Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджет как основное звено государственных финансов




Сущность, экономическое содержание и состав финансовых ресурсов государства

 

«Современный экономический словарь» определяет финансовые ресурсы как совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает экономический субъект, находящихся в его распоряжении. И являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования.

Финансовые ресурсы обеспечивают финансово-экономическую стабильность экономического субъекта и мобилизуются в момент внезапной рецессии.

Финансовые ресурсы — это количественная характеристика финансового результата процесса воспроизводства за определенный период. Это те денежные средства, которые правомерно направлять на возмещение выбытия основных фондов, производственное и непроизводственное накопление, коллективное потребление. Этот макроэкономический показатель имеет балансовый характер, поскольку он может быть представлен в виде суммы как доходов, так и расходов.[1]

Специфическое содержание финансовых ресурсов связано с тем, что они выступают:

1) как фонды денежных средств аккумуляционного характера, которые образуются в результате производства, распределения и перераспределения валового внутреннего продукта;

2) как конечные доходы, т.е. денежные средства, которые предназначены к обмену на товары и услуги;

3) как те доходы, которые имеют материальное (реальное) покрытие, поскольку образуются в результате реализации товаров и услуг,

4) как источники их формирования (составляющие элементы): амортизация, прибыль, налоговые доходы, неналоговые доходы, капитальные трансферты, целевые бюджетные фонды, государственные внебюджетные социальные фонды, прочие поступления;

5) как конечный финансовый результат процесса воспроизводства, поскольку используются для финансирования капитальных вложений и капитального ремонта основных фондов, прироста оборотного капитала, приобретения оборудования и предметов длительного пользования для бюджетных организаций, затрат на социально-культурные мероприятия, науку, оборону, содержание органов государственной власти и управления и др.

Итак, финансовые ресурсы страны являются частью ВВП (валовой внутренний продукт) и могут быть представлены в виде суммы следующих показателей системы национальных счетов (СНС): валовой прибыли экономики, отчислений в государственные внебюджетные социальные фонды, налогов на производство и импорт, налогов с физических лиц, сбережений домашних хозяйств, кредитов, полученных от зарубежных стран.

Таким образом, с помощью финансовых ресурсов происходит выделение той части ВВП, которая может быть направлена на расширение социально-экономической системы в целом. С их помощью в составе произведенного ВВП разграничивается часть, соответствующая текущим затратам потребленных в процессе производства материалов и рабочей силы, и фонд расширенного воспроизводства производственных факторов, включая рабочую силу. С этой точки зрения в фонд расширенного воспроизводства правомерно включать расходы общества на здравоохранение, образование, социальную политику и т.п.[2]



В учебнике "Финансы", выпущенному под редакцией В.В. Ковалева, отмечено, что источниками финансовых ресурсов выступают:

- на уровне хозяйствующих субъектов: прибыль, амортизация, продажа ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами;

- на домашних хозяйств: заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем, командировочные расходы; доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, от кредитно-финансовых операций; социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский кредит;

- на уровне государства, органов местного самоуправления: доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.

Финансы — одна из самых сложных экономических категорий. В целом это совокупность стоимостных потоков, связанных с мобилизацией, распределением и использованием денежных ресурсов. В традиционном курсе отечественной экономической науки под финансами было принято понимать, с одной стороны, определенные производственные отношения, а с другой — движе­ние средств.[3]

Субъектами, между которыми осуществляются потоки денежных ресурсов, являются: государство (и его институты); организации; население.

Между этими гремя группами субъектов возникает, как извест­но, множество видов экономических связей. Значительная часть их обслуживается финансовыми потоками.

В современной мировой практике используют как расширенную, так и суженную трактовку понятия «финансы».

В широком смысле финансы представляют собой движение всех видов стоимостных величин в хозяйственном процессе. Речь при этом идет обо всех формах, включая денежно-кредитные. При анализе бюджетных про­блем в основном используется узкое толкование термина «финансы».

В теории используют и другие понятия: «финансовое хозяйство» и «финансовая система».

Финансовое хозяйство охватывает стоимостные потоки так назы­ваемых общественно-правовых корпораций, к которым относят административно-территориальные единицы: федерацию, земли общины, кантоны и т.д.

К существенным признакам финансового хозяйства относят:

- создание доходов путем нормативного изъятия. В противоположность физическим и юридическим лицам, которые приобретают необходимые им блага путем обмена, общественно-правовые корпорации почти целиком ограничиваются принудительным созданием свих доходов;

- финансовое хозяйство является частью экономики, нацеленной на покрытие потребностей, а не на производство.[4]

Финансовое хозяйство выполняет несколько функций. Общепринятой считается классификация американского экономиста Р. Масгрейва: аллокация; перераспределение; стабилизация.

В отечественной экономической литературе можно встретить и другой подход к обозначению данных функций. Например, выделяются: распределительная, контрольная, стимулирующая и фискальная.

Понятие «аллокация» связано с предоставлением обществ (за счет финансовых ресурсов) определенных услуг, т.е. общественных благ. К ним относят систему внутренней и внешней безопасности (полицию, армию), общественный транспортный сектор (дороги, наружное освещение), коммуникации, средства связи, социальную систему, охрану окружающей среды. Важней шей целью государственных доходов и расходов является предоставление таких коллективных благ, которые не может предложить частная экономика.

Тот факт, что государство берет на себя задачу обеспечения общества определенными благами, означает, что часть имеющихся в народ­ном хозяйстве производственных ресурсов оно расходует иначе, чем это было бы сделано частным сектором. Вызванное государственной активностью перемещение (и размещение) в экономике ресурсов, наце­ленное на создание общественных благ, и есть явление аллокации. Данная деятельность не обязательно предполагает производство, осу­ществляемое самим государством. Его роль может заключаться лишь в предоставлении средств, необходимых для приобретения названных благ.[5]

Вторая функция финансового хозяйства состоит в том, чтобы осуществить определенное разумное перераспределение получа­емых в рыночной экономике доходов. Цель такого изменения — корректировка распределения доходов и имущества с ориента­цией на большее социальное равенство. При этом учитывается, что на первичное распределение влияют случайные факторы (наследство на капитал, разные возможности получения образо­вания и т.п.). Перераспределение следует правилам: финансовый вклад слоев населения с повышенными доходами должен быть выше, чем доля получаемой от государства помощи. Для слоев же с низкими доходами справедливо обратное: получаемые от государства финансовые ресурсы выше их вклада в общий финансовый фонд.

Функция государственного финансового хозяйства по стабили­зации состоит в реализации целевых установок экономической политики: полная занятость, стабильность цен, соразмерный экономический рост. Безусловно, на достижение данных задач направлены и другие инструменты государства.

Другой термин — «финансовая система» — подразумевает более узкий аспект анализа. Его можно трактовать как совокуп­ность всех взаимосвязанных структурных финансовых элемен­тов. Их классификация осуществляется по-разному. Например, допустимо вычленение следующих элементов в финансовой системе:

- совокупность бюджетов всех уровней: федерации, административных единиц, местных органов власти. В развитых странах Запада доля федерального бюджета составляет примерно 40—60%, в России 70%;[6]

- внебюджетные фонды (социального, имущественного, личного страхования);

- валютные резервы государства;

- денежные фонды предприятий и организаций.

Финансовую систему можно определить и как взаимосвязь, других элементов:

- государственные и муниципальные финансы;

- финансы хозяйственных субъектов;

- финансы населения.

Процесс функционирования финансовой системы для выполнения определенных целей на уровне государства представляет собой финансовую политику. Ее понимание отражает два аспекта. Во-первых, речь идет о регулировании экономики с помощью доходов, расходов и налогов. Такое направление использования финансовых средств называется фискальной политикой.Во-вторых, подразумевается регулирование бюджетных процессов (достижение бюджетного равновесия). Данный вид мер называют бюджетной политикой (бюджетированием).[7]

 

 

Основная задача финансовой политики заключается в достижении макроэкономического равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. В этом регулирующем процессе участвуют все элементы финансовой система Прежде всего речь идет о расходах и доходах государственного бюджета.

Государственный бюджет представляет собой ведущее звено финансовой системы, объединяющее такие категории, как налоги, государственные расходы, государственный кредит. Через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Государственный бюджет — это основной финансовый план государства, который по материальному содержанию есть централизованный фонд денежных средств, а по социально-экономической сущности — инструмент перераспределения национального дохода.

Государственный бюджет составляется на три года.

Проект государственного бюджета обсуждается и принимается представительным органом власти страны, утвержда­йся главой государства и публикуется в форме бюджетного закона.

Государственный бюджет отражает два взаимосвязанных процесса аккумуляцию доходов в руках государства и их использование для удовлетворения государственных нужд — и потому тесно корреспон­дируется с понятиями «государственные доходы» и «государственные расходы», основу которых составляют бюджетные доходы и расходы. Доходы и расходы бюджета — две стороны количественной характеристики централизованного фонда финансовых ресурсов государства.[8]

Государственный бюджет осуществляет следующие основные функции:

- перераспределение национального дохода;

- государственное регулирование и стимулирование экономики;

- стимулирование научно-технического прогресса;

- финансовое обеспечивание социальной политики;

- контроль за образованием и использованием централизован­ного фонда денежных средств.

Главным идеологом и основоположником теории и практики регулирования экономики путем использования государственного бюд­жета в XX столетии стал английский экономист Дж.М. Кейнс, сформу­лировавший теорию государственных финансов, представляющую собой важнейшую составную часть кейнсианской (неокейнсианской) экономической теории.

Теория Кейнса ознаменовала новый подход к вопросу о роли и месте государства в общественном воспроизводстве и означала раз­рыв с прежними представлениями о значении государственных финан­сов. Она отвергала догмат о необходимости сбалансированности бюд­жета, легализуя бюджетные дефициты для стимулирования экономики. Так, в условиях кризиса или депрессии государство должно сокращать налоги и увеличивать расходы государственного бюджета, допуская бюджетный дефицит и таким образом стимулируя дополнительный спрос в «вялой» экономике. При высокой экономической конъюнктуре финансовая политика государства должна была сдерживать спрос путем повышения налогов и ограничения расходов. Бюджетные дефициты могли сохраняться для стимулирования экономики и достижения наибольших темпов роста и при увеличении масштабов производства. В настоящее время расходы по вмешательству в экономику в развитых странах достигают 20—25% общей суммы расходов государственных бюджетов.[9]

Расходы государственных бюджетов развитых стран можно разделить на группы, отражающие национальные приоритеты и последовательность выделения бюджетных ассигнований:

- военные и внешнеполитические расходы;

- социально-экономические расходы;

- расходы на государственное управление и охрану правопорядка;

- проценты по государственному долгу.

С начала XX в. основная тенденция в области расходов государственного бюджета — постоянное их увеличение.

Скачкообразный рост расходов происходит в периоды войн когда они увеличиваются в несколько раз. После войны расходы незначительно снижаются, а затем начинается их дальнейший рост.

Масштаб расходования государственных средств, называемый государственной квотой, представляет собой важный макроэко­номический показатель. Его уровень наглядно свидетельствует о роли государства в экономике. Он позволяет сравнивать госу­дарственные расходы с ВВП.

Конкретные цифры обозначают значительный рост данного пока­зателя на протяжении всего XX в. Вместе с тем видно, что в разных странах его динамика различна. Относительно низкая доля государст­венной активности проявляется в США, Японии, наиболее высокая — к Швеции и Франции. В среднем показатель колеблется между 35 и 50%.[10]

Для сравнения отметим, что данный показатель в России имел иную, обратную динамику: 65% — в 1992 г.; 49% — в 1993 г.; 48% — в 1994 г.; 41% - в 1995 г.; 43% - в 1996 г.; 43% - в 1997 г.[11] Объясняется это тем, что в условиях централизованной экономики, т.е. до начала реформирования в направлении рыночного варианта, основная мас­са финансовых потоков проходила через государственный бюджет. По мере обретения экономическими субъектами самостоятельности степень активности перераспределения финансовых потоков через бюд­жет стала снижаться. Номинально она сегодня уже ниже, чем в ряде других западноевропейских стран. Одна из причин такого резкого снижения данного показателя заключается в том, что значительное коли­чество предприятий стало уходить от налогообложения. Соответствен­но, уменьшились и многие социальные выплаты, а также платежи заработной платы государственным служащим из средств бюджета.

Главная роль в мобилизации средств в государственный бюджет принадлежит налогам. Именно в результате поступления нало­гов создается финансовая база для выполнения государством своих функций и задач. Под налогамиследует понимать обяза­тельные платежи в бюджет, осуществляемые физическими и юридическими лицами.[12]

Налоговая система включает основные три звена — федеральные налоги и сборы, налоговые доходы бюджетов субъектов РФ, налоговые доходы местных бюджетов, специальные налоговые режимы.

Федеральные налоги и сборы:

1) налог на добавленную стоимость (НДС);

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц (с 01.01.2006г. включено налогообложение дорогих подарков);

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина;

Региональные налоги:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес.

3) транспортный налог;

Местные налоги:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Наибольшие поступления обеспечивает НДФЛ — от 25 до 45% и более от общей суммы доходов государственного бюджета.[13]

Бюджетный дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами.

Природа дефицита госбюджета различна:

- дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;

- дефицит может возникать в результате чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и т.д.);

- дефицит может отражать кризисные явления в экономике ее несбалансированность, неэффективность финансово-кредитной системы, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

Источники покрытия бюджетного дефицита — государственные займы и эмиссия ценных бумаг. Иногда как к средству уменьшения бюджетного дефицита прибегают к сокращению расходов на социальные нужды.

Для покрытия бюджетного дефицита используются государствен­ные займы, которые превратились в такой же постоянный элемент госу­дарственных доходов, как и налоги. Выпуск займов повлек за собой огром­ный рост государственного долга.

В связи с огромными бюджетными дефицитами правительства стали изымать с рынка ссудных капиталов значительные средства (в США, например, до 50%), что приводит к недополучению частным сектором необходимых ему ресурсов и удорожанию кредита.

В федеральном бюджете аккумулируются средства, которые затем направляются на финансирование национального хозяйства, обо­рону, социально-культурные мероприятия, содержание органов госу­дарственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъек­тов Российской Федерации, погашение государственного долга и др.

Все доходы и расходы государственного бюджета группируются в соответствии с бюджетной классификацией. Бюджетная классификация позволяет указать точно, за счет каких отраслей экономики, групп предприятий по формам собственности, социальных слоев населения, видам налогов или неналоговых платежей сформирован бюджет. Она показывает также, на какие конкретно цели, по какому ведомству и в какую отрасль уходят бюджетные средства.[14]

Функции бюджета:

- перераспределение национального дохода и ВВП (около 20% ВВП);

- регулирование и стимулирование экономики и инвестиций, повышение эффективности производства;

- финансовое обеспечение социальной политики;

- контроль за финансово-хозяйственной деятельностью национального хозяйства.

В первые годы реформ на покрытие дефицита бюджета привлекались огромные кредиты Центрального банка Российской Федерации.

В 1994 г. дефицит госбюджета достиг 10,5% ВВП, в 1995 г. снизился до 7,9% и далее продолжал снижаться до 0,9% в 1999 г., а с 2000 сменился профицитом ( превышение доходов над расходами).[15]

В развитых странах положение считается нормальным ли тогда, когда дефицит бюджета ниже 3% ВВП.

Внешними источниками финансирования бюджетного дефицита служили кредиты международных финансовых организаций, преж­де всего МВФ.

Оживление экономики сказалось на государственных финансах. В бюджете 2002 г. превышение доходов над расходами определялось в раз­мере 178,4 млрд. руб. и направлялось в размере 68,6 млрд. руб. на погашение государственного долга Российской Федерации и 109,8 млрд. руб. на образование финансового резерва.[16]

 





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 6; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.224.102.3
Генерация страницы за: 0.098 сек.