Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности культуры народов Кубани XVIII-XIX вв




11.

В силу особен­ностей процесса заселения и хозяйственного освое­ния Кубань стала уникальным регионом, где эле­менты традиционной восточно-украинской культуры взаимодействуют с элементами южнорусской куль­туры.

Следует отметить, что Кубань на протяжении долгих столетий была многонациональ­ным регионом, в котором сочетались культурные тра­диции различных народов. Взаимовлияние и куль­турный обмен привели к формированию уникального феномена - поликультурного пространства Кубани.

Особое влияние на развитие региона оказала ка­зачья колонизация. С первых лет переселения на Ку­бань казаков начинали складываться торговые связи, происходил культурный обмен с местными народа­ми. Кавказская война существенно затормозила и осложнила процесс развития дружеских отношений, единого ментального поля, но не могла его остано­вить. По окончании военных действий мёжкультурный диалог развивался более интенсивно. Весомым фактором в формировании прорусски ориентирован­ной прослойки в среде горцев стала система горских школ, предоставление возможности для горцев полу­чить высшее и среднее образование в учебных заведе­ниях России. Несмотря на некоторые негативные фак­ты, связанные с молодеческими традициями горцев, культурное взаимодействие в дореволюционный пе­риод привело к формированию прочных начал духов­ной общности горских племен и русского народа.

Изначально На значительной части степ­ной территории Кубани были невысокие турлучные или глинобитные, побеленные снаружи жилые построй­ки, вытянутые в плане, покрытые четырехскатными соломенными или камышовыми крышами. Каждое жилище украшалось резными деревянными карниза­ми, наличниками с рельефной или сквозной резьбой. В черноморских станицах крышу крыли пучками со­ломы или камыша. Для украшения крыши на гребне устанавливали коньки. В восточных районах края позже широко распространились и круглые дома. Их строили рублеными, тур лучными, часто с железной или черепичной кры­шей. Такие дома обычно состояли из нескольких ком­нат, веранды, парадного крыльца.

В первой комнате (малой хате) находилась печь, длинные деревянные лавки (лавы), небольшой круг­лый стол (сырно). Возле печи обычно стояла широ­кая лава для посуды, а у стены, где располагался «святой угол», - деревянная кровать. Во второй ком­нате (великой хате) обычно находилась добротная, изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды (гор­ка), комод для белья и одежды, кованые и деревян­ные сундуки. В горке хранилась посуда фабричного производства, которая использовалась по праздникам. На стенах висели обрамленные вышитыми рушника­ми семейные фотографии, цветные литографии с изоб­ражением казачьих военных действий, в основном относящихся к периоду Первой мировой войны, зер­кала в деревянных резных рамках. Центральным, святым местом в кубанском жилище был красный угол, где располагалась «божница», состоящая из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола (угольника). Часто иконы, рушники украша­лись и бумажными цветами.

Одежда казаков во многом сохраняла традиции мест их прежнего проживания, однако испытала на себе влияние местных народов.

В летнее и весеннее время мужчины носили легкий бешмет, на ногах башмаки, на голове шапку; в зимнее время прибавляли бурку и башлык.

Традиционный женский костюм сформировался во второй половине XIX в. Он состоял из юбки и кофты (так называемая парочка).

Помимо русского народа в Кубан­ской области по переписи 1897 г. проживали немцы, евреи, ногайцы, азербайджанцы, черкесы, молдаване, греки, грузины, карачаевцы, абхазы, кабардинцы, та­тары, эстонцы и некоторые другие.

Второй по численности группой коренного насе­ления области были адыги - черкесы.

В целом мероприятия правительства по приобщению горцев к общероссийской культуре носили характер скорее поощрительный, нежели запретительный. Особенно это проявилось в развитии системы образования в среде горцев.

Создава­лись окружные и начальные школы, причем окруж­ные соответствовали уездным училищам Централь­ной России, их выпускники могли без экзаменов приниматься в 4-й класс кавказских гимназий. На­чальные школы соответствовали российским, за исключением замены православного законоучения му­сульманским.

Школы открывались в основном по инициативе и на средства горцев, что свидетельствует об осознании значимости образования в горской сре­де.

Значительное место в духовной культуре адыгов за­нимало устное народное творчество. Активную жизнь продолжали нартские сказания. Жизнь главных ге­роев нартских сказаний Сосруко, Сатаней, Адиюх, их изречения и моральные нормы оставались для ады­гов образцом мужества, смелости, любви к Родине, примером чес­тности и благородства, верности в дружбе.

Значительное влияние горской культуры сказа­лось на вооружении и одежде казаков. Первыми одеж­ду черкесского образца стали носить линейные каза­ки, а в начале 1840-х годов для черноморских казаков была установлена единая форма по примеру линей­ных. Эта форма стала единой и для образовавшегося в 1860 г. Кубанского казачьего войска, она состояла из черкески черного сукна, шаровар темных тонов, бешмета, башлыка, зимой - бурки, папахи, сапог или ноговиц. Черкеска, бешмет, бурка - прямые заимство­вания у адыгов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.