Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дзэнское мышление




ДЕТЕКТИВ

ДЕКОНСТРУКЦИЯ

- особая стратегия по отношению к тексту, включающая всебя одновременно и его "деструкцию", и его реконструкцию. Термин Д. предложил французский философ Жак Деррида (см. постструктурализм и постмодернизм) как переводхайдеггеровского термина "деструкция" (см. экзистенциализм,феноменология). Термин Д. закрепился за Деррида ииспользуется также рядом сходных исследований по философии,филологии и искусствознанию. Суть Д. состоит в том, что всякая интерпретация текста,допускающая идею внеположности исследователя по отношению ктексту, признается несостоятельной (ср. принципдополнительности). Исследование ведется в диалоге междуисследователем и текстом (ср. диалогическое слово М. М.Бахтина). Предстюляется, что не только исследователь влияет натекст, но и текст влияет на исследователя. Исследователь итекст выступают как единая система, своеобразный интертекст, который пускается в особое путешествие посамому себе. "Текст в этом случае, - пишет современный русский философМ. А. Маяцкий, - оказывается не гомогенным единством, апространством "репрессии" (со стороны исследователя. - В. Р.).Цель Д. - активизировать внутритекстовые очаги сопротивления"диктату логоцентризма" [...]. Принципом метафизического текстаявляется вслушивание в голос (бытия, Бога, вещей самих по себе)и игнорирование материальной стороны текста как чего-товторичного по отношению к смыслу. Д., напротив, выявляетконструктивную роль письма и переносит акцент на сам процесспроизводства смыслов. Д. дезавуирует метафизику и в качествефаллоцентризма - установки на приоритет мужского начала надженским и вытеснения женского голоса из реального многоголосьятекстов культуры (ср. понятие полифонического романа М.М. Бахтина. - В.Р.). Метафизический дискурс подвергается Д. какдискурс присутствия, тождества. Д. расшатывает мнимуюнезыблемость метафизических понятий, обнаруживая разрывы иотсутствия там, где предполагалось полное присутствие смыслов". Как кажется, подлинными предшественниками метода Д. были,как ни странно, советские философы М. М. Бахтин и О. М.Фрейденберг. Первый деконструировал роман Достоевского (см. полифонический роман, карнавализация), вторая - всюантичную культуру. Под влиянием Деррида, Барта и других представителейпостструктурализма (а иногда и без их непосредственноговлияния) русская поэтика начала деконструировать художественныетексты с конца 1970-х годов. Особую роль здесь сыграл мотивный анализ Б. М. Гаспарова (см.), который подвергД. такие произведения, как "Мастер и Маргарита" Булгакова,"Двенадцать" Блока, "Слово о полку Игореве", что вызвало рядакадемических скандалов в стенах Тартуского университета -цитадели классической структурной поэтики. Особенно шокирующей кажется процедура Д., когда ейподвергаются такие хрестоматийные тексты, как, например,рассказ Л. Н. Толстого "После бала", ставший предметоманалитической Д. под пером русского филолога, основоположника генеративной поэтики А. К. Жолковского. Рассказ "Послебала" возводится им к практике обряда инициации и традиционныммотивам волшебной сказки, как они описаны в исследованиях В. Я.Проппа (см. сюжет, формальная школа). Автор этих строк подверг Д. такое культовое произведение детской литературы ХХ в. /с чего-то выделено/, как "ВинниПух". Основой этой Д. стало то, что мы поставили милновскиеповести о Винни Пухе в ряд "взрослой" литературы 1920-х годов -период расцвета европейского модернизма (см. принципыпрозы ХХ в., неомифологизм), что само по себе заставилопосмотреть на текст по-другому: высветить его с точки зрения мифа, психоанализа, теории речевых актов, семантнкивозможных миров, характерологии (подробнее об этом анализесм. междисциплинарные исследования). В пространстве поэтики постмодернизма Д.происходит сама собой - текст деконструирует сам себя, почти ненуждаясь в исследователе. Лит.: Маяцкий И.А. Деконструкция // Современная западнаяфилософия: Словарь. - М., 1991. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. - М., 1995. Жолковский А К. Морфология и исторические корни "Послебала" // Жолковский А К. Блуждающие сны. - М., 1992. Руднев В. Введение в прагмасемантику "Винни Пуха" // ВинниПух и философия обыденного языка. - М., 1996.

ДЕПРЕССИЯ,

или депрессивный синдром (от лат. depressio -подавленность) - психическое состояние или заболевание,сопровождающееся чувством подавленности, тоски, тревоги,страха. Охваченный Д. одновременно испытывает чувствособственной неполноценности (ср. комплекснеполноценности), страх перед будущим; все его жизненныепланы кажутся ему более неосуществимыми; сознание его сужается(ср. измененные состояния сознания) и вращается вокругсебя и своих невзгод. Страдающий Д. находит порой мучительноеудовольствие в "переживании" своих страхов и тревог, своейнеполноценности. Д. стала поистине бичом второй половины ХХ в., какневротическая (см. невроз) или даже психотическая (см. психоз) реакция на социальные стрессы - революции,мировые войны, тоталитаризм, страх потерять работу,экологический кризис и т. п. Д. может быть реакцией на потерю близкого человека, тогдаона принимает, как говорят психиатры, форму "острого горя". Носледует отличать скорбь, горе, тоску как естественную реакциюна событие (в этом смысле можно говорить об экзогенной - тоесть обусловленной внешними факторами - Д.) и подлинную -эндогенную (то есть обусловленную внутренними факторамипатологии организма) Д., которая в общем является независимойот внешних обстоятельств и есть специфическая болезненнаяреакция, где обстоятельства лишь подтверждают обострение,провоцируют заложенную в самой личности патологию.Разграничивая скорбь и Д. (меланхолию), Фрейд писал: "Скорбь, как правило, является реакцией на утрату любимогочеловека [...], меланхолия отличается глубоко болезненнымдурным настроением, потерей интереса к внешнему миру, утратойспособности любить, заторможенностью всякой продуктивности ипонижением чувства собственного достоинства, что выражается вупреках самому себе, поношениях в свой адрес и перерастает вбредовое ожидание наказания; [...] скорбь обнаруживает те жесамые черты, кроме одной-единственной: расстройство чувствасобственного достоинства в этом случае отсутствует". И далее: "Меланхолия демонстрирует нам еще кое-что,отсутствующее при скорби, - чрезвычайно пониженное чувствособственного "Я". Больной изображает свое "Я" мерзким,аморальным, он упрекает, ругает себя и ожидает изгнания инаказания [...]. Картина такого - преимущественно морального -тихого помешательства дополняется бессонницей, отказом отпищи". Фрейд интерпретирует Д. как регрессию в нарциссизм (см.психоанализ), что, например, происходит у некоторых индивидовпри отвергнутой любви. Весь комплекс чувств к утраченномуобъекту, где перемешаны любовь и ненависть, он перекладывает насвою собственную личность, хотя на самом деле все это в руслебессознательного направлено на утерянный объект. Даже в случае самоубийства на почве Д., как считает Фрейд,этот акт является как бы последним посланием (ср. теорияречевых актов) индивида покинувшему его объекту: "Я умираю,чтобы отомстить тебе". Д. в ХХ в. лечат двумя способами - психотерапевтическим имедикаментозным. Иногда психотерапия бывает успешной, но порой она длитсямесяцами и годами и не заканчивается ничем. Большое значениепри терапии и реабилитации больного Д. имеет социальнаяадекватность, возможность применения личностью ее творческихспособностей (см. терапии творческим самовыражением). В фармакологии лекарства против Д. изобретены сравнительнонедавно, после второй мировой войны. Их терапия смягчаетдушевную боль, характерную при Д., но часто вводит личность в измененное состояние сознания, деформируют ее. Вот что пишет о Д., и об антидепрессантах известныйрусский художник-авангардист и художественный критик, один изоснователей авангардной группы "Медицинская герменевтика",Павел Пепперштейн.' "Депрессия ставит человека перед лицом поломки"автобиографического аттракциона". Это порождает практику"самолечения текстом". Причем на первый план выходят записидневникового типа, "болезненная телесность" растрепаннойзаписной книжки, с расползающимися схемками, значками, цифрами.Депрессант прибегает к шизофреническим процедурам записи как ктерапевтическим упражнениям. Иначе говоря, депрессант"прививает" себе шизофрению (см. - В.Р.) как инстанцию,способную восстановить потерянный сюжет, "починить аттракцион".Этот "ремонт" не всегда происходит успешно". И далее об антидепрессантах: "Основным препаратом в коктейле, прописанном мнепсихиатром в период обострения депрессии, был Lydiamil,швейцарский препарат "тонкого психотропного действия", как былонаписано в аннотации. Я пристально наблюдал за его эффектами[...], ограничусь упоминанием об одном маленьком побочномэффектике, на который я обратил внимание [...]. Этотнезначительный эффектик я про себя назвал "синдромом Меркурия":меня преследовала иллюзия, что я ступаю не по земле, ачуть-чуть над землей, как бы по некоей тонкой пленке илиэфемерному слою прозрачного жира. Таким образомбуквализировалось "смягчение", "округление углов", "смазка" -последствия антидепрессантов, восстанавливающих "эндорфинныйлак" на поверхности воспринимаемой действительности. Иногдадепрессивный "золотой ящик", оснащенный сложной шизотехникой изастеленный внутри "периной" антидепрессантов, может показатьсямоделью рая". Лит.: Фрейд З. Скорбь и меланхолия // Фрейд З. Художник ифантазирование. - М., 1995. Пепперштейн П. Апология антидепрессантов // Художественныйжурнал. 1996. - No 9. Руднев В. Культура и психокатарсис ("Меланхолия" АльбрехтаДюрера) // Независимый психиатрический журнал, 1996. - No 3.- жанр, специфический для массовой литературы икинематографа ХХ в. Основоположники Д. - Эдгар По и УилкиКоллинз, но подлинное рождение этого жанра имело место врассказах Конан-Дойля о Шерлоке Холмсе. Почему Д. именно в ХХв. получил такое распространение? По-видимому, главный элементД. как жанра заключается в наличии в нем главного героя -сыщикадетектива (как првило, частного), который раскрывает(detects) преступление. Главное содержание Д. составляет, такимобразом, поиск истины. А именно понятие истины претерпело вначале ХХ в. ряд изменений. Истина в аналитическойфилософии не похожа на истину, как ее понималипредставители американского прагматизма или французского экзистенциализма. Соответственно в истории Д. можно выделить триразновидности. Первой хронологически был аналитическийдетектив, связанный непосредственно с гениальными умами ШерлокаХолмса, Эркюля Пуаро и мисс Марпл. Это английский Д. - егоособенностью было то, что действие могло и чаще всегопроисходило в одном месте; часто этим местом был кабинетсыщика-аналитика. Действие вообще могло быть редуцировано (ср.редукционизм логического позитивизма) к аналитическимрассуждениям о методах раскрытия преступления. Главным здесьявляется сам механизм, позволяющий раскрыть преступление.Предельным выражением был случай, когда персонажи вместе ссыщиком оказываются в ограниченном пространстве (впоезде - "Восточный экспресс" Агаты Кристи, на яхте - "Смертьпод парусом" Джона Ле Карре, в доме, окруженном снежнымзаносом, - "Чисто английское убийство" Джеймса Чейза). Тогдазадача сыщика упрощается - он выбирает преступника из конечногочисла индивидов. Англия недаром страна, в которой (в стенах Кембриджа)родился логический позитивизм. В то время как Шерлок Холмсразрабатывал свой дедуктивно-аксиоматический метод, БертранРассел и Альфред Борт Уайтхед строили систему математическойлогики. Задача у детектива-аналитика и аналитического философа,в сущности, была одна и та же - построить идеальный метод, припомощи которого можно обнаружить истину. Метод здесь важнее,чем результат. С точки зрения теории характеров (см. характерология) и логический позитивист, исыщик-аналитик представляют собой яркий образец так называемогошизотимного, или аутистического мышления (см.). Сыщик -аутист-интроверт, погруженный в свой мир благодаря своемууглубленному, но "узкому" интеллекту, во всем видящий символы,разгадывающий преступление. Как правило, этический момент вэтом субжанре Д. редуцируется - в предельном случае убийцейоказывается сам сыщик, как в романе Агаты Кристи "УбийствоРоджера Экройда" (см. экстремальный опыт). Второй хронологической (1920-е гг.) (и практически во всемпротивоположной первой) разновидностью Д. был американский"жесткий" Д. Дэшила Хэмита. Здесь все не так. Пространствоочень часто меняется. Сыщик активно вовлечен в перипетииинтриги, он часто действует с помощью пистолета или кулака,иногда его самого избивают до полусмерти. Убийцей в таком Д.может оказаться кто угодно, вплоть до ближайшего друга, как вромане Д. Хэмита "Стеклянный ключ". Поиск истины здесьпроводится отнюдь не при помощи дедуктивных аналитическихпроцедур и сама истина оказывается синонимом не справедливости,а хитрости, силы и ловкости ума. Это прагматический Д. Истина впрагматизме - это "организующая форма опыта" (формулировкарусского философа-прагматиста А. А. Богданова). Схарактерологической точки зрения это эпилептоидный Д. (см. характерология): сыщик - напряженно-агрессивный человекатлетического сложения, очень хорошо умеющий ориентироваться вконкретной обстановке. Теперь, видя, как прочно массовая культура связана снациональным типом философской рефлексии, мы не удивимся, что втретьем (и последнем) типе классического Д. - французском -господствует идеология экзистенциализма. Сыщик здесь,как правило, совпадает с жертвой, а поиск истины возможен лишьблагодаря некоему экзистенциальному выбору,личностно-нравственному перевороту. Классический авторфранцузского экзистенциального Д. - Себастиан Жапризо, а одиниз лучших романов - "Дама в очках с ружьем в автомобиле". Геройэкзистенциального Д. не блещет ни умом, ни кулаками. Его сила -в его душевной глубине и неординарности, в гибкости,позволяющей ему не только удержаться на поверхаости, выжить, нои разгадать загадку, которая кажется мистически непостижимой. С характерологической точки зрения такой герой -психастеник (см. характерология), реалистическийтревожный интроверт, вечно копающийся в прошлом, откуда ему иудается путем мучительных переживаний добыть истину. В послевоенные годы жанры перемешались. А постмодернизм (см.) дал свои образцы Д. - пародийного,разумеется: и аналитического ("Имя розы" Умберто Эко), иэкзистенциального ("Маятник Фуко" того же автора), ипрагматически-эпилептоидного ("Хазарский словарь" Милорада Павича). В современной массовой литературе и кино первое место у Д.отнял триллер. Лит.: Руднев В. Культура и детектив // Даугава. - Рига, 1988. -No 12. Руднев В. Исследование экстремального опыта //Художествевный журнал. 1995. - No 9.Дзэн-буддизм - ответвление классического индийскогобуддизма, перешедшего из Индии в Китай, а оттуда - в Японию,где он стал одной из национальных религий и философий. Д. м. особенно важно для культурного сознания ХХ в. какпрививка против истового рационализма. Дзэном всерьез увлекалсяКарл Густав Юнг (дзэн вообще связан с психоанализом своей техникой, направленной на то, чтобы разбудить бессознательное). Дзэн также связан с искусством сюрреализма, особенно с творчеством Антонена Арто.Некоторые исследователи усматривают черты, типологическисходные с Д. м., в "Логико-философском трактате" ЛюдвигаВитгенштейна, где рационализм замешан на мистике (см. атомарный факт, аналитнческая философия). В конце этого очерка мы расскажем о влиянии дзэна нахудожественную прозу американского писателя Джерома Сэлинджера. Дзэн называют "убийством ума". "Его цель, - пишет учительи популяризатор Д. м. Дайсецу Судзуки, - посредствомпроникновения в истинную природу ума так повлиять на него,чтобы он стал своим собственным господином [...]. Практикадзэна имеет целью открыть око души - и узреть основу жизни[...]. Основная идея дзэна - войти в контакт с внутреннимипроцессами нашего существа, причем сделать это самым прямымобразом, не прибегая к чему-то внешнему или неестественному[...]. Если до конца понять дзэн, ум придет в состояниеабсолютного покоя, и человек станет жить в абсолютной гармониис природой". Основой метода практики дзэна является коан -бессмысленный на первый взгляд вопрос или ответ (или и то идругое вместе). Дзэн вообще культивирует поэтику абсурда (ср. парасемантика). "- В чем суть буддизма? - спрашивает ученик. - Пока вы ее не постигнете, не поймете, - отвечаетучитель. - Ну предположим, это так, а что дальше? - Белое облако свободно парит в небесном просторе". "Один монах спросил Дзесю: "Что ты скажешь, если я приду ктебе с ничем?" Дзесю сказал: "Брось его на землю". Монахвозразил: "Я же сказал, что у меня ничего нет, что же мне тогдаостается бросить?" Дзесю ответил: "Если так, то унеси его". Можно сказать, что дзэн оперирует многозначнойлогикой (см.), где нет однозначного "да" и однозначного"нет" (так же как в восточной культуре, ориентированной набуддизм и дао, нет смерти и рождения), важно непосредственноедо- или после- вербальное проникновение в суть вещей - моментинтеллектуального и эмоционального шока. Отсюда в практикедзэна эти знаменитые бессмысленные и порой жестокие поступки -щипки за нос, удары палками по голове, отрубание пальцев. Всеэто делается для того, чтобы огорошить сознание, привести его в измененное состояние, сбить мышление с привычных рельсоврационализма с его бинарными оппозициями. Судзуки пишет: "Токусан часто выходил читать проповеди,размахивая своей длинной тростью, и говорил при этом: "Если выпроизнесете хоть слово, то получите тридцать ударов по голове;если вы будете молчать, то этих тридцати ударов вам также неизбежать". Это и было всей его проповедью. Никаких разговоров орелигии или морали, никаких абстрактных рассуждений, никакойстрогой метафизики. Наоборот. Это скорее походило на ничем неприкрытую грубость. Малодушные религиозные ханжи сочли бы этогоучителя за страшного грубияна. Но факты, если с ними обращатьсянепосредственно как с фактами, очень часто представляют собоюдовольно грубую вещь. Мы должны научиться честно смотреть им влицо, так как всякое уклонение от этого не принесет никакойпользы. Градом обрушившиеся на нас тридцать ударов должнысорвать пелену с нашего духовного взора, из кипящего кратеражизни должно извергнуться абсолютное утверждение". Но что такое абсолютное утверждение? На это Судзукиотвечает следующей притчей: "Вообразите, что кто-то взобрался на дерево и повис,зацепившись за ветку зубами, опустив руки и не касаясь ничегоногами. Прохожий задает ему вопрос относительно основныхпринципов буддизма. Если он не ответит, то это будет расцененокак грубое уклонение от ответа, а если попытается ответить, торазобьется насмерть. Как же ему выбраться из этогозатруднительного положения? Хотя это и басня, она все же нетеряет своей жизненной остроты. Ведь, на самом деле, если выоткрываете рот, пытаясь утверждать или отрицать, то всепотеряно. Дзэна тут уже больше нет. Но простое молчание тоже неявляется выходом из положения. [...] Молчание каким-то образомдолжно слиться со словом. Это возможно только тогда, когдаотрицание и утверждение объединяются в высшую формуутверждения. Достигнув этого, мы поймем дзэн". Цель дзэна - просветление, которое называют "сатори". Егоможно определить как интуитивное проникновение в природу вещейв противоположность аналитическому, или логическому, пониманиюэтой природы. Практически это означает открытие нового мира,ранее невзвествого смущенному уму, привыкшему к двойственности.Иными словами, сатори являет нам весь окружающий мир всовершенно неожиданном ракурсе. Когда одного из учителей дзэнаспросили, в чем суть просветления, он ответил: "У ведраотламывается дно". Как мы уже говорили, наибольшее влияние из западных умовдзэн оказал на Сэлинджера. Вот как он описывает просветление,постигшее юношу, героя рассказа "Голубой период ЛеДомье-Смита": "И вот тут-то оно случилось. Внезапно [...] вспыхнулогигантское солнце и полетело прямо мне в переносицу соскоростью девяноста трех миль в секунду. Ослепленный, страшноперепуганный, я уперся в стекло витрины, чтобы не упасть. Когдаослепление прошло, девушки уже не было". В рассказе "Тедди" речь идет о мальчике, получившемпросветление и узнавшем будущее, в частности время своейсмерти, которой он отнюдь не боится, хотя ему предстоитпогибнуть от руки своей маленькой сестренки при несчастномслучае. Вот как Тедди описывает свое просветление: "- Мне было шесть лет, когда я вдруг понял, что все вокруг- Бог, и тут у меня волосы дыбом встали, и все такое, - сказалТедди. - Помню, это было воскресенье. Моя сестренка, тогда ещесовсем маленькая, пила молоко, и я вдруг понял, что о н а - Боги м о л о к о - Бог, и все что она делала, это переливалаодного Бога в другого". Теория и практика дзэна подробно описывается Сэлинджером вцикле повестей о семье Гласс. Бадди Гласс, брат гениальногоСимора, покончившего с собой (см. "Хорошо ловитсярыбка-бананка"), приводит даосскую притчу о том, как мудрецувидел черного жеребца в гнедой кобыле. Сам Симор, объясняя своей жене Мюриель, что такое дзэн,рассказывает легенду о том, как учителя спросили, что самоеценное на свете, и он ответил, что самое ценное - это дохлаякошка, потому что ей цены нет. В финале повести "Выше стропила, плотники" Баддипредполагает послать Симору на свадьбу чисто дзэнский подарок: "Мой последний гость, очевидно, сам выбрался изквартиры.Только пустой стакан и сигара в оловянной пепельниценапоминали о его существовании. Я до сих пор думаю, что окурокэтой сигары надо было тогда же послать Симору - все свадебныеподарки обычно бессмысленны. Просто окурок сигары в небольшойкрасивой коробочке. Можно бы еще приложить чистый листок бумагивместо объяснения". Лит.: Судзуки Д. Основы Дзэн-буддизма. - Бишкек, 1993.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.