Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Предмет, задачи и методы нейропсихологии




КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

1. Предмет и задачи нейропсихологии. Вклад А.Р. Лурия в развитие отечественной нейропсихологии.

2. Основные направления нейропсихологии.

3. Значение нейропсихологических исследований для общей психологии.

 

Мозг как орган психической деятельности в настоящее время стал средо­точием научных интересов ряда дисциплин. Но именно нейропсихология впервые сделала целью научного исследования изучение роли отдельных систем головного мозга в осуществлении психической деятельности. Нейропсихология - отрасль клинической психологии, изучающая мозговые основы психической деятельности, или мозговую организацию психической деятельности. Нейропсихология - изучает мозг и психику, биологическое и социальное (в более широком смысле).

Нейропсихология в нашей стране имеет свои традиции. Первые нейропсихологические исследования проводились в 20-х годах Л.С. Выготским. Од­нако, создателем нейропсихологии является профессор А. Р. Лурия (1902-1977), который на протяжении многих лет, начиная с три­дцатых годов и до конца своей жизни, вместе со своими учениками последо­вательно разрабатывал различные разделы нейропсихологии и превратил ее в самостоятельную отрасль психологической науки, характеризующуюся сво­им предметом, своими методами и своим объектом исследования. Вообще научное наследие А.Р. Лурия можно разделить на два основных раздела: первый условно можно обозначить как работы, посвященные различным об­щепсихологическим проблемам (изучение высших психических функций, их генеза, роли речи в организации поведения, роли исторических факторов в формировании психических процессов и т.д.); второй включает в себя иссле­дования в области нейропсихологии, посвященные проблемам мозговой ор­ганизации различных психических процессов. Успех нейропсихологических исследований А.Р. Лурия был обеспечен, прежде всего, тем, что теоретиче­ской основой этих исследований было учение о ВПФ человека, которое он разрабатывал вместе с Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и другими отечест­венными психологами. Т.о., теоретической основой нейропсихологических исследований А.Р. Лурия были его общепсихологические представления о системном строении ВПФ, их изменчивости, пластичности, зависимости не только от генотипических, но и от паратипических факторов, их динамично­сти во времени и способах организации. В многочисленных нейропсихологи­ческих работах А.Р. Лурия развивалась единая линия исследований - от представлений о мозговой организации отдельных психических функций - к общим представлениям о принципах локализации любых психических про­цессов и о работе мозга как целого. Основной теоретической задачей нейроп­сихологических исследований Лурия была разработка теории локализации высших психических функций человека, обозначенной им как теория сис­темной динамической локализации функций.



Нейропсихологические исследования Лурия включают в себя два основ­ных типа работ: во-первых, работы, которые можно объединить под названи­ем «синдромология», т.е. изучение различных нейропсихологических син­дромов, возникающих при локальных поражениях мозга; во-вторых, иссле­дования разных форм нарушения того или иного психического процесса вследствие различных локальных поражений мозга. Сюда относятся работы по нейропсихологии речи, памяти, восприятия, мышления, т.е. работы по нейропсихологии познавательных процессов.

Следует отметить, что А.Р. Лурия считал необходимым тесное объедине­ние нейропсихологических знаний с собственно-неврологическими и нейро­хирургическими клиническими данными для более тщательного уточнения структурных и функциональных основ нейропсихологических синдромов. Тесная связь с клиникой - со всем арсеналом клинических исследований больного (неврологическим, ангеографическим, ЭЭГ, рентгенографическим, отоневрологическим и др.) - была основой всей нейропсихологической рабо­ты А.Р. Лурия.

Прослеживая историю нейропсихологических работ Лурия, можно выде­лить в ней несколько периодов: а) ранний период (конец 20-х - начало 30-х гг.); б) предвоенный период; в) военный период и первые послевоенные го­ды; г) возвращение к нейропсихологической тематике после короткого пере­рыва (конец 50-х - начало 60-х); д) период интенсивной разработки нейроп­сихологии, продлившийся до конца жизни (60-70-е гг.).

А.Р. Лурия опубликовал большое число работ по нейропсихологии, мно­гие из которых были переведены на различные иностранные языки. Среди них наиболее известны такие монографии, как «Травматическая афазия» (М., 1947), «Восстановление функций после военной травмы» (М, 1948), «Выс­шие корковые функции и их нарушения при локальных поражениях мозга» (М., 1962.— 1 изд., М., 1969.— 2 изд.), «Мозг и психические процессы» (М., 1963,—т.1, 1970.—Т.П), «Основы нейролингвистики» (М., 1975), «Нейропси­хология памяти» (М., 1974.— Т. I; 1976.—т. II) и ряд других. Одна из них «Основы нейропсихологии» (М., 1973) была подготовлена А. Р. Лурия как учебное пособие для студентов факультетов психологии государственных университетов.

Следует отметить, что за рубежом — особенно за последнее время — был опубликован целый ряд руководств по нейропсихологии. К их числу отно­сятся: «Нейропсихология человека» X. Экаэна и М. Альберта «Нumаn Neu-ropsychology», (1978), «Основы нейропсихологии человека» Б. Колба и Я. Уишоу, (1980); «Клиническая нейропсихология», (1984) под ред. Патрика E. Лоди и Джемса М. Шеара, «Клиническая нейропсихология», (1979) под ред. К. М. Хелмана и Е. Валенстейна; «Нейропсихология леворукости», (1980) под ред. Дж. Херрона и ряд других.

Нейропсихология в настоящее время — интенсивно развивающаяся от­расль психологической науки, где идет непрерывное накопление новых зна­ний, новых фактов, что связано, прежде всего, с большими успехами нейро­хирургии (развитием компьютерной томографии, микрохирургии, нейрохи­рургии сосудистых поражений мозга и др.).

Комплексный характер знаний, которые используются для построения тео­ретических моделей нейропсихологии, определяется комплексным, много­плановым характером центральной проблемы нейропсихологии «мозг как субстрат психических процессов». Эта проблема является междисциплинарной, и продвижение вперед по пути ее решения возможно лишь с помощью общих усилий многих наук, в том числе и нейропсихоло­гии.

Современная нейропсихология развивается в основном двумя путями. Один из них — это отечественная нейропсихология, созданная трудами Л. С. Выготского, А, Р. Лурия и продолжаемая его учениками и последователями; другой - это традиционная западная нейропсихология, наиболее яркими представителями которой являются такие нейропсихологи, как Р. Рейтан, Д.Бенсон, X. Экаэн, О. Зангвилл и др. Западная нейропсихология достигла больших успехов в разработке количественных методов исследования по­следствий мозговых поражений, но фактически не имеет общей концепту­альной схемы работы мозга, общей нейропсихологической теории, объяс­няющей принципы функционирования мозга как целого. В теоретическом отношении она берет начало главным образом от бихевиоризма и неврологии (эмпирических данных), а также от психометрики. В результате западная нейропсихология идет по пути непосредственного (по существу, психомор­фологического) сопоставления нарушений отдельных психических процес­сов с поражениями определенных участков мозга. Но, здесь следует отметить, что благодаря адаптированным переводам работ Лурия и «луриевских методов», выполненный А.Л. Кристенсен, А.Р. Лурия стал особенно популя­рен в Западном мире и Америке. Его работы продемонстрировали примене­ние гибкого подхода в нейропсихологии. Т.о., в западной нейропсихологии под влиянием работ А.Р. Лурия наблюдается переход от статического рас­смотрения взаимоотношения «мозг-поведение» к более динамическому и контекстно-зависимому. Сейчас разработано достаточное количество нео-Луриевских методов с опорой на специфические аспекты теоретического Лу-риевского подхода. Например, «Батарея оценки для детей Кауфмана» (Kaufman -ABC) была одной из первых батарей оценки интеллекта детей в США, в которой сделана попытка определить не столько результаты выполнения теста, сколько ментальные про­цессы, стоящие за их получением, в частности анализировать симультанные и сукцессивные аспекты умственных операций. Или, новая система когнитивной оценки Даса и На-глиери, развитая на основе системы оценки интеллектуальных функций PASS, основывается на Луриевских представлениях о параллельной и последовательной переработке информации. Но, наиболее известной попыткой создать психометрическую версию Луриевских методов является нейропсихологическая батарея «Лурия - Небраска»).

 





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 56; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.81.139.235
Генерация страницы за: 0.008 сек.