Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

У начинающего читателя. Природа чтения




Понятие навыка чтения. Этапы становления навыка чтения

 

В методической литературе разработана достаточно полная характеристика навыка чтения. Н.П. Каноныкин, Н.А. Щерба, Е.А. Адамович, К.Т. Голенкина, В.Г. Горецкий, М.И. Оморокова, В.И. Яковлева отмечают четыре стороны навыка чтения: правильность, сознательность, беглость, выразительность. Каждый из компонентов сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, т.е. осуществляется без напряжения, полу- или совсем автоматически.

Наряду с термином навык чтения употребляется термин техника чтения. До недавнего времени этот термин называл только техническую сторону процесса чтения.

В психолого-методической литературе предлагается двоякое значение термина «чтение»:

в более узком – формирование навыка чтения отождествляется с овладением техникой чтения (переводом графической формы слова в звуковую),

в широком смысле – «чтение» трактуется как «техника чтения» плюс понимание прочитанного.

В исследованиях Т.Г. Егорова (50-е годы) чтение рассматривается как вид деятельности, для которого характерны две взаимосвязанные стороны: зрительное восприятие, произнесение и осмысливание читаемого.

Т.Г. Рамзаева рассматривает термин «чтение» как вид речевой деятельности, в которой во взаимодействии выступают следующие компоненты: а) восприятие графической формы слова, б) перевод ее в звуковую, т.е. произнесение слова по слогам или целиком в зависимости от уровня овладения техникой чтения и в) понимание прочитанного. Таким образом, уже в 50-е годы ХХ столетия в методике закрепляется мнение о том, что без понимания прочитанного вообще говорить о чтении нельзя.

Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому (М.Р. Львов).

Механизмы осмысления текста описаны психологами А.А. Смирновым, А.Н. Соколовым, Н.И. Жинкиным. Важно для чтения развитое слуховое и зрительное восприятие звуков, слов, сочетаний слов, предложений, небольшого законченного текста. Кроме того, важно, чтобы был четко поставлен речевой аппарат – произношение, правильное дыхание, голос. Конечно, важна память, мышление, чтение требует развитого внимания.

Глаза – это вынесенный вперед мозг. Восприятие происходит только в момент фиксации (остановки) (смена же точек фиксации – движение).

Внимание, что это такое? Один из признаков воли. Непроизвольное внимание выступает как наиболее эффективное условие чтения. Основные познавательные процессы: восприятие, воображение, память, мышление.



Навык чтения, как навык сложный, требует длительного времени для своего формирования. Т.Г. Егоровым выделяются три этапа процесса формирования данного навыка: «аналитический, синтетический, или этап возникновения и становления целостной структуры действия, и этап автоматизации».

Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента (восприятие, произнесение, понимание) процесса чтения в деятельности чтеца не связаны. Обычно считается, что аналитический этап соответствует периоду обучения грамоте и характеризуется слого-буквенным анализом и чтением слов по слогам.

Синтетический этап предполагает, что компоненты процесса чтения синтезированы, восприятие, произнесение и осмысление происходит одновременно. На этом этапе ребенок читает целыми словами. Однако понимание смысла слова в структуре словосочетания или предложений опережает его произнесение, т.е. чтение происходит по смысловой догадке. Интонация при чтении появляется при условии, если чтец удерживает в сознании общий смысл читаемого. Это обычно происходит во втором классе (Рамзаева Т.Г. говорит в 3 классе).

В последующие годы чтение все более автоматизируется. Сам процесс чтения все менее осознается учащимися и на первый план выдвигается осознание текста: фактического содержания, композиции, идейной направленности, изобразительных средств. Для этапа автоматизации характерно стремление ребенка читать про себя. Главным признаком того, что дети достигли уровня автоматического чтения, является их непосредственная эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение, их желание поделиться первичными читательскими впечатлениями без дополнительных вопросов учителя, стремление обсудить прочитанное.

Такой путь – от аналитического до этапа автоматизации – может быть пройден ребенком в рамках начальной школы при условии, если учитель обеспечит в классе систематическую работу над формированием навыка чтения.

 





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 20; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.162.91.86
Генерация страницы за: 0.085 сек.