Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Окружающих, психологически невежественна и эгоцентрична, как в первый день




Всей своей одаренности и незаурядном уме, не понимает ни себя, ни

Первой минуте общения мне стало ясно, что эта очаровательная женщина, при

Изменить себя. Не умеющих общаться в точности столько же.

Видеть, думать и чувствовать.

Но это еще не все из "одного и того же". Есть еще и четвертое

измерение. Все вышеперечисленное в отношении к Самому Себе. А именно:

знание себя,

восприятие себя,

и самое трудное:

умение себя изменять -

то есть, умение быть другим - самому.

По опыту и личному, и профессиональному: главный камень преткновения

именно здесь. Желающих изменить ближнего ровно столько, сколько нежелающих

Вы прочли книгу о самовнушении и аутотренинге (имеется в виду

"Искусство быть собой" - для рассылки "заочникам" пришлось выдать Д. С.

энное количество дефицитных авторских экземпляров. - В. Л.}. Научились,

как утверждаете, расслабляться, но не знаете, как применять это в общении,

где приходится напрягаться.

Что ж, хорошо, что Вы это сразу поняли: для желающего научиться

общаться AT настолько же необходим, насколько и недостаточен. Недостаточен

сам по себе и PAT - ролевой аутотренинг, которым Вы особо интересуетесь.

Не далее как сегодня ко мне в качестве пациентки явилась одна актриса,

довольно знаменитая, чрезвычайно талантливая, если не гениальная, с

блестящей техникой самовнушения, с даром перевоплощения, о котором можно

только мечтать. Покраснеть, побледнеть, заплакать ручьем, засмеяться так,

что и мертвый засмеется, моменталь-мо расслабиться - все это для нее

пустяк. При всем при этом она пребывает в тяжелейшей депрессии по причине

развода с очередным мужем, не может найти общего языка ни с матерью, ни с

дочерью, затяжной конфликт и в театре, тоска, душевное одиночество. Уже на

творения. Фиаско в роли Самой Себя. Работа не на один день...

В жизни приходится начинать сразу со всего - на всех уровнях,

одновременно, начинать каждый день и не заканчивать никогда. Но так как

"жизнь коротка, а науки необъемлемы", советую все-таки уделить главное

внимание "четвертому измерению". В качестве методического пособия высылаю

образцы Черно-Белых самохарактеристик, которые помогают сформулировать

цель-то, без чего нельзя начинать ничего. В данном случае-конкретную цель

самосовершенствования. Такие самохарактеристики я требую у всех своих

пациентов. Почему Черно-Белые? Потому что состоят из двух обязательных

списков: черного и белого, минусов и плюсов, достоинств и недостатков. В

просторечии мы называем их просто "Зебрами" (поскольку каждый человек, как

жизнь, не черен и не бел, а в "полосочку").

Вот образцы (действительные самохарактеристики одного человека, чем-то

похожего на меня):

Зебра А. (Оценочная)

 

+ (Белый список) - (- Черный список)

 

Мои достоинства. Мои недостатки.

1. Умею смеяться. 1. Легко впадаю в уны-

2. Способность радоваться ние.

за другого, восторгаться, 2. Завистливость.

дарить. 3. Трусость. Лживость.

3. Предусмотрительность. 4. Некритическая внуша-

4. Доверчивость, емость.

5. Незлопамятность. 5. Вспыльчивость.

6. Стремление к самосо- 6. Болезненное самолю-

вершенствованию. бие, нетерпимость к

7. Способность к глубо- критике.

ким привязанностям. 7. Эгоистичность, невнимательность

к близким.

 

Зебра Б. (Целевая)

 

(-) Цель-проблема (+) Цель-идеал

(Избавиться, уменьшить, (Обрести, увеличить,

искоренить), развить).

1. Тоскливость. 1. Оптимизм, радость жиз-

2. Тревожность, мнитель- ни.

ность. 2. Спокойствие, мужество.

3. Чувство неполноцен- 3. Уверенность в себе.

ности. 4. Доброжелательность,

4. Раздражительность, внимание к людям.

5. Глупость. 5. Умение мыслить.

6. Зависимость от чужого 6. Самокритичность на ос-

мнения. Лживость, нове собственных идеа-

7. Завистливость, лов.

7. Достоинство, внутренняя свобода.

 

Очень важный момент: черное и белое, плюсы и минусы, достоинства и

недостатки в самохарактеристиках должны быть уравновешены. То есть равное

число пунктов в обеих графах, да, только так. Нет недостатка, который иною

своей стороной не был бы достоинством, равно как и наоборот. Если либо

черное, либо белое начнет перевешивать, если вы обнаружите, что вам

"нечего сказать" о себе - хорошего либо плохого, - то это будет

свидетельством лишь вашей самонеобъективности.

Желательно, чтобы и в "Зебре" каждый плюс и минус одного номера

соответствовали друг другу-как противоположности или как разные стороны

одного и того же.

Есть и другие методы, среди которых особенно привлекательно построение

"Древа Цели". (Оно же Древо Самоанализа.)

Предположим, вы формулируете свою цель-проблему как "Избавиться от

раздражительности". Задайтесь вопросом: "А что для этого необходимо?"

Вспомните, проанализируйте моменты, когда вы не были раздражительны,

установите хотя бы некоторые связи, зависимости.

Предположим,, получится:

 

 

И так далее. Так можно обработать и каждый пункт "Зебры".

А с чего же начинать?.. Посмотрите на Древо - увидите. С достижимого.

Или хотя бы с того, что кажется достижимым. Допустим, вам покажется

достижимым "в каждом уметь видеть достоинства". (А почему бы и нет? Ведь

ваши собственные достоинства кажутся вам вполне видимыми, только кругом

слепые.) Тогда во время PAT (да и в жизни тоже) усиленно вживайтесь в

роли: Психотерапевта, Адвоката, Деда Мороза и прочих существ, чья

склонность или специальность - видеть людей хорошими. Все это поможет вам

найти и укрепить искомое самочувствие. Результат-избавление от

раздражительности - поможет и многому ещеПонятно, что и "Древа Целей", и

"Зебры" могут иметь неограниченную продолжительность, нужна же четкость и

лаконичность. Всего практичнее - не менее трех пунктов (разветвлений) и не

более десяти-двенадцати.

Само собой разумеется: речь идет исключительно о ваших душевных

качествах, свойствах ума, характера, поведения. Если в графе "минус" вы

будете писать: "лысина", "отсутствие автомобиля "Москвич", а в графе

"плюс" - "трехкомнатная квартира", "премиальные", то мы друг друга не

поняли.

...Вы спрашиваете обо мне? Мои Зебры и Древо Цели здесь, у меня перед

глазами, на рабочей стене. Сколько времени они здесь находятся?.. Уже

много лет. Конечно, за это время слегка переменились - с недавней поры,

например, на Древе Цели появился юный побег, которого раньше не было:

 

 

УВАЖАЙ ЗАБЛУЖДЕНИЯ БЛИЖНЕГО

КАК СВОИ СОБСТВЕННЫЕ

 

 

Но основные пункты, относящиеся к умению быть Другим, остаются теми же.

До следующего письма.

 

Ваш Д. Кет.

 

Здесь я должен добавить, Читатель, что и "Зебры"

и "Древо Цели" в практике Д. С. применяются не только как методы

самоанализа, но и как средства психотерапии - и заочной, и очной. Когда

"Зебра" составляется в виде мнения одного -лица о другом, то она

превращается в Черно-Белую характеристику, особый вид

психотерапевтического общения. Отличие таких характеристик от обычных

порицании и похвал состоит, во-первых, в наивозможно скрупулезном

соблюдении "точных верхних" и "точных нижних" границ (чуть выше - уже

лесть, чуть ниже - уже клевета) и, во-вторых, в игровой условности,

принимаемой и понимаемой обеими сторонами.

Характеристики могут быть, по обоюдному соглашению, только Белыми или

только Черными.

Что же касается действительной точности наших "верхних" и "нижних"

границ, то это едва ли не самый сложный вопрос во всей психологии. Я не

думаю, что в этой части книги нам с вами удастся вникнуть в него

достаточно глубоко.

 

 

Письмо 2.

 

Дефицит внимания.

 

Заколдованный круг и любовь к сопернику

Дорогой К-!

 

...Итак, начинаете-с внимания. Приветствую, лучшей дебютной стратегии

не придумаешь. Осознать, самому обратить внимание, что тебе не хватает

внимания к Другому, - уже немалое достижение, практически дающееся, увы,

далеко не всем.

"Прошу внимания", "спасибо за внимание"... Начало начал, хлеб общения.

Нет внимания - ничего нет: человек отключен, человек в пустыне. И между

тем, какой обычный порок - недостаток внимания, простого внимания. "Ну что

вы толкаетесь?! Вы что, не видите?.." "Куда ты смотрел?.." Не догадался

предложить сесть... Человек вовсе не хам - он просто занят собой, он

невнимателен.

А ведь отсюда иногда полшага до преступления...




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.