Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура аргументации




Аргументация включает три взаимосвязанных элемента: тезис, аргументы, демонстрацию. Т – тезис, а1, а2… - аргументы, стрелочка (импликация) – демонстрация, то операцию доказательства можно представить следующей схемой.

а1, а2, а3 Т

Тезис – это выдвинутое пропонентом суждение, которое он обосновывает в процессе аргументации. Т.е. – это суждение, истинность которого надо доказывать. Тезис является главным структурным элементом аргументации и отвечает на вопрос : что обосновывают?

В качестве тезиса могут выступать теоретические положения науки, которые. складываются из одного, нескольких или целой системы взаимосвязанных суждений (роль тезиса может выполнять доказываемая теорема).

Аргументы или доводы – это исходные теоретические или фактические положения, с помощью кот. обосновывают тезис. Отвечают на вопрос: чем, с помощью чего ведется обоснование тезиса?

Различают несколько видов аргументов:

- Удостоверенные единичные факты. Это фактический материал, т.е. статистические данные о населении, территории государства, свидетельские показания, научные данные, научные факты.

- Определения как аргументы доказательства. Определения понятий обычно даются наукой.

- Аксиомы – это суждения, кот. принимаются в качестве аргументов без доказательства.

- Ранее доказанные законы науки и теоремы как аргументы доказательства.

В ходе доказательства какого-либо тезиса может использоваться не один, а несколько из перечисленных видов аргументов.

Демонстрация – это логическая связь между аргументами и тезисом. Логический переход от аргументов к тезису протекает в форме умозаключений. Это может быть отдельное умозаключение, но чаще – их цепочка. Посылками в выводе являются суждения, в которых выражена информация об аргументах, а заключением – суждение о тезисе. Продемонстрировать, значит показать, что тезис логически следует из принятых аргументов по правилам соответствующих умозаключений.

4. Способы аргументации: обоснование и критика

Цель аргументации при обсуждении спорных вопросов - формирование рационально обоснованных убеждений. Убеждения включают в себя позитивный и негативный аспекты. Взаимосвязь позитивной и негативной информации в содержании убеждений объединяет две различные операции: обоснование и критику.

4.1. Обоснование – это логическая операция, раскрывающая позитивный аспект убеждений. По способу аргументации различают два вида обоснования выдвинутого положения: прямое и косвенное.

1.Прямым называют обоснование тезиса без обращения к конкурирующим с тезисом допущениям. Прямое обоснование может принимать форму дедуктивных умозаключений, индукции или аналогии.

Дедуктивное обоснование чащевсего выражается в подведении частного случая под общее правило (Человек может жить на земле – тезис; Человек может существовать при определенном атмосферном давлении; на земле есть это определенное давление – посылка)

Индуктивное обоснование – это логический переход от аргументов, в которых. представлена информация об отдельных случаях к тезису, обобщающему эти случаи (Все дельфины млекопитающие – тезис; дельфины живородящи и кормят молоком; все млекопитающие – живородящи и кормят молоком – аргументы).

Обоснование в форме аналогий – это прямое обоснование тезиса, в котором. формулируется утверждение о свойствах единичного явления (дактелоскопическая экспертиза).

2.Косвенным называют обоснования тезиса путем установления ложности антитезиса или других конкурирующих с тезисом допущений.

4.2.Критика – это логическая операция, раскрывающая негативный аспект убеждений.

Критика направлена на разрушение ранее состоявшегося процесса аргументации.

По форме выражения существует два вида критики: неявная и явная.

Неявная критика – это скептическая оценка позиции пропонента без конкретного анализа недостатков и точного указания на слабые места.

Явная критика – указание на конкретные недостатки, выявленные в аргументации пропонента.

По направленности явная критика может быть 3 видов: деструктивная, конструктивная и смешанная.

1. Деструктивная критика направлена на разрушение процесса аргументации, путем критики тезиса, аргументации или демонстрации.

- Критика тезиса – ее цель показать несостоятельность тезиса. Такая критика называется опровержением тезиса. Опровержение – это логическая операция установления ложности или необоснованности ранее выдвинутого тезиса.

Опровержение фактами. Должны быть приведены действительные события, явления, статистические данные, которые противоречат тезису.

- Критика аргументов – может выражаться в том, что оппонент указывает на неточное изложение фактов, выражает сомнение в авторитетности экспертов. В случае установления ложности аргументов тезис безоговорочно считается необоснованным и нуждается в новом, самостоятельном подтверждении.

- Критика демонстрации – показывает, что в рассуждениях пропонента нет логической связи между тезисом и аргументами. Если тезис не вытекает из аргументов, то он считается необоснованным.

2. Конструктивная критика – это обоснование оппонентом собственного тезиса с целью опровержения альтернативного утверждения пропонента. Стратегия конструктивной критики выражается в следующем: 1) четко и развернуто представить тезис своего выступления; 2) показать, что тезис не просто отличается от утверждений пропонента, а противоречит ему как альтернативный; 3) сосредоточить усилия на подборе аргументов в пользу выставленного тезиса, чтобы максимально воздействовать на пропонента и аудиторию.

3. Смешанная критика – сочетает конструктивный и деструктивный подходы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.