Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные проблемы формирования налоговых доходов




 

Ресурсы общественного сектора находятся в распоряжении не только центральных, но и территориальных (региональных, местных) органов власти. Для осуществления своих функций каждый из них располагает собственным бюджетом. В России и других федеративных государствах субъекты федерации пользуются широкими бюджетными правами, в унитарных государствах права административно-территориальных образований, как правило, не столь значительны. По сути, именно способность в некоторых пределах распоряжаться ресурсами общественного сектора делает власть территориальных органов реальной.

Вместе с тем значительная часть общественных средств в любой стране сосредоточена в руках центральных органов законодательной и исполнительной власти. Решения, принимаемые на общенациональном уровне, существенно влияют на бюджетную политику регионов. Это происходит, в частности, потому, что во многих странах, в том числе в России, территориальные бюджеты формируются в преобладающей степени за счет устанавливаемых законом отчислений от общенациональных (федеральных) налогов, а также за счет финансовой помощи из общенационального бюджета.

Таким образом, на практике имеет место сложная система взаимоотношений между бюджетами разного уровня. Объяснить эти взаимоотношения и определить пути их формирования, отвечающие принципу эффективности, призвана теория бюджетного федерализма. Федерализм в данном случае подразумевает только наличие обособленных региональных звеньев бюджетной системы государства.

Бюджетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов, являются одной из наиболее сложных проблем в бюджетном устройстве. В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций.

Основная часть налоговых доходов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в настоящее время формируется за счет федеральных налогов.

Распределение налогов в целом в региональные бюджеты должно увеличиваться. Приведем подробнее доходы федерального бюджета, региональных и местных бюджетов.

 

Доходы федерального бюджета:

Ст. 13. Федеральные налоги и сборы (Налоговые доходы Федерального бюджета)

1. НДС.

2. Акцизы.

3. Налог на доходы физических лиц (с 01.01.2006г. включено налогообложение дорогих подарков).

4. Единый социальный налог.

5. Налог на прибыль организаций

6. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

7. Водный налог.

8. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

9. Государственная пошлина.

Неналоговые доходы Федерального бюджета

1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности.

2. Доходы от платных услуг.

3. Часть прибыли ГУП.

4. Лицензионные сборы.

5. Таможенные пошлины и сборы.

6. Платежи за пользование лесным фондом.

7. Плата за перевод лесных земель в нелесные.

8. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.

9. Консульские сборы.

10. Патентные пошлины.

11. Платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним.

12. Прибыль Банка России.

13. Доходы от внешнеэкономической деятельности.

 

Доходы региональных бюджетов:

Налоговые доходы бюджетов субъектов РФ

1. Региональные налоги:

1) Налог на имущество организаций.

2) Налог на игорный бизнес.

3) Транспортный налог.

2. Отчисления от федеральных налогов

1) Налог на прибыль организаций.

2) Налог на доходы физических лиц.

3) Акцизы.

4) НДПИ.

5) Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов.

6) Единый налог на вмененный доход.

7) Единый сельскохозяйственный налог.

8) Государственная пошлина.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ

1. Часть прибыли ГУП, созданных субъектами РФ.

2. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.

3. Платежи за пользование лесным фондом.

 

Доходы местных бюджетов:

( Собственные доходы. Регулирующие доходы.)

Местные налоги (Налоговые доходы местных бюджетов)

1. Земельный налог.

2. Налог на имущество физических лиц.

Неналоговые доходы местных бюджетов

- Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (прибыль МУП).

- Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.

- Плата за негативное воздействие на окружающую среду.

- Доходы от продажи и передачи в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности.

Принцип равенства бюджетов субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом предполагает установление единых для всех субъектов Российской Федерации нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов Российской Федерации и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов.

Несовершенство налоговой системы является одним из факторов на пути развития экономики и предпринимательства. Налоговая система РФ долгое время (в течение 1990-х гг.) являлась фактором, сдерживающим экономическое развитие страны.

Масштабы фактической мобилизации доходов в бюджетную систему, достигаемые ценой огромных потерь, для социально-экономического развития страны, мягко говоря, неудовлетворительны. Налогообложение в целом направлено на текущее увеличение налоговых поступлений, что приводит к образованию фактически завышенного совокупного бремени начисленных налогов, которые не в состоянии нести даже среднестатистический российский налогоплательщик.

Нездоровая ориентация российской налоговой системы на косвенные формы налогообложения – еще один негативный стереотип в налоговой политике. Высокие косвенные налоги, будучи ценообразующим фактором, сокращают платежеспособный спрос, а следовательно, и объемы производства, реализации и потребления товаров и услуг, что влечет за собой сокращение налоговых поступлений.

При неблагоприятном в целом налоговом режиме разрастаются теневой и льготный секторы экономики, которые практически не участвуют в формировании государственных доходов. Налоговая политика сосредоточена преимущественно на фискальных целях, не выполняя должным образом задачи стимулирования и регулирования экономики.

Недостаточный контроль за сбором налогов создает возможности для уклонения от уплаты налогов, что не только уменьшает налоговые поступления, но и стимулирует прилив капитала в торгово-посреднические сферы, а также способствует развитию криминального предпринимательства.

Еще один недостаток нашей налоговой системы – ее усложненность. Это выражается в том, что при отнесении тех или иных налогов к соответствующей группе имеет значение не то, в какой бюджет зачислится платеж, а органом какого уровня государственного управления введен и регистрируется порядок уплаты данного налога.

Нгуен Суан Тханг в книге «Методологические подходы к формированию налоговых доходов бюджета: зарубежный опыт» пишет, что, невзирая на множество способов и методов прогнозирования бюджетных доходов, они являются, как правило, результатом усовершенствования известных и достаточно распространенных общих подходов к прогнозированию, в том числе путём органического сочетания нескольких методик, которые Россия должна учитывать.

В целях снятия всех налоговых преград на пути экономического роста и превращения налоговой системы в эффективную систему налогообложения Правительством РФ определены приоритетные направления налоговой политики на период 2011 – 2013 годов:

- создание стабильной и ясной налоговой системы;

- формирование стимулов к повышению собираемости налогов;

- создание благоприятных условий для повышения эффективности производства;

- укрепление доходной части бюджета.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 829; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.