Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Длительности». 3 страница




В музыке метрическая природа изучена очень основательно, и очень подробно разработана система записи метра, классификация размеров и соответствующая терминология. Это и не могло быть иначе, так как в момент записи мелодии неизбежно возникает необходимость изучения метра как непременного условия сознательного восприятия и фиксирования музыки.

В движении, несмотря на всю очевидность закономерности метра, нет такой же явной, как в музыке, необходимости фиксации, и поэтому область метрической природы движения еще мало разработана..

Ритмическое воспитание разрабатывает проблему метра с точки зрения его воспитывающего воздействия и использует метрику движения как средство для развития соответствующих навыков.

Планировка движения на основе метрического принципа, то есть на основе равномерности и периодичности, чрезвычайно существенна, так как развивает ориентировку во времени и приучает к четкости и экономии движения.

Тренировочные задачи упражнений на метр сводятся к трем основным:

1. Метрический анализ (определение размера).

2. Устойчивость в метре (ориентировка во времени).

3. Четкость движения (отбор наиболее существенных моментов движения).

Работа начинается с упражнений, в которых необходимо установить метрическое ударение: ходьба, бег, гимнастическое движение с периодическим акцентом, который дается или музыкальным сопровождением, или самими учащимися.

Следующий этап - это осознание и определение размера. Поскольку навык темпа уже несколько упрочен, определение основного темпа, а отсюда установление единицы счета, не представляет особых затруднений. Наиболее целесообразный путь определения размера заключается в следующем:

1. Определить основной темп и установить таким образом единицу счета.

2. Установить метрическое ударение.

3. Сосчитать количество единиц от одного метрического ударения до другого, всегда считая ударение первой единицей, то есть называя его «раз».

Определение размера проводится также на движении и на ходьбе, так как это облегчает и определение темпа и счет единиц. Ударение исполняется или более тяжелым шагом, или хлопком, или гимнастическим движением на месте или на ходьбе.

В дальнейшем идет работа над дирижерским жестом, причем дирижирование применяется, конечно, не со специальными целями, а как чрезвычайно полезное средство тренировки метрического чутья.

В начале работы дирижерский жест исполняется гимнастически, в полном объеме движения, а потому в очень медленном темпе. В дальнейшем применяются различные темпы, и соответственно изменяется объем жеста.

Схема дирижерского жеста

Исходное положение - руки вверх

2/4 - Раз - руки вниз,

два - руки вверх.

3/4 - Раз - руки вниз,

два - руки в стороны,

три - руки вверх.

4/4 - Раз - руки вниз,

два - руки скрещиваются перед грудью,

три - руки в стороны,

четыре - руки вверх.

Необходимо, чтобы первое движение - руки вниз - было наиболее стремительным и сильным, поскольку оно совпадает с метрическим ударением.

Кроме непосредственно метрических задач, дирижирование применяется в работе над другим материалом - ритмическим рисунком, динамикой и характером движения, так как таким путем выявляется активность и инициатива учащихся. Дирижирование используется и в своем прямом назначении как способ управления или ударным оркестром или групповым движением.

Работа над развитием устойчивости в данном метре ведется на упражнениях, построенных так, что движение исполняется только на метрическое ударение и выдерживается (фиксируется) в течение всего такта. Движение, или гимнастическое, или осмысленное очень несложной задачей, исполняется всей группой одновременно или учащиеся разделяются на число групп, равное числу тактов в данной музыкальной фразе, и каждая группа исполняет движение на свой такт, причем задача и рисунок даются или преподавателем, или самими учащимися.

Затем возможен такой вариант упражнения: музыкальное сопровождение построено из двухтактовых фраз. Один учащийся исполняет движение на метрическое ударение первого такта, а его партнер - на ударение второго такта. Важно, чтобы движения обоих партнеров были связаны по смыслу их общей задачи. Такие упражнения с партнером могут быть подготовлены заранее.

В работе над метрическими упражнениями необходимо добиваться предельной четкости и скупости движения, стремясь одновременно к максимальной свободе и к легкости. Для этого ведется длительная тренировка на целом ряде подсобных упражнений, развивающих быструю и легкую переключаемость движений.

И наконец, в работе над метром применяется мяч, чрезвычайно помогающий и развитию ощущения времени (регулировка броска), и устойчивости в метре, и четкости движений. Упражнения с мячами оформляются чрезвычайно разнообразно, включая, кроме непосредственных тренировочных задач по метру, также задачи предыдущих тем - ориентировки в пространстве и коллективе, координации внимания, темпа и соотношения скоростей.

Бросок и поимка мяча могут быть распределены по метрическим ударениям. Например: счет ¾; бросок на «раз» первого такта, поимка на «раз» следующего и т.д. Это - самый несложный прием. Гораздо сложнее, когда бросок приходится на сильную часть такта, а поимка—на слабую. Подготовка к броску в этом случае должна быть очень точно рассчитана, что и составляет смысл упражнения.

Сложность тренировочной задачи зависит и от усложнения пространственных условий, и от количества мячей, и от условий броска и поимки, и от рисунка фигурного построения. Кроме мячей, в работе над этой темой применяются и иные предметы: стулья, газеты, книги, чемоданы, словом, любые вещи, которые можно переносить и перебрасывать.

Работа над метром развивает навык четкости движения, научает анализировать движение и, кроме того, раскрывает приемы метрического оформления, которые можно назвать «Метризацией» движения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.