Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусство ориньяка




 

Именно в этот период появляются первые попытки что-либо изобразить в собственном смысле слова: рисунки, гравировальные изображения, различные виды рельефа и отдельные образцы круглой скульптуры.

Считается установленным, что к числу древнейших изображений на стенах пещер относятся отпечатки человеческих рук и беспорядочные волнистые линии.

Возможно, что последние являются более ранними по времени образцами и представляют собой переплетение зигзагообразнях полос, продавленных в сырой глине пальцами рук (и получивших условное название: «макароны» или «меандры»). Полосы эти перекрывают друг друга, образуя незамаысловатые клубки, и производят впечатление случайно проведенных линий. Для истории искусства они интересны тем, что являются, возможно, самой ранней попыткой что-либо «изобразить», от которой, может быть и начинаетсявся дальнейшая собственно изобразительная деятельность. Тем более что в отдельных случаях (очевидно, более позднего происхождения) подобные линии завершаются изображением конкретного предмета, в частности — животного.

Отпечатки рук представленны двумя разновидностями: а) «позитивными», когда кисть руки намазывалась краской и прикладывалась к поверхности камня или пещерной стены, оставляя после себя красочный след; и б) «негативными» изображениями, когда, напротив, чистая кисть прикладывалась к поверхности и просто обводилась (либо окружающая кисть руки поверхность забрызгивалась) краской. Нередко подобное изображение обводилось в круг, что указывает на магический смысл.

Главной темой первобытного искусства являлось животное. В пещерных изображениях можно встретить разнообразных представителей: мамонтов, бизонов, быков, лошадей и т. д. Встречаются изображение хищных зверей (чаще всего пещерного льва и медведя). Но чрезвычайно редки изображения птиц, рыб, насекомых и змей, и вообще растительные мотивы воспринимаются как случайные и чуждые вторжения.

Немаловажное значение для понимания смысла рисунков имеет и место расположения. Изображения никогда не встречаются у входа в пещеру, но всегда в труднодоступных пещерных камерах. Нередко такие рисунки расположены на расстоянии около километра. Показательно также, что изображения в таких хранилищах не всегда находятся на удобных для обозрения мест. Они создавались как центральная часть магических ритуально-обрядовых действ, призванных обеспечить удачную охоту. Об этом свидетельствуют не только особые места их расположения, но и событийная основа самих изображений, на которых животные показаны пронзенные копьями, стрелами или дротикаи, истекающими кровью, умирающими.

О специфических назначенияхизображений свидетельствует и характерное беспорядочное наложение одних рисунков поверх других и их многочисленность (так называемые «палимпсеты»), которые показывают, что изображения создавались для одного конкретного ритуала.



Что касается характеристики самих изображений, то первые рисунки были очень несовершенны, причем несовершенны настолько, что практически невозможно узнать их породу. Образы животных суммарны, выполнены в примитивной контурной технике, линии рисунка довольно робкие, неуверенные. Голово и конечности обозначены не ясно (конечности, как правило, сдвоены), рога изображаются в профиль или анфас. Пропорции практически не соблюдены совсем. Профильные фигуры статичны, силуэт представлен приемущественно без какой-либо проработки. Типичны и фрагментарные изображения (головы).

Самые ранние рисунки выбиты на обломках камней (как правило, плоских). Среди настенных резных рисунков, получивших название петроглифов, по стилю к ним ближе всего неполные контурные изображения передней части фигуры или головы животного. Нередко встречаются петроглифы, переходящие в плоский рельеф. В качестве символов функционируют некоторые фрагментарные примитивно-натуралистические изображения. Однако абстрактные формы отсутствуют.

Но уже к концу периода рисунки становятся более точными и реалистичными. Хотя пропорции пока не всегда удаются.

На гравированных рисунках встречаются и достаточно редкие изображения людей в масках.

В этот период появляются произведения круглой скульптуры, которые создавались из мягких пород камня и кости, а также рога и глины (возможно, что и дерева). Причем, всегда небольших размеров (от 5 до 10-15 см).

В пластике данного периода встречаются уже изображения человека. Как правило, это были преимущественно женские изображения.

Женские статуэтки были обнаружены во всех областях расселения от Западной Европы до Сибири, что указывает на их повсеместное распространение. Статуэтки датируются 27-19 тысячилетиями до н.э и являются древнейшим изображением человека. В архиологической и искусствоведческой литературе они получили условное название - «палеотические Венеры».

Несмотря на свои скромные размеры (в среднем от 3,5 до 10-12/14 см) скульптурки полны внутренней силы, отличаются четким конструктивным построением, выразительностью.

При всем многообразии и некоторой вариативности они имеют общие стилистические особенности. Прежде всего они далеки от непосредственного воспроизведения натуры (это не изображение женщины как таковой, но именно символ, значение которого передается через женский образ).

Все они фронтальны, статичны, тяжеловесны. Голова трактована обобщенно, условно, черты лица отсутствуют, как и иные индивидуальные признаки. Конечности трактованы суммарно и едва намечаны: руки, как правило, сложены на животе (или на груди), ноги сведены к конусообразной форме (без ступней).Из других общих признаков наиболее характерным является гипертрофия отдельных частей тела. Показательно, что эти особенности изображения распространяются на все без исключения палеотические женские скульптурки.

Помимо фигурок существую вырезаные из кости головы женщины, с тонко очерченым удлиненным овалом лицаи ясно различимыми формами глаз, носа и рта. Это уже не лицо вообще, а достаточно конкретное, индивидуализированное изображение.

Продолжение рода оказывалось насущной проблемой. Подобное творчество и служило цели утверждения того начала, которое обеспечивало продолжение рода: начала материнства, детородной функции женщины, стоящей у истоков самой жизни. Поэтому предельно обобщенные, безличные и гипертрофированные формы женских палеотических изображений, их повсеместное распространение, как и особое месторасположение, зафиксировано при раскопках, указывает, пержде всего, на их сакральный, культовый характер. Некоторые исследователи пологают, что женские статуэтки были самым тесным образо связаны с охотничьей магией.

Особенностью стиля палеотических Венер является также порозительная общность в способе изображения фигуры женщины и животного: в обоих случаях в центре внимния оказывалась именно средняя часть фигуры, которая трактуется как некое «вместилище», обнаруживая тем самым смысловую доминанту центрального символа. Женщина и животное выступают здесь как воплощенное «чрево-утроба», «живот-жизнь-дающий», как символы плоти и пола. На этом основании именно тело выступает воплощением жизни и символом самого человека. Именно поэто голова и конечности воспринимаются как второстепенные.

Что касается мужских изображений, то они встречаются крайне редко.

Монументальная скульптура, полностью отделившаяся от скальной поверхности, отсутствует. Каменные изваяния ещё прочно сязаны с основным масивом скалы.

Встречаются скульптуры из глины, на которых запечатлены следы от ударов охотничьего копья.

Помимо круглой пластики верхнепалеотическая скульптура достаточно широко представлена весьма выразительными рельефами (преимущественно — всеми разновидностями барельефа). Один из них был обнаружен в пещере Лоссель (Франция), получивший название «Женщина с рогом». Что касается высокого рельефа (горельеф), то для данного переода он не характерен и встречается крайне редко.

Переход от петроглиа к рельефу, с одной стороны, а также к рисунку и живописи, с другой, - совершался постепенно и неприметно. Основным пластическим элементом остается врезная (контурная) линия, которой намечается силуэт будущей фигуры. Внутри контура поверхность начинает постепенно обрабатываться. В общей художественной композиции учитываются и активно используются также реальные выступы и впадины скальной поверхности, которые оказываются её своеобразным естественным продолжением и образным «завершением».

Художественные достижения ориньяка заложили прочные основы для дальнейшего развития и совершенствования.

 

 





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 16; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 23.20.147.6
Генерация страницы за: 0.091 сек.