Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИМ МЕТОДОМ

ВЫБОР ОСНОВНОГО УЧЕБНИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

ЦЕЛЬ: Изучение 2-3 учебников разных авторов по анализируемой дисциплине. Проведение анализа учебников органолептическим методом и выбор основного учебника на основе сравнения результатов анализа.

 

КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

 

К видам учебной литературы относят учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия. В учебном процессе широко используются также справочники. В последние годы появилась учебная литература в электронном виде.

Учебник излагает предметное содержание образования, предназначенное программой для обязательного изучения. Поэтому учебники создаются на основе учебной программы по предмету. При изложении содержания составители учитывают цели обучения, возрастные особенности обучаемых и другие дидактические требования и принципы. Формальным признаком учебника является гриф «учебник» на титульной странице книги, указывающий также на тип учебного заведения, для которого предназначена эта литература.

Учебное пособие обычно раскрывает отдельные проблемы и вопросы, описанные в учебнике, но требующие более детального рассмотрения. Кроме того, учебные пособия нередко содержат материалы по руководству процессом самостоятельного изучения предмета. К учебным пособиям относятся конспекты лекций, хрестоматии, лабораторные практикумы, сборники задач и упражнений. Обычно учебное пособие создается в дополнение к какому-либо учебнику. В случаях, когда учебная дисциплина серьезно обновляется по содержанию или структуре, существующие учебники становятся непригодными. В этой ситуации целесообразно обратиться к созданию учебного пособия как учебной литературы, временно выполняющей некоторые функции учебника до написания и издания нового учебника.

Учебно-методические пособия предназначены для преподавателей и в них, как правило, содержатся частнометодические сведения по подготовке и проведению занятий по предмету.

Справочники являются вспомогательными дидактическими средствами. Они предназначены для выборочного, а не для сплошного чтения. Максимальная информация при минимальном объеме - другая особенность справочника. Справочник не может быть использован как учебная литература на стадии первичного изучения материала, однако его роль значительно возрастает при закреплении и совершенствовании знаний, при решении задач и выполнении упражнений.

Наиболее важным видом учебной литературы является учебник. Главное отличие учебника от другой литературы, например, научной (монографической, энциклопедической) заключается в том, что он имеет не только предметное содержание, но и педагогическое. Учебник призван не только излагать факты, законы, теории, он включает в себя дидактический, справочно-ориентировочный и воспитательный компоненты.



Дидактический компонент определяется наличием в учебнике материала, который направлен на руководство изучением предмета и организацию усвоения содержания с последующим закреплением. Это пояснительные тексты, вопросы, обобщающие и контрольно-повторительные таблицы, рекомендации, задания и ответы.

Справочно-ориентировочный компонент обеспечивает ориентацию учащегося в учебнике. Это аннотация, предисловие, оглавление, разбивка на рубрики и другие элементы структуры, библиография, предметный и алфавитный указатели, выходные данные книги.

Воспитательный компонент в учебниках представлен не явно и проявляется в содержании (например, воспитание патриотизма при изложении достижений российских ученых и практиков); в образности и эмоциональной насыщенности текста, правильной стилистике и фразеологии (привитие навыков правильной речи), в постановке нравственных проблем (например, экологическое воспитание) и т.п.

Таким образом, учебник выполняет сразу несколько функций:

· информационную – в учебнике излагаются знания, способы деятельности, опыт деятельности;

· трансформационную – научное знание в учебнике переработано в содержание образования для изучения в соответствующем учебном заведении;

· систематизирующую – учебник преподносит учебный материал в систематизированном виде;

· закрепляющую и контролирующую - учебник руководит процессом обучения (в части учения) и самообразования;

· координирующую – учебник координирует функции всех остальных средств обучения;

· интегрирующую – учебник дает целостное представление об изучаемом предмете;

· развивающую и воспитательную – развитие познавательных возможностей и способностей, формирование нравственных качеств личности осуществляется не только в ходе непосредственного педагогического воздействия, но и через учебник.

Учебники создаются применительно к конкретной дидактической системе. В зависимости от этого выделяют четыре модели учебников:

· конвенциональный – это традиционный общепризнанный учебник, построенный на принципах классической педагогики;

· программированный учебник, построенный на принципах теории программированного обучения;

· проблемный учебник, построенный на принципах теории проблемного обучения;

· комбинированный учебник, который включает в себя элементы вышеизложенных моделей.

Для учебника, созданного в соответствии с учебной программой предмета, характерна строгая структура, элементами которой являются части, разделы, главы и параграфы. Параграф чаще всего отвечает материалу одного учебного занятия. Глава соответствует теме в программе учебного предмета. Раздел, как правило, рассчитан на полугодие.

При перспективной подготовке к занятиям педагог занимается анализом учебной литературы и, в первую очередь, учебников. Эта работа необходима в связи со следующими обстоятельствами:

· для наиболее распространенных профессий рекомендовано несколько учебников по одному и тому же предмету;

· по некоторым дисциплинам учебники для данной профессии отсутствуют, но имеются учебники для родственных профессий, но возможность их использования требует проверки;

· при анализе примерной программы учебного предмета педагог мог внести существенные коррективы так, что содержание рабочей программы уже не стало обеспечиваться рекомендуемыми учебниками.

Следовательно, педагог не только должен изучить содержание учебников, но и определить возможность использования какого-либо учебника (или его разделов) для изучения учебного материала в соответствии с рабочей программой дисциплины. Одновременно необходимо установить соответствует ли этот учебник требованиям, предъявляемым к учебной литературе. Известно около трехсот методов и приемов анализа учебников. Наиболее широкое распространение нашли следующие методы:

· социологический, предполагающий опрос или анкетирование широкого круга участников педагогического процесса (преподавателей, учащихся, руководителей и т.д.);

· экспертный, связанный с оценкой качества учебников коллективом квалифицированных специалистов;

· органолептический, основанный на ощущениях, знаниях и личном опыте педагога, производящего оценку;

· структурно-функциональный, рассматривающий учебник как главный элемент системы средств обучения и требующий оценивать учебник в неразрывной связи с другими обучающими средствами.

Совершенно ясно, что для начинающих педагогов профессиональных училищ наиболее приемлемым следует признать органолептический метод. Он базируется на опыте педагога, и от его квалификации и способностей будут зависеть точность и объективность оценки тех или иных качеств учебника. В случае проведения сравнительного анализа двух-трех учебников, упомянутое обстоятельство не имеет существенного значения, так как к оценке различных учебников педагог подходит с одних и тех же собственных позиций. Отсюда становится ясно, что недопустимо проводить органолептический анализ, когда часть его выполняется одним преподавателем, а другая часть – другим.

Рассматриваемый метод включает в себя, прежде всего, выделение некоторых показателей качества учебников, подлежащих оценке. Эти показатели целесообразно подбирать исходя из дидактических требований, предъявляемых к учебнику. Среди этих требований выделяют 15-20 наиболее важных, и аспекты их реализации принимают за показатели качества учебника. Учитывая, что показатели качества неравнозначны (есть важнейшие требования к учебнику и менее значимые), вводится коэффициент значимости (К) каждого показателя по пятибалльной шкале от 1 до 5. Оценка каждого из показателей качества (Р) после тщательного изучения учебника определяется также по пятибалльной системе, но от 0 до 4. После этого оценка умножается на соответствующий коэффициент значимости, и полученное произведение суммируется с аналогичными произведениями, полученными по остальным показателям качества. Так находится общее число баллов для каждого учебника. Полученные количественные оценки будут являться необходимыми, но недостаточными критериями, определяющими выбор основного учебника по предмету. Окончательное решение принимается преподавателем с учетом результатов качественного сравнительного анализа. При этом могут создаться следующие ситуации:

1. Один из учебников набрал наибольшее количество баллов, ни один из показателей качества не получил нулевой оценки. В этом случае именно это издание рекомендуется в качестве основного;

2. Общая оценка всех анализируемых учебников находится на удовлетворительном уровне, но встречаются нулевые оценки некоторых показателей качества. Необходимо установить, имеются ли в том или ином учебнике среди нулевых оценок такие, которые были получены по показателям, реализующим принципиально важные дидактические требования, например, требования соответствия содержания материала современному состоянию развития науки и техники. В данном примере логично выбрать в качестве основного учебник, набравший пусть и меньшее количество баллов, но не содержащий принципиально неверные сведения;

3. Все сравниваемые учебники получили крайне низкие оценки по многим показателям. В этом случае нельзя рекомендовать в качестве основного ни один учебник. При использовании описанной шкалы оценок крайне низкой можно считать сумму, не превышающую 100 баллов.

При выборе показателей качества начинающие педагоги могут испытывать значительные сложности. Ниже приведен один из возможных подходов к этой проблеме. Ориентируясь на дидактические требования к учебникам, учитывая функции учебника и педагогические компоненты его содержания, предлагаются следующие показатели качества и соответствующие им коэффициенты значимости:

1. Наличие в учебнике самого существенного содержания программы учебного предмета. При анализе этого показателя следует оценить, все ли знания, предусмотренные профессиональной характеристикой и учебной программой, содержатся в учебнике. Необходимо установить назначение второстепенного и малосущественного учебного материала. Высказать мнение в отношении необходимости неактуального предметного содержания. Коэффициент значимости показателя – 5 баллов.

2. Соответствие определений, терминов и символов, используемых в анализируемом учебнике, общепризнанному содержанию учебного предмета. Желательно иметь полное совпадение понятийно-терминологического аппарата для соблюдения принципа научности содержания. Вместе с тем надо учитывать, что некоторые определения в учебниках для профессиональных училищ даются в упрощенном виде. Если эти упрощения не ведут к искажению смысла определения, то они допустимы. Коэффициент значимости показателя – 5 баллов.

3. Представление рассматриваемого понятия во всей его многогранности и в развитии. Рассматриваемое понятие может быть включено в учебный материал не только разных параграфов, но и глав и даже разделов. Требуется по предметному указателю (если таковой имеется), либо как-то иначе, проследить наличие внутрипредметных связей по содержанию и отметить, с каких сторон освещается данное понятие в процессе изучения материала. Это достаточно важный показатель качества, влияющий на уровень усвоения содержания. Коэффициент значимости – 4 балла.

4. Соответствие принятой в учебнике логики изложения возрастным и познавательным возможностям обучаемых. Начинающие педагоги профессионального обучения данное соответствие обычно устанавливают на основе своего вузовского опыта путем сравнения логики изучения подобного предмета в вузе с логикой, принятой в анализируемом учебнике. Принимая во внимание возрастные и познавательные возможности обучаемых системы СПО, авторы могут расположить материал в учебнике для профессионального училища согласно другой логической схемы, по сравнению с учебником для вуза. Несовпадение логики изложения в данном случае является поводом для того, чтобы забраковать учебник. Поэтому коэффициент значимости этого показателя назначен низким – 3 балла, чтобы оценка данного показателя качества не сильно влияла на общий результат.

5. Выполнение правил: от простого к сложному, от частного к общему, от легкого к трудному. Оценить это дидактическое требование под силу даже начинающему педагогу. Требование является одним из важнейших условий обеспечения доступности, последовательности и систематичности. Коэффициент значимости – 5 баллов.

6. Простота языка и доступность стиля изложения учебного материала.Это крайне важный показатель, учитывающий познавательные возможности обучаемых. Коэффициент значимости – 5 баллов.

7. Количество новых понятий, вводимых на одном занятии (в одном параграфе), и их сложность. Этот показатель отражает достаточность времени на усвоение материала учебника. Основой для оценки данного требования должны служить опыт и знания педагога. Из-за некоторой произвольности оценки рассматриваемого показателя, коэффициент значимости установлен – 3 балла.

8. Число страниц текста, приходящихся на 1 час занятий. Данный показатель, так же как и предыдущие начиная с 4-го, выражает требования дидактического принципа доступности и посильности. Однако он имеет более четкие количественные характеристики, и его оценка может производиться более строго, чем предыдущего показателя. Известны следующие данные: нормативное число страниц учебника, приходящееся на один учебный час, составляет 2,1 страниц чистого текста, т.е. без учета рисунков, формул, таблиц и т.п. Коэффициент значимости примем равным – 4 баллам.

9. Четкость структуры разделов и глав учебника. Данное требование продиктовано дидактическим принципом систематичности и последовательности. Оно предполагает, что главы содержат разделы, которые в свою очередь разделены на параграфы. Параграф, как правило, содержит логически завершенный отрезок учебного материала, соответствующий отдельному занятию. В конце параграфов, разделов и глав должны быть контрольные задания, вопросы для повторения и закрепления. Данный показатель качества не является важнейшим, его коэффициент значимости установлен – 3 балла.

10. Четкость структуры учебника. Настоящее требование предполагает наличие в учебнике аннотации, предисловия, послесловия, списка литературы, оглавления, предметного и алфавитного указателей. Все структурные элементы (разделы, главы, параграфы) должны быть выделены. Зачастую в учебниках отсутствуют указатели, список литературы, послесловие, но это не исключает использования такого учебника. Коэффициент значимости – 3 балла.

11. Соответствие перечня анализируемых разделов и учебника рубрикам тем учебной программы. Это требование означает, что в учебнике должен содержаться весь предусмотренный программой учебный материал, изложенный в той или иной последовательности. Коэффициент значимости установлен невысоким – 3 балла, так как, если в учебнике имеется не весь материал по анализируемой теме, то не следует признавать учебник абсолютно непригодным для обучения. Недостающие сведения можно изучить по дополнительной учебной литературе.

12. Соответствие последовательности изложения содержания в учебнике последовательности рубрик учебной программы. Если рубрики в учебнике и в программе совпадают не только по наименованию, но и по последовательности расположения, то это означает, что дидактические требования, выдержанные составителем программы (в том числе и самим преподавателем), в достаточной мере отражены в учебнике. Такой учебник наиболее целесообразно рекомендовать в качестве основного учебника. В связи с этим назначен коэффициент для рассматриваемого показателя, равный – 5 баллам.

13. Соответствие содержания учебника и содержания всей программы учебного предмета. Требование означает, что весь материал программы содержится в учебнике. Если это требование выполняется, то педагог и обучаемые смогут обойтись одним учебником, что упрощает организацию и управление учебным процессом. На практике же данное требование реализуется нечасто. В связи с этим коэффициент значимости показателя не может быть выше – 4 баллов.

14. Равномерность распределения материала по темам учебника. Такое требование предусматривает, чтобы все темы в учебнике были изложены одинаково подробно. При этом на изучение каждого отрезка учебного материала обучаемые будут затрачивать одинаковое или соизмеримое количество учебного времени. Проверить выполнимость данного требования следует сопоставлением двух параметров:

А - отношение количества страниц учебника к числу часов, отведенных на изучение всего предмета;

В - отношение количества страниц по теме к числу часов, отведенных на ее изучение.

Сопоставление проводят для каждой темы. Если параметры А и В оказываются близкими (различаются не более чем в 1,5 раза), то говорят о равномерном распределении материала по темам. Коэффициент значимости показателя равен – 4 баллам.

15. Наличие межпредметных связей с производственным (практическим) обучением.(Для учебников по предметам теоретической подготовки). Обнаружить такие связи нетрудно, если предварительно ознакомиться с программой по производственному (практическому) обучению. Важность предметных связей с производственным (практическим) обучением подчеркивает коэффициент значимости, который равен – 5 баллам.

16. Оценка межпредметных и внутрипредметных (межтемных) связей в содержании учебника. Показатель качества учитывает сразу две характеристики учебника:

а) отсутствие дублирования учебного материала в различных предметах и в различных темах анализируемого предмета;

б) всестороннее рассмотрение изучаемых понятий, раскрытие их с различных позиций (с позиции теории, применения и влияния на другие объекты или процессы и пр.).

Весовой коэффициент показателя – 5 баллов.

17. Наличие достаточного количества иллюстративного материала.Здесь оцениваются различные средства наглядности: рисунки, схемы, графики, таблицы, фотографии и т.д. Количество средств наглядности должно быть достаточным для восприятия учебного материала каждого параграфа. Особенно это важно при изучении материала, отличающегося высокой степенью абстрактности, а также большим объемом фактического материала. Следует принимать во внимание и качество иллюстраций: цвет, размеры, перегруженность второстепенными деталями, качество печати и т.п. Коэффициент значимости – 4 балла.

18. Внешнее оформление. Достаточно хорошо оформленный учебник является дополнительным стимулом к учебе. При оценке внешнего вида необходимо учитывать удобность формата учебника, переплет (твердый, мягкий), оформление обложки, качество бумаги и шрифта, качество печати и другие параметры. Очевидно, что значение данного показателя существенно ниже, чем характеристики содержания. В связи с этим коэффициент значимости не должен быть выше – 3 баллов.

Изложенный здесь подход к выбору показателей качества и их коэффициентов значимости является одним из возможных. По мере накопления опыта преподаватель сам определит перечень важнейших характеристик учебника. Так, например, учебник может оцениваться с точки зрения степени выполнения таких его функций как воспитывающая, контрольно-проверочная, управляющая процессом учения и самообразования, координирующая средства обучения и других. На первых порах можно рекомендовать начинающему преподавателю придерживаться приведенных выше показателей качества.

 


ИСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ:

1. Учебная программа по дисциплине (модулю).

2. Несколько учебников по соответствующей дисциплине для системы обучения и подготовки квалифицированных рабочих и служащих в условиях СПО.

3. Учебники по родственному курсу для вуза.

 

ПРИМЕРНЫЙ ПОРЯДОК РАБОТЫ:

 

1. Работа с алфавитным и систематическим каталогом библиотеки и отбор литературы по предмету для профессиональных училищ, техникумов, вузов (6-8 наименований).

2. Ознакомление с содержанием учебной литературы и предварительное выделение 2-3 учебников, которые могут быть рекомендованы для проведения детального изучения их показателей качества с последующей оценкой.

3. Изучение содержания выделенных учебников.

4. Установление основных показателей качества учебников и коэффициентов значимости этих показателей. В общем случае можно придерживаться тех показателей, которые изложены выше в «Кратких теоретических сведениях».

5. Выбор по программе предмета 5-6 тем, определяющих главное содержание дисциплины, и выбор соответствующих этим темам разделов учебника.

6. Анализ и оценка качества учебника по установленным показателям качества. Показатели качества, оценка которых проводится не по всему учебнику, а по отдельным его разделам, оцениваются для выбранных в предыдущем пункте разделов учебника и тем программы.

7. Подсчет общего количества баллов, набранных каждым учебником с учетом коэффициентов значимости. Результаты оформляются в виде табл. 7.

8. Осмысление полученных количественных данных и выбор основного учебника по предмету и основного учебника по отдельной теме предмета.

9. Формулирование выводов и заключений о возможности использования в учебном процессе тех учебников, которые не были выбраны в качестве основного.

10. Формулировка выводов, которые должны подвести итоги анализа и отразить достижения целей, поставленных в начале лабораторной работы.


Таблица 1

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИМ МЕТОДОМ

Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 22; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.196.89.247
Генерация страницы за: 0.097 сек.