Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика основных этапов педагогического сопровождения (поддержки) детской игры

Направления педагогической поддержки сюжетно-ролевой игры

1.Содействие развитию игры как виду деятельности (формирование культуры игровой деятельности: умений задумывать и реализовать игровой замысел, строить сюжет игры организовывать среду для развертывания игры, последовательно при помощи игрового действия, роли и ролевого диалога осуществлять игровой замысел, доводить игру до логического завершения, оценивать результат игры, свое отношение к реализации игрового замысла и игру партнера по игровому взаимодействию.

2.Содействовать реализации задач самовоспитания ребенка – дошкольника в игре: развивать познавательные процессы (мышление, речь, внимание, восприятие, воображение), способствовать развитию социальных свойств личности (компетентность, креативность, ответственность, инициативность, целенаправленность, гуманность и др) , познавательному интересу, развитию самосознанию.

3.Содействовать становлению гармоничных взаимоотношений детей в игре, развитию коллективизма, самоорганизации, обогащать опыт сотрудничества. Содействовать развитию умения самоорганизации игровой деятельности, развивать лидерский потенциал детей.

Диагностико-проектировочный этап.

Цель Задачи Методы и формы
Выявление уровня развития детской игры, ее потенциальных возможностей как средства воспитания, взаимоотношений детей в совместной игре, разработка на этой основе проекта( плана) педагогической поддержки игры. -изучение игрового опыта детей; -изучение педагогического потенциала игры; -изучение игровых предпочтений детей; -изучение взаимоотношений детей; -проектирование педагогической системы поддержки игры. -наблюдение за детской игрой; -беседа об игровых предпочтениях и интересах детей; -планирование (перспективно-тематическое).

 

Подготовительный этап.

Цель Задачи Методы и формы
Обеспечение содержательной основу игры, пробуждение у детей интерес к той или иной теме игры, обогащение познавательного, коммуникативного опыта детей. Как таковой игры на этом этапе еще нет. Задачи данного этапа реализуются через разнообразные виды детской деятельности (конструирование, труд, общение, экспериментирование, обследование предметов и объектов действительности), в непосредственно образовательной деятельности (развитие речи, ознакомление с окружающим, сенсорному воспитанию), на экскурсиях, прогулке и так далее. 1.Развитие интереса детей к социальной действительности, игре, желанию играть, отображать в игре те события, которые вызвали интерес. 2.Обогащение представлений детей о предметах окружающей действительности, их свойствах, качествах, функциях, действиях с ними, явлениях социальной действительности (о семье, социальных ролях взрослых, о профессиях, о труде людей, интересных событиях, в которых принимают участие дети, о природе, о взаимоотношениях людей (эмоционально – личностных, деловых). Такие представления составляют содержательную основу игры. 3.Обогащение опыта действия с различными предметами, игрушками, трудовых действий, коммуникативных и познавательных действий (младший и средний возраст), общих умений организации собственной деятельности (целеполагание, планирование, самоорганизация (со средней группы). 4.Обогащение опыта сотрудничества ( со средней группы) со сверстниками в разных видах совместной деятельности (продуктивной, познавательной, коммуникативной, экспериментальной). 5. Развитие интереса к сверстнику как партнеру по совместной деятельности, общению. 6. Воспитание нравственно - волевых качеств, необходимых для развертывания игровой деятельности: инициативности, целеустремленности, ответственности, гуманности, доброжелательности, произвольности, самоконтроля, креативности, эмоциональности. Эта задача решается во всех видах детской деятельности, в организованной деятельности, в режимных моментах. 7.Формирование умения ориентироваться в развивающей предметно-пространственной среде, моделировать и перестраивать ее в соответствии с целями деятельности. 1.Рассказ педагога о детских играх (игры в которые играл сам взрослый, которые он наблюдал в других группах) - со средней группы. 2.Игра – театр (метод исп. для младшей группы ), т.е. (взрослый (несколько взрослых) проигрывают какой-либо сюжет). 3.Беседы об играх, в которые играют дома дети, в которые играют в детском саду, о любимых играх(со средней группы). 4.Обогащение игровой среды - прием знакомства с новой игрушкой (с младшей группы). 5.Создание на глазах детей игрового оборудования (с младшей группы). 6.Экскурсии по ознакомлению с трудом взрослых, в природу, по городу (со среднего возраста). 7.Наблюдения за взаимоотношениями взрослых и детей (с младшей группы). 8.Использование всех видов игр, кроме сюжетно – ролевой ( игра – драматизация, дидактические игры, подвижные игры, игры – этюды и др). Почему? Каждый из видов игр обогащает игровой опыт детей, их представления. Так режиссерская игра позволяет готовить детей к овладению умением придумывать игровой замысел, действовать в игровой роли, согласовывать игровое действие, ролевое высказывание с партнером, создавать игровую среду. В процессе игр – драматизациий дети осваивают средства создания игрового образа - интонационные, мимические. Кроме того часто игры – драматизации включаются в сюжет творческой ролевой игры, выступают ее содержательной основой (сюжетно – ролевая игра на темы литературных произведений) - (исп. во всех группах). 9.Организация участия детей в интересных событиях (поход с родителями в лес, в театр, магазин, в гости, путешествие куда -либо, участие в семейных праздниках; участие в праздниках, проводимых в детском саду и т. д.). - все группы. 10.Создание различных выставок в группе ( инструментов, фотографий, бытовых приборов и др.), создание для детей и вместе с ними альбомов, книг для рассматривания ( все группы). 11.Составление детьми рассказов из личного опыта, отображение при помощи различных изобразительных средств тех событий, которые детей особенно заинтересовали (со средней группы). 12.Рассматривание фото, иллюстраций, картинок о социальных событиях, о труде людей, о их взаимоотношениях, действиях и др. (все группы).

Обучающий этап.



Цель Задачи Методы и формы
Обогащение игрового опыта детей, формирование у них игровых умений и навыков.   1.Учить детей принимать игровой замысел взрослого, а затем и самостоятельно определять его и формулировать в речи (младшая группа). 2. Учить детей переносить в игру собственный социальный опыт, моделировать в игровой форме разнообразные события (младшая группа), учить комбинированию сюжетов (со средней группы). Побуждать желание отражать в игре не только бытовые темы, но трудовые, общественные, фантастические, основанные на содержании литературных произведений, известных сказок, кинофильмов, спектаклей. 3.Учить создавать простейший игровой сюжет, отображающий элементарную цепочку взаимосвязанных игровых действий (младшая группа), придумывать сложные игровые сюжеты, объединяющие ряд взаимосвязанных событий - (4 и более) смысловых эпизодов( средняя – старшая группа). 4. Учить детей принимать и обозначать в речи игровую роль ( младшая группа), обозначать в речи роли партнеров по игре, менять роль в зависимости от изменений игрового сюжета( средняя, старшая группа). 5.Побуждать детей к созданию вариативных игровых образов, использования различных средств передачи такого образа (интонационных, мимических, пантомимических, речевых). 6.Побуждать детей к вариативному использованию элементов игровой среды, конструировать из них игровую обстановку в соответствии с игровым замыслом ( все группы), побуждать создавать новые элементы игровой среды из различных материалов ( игрушек – самоделок, строительного материала, предметов мебели, специальных игровых ширм и т. д.), учить детей умению замещать игрушкой, условным обозначением партнера по игре (матрешка например). 7.Побуждать детей к использованию предметов – заместителей в игре (с младшей группы). 8.Обогащать содержание и видовое разнообразие игровых действий (с игрушками, предметами – заместителями, воображаемые – «как будто»), формировать умения отражать с помощью игровых действий и средств выразительности отношение к событию, его участникам (с младшей группы). Со старшей группы учить умению словесно изображать события, использовать прием «как – будто» для обозначения некоторых игровых действий( как будто мы уже…) 9. Формировать опыт совместной игры с воспитателем и сверстником(с младшей группы): учить ориентироваться на партнера по иге, его замысел, ролевое поведение игровые действия, согласовывать их(с младшей группы), учить приемам совместного сюжетосложения, планирования игры, справедливого распределения роли, учить договариваться о правилах игры, об изменениях сюжетной линии игры, учить совместному созданию игровой обстановки.(средний, старший возраст). 10.Формировать опыт ролевого диалога (со взрослым – партнером по игре, игрушкой, сверстником). 11. Обогащать опыт самоанализа игры и самооценки результатов игры ( учить слушать оценку взрослого( младший возраст), самостоятельно оценивать игру с точки зрения качества выполнения роли, сюжета, своего отношения к игровой роли. ( средняя группа), взаимоотношений со сверстниками игровых и реальных (старший возраст). Побуждать к определению перспективы развития игры («в следующий раз….»). -использование проблемно-игровых ситуаций; -прямое предложение детям темы и сюжета игры; -«театр воспитателя»; -совместная игра педагога и детей; -беседа по картинкам перед игрой; -включение педагога в игру на правах партнера; - демонстрация способов игровых действий с игрушкой; -рассказ педагога об играх детей; - рассказ воспитателя о любимых играх; -чтение произведений об играх детей; -совместное с педагогом планирование игры; -использование метода моделирования игры; -игра-сочинение сказки; -вопросы к ребенку по ходу игры; -советы педагога; -наблюдение за игрой; -беседа после игры; -дидактические обучающие игры; -игры-имитации, игры-этюды; -совместное с детьми создание «воображаемого портрета». -изготовление в «мастерских» атрибутов для игры; -проблемные ситуации, требующие замещения игрушки или предмета для игры; -совместное с педагогом создание ( планирование) игровой среды; -внесение нового игрового оборудования с обыгрыванием; -обучающий ролевой диалог педагога и ребенка в совместной игре; -приемы справедливого распределения игровых обязанностей (считалка, обсуждение); - игры-драматизации; -игры-путешествия; -пересказ от лица героя; -составление детьми рассказов об играх; - организация игр с младшими или старшими детьми (во время прогулки).  

Этап развития самостоятельности и творчества в игре.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Характеристика основных этапов педагогического сопровождения (поддержки) детской игры

Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 18; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.162.54.155
Генерация страницы за: 0.089 сек.