Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контрольная работа




Контрольная работа выполняется студентами всех форм обучения в течение семестра и представляется преподавателю на проверку. Контрольная работа состоит из нескольких блоков заданий.

1 блок. Изучение и конспектирование основной и дополнительной литературы по проблеме онтогенеза речевой деятельности. Студент должен представить на проверку не менее 5 рукописных конспектов. Конспекты оформляются в отдельной тетради.

2 блок. Подготовка реферата по выбранной студентом теме. Темы рефератов распределяются между студентами всей группы.

3 блок. Решение тестовых заданий 1-7 (студенты очного отделения выполняют тестирования во время текущего контроля).

4 блок. Решение тестов для аудиторной контрольной работы (1-24).

5 блок. Выполнение 11 практических заданий для самостоятельной работы студентов.

 

 

Практические задания для самостоятельной работы студентов.

Практические задания выполняется студентами очного и очно-заочного отделений на практических занятиях под руководством преподавателя. Студенты заочной формы обучения выполняют практические задания самостоятельно в течение семестра и представляется преподавателю на проверку при сдаче контрольной работы.

1. Составьте схему «Нейрофизиологические механизмы речи».

2. Составьте схему «Основные этапы развития мышления в дошкольном детстве».

3. Составьте таблицу «Основные показатели довербального развития».

4. Составьте схему «Этапы развития общей моторики ребенка от рождения до 1 года».

5. Подготовьте следующие таблицы: «Классификация гласных фонем», «Классификация согласных».

6. Составьте схему «Последовательность звуков по мере их появления в речи детей».

7. Подготовьте схему «Основные этапы развития детского словаря».

8. Составьте схему «Последовательность формирования обобщающей функции слова».

9. Составьте схему «Последовательность усвоения детьми морфологических категорий языка».

10. Подготовьте схему «Основные этапы становления связной речи».

11. Определите основные направления обследования речи детей дошкольного возраста и оформите их схематично.

Тестовые задания по дисциплине «Онтогенез речевой деятельности».

Студенты очного и очно-заочного отделений выполняют тестирования во время текущего контроля. Студенты заочного отделения решают тесты во время самостоятельной работы и ответы представляют преподавателю при сдаче контрольной работы.

Тестовое задание 1 (к теме 1).

Ответьте на вопросы полными, развернутыми ответами. При ответе на вопросы 7, 8, 19, 20, 35, 36 выберите правильный ответ, из предложенных.

1. Дайте определение понятию ОНТОГЕНЕЗ.

2. Дайте определение понятию ДИЗОНТОГЕНЕЗ.



3. Из каких частей состоит речевой аппарат?

4. Назовите отделы центрального речевого аппарата.

5. Где в коре головного мозга находится центр Брока?

6. Где в коре головного мозга находится центр Вернике?

7. Укажите основную функцию центра Брока: а) восприятие речи; б) реализация двигательной стороны речи; в) анализ ощущений от движений органов артикуляции.

8. Укажите основную функцию центра Вернике: а) восприятие речи; б) реализация двигательной стороны речи; в) анализ ощущений от движений органов артикуляции.

9. В какой области коры головного мозга обрабатывается информация об ощущениях от движений органов артикуляции?

10. Что соединяют между собой центробежные двигательные нервные пути?

11. Что соединяют между собой центростремительные двигательные нервные пути?

12. Где берут начало черепно-мозговые нервы?

13. Назовите основные черепно-мозговые нервы и их функции.

14. Назовите основные отделы периферического речевого аппарата.

15. Назовите отделы голосового аппарата.

16. Какую функцию выполняет надгортанник?

17. Чем отличается гортань мужчин и женщин?

18. Что такое МУТАЦИЯ голоса?

19. В какие возрастные периоды происходит мутация голоса?

20. Каковы особенности мутации голоса у мальчиков?

21. Голосовая щель при дыхании: а) открыта; б) закрыта.

22. Голосовая щель при голосообразовании: а) открыта; б) закрыта.

23. Что образует голосовую щель?

24. Опишите механизм голосообразования.

25. От чего зависит сила голоса?

26. Что такое ТЕМБР голоса?

27. От чего зависит высота голоса?

28. Назовите основные органы артикуляции.

29. Как называются части языка?

30. Назовите подвижные органы артикуляции.

31. Что такое РЕЗОНАНС?

32. Что такое НАДСТАВНАЯ ТРУБА?

33. Какие органы выполняют функцию резонаторов?

34. Что является шумовым вибратором при произнесении звуков?

35. При помощи шумового вибратора образуются: а) глухие звуки; б) звонкие звуки; в) сонорные звуки.

36. При помощи тонового вибратора (колебание голосовых складок) образуются: а) глухие звуки; б) звонкие звуки; в) сонорные звуки.

37. Какие уровни организации мозга выделяет в своей теории А.Н.Бернштейн?

38. Какие блоки выделил А.Р.Лурия в предложенной им общей структурно-функциональной модели мозга.

39. Что такое ПРОСОДИКА?

40. Каковы компоненты языковой системы?

41. Что такое ФОНЕМА?

42. Что такое ЛЕКСИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ЯЗЫКА?

43. Какие формы мышления вы знаете?

44. Назовите возрастные границы формирования основных форм мышления в дошкольном детстве.

45. В какой возрастной период речь ребенка становится интеллектуальной, а мышление – речевым?

Тестовое задание №2 (к теме 2).

Ответьте на вопросы полными, развернутыми ответами. При ответе на вопросы 18, 29 выберите правильный ответ, из предложенных.

1. Что такое ИНТОНАЦИЯ?

2. Какие врожденные предпосылки речи вы знаете?

3. Перечислите основные характеристики крика новорожденного ребенка (до 8 недель).

4. Зависит ли крик новорожденного ребенка от физического состояния ребенка? Приведите 1-2 примера.

5. Когда начинает формироваться функция общения? Какой главный показатель?

6. В каком возрасте крик новорожденного ребенка значительно обогащается интонационно?

7. С каким этапом развития моторики совпадает период интенсивного интонационного обогащения крика?

8. Когда появляется гуление?

9. Какие звуки русского языка называются ГЛАСНЫМИ?

10. Какие звуки русского языка называются СОГЛАСНЫМИ?

11. Что такое РЕДУЦИРОВАННЫЙ ЗВУК?

12. Какими физиологическими актами обусловлено появление в гулении детей редуцированных согласных звуков П, М, Б и Г, К, Х?

13. Что такое ЭХОПРАКСИЯ при гулении?

14. Что такое ЭХОЛАЛИЯ при гулении?

15. Что такое КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ?

16. На какой стадии предречевого развития появляется смех?

17. В кокой возрастной период появляется лепет?

18. В период лепета начинает формироваться психофизиологический механизм а) звукопроизношения; б) слогообразования; в) произнесения слов простой слоговой структуры.

19. Есть ли гуление и первый этап лепета у глухих детей.

20. В каком возрасте происходит расцвет лепета?

21. Перечислите основные характеристики второго этапа лепета.

22. Что такое АУТОЭХОЛАЛИИ при лепете ребенка?

23. Докажите, что с 6-7 месяцев лепет приобретает социализированный характер.

24. В каком возрасте начинает развиваться начальное понимание обращенной речи?

25. Какими паралингвистическими средствами пользуется ребенок при общении в возрасте 6-9 месяцев?

26. С какими этапами развития моторики совпадает период интенсивного лепета?

27. Перечислите основные характеристики третьего этапа лепета.

28. Что такое «ЛЕПЕТНЫЕ СЛОВА».

29. Какой словарный запас ребенка по объему шире: а) импрессивный; б) экспрессивный?

30. Какие качественные изменения в психическом развитии ребенка происходят к 8-9 месяцам?

 

Тестовое задание 3 (к теме 3).

Ответьте на вопросы полными, развернутыми ответами. При ответе на вопросы 9 - 15 выберите правильный ответ, из предложенных.

1. Разведите понятия ЗВУК и ФОНЕМА.

2. Сколько фонем в русском языке?

3. На какие группы делятся фонемы по механизму образования?

4. Какие звуки русского языка называются ГЛАСНЫМИ?

5. Какие звуки русского языка называются СОГЛАСНЫМИ?

6. Какие гласные звуки называются лабиализованными?

7. Какие гласные звуки называются нелабиализованными?

8. Назовите основные критерии, с учетом которых строится классификация гласных звуков русского языка.

9. Звуки И, Ы, У - а) верхнего подъема; б) среднего подъема; в) нижнего подъема.

10. Звук А - а) верхнего подъема; б) среднего подъема; в) нижнего подъема.

11. Звуки Э, О - а) верхнего подъема; б) среднего подъема; в) нижнего подъема.

12. По месту подъема языка звуки И, Э - а) заднего ряда; б) среднего ряда; в) переднего ряда.

13. По месту подъема языка звуки Ы, А - а) заднего ряда; б) среднего ряда; в) переднего ряда.

14. По месту подъема языка звуки У, О - а) заднего ряда; б) среднего ряда; в) переднего ряда.

15. Выделите основные признаки, на которых строится классификация согласных русского языка: а) место резонирования; б) участие или не участие губ; в) способ артикуляции; г) наличие или отсутствие дополнительного подъема спинки языка к твердому небу; д) место артикуляции; е) наличие или отсутствие вибрации голосовых складок; ж) степень подъема языка к нёбу.

16. На какие группы делятся согласные звуки по наличию или отсутствию вибрации голосовых складок?

17. На какие группы делятся согласные звуки по способу артикуляции?

18. На какие группы делятся согласные звуки по месту артикуляции?

19. На какие группы делятся согласные звуки по наличию или отсутствию подъема спинки языка?

20. На какие группы делятся согласные звуки по месту резонирования?

21. Какова последовательность появления звуков речи в онтогенезе?

22. Приведите примеры открытых слогов.

23. Приведите примеры закрытых слогов.

24. Приведите примеры слогов и слов со стечением согласных.

25. Каковы особенности слоговой структуры первых слов детей?

26. Перечислите основные типичные ошибки детей при овладении звуковой формой слова в онтогенезе.

27. Какие факторы влияют на формирование правильного звукопроизношения?

28. В каком возрасте начинается интенсивное развитие фонематического восприятия и овладение звукопроизношением?

29. К какому возрасту полностью формируется звуковая сторона речи при нормальном развитии?

 

Тестовое задание 4 (к теме 4).

Ответьте на вопросы полными, развернутыми ответами.

1. Что такое АКТИВНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС?

2. Что такое ПАССИВНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС?

3. Что такое НОМИНАТИВНЫЙ СЛОВАРЬ?

4. Что такое ПРЕДИКАТИВНЫЙ СЛОВАРЬ?

5. Что такое ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА?

6. В каком возрасте появляются первые слова в речи детей?

7. С каким этапом в развитии психомоторики совпадает период появления первых слов?

8. Перечислите основные особенности начального детского лексикона.

9. Что такое ПОЛИСЕМИЯ?

10. Приведите примеры звукоподражательных слов из лексикона детей.

11. Что такое ПРОТОСЛОВА в начальном детском лексиконе?

12. Перечислите особенности формирования активного словаря детей.

13. Дайте определение процесса актуализации слов.

14. Каковы три специфические признака слова.

15. Какой термин используется для обозначения предметной отнесенности слова?

16. Какой термин используется для обозначения понятийной соотнесенности слова?

17. Определите ступени формирования компонентов значения слова как речевого знака на раннем этапе речи.

18. Что понимается под явлением ГЕНЕРАЛИЗАЦИИ и СВЕРХГЕНЕРАЛИЗАЦИИ языковых явлений?

19. В чем специфика овладения детьми именами собственными?

 

 

Тестовое задание 5 (к теме 5).

Ответьте на вопросы полными, развернутыми ответами. При ответе на вопрос 3 выберите правильный ответ, из предложенных.

1. Дайте определение следующим понятиям: МОРФОЛОГИЯ, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, СИНТАКСИС.

2. Что такое МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ? Приведите примеры морфологических категорий.

3. Определите последовательность освоения детьми морфологических категорий.

4. Какая морфологическая категория усваивается детьми первой: а) категория числа; б) категория рода; в) категория падежа.

5. Назовите основные тенденции в развитии грамматических форм.

6. В чем феномен ДЕТСКОГО СЛОВОТВОРЧЕСТВА?

7. В каком возрасте ярко проявляется детское словотворчество?

8. Перечислите основные особенности структуры детских «неологизмов».

9. Каковы механизмы возникновения детских «неологизмов»?

10. Чем характеризуется период однословных предложений в процессе развития детской речи?

11. Назовите основные функции однословных предложений.

12. Назовите грамматические особенности двусловного предложения в детской речи.

13. В чем проявляется переход в развитии речи ребенка к многословным высказываниям?

14. Приведите примеры типичных нарушений синтаксической норы.

 

Тестовое задание 6 (к теме 6).

Ответьте на вопросы полными, развернутыми ответами. При ответе на вопрос 2 выберите правильный ответ, из предложенных.

1. Назовите основные этапы становления связной речи в онтогенезе.

2. В чем заключается феномен ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЙ РЕЧИ?

3. В концепции Л.С.Выготского происходит сближение понятий: а) внутренняя речь и связная речь; б) эгоцентрическая речь и связная речь; в) эгоцентрическая речь и внутренняя речь.

4. Назовите особенности ситуативной речи.

5. Дайте определение понятию КОНТЕКСТНАЯ РЕЧЬ.

6. В каком возрасте появляется контекстная речь?

7. Назовите основные специфические умения, которые формируются в речевой деятельности детей при развитии диалогической формы общения.

8. Назовите основные фазы монологической речи дошкольника.

9. Какие умения формируются у дошкольника при усвоении техники построения монолога.

10. Назовите основные параметры оценки монолога.

 

Тестовое задание 7 (к теме 7).

Ответьте на вопросы полными, развернутыми ответами.

1. Дайте определение понятию ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР).

2. В чем заключается принцип системного подхода к развитию речи?

3. Кто впервые предложил рассматривать процесс развития и недоразвития речи с точки зрения системного подхода?

4. Какие основные компоненты речеязыковой системы нарушаются при ОНР?

5. Назовите основные причины возникновения общего недоразвития речи.

6. Какие уровни речевого развития выделяются Левиной Р.Е.?

7. Какой уровень речевого развития был выделен Филичевой Т.Б.?

8. Дайте краткую характеристику каждого уровня речевого развития.

9. Перечислите особенности психической деятельности детей с недоразвитием речи.

 





Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 249; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.166.216.223
Генерация страницы за: 0.096 сек.