Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ДЗЭНСКОЕ МЫШЛЕНИЕ




ДЕТЕКТИВ

ДЕКОНСТРУКЦИЯ

- особая стратегия по отношению к тексту, включающая всебя одновременно и его "деструкцию", и его реконструкцию. Термин Д. предложил французский философ Жак Деррида (см.постструктурализм и постмодернизм) как переводхайдеггеровского термина "деструкция" (см. экзистенциализм,феноменология). Термин Д. закрепился за Деррида ииспользуется также рядом сходных исследований по философии,филологии и искусствознанию. Суть Д. состоит в том, что всякая интерпретация текста,допускающая идею внеположности исследователя по отношению ктексту, признается несостоятельной (ср. принципдополнительности). Исследование ведется в диалоге междуисследователем и текстом (ср. диалогическое слово М. М.Бахтина). Предстюляется, что не только исследователь влияет натекст, но и текст влияет на исследователя. Исследователь итекст выступают как единая система, своеобразныйинтертекст, который пускается в особое путешествие посамому себе. "Текст в этом случае, - пишет современный русский философМ. А. Маяцкий, - оказывается не гомогенным единством, апространством "репрессии" (со стороны исследователя. - В. Р.).Цель Д. - активизировать внутритекстовые очаги сопротивления"диктату логоцентризма" [...]. Принципом метафизического текстаявляется вслушивание в голос (бытия, Бога, вещей самих по себе)и игнорирование материальной стороны текста как чего-товторичного по отношению к смыслу. Д., напротив, выявляетконструктивную роль письма и переносит акцент на сам процесспроизводства смыслов. Д. дезавуирует метафизику и в качествефаллоцентризма - установки на приоритет мужского начала надженским и вытеснения женского голоса из реального многоголосьятекстов культуры (ср. понятие полифонического романа М.М. Бахтина. - В.Р.). Метафизический дискурс подвергается Д. какдискурс присутствия, тождества. Д. расшатывает мнимуюнезыблемость метафизических понятий, обнаруживая разрывы иотсутствия там, где предполагалось полное присутствие смыслов". Как кажется, подлинными предшественниками метода Д. были,как ни странно, советские философы М. М. Бахтин и О. М.Фрейденберг. Первый деконструировал роман Достоевского (см.полифонический роман, карнавализация), вторая - всюантичную культуру. Под влиянием Деррида, Барта и других представителейпостструктурализма (а иногда и без их непосредственноговлияния) русская поэтика начала деконструировать художественныетексты с конца 1970-х годов. Особую роль здесь сыгралмотивный анализ Б. М. Гаспарова (см.), который подвергД. такие произведения, как "Мастер и Маргарита" Булгакова,"Двенадцать" Блока, "Слово о полку Игореве", что вызвало рядакадемических скандалов в стенах Тартуского университета -цитадели классической структурной поэтики. Особенно шокирующей кажется процедура Д., когда ейподвергаются такие хрестоматийные тексты, как, например,рассказ Л. Н. Толстого "После бала", ставший предметоманалитической Д. под пером русского филолога, основоположникагенеративной поэтики А. К. Жолковского. Рассказ "Послебала" возводится им к практике обряда инициации и традиционныммотивам волшебной сказки, как они описаны в исследованиях В. Я.Проппа (см. сюжет, формальная школа). Автор этих строк подверг Д. такое культовое произведениедетской литературы ХХ в./с чего-то выделено/, как "ВинниПух". Основой этой Д. стало то, что мы поставили милновскиеповести о Винни Пухе в ряд "взрослой" литературы 1920-х годов -период расцвета европейского модернизма (см. принципыпрозы ХХ в., неомифологизм), что само по себе заставилопосмотреть на текст по-другому: высветить его с точки зрениямифа, психоанализа, теории речевых актов, семантнкивозможных миров, характерологии (подробнее об этом анализесм. междисциплинарные исследования). В пространстве поэтики постмодернизма Д.происходит сама собой - текст деконструирует сам себя, почти ненуждаясь в исследователе. Лит.: Маяцкий И.А. Деконструкция // Современная западнаяфилософия: Словарь. - М., 1991. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. - М., 1995. Жолковский А К. Морфология и исторические корни "Послебала" // Жолковский А К. Блуждающие сны. - М., 1992. Руднев В. Введение в прагмасемантику "Винни Пуха" // ВинниПух и философия обыденного языка. - М., 1996.

ДЕПРЕССИЯ,







Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 22; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.161.96.239
Генерация страницы за: 0.01 сек.