Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое государство: понятие и принципы. Гражданское общество - общие идеи и принципы




Гражданское общество - это дееспособная система социальных, экономических, политических, правовых и иных отношений, складывающихся в обществе в интересах его членов и их объединений.Для оптимального управления и защиты этих отношений гражданское общество учреждает государство - политическую власть этого общества.

1. Гражданское общество и общество вообще - это не одно и то же. Общество составляет вся общность людей, включая и государство со всеми его атрибутами; гражданское же общество - часть общества за исключением государства как организации его политической власти. Гражданское общество- это государствообразуещее общество.

2. Гражданское общество, на наш взгляд, появляется и оформляется позже общества как такового, но оно появляется непременно с появлением государства, функционирует во взаимодействии с ним. Нет государства - нет и гражданского общества. Понятие гражданское общество соотносится с понятием государство, гражданское общество остается естественным продолжением общества, условием его жизнедеятельности, включая государство.

3. Гражданское общество и государство объективно “обречены” на постоянное взаимодействие. Гражданское общество формирует государство для реализации своих интересов, определяет направления его деятельности; ему принадлежит примат во взаимоотношениях с государством.

4. Гражданское общество нормально функционирует лишь тогда, когда в деятельности государственной власти общечеловеческие ценности и интересы общества находятся на первом месте. Если государство отрывается от интересов гражданского общества, то оно деградирует и распадается.

5. Гражданское общество надо рассматривать как множество групповых интересов, а не как простую совокупность граждан. Это- общество граждан, имеющих различные групповые интересы.

Правовое государство - это правовая (справедливая) организация государственной власти в высококвалифицированном, культурном обществе, нацеленном на идеальное использование государственно-правовых институтов для организации общественной жизни в подлинно народных интересах.

Признаками правового государства являются:

• верховенство в обществе легитимного закона;

• разделение власти;

• взаимопроникновение прав человека 'и гражданина;

• взаимоответственность государства и гражданина;

• справедливая и эффективная правозащитная деятельность и др.

Сущность правового государства сводится к его подлинной демократичности. К принципам правового государства относятся:

1. принцип приоритета права (это рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; необходимость идеологически правового обоснования любых решений государственных и общественных органов; наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур, т.е. конституции и законов, системы материальных и процессуальных гараетий и т.д.);



2. принцип правовой защищенности человека и гражданина (это равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина, особые тип правового регулирования и форма соотношений, стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления)

3. принцип единства права и закона (это означает, что нормативно-правовой акт должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным);

4. принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти (власть в государстве обязательно должна делиться на законодательную, исполнительную и судебную);

5. принцип верховенства закона.


12. Жилищно-правовые отношения и их характеристика. Источники и принципы
жилищного права.

 

Жилищное законодательство представляет собой совокупность законов, иных нормативных правовых актов, посредством которых государством устанавливаются, изменяются или отменяются соответствующие жилищно-правовые нормы.

Систему жилищного законодательства образуют различные законы, а также иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения (источники жилищного права).

Источники жилищного права подразделяются на две основные группы:

- федеральные жилищные законы и иные принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты;

- законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации является правовой основой развития всего российского законодательства, в том числе жилищного законодательства. Она имеет высшую силу и прямое действие; законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, должны полностью соответствовать положениям Конституции РФ.

В Конституции РФ решаются вопросы компетенции Российской Федерации и ее субъектов по жилищному и гражданскому законодательству.

Конституция РФ (ст. 71) относит гражданское законодательство к ведению Российской Федерации.

В отличие от этого согласно п. "к" ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Исходя из этого жилищные отношения могут регулироваться как актами Российской Федерации, так и актами субъектов Российской Федерации. Конкретное разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в жилищной сфере можно определить путем анализа законодательства, договоров России с субъектами Федерации, конкретных правоотношений и т. д.

Регулирование общественных отношений в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации имеет свои особенности, связанные с тем, что в этой сфере могут осуществлять законодательное и иное регулирование как Российская Федерация, так и ее субъекты. Причем законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам; в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).

В соответствии с этим до принятия федерального закона (или иного нормативного акта) республика, край, область или другой субъект Российской Федерации осуществляет собственное законодательное регулирование по соответствующему предмету совместного ведения.

После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с федеральным законом^ Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, в том числе принятые по жилищным вопросам, не приведенные в соответствие с федеральным законом, применению не подлежат. Согласно Конституции РФ (ст. 78) федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий (если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам), а органы исполнительной власти субъектов могут передавать федеральным органам исполнительной власти осуществление части своих полномочий.

Жилищный кодекс, другие федеральные законы регламентируют жилищные отношения, которые согласно ст. 72 Конституции РФ являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Поэтому ЖК РСФСР и федеральные законы выступают одновременно в качестве правовой базы, на основе которой принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Жилищные законы как источники права

Исходя из этих конституционных положений жилищное законодательство в Российской Федерации развивается как сложная система законодательства, в которой в качестве системообразующих законов выступают Конституция РФ, федеральные жилищные законы - "Об основах федеральной жилищной политики", "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", ЖК РСФСР и другие акты. С другой стороны, отрасль жилищного законодательства невозможно рассматривать как систему только одних законов в узком смысле; в состав жилищного законодательства должны включаться и другие жилищные нормативные правовые акты, что вытекает из ст. 76 Конституции РФ, согласно которой по предметам совместного ведения издаются не только федеральные законы, но и "принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации" (ч. 2 ст. 76).

Как самостоятельная отрасль законодательства жилищное законодательство Российской Федерации сформировалось относительно недавно. С принятием Верховным Советом РСФСР на базе общесоюзных Основ жилищного законодательства в 1983 г. Жилищного кодекса РСФСР данная отрасль российского законодательства стала более консолидированной, внутренне согласованной системой.

В составе жилищного законодательства кроме законов и других нормативных актов гражданско-правового характера немало законов и других актов законодательства государственно-правового, административно-правового, финансового характера, как, например, законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие компетенцию органов исполнительной власти - Правительства Российской Федерации, министерств и других федеральных органов управления, предприятий, учреждений, организаций в области управления государственным и муниципальным жилищными фондами, организации эксплуатации и ремонта жилищного фонда и др.

 

БИЛЕТ 7


13. Понятие и признаки права, его функции. Принципы права.

Принципы права представляют собой исходные положения и ведущие начала процесса формирования, развития и функционирования права. Они пронизывают собой всю правовую жизнь общества и характеризуют не только сущность, но и содержание права, а также весь процесс его применения.

Имея общеобязательный характер, принципы права способствуют укреплению внутреннего единства и взаимодействия различных отраслей и институтов права, норм права и правовых отношений, субъективного и объективного права.

Принципы права объективно обусловлены экономическими и социально-политическим строем общества, существующим в той или иной стране, социально-классовой природой государства и права, характером политического и государственного режима.

Принципы права присущи любой правовой системе. Как правило, они прямо закрепляются в законодательных актах (статьях, преамбулах и т. д.), или заполняют собой содержание правовых норм.

К разряду специально-юридических принципов относят следующие основные начала современных правовых систем или их исходные положения:

1) принцип общеобязательности норм права для всего населения страны и приоритета этих норм перед иными социальными нормами;

2) принцип подразделения правовой системы государства на публичное и частное право, на относительно самостоятельные отрасли и институты права;

3) принцип непротиворечивости норм, составляющих действующую систему права, и приоритет закона перед иными нормативно-правовыми актами;

4) принцип соответствия между объективным и субъективным правом, между нормами права и правовыми отношениями, между правом и его осуществлением;

5) принцип социальной свободы, выраженный в системе субъективных прав субъектов общественных отношений, равенство перед законом и судом, равноправие;

6) принцип законности и юридической гарантированности прав и свобод личности, зафиксированных в законе, связанность нормами законодательства деятельности всех должностных лиц государственных органов;

7) принцип справедливости, выраженный в равном юридическом масштабе поведения и в строгой соразмерности юридической ответственности допущенному правонарушению;

8) принцип юридической ответственности только за виновное противоправное поведение и признание каждого не виновным до тех пор, пока вина его не будет установлена в судебном порядке; презумпция невиновности;

9) принцип недопустимости обратной силы законов, устанавливающих новую или более тяжелую юридическую ответственность; гуманность наказания, способствующего исправлению осужденного.

Наряду с общими принципами в юридической литературе выделяются также межотраслевые и отраслевые принципы права.

Межотраслевые принципы охватывают собой две или более отраслей права, являющихся преимущественно смежными (уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и др.). На межотраслевые принципы полностью налагаются и общие правовые принципы. В каждой отдельной отрасли права или же в группе отраслей они приобретают свою специфику. Отраслевые принципы права распространяются лишь на отдельные отрасли права — конституционное, гражданское, уголовное и т. д. Соответственно на их основе создаются и реализуются лишь нормы, составляющие исключительно данную отрасль права.

Назначение права в обществе состоит в том, чтобы быть регулятором — определять, упорядочивать и охранять существующие общественные отношения и порядки.

Выделяют следующие функции права как регулятора:

1) воспроизводство данной социальной системы;

2) утверждение в жизни общества нормативных начат;

3) регулятивное правовое воздействие на общественные отношения.

Воспроизводство системы как функция права обусловлено утвердившейся в современной науке теорией систем, когда и все общество, и его подразделения научно интерпретируются как сложные социальные системы. В частности, с представлениями о том, что социальные системы отличаются (или должны отличаться) устойчивостью, непрерывностью существования и действия во времени и, стало быть, с вытекащей отсюда необходимостью наличия в социальных системах, в том числе и в обществе в целом, особых механизмов, призванных реализовывать и поддерживать устойчивость и непрерывность функционирования в заданных параметрах общества.

В связи с этим объективное право (в силу его органической связи с законом) наряду с другими институтами человеческой культуры правомерно рассматривать как своего рода механизм. Такие свойства права, как его всеобщая нормативность, способность строго фиксировать по содержанию возможное и должное поведение людей, наиболее мощно, силой государственного принуждения обеспечивать его — все это как бы специально приспособлено для того, чтобы сложившиеся в обществе отношения надежно сохранялись такими, «как они есть», и чтобы они в стабильном и устойчивом виде непрерывно функционировали во времени.

Утверждение в жизни общества нормативных начал вызвается объективной потребностью, поскольку любое человеческое сообщество нуждается не просто в известной организованности и упорядоченности существующих в нем отношений, но и в том, чтобы эти организованность и упорядоченность соответствовали законам природы и одновременно — законам существования и функционирования человеческого сообщества, разумно формируемых начал целесообразности. А все это включает необходимость известного ритма, цикличности, повторяемости, а главное, что эти ритм, цикличность, повторяемость вошли в саму плоть жизни людей, стали законом в человеческом бытии.

Регулятивное назначение права выражено в том, чтобы в соответствии с указанной объективной потребностью внести в общественную жизнь оптимальную нормативность в том ее значении, которое сообразуется с нормальным существованием и развитием сообщества людей.

В связи с необходимостью обеспечения нормативных начал в жизни общества и само право предстает в виде нормативной регулирующей системы, имеющей глубокое правовое содержание и построенной на единых правовых принципах и общих положениях.

Регулятивное воздействие права наряду с миссией по «воспроизводству» данной социальной системы и утверждением в жизни начал нормативности ограничено определенными направлениями. Главные из них вытекают из решающего предназначения права — быть общеобязательным критерием правомерного поведения и в этом отношении — оптимальной формой для определения и сохранения границ свободы людей.

Решение указанной задачи предполагает развитие и эффективное функционирование всех отраслей объективного права, как тех, которые преимущественно направлены на точное и строгое фиксирование через систему прав и обязанностей границ поведения (конституционное право, гражданское право, ряд институтов административного и трудового права), так и тех, которые обеспечивают «сохранение границ» в свободном поведении людей. А значит — охрану и защиту правопорядка, в том числе с помощью мер гражданской, административной, уголовной ответственности, а также процедур и порядка применения юридических санкций.


14. Виды договоров, предусмотренные ГК РФ, их существенные условия.

 

Многочисленные гражданско-правовые договоры обладают как общими свойствами, так и определенными различиями, позволяющими ограничить их друг от друга, для того чтобы правильно ориентироваться во всей массе многочисленных и разнообразных договоров, принято осуществлять их деление на отдельные виды. В основе такого деления могут лежать самые различные категории, избираемые в зависимости от преследуемых целей. Деление договоров на отдельные виды имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Оно позволяет участникам гражданского оборота достаточно легко выявлять и использовать в своей деятельности наиболее существенные свойства договоров, прибегать на практике к такому договору, который в наибольшей мере соответствует их потребностям.

Поскольку договоры являются разновидностью сделок, на них распространяется и деление сделок на различные виды. Так, общее для всех сделок учение об их делении на консенсуальные и реальные в равной мере применимо и к договорам. В настоящей же главе приводится такое деление, которое имеет отношение только к договорам и не применяется к односторонним сделкам.

Односторонний договор порождает у одной стороны только права, а у другой только обязанности.

Взаимный договор, в котором каждая из сторон приобретает права, и одновременно несет обязанности по отношению к другой стороне.

Возмездный договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление (договор купли-продажи), безвозмездный договор, по которому одна сторона обязуется предоставить другой без получения платы или иного встречного предоставления (договор дарения).

Безвозмездный — в договоре имущественное предоставление производится только одной стороной без получения встречного имущественного предоставления от другой стороны.

Свободный договор, заключение которого всецело зависит от усмотрения сторон.

Обязательный договор, заключение которого как это следует из самого названия, является обязательным для одной или обеих сторон.

Публичный договор по продаже товара, выполнению работ или оказанию услуг, заключаемый коммерческой организацией каждым, кто к ней обратится.

Реальный договор, который считается заключенным с момента передачи имущества или совершения иного действия.

Консенсуальный договор, который считается заключенным с момента достижения соглашения сторонами по его существенным условиям.

Взаимосогласованный — договор, условия которого устанавливаются всеми сторонами, участвующими в договоре.

Договор присоединения — договор, условия которого определены одной из сторон в стандартных формах и могут быть приняты другой только путем присоединения к предложенному договору в целом.

Предварительный договор, это соглашение сторон заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг на условиях, предусмотренных предварительным договором.

Договор в пользу третьего лица — договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу (договор перевозки груза (багажа), договор страхования и др.).


БИЛЕТ 8

 





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 24; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.225.20.19
Генерация страницы за: 0.012 сек.