Бизнес-план представляет собой документ, в котором формулируются цели предприятия, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для реализации средства и конечные финансовые показатели работы. Как правило, он разрабатывается на несколько лет (чаще на три — пять лет) с разбивкой по годам. При этом данные по первому году обычно даются с разбивкой по месяцам, а на последующие годы — в годовом исчислении. Часто при составлении планов действующих предприятий используется скользящий график, при котором ежегодно разрабатывается детальный план на предстоящий год, а также уточняется и продлевается еще на год общий бизнес-план. Бизнес-план разрабатывает предприниматель (лицо или группа лиц).Круг пользователей бизнес-плана весьма широк:- сами разработчики.- сотрудники предприятий, которые могут принимать участие в подготовке бизнес-плана.- потенциальные инвесторы. Таким образом, разработка бизнес-плана необходима для решения следующих задач:- четкой формулировки целей предприятия, определения конкретных количественных показателей их реализации и сроков достижения;- разработки взаимоувязанных производственных, маркетинговых и организационных программ, обеспечивающих достижение поставленных целей;- определения необходимых объемов финансирования и поиска его источников;- выявления трудностей и проблем, с которыми придется столкнуться в ходе реализации проекта;- организации системы контроля за ходом осуществления проекта;- подготовки развернутого обоснования, необходимого для привлечения инвесторов к финансированию проекта. Для того чтобы бизнес-план мог в полной мере выполнять свои функции, он должен отвечать ряду требований:- быть написан простым и понятным языком с использованием кратких и четких формулировок;- его объем не должен превышать 20-25 машинописных страниц;- носить всеобъемлющий характер, т.е. включать всю информацию по проекту, представляющую интерес для инвестора;- опираться на реальные факты и обоснованные предложения;- иметь завершенный характер, т.е. содержать стратегию достижения поставленных целей;- обладать комплексностью, т.е. содержать производственное, маркетинговое, организационное, финансовое обеспечение;- иметь перспективный характер, т.е. обеспечивать возможность разработки на его основе дальнейших планов с сохранением преемственности развития;- обладать гибкостью, обеспечивающей возможность внесения корректировок в разработанные программы;- иметь контролирующий характер, связанный с четкой характеристикой графиков работ, контрольных сроков и показателей. Структура бизнес-плана и содержание его основных разделов. Разработана типовая структура бизнес-плана: Титульный лист Назначение раздела — дать представление о проекте. На его основе потенциальный инвестор может сразу определить, представляет ли для него интерес участие в проекте. Обычно на титульном листе отражаются следующие данные:- полное название фирмы;- сведения о владельцах или учредителях;- краткая характеристика сути предлагаемого проекта;- общая стоимость проекта;- указание на конфиденциальный характер данного документа.
Вводная часть Главной задачей раздела является укрепление заинтересованности потенциального инвестора в проекте на основе краткого освещения его наиболее важных положений. В зависимости от общей величины бизнес-плана объем данного раздела может составить одну — четыре страницы. Раздел включает:- более подробную характеристику направления деятельности предприятия;- общую оценку состояния спроса на данную продукцию на основе проведенного предпринимателем анализа рыночной ситуации и перспектив ее изменения в будущем;- обоснование перспективности проекта;- необходимый объем инвестиций для реализации проекта;- контрольные сроки по проекту.К написанию этой части рекомендуется приступать после того, как подготовлены остальные разделы бизнес-плана. Анализ положения дел в отрасли Задачей раздела является доказательство высокой степени обоснованности главной идеи проекта. Поэтому здесь приводятся результаты комплексных маркетинговых исследований по следующим показателям:- динамика продаж в отрасли за ряд предшествующих лет и прогнозируемые темпы их роста;- тенденции ценообразования;- всесторонняя характеристика конкурентов;- выделение новых и быстрорастущих фирм в отрасли с характеристикой основных направлений их деятельности и специфики рыночных стратегий;- характеристика потребителей;- оценка влияния научно-технических и социальных аспектов;- перспективные рыночные возможности. Сущность проекта В этой части излагается основная идея предлагаемого проекта. После знакомства с ней инвестор должен четко представлять конкретное изделие (или услугу), степень готовности предприятия к его производству и предпосылки для его осуществления, а также необходимые для этого средства. В связи с этим в данном разделе отражаются следующие положения:- основные цели, которые ставит перед собой предприниматель;- характеристика целевой группы потребителей, которую предполагается обслуживать, и ключевых факторов успеха на рынке;- подробное описание (техническая спецификация) изделия, параметры которого должны соответствовать требованиям выбранного сегмента рынка;- стадия разработки, патентная чистота и защита товара;- характеристика предприятия;- общая стоимость "проекта, включающая размеры и график производственных капиталовложений, первоначальные расходы по маркетингу продукции и организации управления. План маркетинга Здесь в четкой форме определяются задачи по всем элементам комплекса маркетинга с указанием, что должно быть сделано, кем, когда и какие для этого требуются средства. Основными пунктами плана маркетинга являются:- программа комплексных рыночных исследований, которые предполагается осуществлять в ходе реализации проекта;- общий объем и ассортимент реализуемой продукции с разбивкой по периодам осуществления проекта вплоть до выхода на запланированную мощность;- направления совершенствования продукции;- требования к упаковке, ее параметрам и внешнему виду;- обоснование ценовой политики;- планирование сбыта;- планирование товародвижения;- планирование рекламной кампании;- планирование сервиса;- система маркетингового контроля. Производственный план Раздел содержит перечень всех задач, которые возникают в сфере производства, и способы их решения. При разработке раздела необходимо осветить следующие моменты:- производственные мощности;- описание всего технологического процесса с выделением охватываемой проектом части, а также операций, передаваемых субподрядчикам;- субподрядчики;- оборудование;- производственные площади;- сырье;- себестоимость. Организационный план Задача раздела связана с разработкой мер по организационному обеспечению проекта. Для существующих предприятий это связано с оценкой степени соответствия их структуры и применяемых методов управления специфике поставленных целей и путям их достижения, для создаваемых предприятий — с проектированием всех структур, в максимальной степени увязанных с основными стратегическими положениями проекта. Традиционная структура раздела обычно включает следующие элементы:- организационно-правовая форма;- организационная структура управления, включающая схему, положения и инструкции, взаимосвязи подразделений;- характеристика предпринимателей;- характеристика руководящего состава;- работа с персоналом;- материально-техническая обеспеченность управления;- местонахождение предприятия. Оценка рисков Назначение раздела — в определении потенциальных проблем и трудностей, с которыми придется столкнуться в ходе реализации проекта. Инвестор должен убедиться, что предприниматель трезво смотрит на вещи и готов к сложностям, которые всегда сопровождают осуществление любого, даже самого подготовленного, мероприятия. В данном разделе обычно приводятся следующие сведения:- перечисляются все возможные проблемы, которые могут осложнить реализацию проекта;- определяется комплекс предупреждающих мер, которые уменьшат вероятность возникновения той или иной проблемы или ослабят ее отрицательное воздействие;- разрабатываются сценарии поведения в случае наступления неблагоприятных событий;- обосновывается низкая вероятность столкновения с проблемами, которые были учтены и которыми в силу этого можно пренебречь. Финансовый план Задачей раздела является общая экономическая оценка всего проекта с точки зрения окупаемости затрат, уровня рентабельности и финансовой устойчивости предприятия. Для инвестора раздел представляет наибольший интерес, так как позволяет оценить степень привлекательности проекта по сравнению с иными способами использования денежных средств. В полном виде этот раздел включает ряд следующих финансовых документов:- сводный баланс доходов и расходов;- план денежных поступлений и расходов с такой же периодичностью;- балансовый план на конец первого года в его традиционной форме;- план по источникам.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление