают моральность эмоциональных реакций, руководствуясь определенными религиозными критериями, следует помочь в пересмотре истинности этих убеждений. Хотя при этом терапевт должен быть очень осторожным, чтобы не подорвать моральных устоев пациента, сдерживание различных эмоций очень часто отталкивается от неверного понимания религиозных традиций.

Эмоциональная валидация – важный первый шаг в содействии пациенту для изменения его реакций. Едва ли полезно будет реагировать на то, что кажется неоправданной эмоцией, убеждая пациента в том, что ему не нужно испытывать такие чувства. Терапевт часто сталкивается с подобным искушением, когда пациент эмоционально реагирует на него. Например, если пациент звонит терапевту домой (согласно терапевтическому плану) и из-за этого чувствует себя виноватым или униженным, терапевт ощутит естественное желание заверить пациента, что не стоит стыдиться или испытывать унижение. Однако такое утверждение терапевта будет, по сути, непризнанием чувств пациента. Хотя терапевт может иметь в виду, что звонок к нему домой вполне уместен и понятен, он должен понимать и то, какова природа чувства вины или унижения у пациента.

Чаще всего непризнание чувств пациента возникает вследствие чрезмерного желания терапевта немедленно облегчить страдания пациента. Таким тенденциям нужно сопротивляться, поскольку они противоречат важной идее, которую должна сообщать терапия, – а именно, что болезненные эмоции можно не только понимать, но и переносить. Кроме того, если терапевт отвечает на отрицательные эмоции пациента, либо игнорируя их, либо убеждая пациента, что тому не нужно переживать определенные чувства, либо слишком поспешно переходя к изменению эмоций, то рискует уподобиться другим членам естественного окружения пациента. Попытка волевого контроля эмоций, «положительного мышления» или избегания отрицательных мыслей – ключевая характеристика инвалидирующего окружения. Терапевт должен сделать все возможное, чтобы избежать этой ловушки.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.