Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Областной музей изобразительных искусств приглашает посетить одну из своих постоянных экспозиций

Областной музей изобразительных искусств приглашает посетить одну из своих постоянных экспозиций.

Все, что делалось художниками в 1940-х годах, определялось событиями Великой Отечественной. Угроза фашистской агрессии, нависшая над Родиной, суровые будни войны, скорбь по погибшим, ненависть к врагу, а затем радость победы наложили особый отпечаток на все виды искусства.

Совсем не обязательно это были сцены сражений. Портретный жанр нашел различные формы проявления в военные годы. Художники изображали героев войны, тружеников тыла ученых, деятелей культуры, стремясь передать сложные мысли и чувства человека того времени.

Могучая обобщенная лепка формы Г. А. Петина подчеркивает героический пафос образа партизана. В «Портрете летчика», в его красивом волевом лице, сжатых губах, линии бровей, выступающих скулах, резком повороте — не просто волевой мужественный характер человека, но и состояние полета.

Особую ценность приобретают произведения, созданные в годы войны, под непосредственным впечатлением событий. Этюд, написанный в 1941 году Борисом Николаевичем Яковлевым в суровой военной Москве, сохраняет остроту и силу впечатления.

О счастливом возвращении с победой рассказывает картина С. В. Герасимова «Сын вернулся». Она написана по свежим следам событий, поэтому в ней есть неподдельное волнение, неподдельная радость встречи. Картина крепко сложена композиционно — убедительно совмещены два движения: снизу из глубины вверх и вперед офицера, и в глубину — матери. Фигуры мастерски вписаны в пространство, очень красив пейзаж, с порыжевшей сухой травой на пригорке впереди, синими холодеющими далями за рекой, свежим, прохладным осенним воздухом. Красота осенней природы оттеняет радость встречи.

Патриотический характер приобретает пейзаж. Работа А. А. Осмеркина «Во дворе Эрмитажа» (1944) — очень красива по живописи. Остроту впечатления усиливает контраст выверенной продуманной композиции, строгого рисунка и темпераментной живописи, сочной, насыщенной. Казалось бы камерный жанр живописи — пейзаж, но в пейзажах, написанных в сражающемся, огненном кольце Ленинграда, есть особое очарование прекрасной архитектуры и боль художника-патриота, все это обретает философский смысл — война есть разрушение творчества, красоты, и потому утверждение красоты, создание ее в эти суровые героические годы было признаком душевного, нравственного здоровья народа, уверенности в победе.

Адрес: г. Оренбург, пер. Каширина, 29

Телефон: +7 (3532) 78-38-42

Часы работы: Ср—Вс 10:30—18:00

Пн, Вт — выходные

 

Пятидесятые годы прошлого века – годы освоения целинных земель, и вслед за молодыми целинниками в степь уезжали художники, сделавшие художественную летопись событий. Романтический пейзаж тех лет отразился в картине Р. Н. Галицкого «Трактористки» — молоденькие, освещенные солнцем девушки на фоне необозримых распаханных просторов, в палатке, полог которой бьется на ветру как парус.

В зале 50-х годов посетители увидят работы замечательных советских живописцев: Н. М. Ромадина, А. И. Лактионова, оренбургского художника Н. Ф. Соколова.

Послевоенные годы прошли под знаком прошедшей войны, соединившей в единый сплав трагедию страны — миллионы погибших, разрушенные города и села, и счастье, гордость Победы, высочайший духовный подъем народа. В ответе на вопрос – что было главным после Победы, большинство современников военных событий отвечают чаще всего – тишина! Только и тишина бывает разной. Но говорят о той тишине, что царит в картине В. Н. Яковлева «Колхозное стадо» (1947) — последней работе, за которую автору была присвоена Сталинская Премия. Ощущение свободы, покоя, тишины и счастья мирного труда, а вернее, просто жизни на земле, переполняют эпическое, торжественное многоплановое полотно, вместившее берег с пасущимся стадом около величаво-движущейся глади реки, и дальний лес, и плывущие облака. Несмотря на вполне приземленный сюжет, на документальную точность деталей, на традиционность живописной манеры — в картине есть высокое духовное наполнение, ощущение музыки, полета, обретенное человеком равновесие с миром.

Одним из знаковых произведений 50-х гг. можно считать «Автопортрет с палитрой» (1956) А. И. Лактионова, выполненный с должным уважением к опыту классической русской школы живописного ремесла. Несомненно, это одна из лучших работ мастера. Художник, изображая себя за работой, передает огромное эмоциональное напряжение, сопутствующее акту творчества, подчеркнутого нервной светотеневой лепкой лица, активным всплеском красного пятна рубашки на темном фоне, диагональю развернутых в пространстве плеч, линией палитры.

Особенно востребован в 1950-е годы был жанр сюжетно-тематической картины, предполагающий внимательное, любовное отношение к каждой детали окружающего мира, как бы вновь обретенного. Одной из наиболее интересных картин того времени является картина С. А. Тутунова «По воду» (1953) — простота обстановки, разрушенная дорога, потемневшие стены дома, рабочая грубая одежда молодых людей оттеняют нежную деликатность, поэтичность их отношений. Вернувшиеся с войны люди особенно остро ощущали счастье будничной трудовой жизни на мирной земле. Вообще, советские картины 50-х годов явление интересное, стилистически явно выраженное и еще ждущее своих исследователей. Во всяком случае, интерес к этим работам на Западе не пропадает. Грубая одежда молодых людей, ненастный день с разбитой дорогой, — и тончайшая поэзия первой робкой, как зеленый росток, любви. Контраст прозаического окружения и возвышенности чувств делает работу невероятно притягательной, искренней — ни малейшей фальши, ни одной диссонирующей ноты. Сила и красота человеческих переживаний, а не быт послевоенной деревни главное в картине Тутунова. Живописная стихия в работе мощная, темпераментная, в основе ее большая профессиональная культура автора, глубокое знание традиций русской реалистической школы живописи. Человек с его лирическими переживаниями во всей сложности его натуры, разнообразии настроений — главный объект, как картин, так и портретов послевоенного десятилетия.

Замечателен по свежести, легкости живописи портрет С. Г. Невельштейна «Лена-школьница» (1953).

На выставках конца 50-х гг. привлекла внимание прессы картина московского художника В.Н. Галицкого «Трактористки» (1958), переданная потом музею в Оренбурге. В органичном единстве персонажей — молоденьких обветренных девушек — и широких степных пространств, трепещущем как парус на ветру пологе палатки живет тогдашнее романтическое ощущение целинной эпопеи.

Адрес: г. Оренбург, пер. Каширина, 29

Телефон: +7 (3532) 78-38-42

Часы работы: Ср—Вс 10:30—18:00

Пн, Вт — выходные

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Областной музей изобразительных искусств приглашает посетить одну из своих постоянных экспозиций | Учебные действия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.