Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравните два описания




Чарльз Диккенс (Практическое задание)

Гюстав Флобер

Оноре Бальзак

7.3.

Практические задания (контрольные работы)

По курсуЗападноевропейская литература 19 векапредполагаются контрольные работы с целью понять функцию отдельной детали, возможность через поэтику вещи, пейзажа или интерьера передать атмосферу, увидеть метафору или метонимию, характеризующие как характер, так и идейно-философский смысл художественного текста.

Эти разборы являются одновременно заданиями для контрольных работ и практической частью экзамена.

Контрольные задания выполняются после выбора студентом одной темы раздела:

 

1. Описание вещи (деталь, интерьер, экстерьер)

- в романтическом тексте Гофман "Золотой горшок";

- в реалистическом тексте:

а) будуар графини де Ресто и комната Фани ("Гобсек" Бальзака);

б) дом госпожи Воке в предместье Парижа ("Отец Горио" Бальзака);

в) шапка Бовари и юбка госпожи Воке ("Мадам Бовари" Флобера и "Отец Горио" Бальзака);

г) дом Гобсека;

д) дом Домби;

е) костюмы Жюльена Сореля ("Красное и черное" Стендаля).

 

2. Художественное пространство в психологическом романе 19 века:

а) Изменение пространства и художественный смысл перемен в романе Стендаля "Красное и черное" (Верьер, Безансон, Париж — мир);

б) Художественное пространство и время в "провинциальном городке" (роман Флобера Госпожа Бовари": г. Ионвиль (гл. 1, часть II), как изменение пространства связано с образом героини?

3. Автор и повествователь в тексте:

а) автор, повествователь и герой (1 глава "Госпожи Бовари" Флобера); Как читатель узнает об авторской оценке персонажей?

б) автор, Дервиль-рассказчик и Дервиль-персонаж в повести "Гобсек" Бальзака;

4. Истории героев в психологическом романе:

а) Жюльен Сорель в романе "Красное и черное" Стендаля;

б) отец Горио в романе Бальзака;

в) Растиньяк в романе "Отец Горио";

г) Шарль Бовари и Эмма Бовари в романе Флобера.

 

Вопросы и задания к разбору художественных текстов

1- Вопросы для разбора новеллы Гофмана «Золотой горшок»

1) Почему новелла названа «Золотой горшок»?

2) Что такое вигилия? Почему все части новеллы, а их 12, названы вигилиями? И что означает план к каждой вигилии? Кто его составляет?

3) Назовите всех действующих лиц новеллы. Кого вы считаете главным героем новеллы?

4) Какая связь между 5 и 6 вигилиями, почему они расположены в центре новеллы и какую роль они играют в сюжете новеллы?

5) Внимательно перечитайте 4 и 12 вигилии, чье пространство и время существует независимо от событий в жизни Ансельма?

6) Назовите автора «Золотого горшка» и рассказчика, повествующего об истории Ансельма.

7) Как и в чем проявляется в новелле Гофмана поэтика романтизма?

2- Вопросы к роману В.Гюго «93 год»

1) Объясните название романа «93 год». Как оно соотносится с историческими событиями во Франции в 19 веке?

2) На каких антитезах построен роман?

3) Исторические лица и народ — две линии сюжета. Как они сопрягаются в романе, есть ли прямое пересечение власти и народа?

4) Почему в центре первой книги романа «Содрейский лес» — мать и дети, а вторая «Корверт «Клеймор» выводит на первый план Лантенака?

5) Герои и персонажи романа, их истории, соотношение в сюжете, как они связаны с историческими лицами?

6) Лантенк и Говен в романе.

7) Говен и Симурдэн.

8)Лантенак, Говен, Симурдэн.

5) Народ и герой, их связь в фабульных историях и сюжете.

6) Финал романа. Значения и смысл его в общей композиции, идеологии, теме и развитии конфликтов романа.

3- Вопросы к разбору романа Стендаля «Красное и черное»

1. Объясните название романа. Почему роман Стендаля «Красное и черное» называют монологическим романом?

2. Проследите историю героев романа.

3. Жюльен Сорель — главный герой романа:

Почему он занимает в романе центральное место? (Обратите внимание на предысторию героя, что означает фраза отца в истории Жюльена: «Опять его нет на своем месте»?)

Как связаны с историей Жюльена изменение пространства и художественный смысл перемен в романе (Верьер, Безансон, Париж, тюрьма)?

Можно ли через костюмы Жюльена Сореля рассказать о переменах в его жизни?

Роль двух женщин Луизы де Реналь и Матильды де ла Молль в судьбе Жюльена.

Какую роль в романе играет второстепенный персонаж, друг Жюльена Фуке?

4. Почему Стендаль на протяжении романа выделяет курсивом слова «сила, одиночество, величие, честолюбие»? Меняют ли значение эти слова в развитии сюжета? Чем отличаются два употребления слова «величие» в начале и конце романа?

4- Стендаль: «Мыслить – значит страдать»

 

Задание:

1) Перед Вами отрывки из романа Стендаля «Красное и черное». Постарайтесь понять, как они описывают поворот в романе и в понимании Сореля себя.

2) «Мыслить – значит страдать» — это название 19 главы романа, используя цитаты, ответьте на вопрос: что это за «поворот»?

«Отец подошел к сараю, но войдя туда, не нашел Жюльена на том месте…, где ему следовало быть. Он обнаружил его не сразу, пятью-шестью футами повыше. Жюльен сидел верхом на стропилах… и читал книжку». «Эта была самая любимая его книга: «Мемориал Святой Елены».

«Этот страх оказаться за одним столом с прислугой вовсе не был свойствен натуре Жюльена. Чтобы пробить себе дорогу, он пошел бы и не на такие испытания. Он почерпнул это отвращение непо­средственно из «Исповеди» Руссо. Это была единственная книга, при помощи которой его воображение рисовало ему свет. Собрание реляций великой армии и «Мемориал Святой Елены» — вот три книги, в которых заключался его коран. Он готов был на смерть пойти за эти три книжки. Никаким другим книгам он не верил. Со слов старого полкового лекаря он считал, что все остальные книги на свете — сплошное вранье, и написаны они пройдохами, которым хотелось выслужиться.

Одаренный пламенной душой, Сорель обладал еще изумитель­ной памятью, которая нередко бывает и у дураков. Чтобы завое­вать сердце старого аббата Шелана, от которого, как он ясно видел, зависело все его будущее, он выучил наизусть по-латыни весь Новый завет; он выучил таким же образом и книгу «О папе» де Местра, одинаково не веря ни той, ни другой».

 

«Жюльен стоял на высоком утесе и глядел в небо, накаленное жарким августовским солнцем… Кузнечики заливались на лугу под самым утесом, а когда они вдруг смолкали, всюду вокруг него наступало безмолвие. Он мог oхватить взглядом местность, простиравшуюся у его ног, на двадцать лье и окружности. Ястреб, сорвавшись со скалы над его головой, бесшумно описывал громадные круги, время от времени появляясь в поле его зрения. Жюльен машинально следил взором за пернатым хищником. Его спокойные могучие движения поражали его; он завидовал этой силе; он завидовал этому одиночеству.

Вот такая была судьба у Наполеона, - может быть, и его ожидает такая же?»

 

«Раздумывая о победах Наполеона, Жюльен как-то по-новому взглянул и на свою победу. «Да, я выиграл битву, - сказал он себе. – Так надо же воспользоваться этим; надо раздавить гордость этого спесивого дворянина, пока еще он отступает. Так именно действовал Наполеон».

 

«Не упустил ли я чего-нибудь из того, что мне повелевает мой долг? Хорошо ли я сыграл свою роль?»

 

«Фуке, обрадовавшись, что наконец-то его друг откликнулся ни его замечательную идею, начал подробно высчитывать с точностью чуть ли но до каждой сотни франков, сколько он может выручить за каждый из своих участков.

«Какое изумительное самоотверженно для деревенского собственника! — думал Жюльен. — Сколько скопидомства, бережливости, чуть ли не мелкого скряжничества, которое заставляло меня краснеть, когда я замечал это за ним, и всем этим он жертвует для меня! Конечно, у блестящих молодых людей, читающих «Рене», которых я встречал в особняке де Ла-Моль, нет его смешных недостатков, но, за исключением разве каких-нибудь совершенных юнцов, неожиданно разбогатевших благодаря какому-нибудь наследству и еще не знающих цены деньгам, кто из этих блестящих па­рижан способен на такое самопожертвование?»

Все ошибки речи, неотесанные манеры Фуке — все исчезло для него, и Жюльен бросился обнимать друга. Никогда еще провинция, при сравнении с Парижем, не удостаивалась такого высокого предпочтения". Фуке, в восторге от того чувства, которое он прочел в глазах Жгольена, принял его за согласие бежать...

Это проявление величия вернуло Жюльену всю твердость духа, которой лишило его посещение г-на Шолана. Он был еще очень молод, но, по-моему, в нем было заложено много хорошего. Вместо того, чтобы перейти от чувствительности к хитрости, как это слу­чается с громадным большинством людей, он постепенно обрел бы с годами истинно отзывчивую доброту и излечился бы от своей безумной подозрительности. А впрочем, к чему эти праздные предсказания?»

 

«— Господа присяжные! Страх перед людским презрением, которым, мне казалось, я могу пренебречь в мой смертный час, заставляет меня взять слово. Я отнюдь не имею чести принадлежать к вашему сословию, господа: вы видите перед собой простолюдина, возмутившегося против своего низкого жребия».

1. Что такое «Человеческая комедия» Бальзака?

Принцип ее построения.

Как связаны между собой тексты в общей системе?

Основные темы «Человеческой комедии», их социальное и научное обоснование самим Бальзаком в Предисловии к «Человеческой комедии».

2) Чем объединены «Отец Горио», «Евгения Гранде» и «Гобсек»?

3) Прочитанный Вами роман разберите по следующим составляющим:

— Смысл названия текста.

— Герои и персонажи, их связь в фабульных историях.

— Герой, его описание Бальзаком (портрет, речь, поступки, высказывания).

— Назовите темы романа. Как герой и каждый из персонажей связаны с этими темами?

— Наиболее запомнившийся эпизод романа, почему выделили именно его, как он связан с общей композицией и темой романа?

1. Основные художественные принципы творчества Флобера:

— Почему свой стиль Флобер назвал «эстетизм»?

— Как Флобер объяснял сочетание «художественная проза»?

— Объясните утверждение Флобера «Форма и есть содержание». Постарайтесь продемонстрировать примерами.

— Почему Флобер считал, что главное в тексте точность? Почему свои романы «Саламбо» и «Госпожу Бовари» он определил цветом, соответственно — «пурпурный» и «серый»?

2. «Госпожа Бовари»:

— Значения названия.

— Объясните тему романа через Эмму Бовари и через Шарля Бовари.

— Кто главный герой романа?

— Какую роль в романе играет первая глава романа?

— Почему в романе четыре финала? Как это объясняет всю тематику?

— Наиболее запомнившийся эпизод романа, почему выделили именно его, как он связан с общей композицией и темой романа?

А

Задание для работы по роману Ч.Диккенса

«Торговый дом Домби и сын. Торговля оптом, в розницу и на экспорт»

 

Задание 1.

— дом мистера Домби и дом няньки Полли Тудль:

Глава 3. Дом Домби [2]. С. 27:

Это был угловой дом с просторными «двориками», куда выходили погреба, которые хмуро взирали на свет своими крошечными окнами и презрительно щурились косоглазыми дверьми, ведущими к мусорным ящикам. Это был величественный и мрачный дом с полукруглым задним фасадом, с анфиладой зал, выходивших окнами гравием двор, где два чахлых дерева с почерневшими стволами скорее стучали, чем шелестели, — так были прокопчены их листья…

И внутри этот дом был так же мрачен, как снаружи. После похорон мистер Домби распорядился накрыть мебель чехлами, — быть может, желая сохранить ее для сына, с которым были связаны все его планы, — и не производить уборки в комнатах… Тогда таинственные сооружения образовались из столов и стульев, составленных посреди комнат и накрытых огромными саванами. Ручки колокольчиков, жалюзи и зеркала, завешенные газетами и журналами,.. навязывали отрывочные сообщения о смертях и страшных убийствах. Каждый канделябр, каждая люстра, закутанные в полотно, напоминали чудовищную слезу, падающую из глаза на потолке

Дом Тудлей. С. 64:

В Сады Стегса, «в это нечестивое место… был доставлен теперь маленький Поль Судьбою и Ричардс.

— Вот мой дом, — указывая на него, радостно сказала Полли. — …В дверях стоит моя сестра Джемайма!.. И на руках у нее мой милый, ненаглядный малютка!

Зрелище это придало нетерпению Полли такие могучие крылья, что она пустилась бегом по Садам и, подлетев к Джемайме, в мгновение ока обменялась с нею младенцами…

— Ах, Полли! — воскликнула Джемайма. — Дети с ума сойдут, когда увидят тебя,Полли, право же, с ума сойдут.

Так и случилось, если судить по шуму, какой они подняли, и потому, как они бросились к Полли и потащили ее к глубокому креслу у камина, где ее честное лицо, похожее на яблоко, тот час окружили яблочки помельче и все прижимались к к нему своими розовыми щечками, по-видимому созрев на одном и том же дереве. Что до Полли, то она подняла такой же шум и возню, как и дети; и суматоха немного поулеглась не раньше, чем она совсем запыхалась, волосы спустились прядями на раскрасневшееся лицо, а новое платье… было сильно помято. Но и тогда младший Тудль остался у нее на коленях и крепко обнимал ее за шею обеими руками, а следующий Тудль вскарабкался на спинку кресла и, болтая одной ногой, делал отчаянные попытки поцеловать ее».

 

Вопросы:

 

1- В каком контексте и с какой целью в обоих описаниях вводятся Дерево и камин?

2- Назовите семантику дома [1] [4, 386], дерева и камина в культуре, начиная с фольклора, какие значения вы можете обнаружить здесь и какие преобладают в описаниях?

3- Найдите в описаниях синекдоху, с какой целью в каждом случае она введена?

4- Какие мотив и тема связывают эти два описания и как они намечают развитие сюжета?

Задание 2.

В следующих фрагментах обратите внимание, как связаны герои с описанием дома:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.