Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ РОМАН. 2 страница




- комедия Бернарда Шоу (1913), один из первых текстовевропейского неомифологизма, хотя еще несколько наивно иповерхностно понятого. Известно, что Шоу схватывал на летуидеи, носившиеся в воздухе. И миф о Пигмалионе - неглавное, что для нас важно в этой пьесе. О главном мы скажемниже. Начнем с мифа. В древнегреческой мифологии Пигмалион - легендарный царьКипра, который был известен тем, что чурался женщин и жилодиноко. В своем уединении Пигмалион сделал из слоновой костистатую прекрасной женщины и влюбился в нее. Он обратился смольбой к Афродите, чтобы богиня вдохнула в статую жизнь.Тронутая такой любовью, Афродита оживила статую, которая сталаженой Пигмалиона по имени Галатея и родила ему дочь. А теперь напомним сюжет комедии Шоу. Профессорфонетики Хиггинс стоял с записной книжкой на одной из улицЛондона и каждому человеку, который к нему обращался (человек сзаписной книжкой - подозрительная личность!), чрезвычайно точноговорил, из какого района Англии он родом или даже в какомрайоне Лондона живет. Случайно на этом же месте оказался полковник Пикеринг,ученый-индолог, разыскивавший Хиггинса. Хиггинс приглашаетПикеринга к себе, чтобы показать свою фонетическую аппаратуру. При разговоре присутствует цветочница Элиза Дулиттл, поповоду вульгарной речи которой Генри Хиггинс делает несколькоедких замечаний. Вначале цветочница оскорблена, но потом онасоображает, что, если чудак-ученый научит ее говорить"по-образованному", она сможет изменить свой социальный статуси стать владелицей цветочного магазина. Она приезжает кХиггинсу и требует, чтобы он давал ей уроки. Сперва профессор свозмущением отказывает - у него ведь обучаются провинциальныемиллионеры. Но поведение девушки столь эксцентрично и забавно,что Хиггинс заключает с Пикерингом пари: он берется за полгодаобучить Элизу литературному языку так, что она сможет выйтизамуж за знатного джентльмена. Вначале эксперимент удается лишь отчасти. Элизаоказывается способной. Ей делают "генеральную репетицию" наприеме у матери Хиггинса. Но Элизу забыли научить самомуглавному - речевой прагматике, то есть навыкам светскогоразговора. Заговаривая о погоде, Элиза сбивается на манерудиктора, читающего метеосводку, а потом и вовсе начинает напривычном жаргоне рассказывать истории из свой жизни "внароде", что, впрочем, сходит за "новый стиль", который кажетсяочаровательным молодому Фредди, так же как и сама Элиза. Однако девушка оказывается способной не только в планеовладения литературной речью, она преображается как личность,влюбляется в Хиггинса и пеняет ему на то, что он обращается сней как со своей игрушкой. Хиггинс с удивлением обнаруживает,что перед ним прекрасная женщина. Финал - открытый, хотя Шоу в"Послесловии" и уверяет, что Элиза вышла замуж за Фредди.Параллельно отец Элизы из мусорщика становится богачом ипереходит в средний класс - а все оттого, что Хиггинс находит унего ораторские способности. Теперь о главном. Сознательно или бессознательно, чуткийБернард Шоу показал в начале ХХ в., что человек - это то, чтоон говорит, человек - это его язык, его речевая деятельность.Такое смещение с социальных проблем на эстетические в широкомсмысле было характерно для начала ХХ в. в целом, но в пьесе Шоуслышатся явно неслучайные переклички с зарождающейся новойидеологией - аналитической философией: рядом с Лондономпреподают основатели этой новой философии Бертран Рассел иДжордж Эдвард Мур. Первоначальный вариант аналитическойфилософии - логический позитивизм (см.) все проблемысводил к проблемам языка. В частности, одной из его сверхзадачбыло построение идеального научного языка. А теперь послушаем, как Генри Хиггинс излагает налондонской улице свое социолингвистическое кредо: "Фонетика - только. Нетрудно сразу отличить по выговоруирландца или йоркширца. Но я могу с точностью до шести мильопределить место рождения любого англичанина. Если это вЛондоне, то даже с точностью до двух миль. Иногда даже можноуказать улицу. [И] Наш век - это век выскочек. Люди начинают в Кентиштауне,живя на восемьдесят фунтов в год, и кончают на Парк-лэйн ссотней тысяч годового дохода. Они хотели бы забыть проКентиштаун, но он напоминает о себе, стоит им только раскрытьрот. И вот я обучаю их". Хиггинс об Элизе: "Вы слышали ужасное произношение этойуличной девчонки? Из-за этого произношения она до конца днейсвоих обречена оставаться на дне общества. Так вот, сэр, дайтемне три месяца сроку, и я сделаю так, что эта девушка с успехомсойдет за герцогиню на любом посольском приеме". Хиггинс об отце Элизы: "Д у л и т т л (меланхолическим речитативом). Дайтемне слово сказать, хозяин, и я вам все объясню. Я могу вам всеобъяснить. Я хочу вам все объяснить. Я должен вам всеобъяснить. Х и г г и н с. Пикеринг, у этого человека природныеспособности оратора. Обратите внимание на конституцию: "Я могувам все объяснить. Я хочу вам все объяснить. Я должен вам всеобъяснить". Сентиментальная риторика. Вот она, примесь уэльскойкрови. [...] Х и г г и н с (встает и подходит к Пикерингу).Пикеринг! Если бы мы поработали над этим человеком три месяца,он мог бы выбирать между министерским креслом и кафедройпроповедника в Уэльсе". И наконец, Хиггинс своей матери об Элизе: "Если бы вызнали, как это интересно, - взять человека и, научив егоговорить иначе, чем он говорил до сих пор, сделать из негосовершенно другое, новое существо". Этот оптимизм, с которым Шоу впервые во всеуслышаниеобъявил, что человек - это его язык (при этом он предварил ещеи так называемую гипотезу лингвистическойотносительности Эдуарда Сепира и Бенджамена Ли Уорфа, всоответствии с которой реальность опосредована языком, накотором о ней говорят, а не наоборот, как думали ранее), - этотоптимизм созвучен тому оптимизму, с которым европейскаяфилософия начала ХХ в. вступала в свою новую - лингвистическую- фазу. Этот оптимизм вскоре кончился, ибо оказалось, что людям,даже говорящим на одном языке, становится все труднее и труднеедоговориться при помощи слов, и мировая война, разразившаясячерез год после премьеры "П.", была явным тому свидетельством. Логический позитивизм в 1930-е гг. исчерпал себя,идеальный язык оказался никому не нужен. Лингвистическаяфилософия повернулась лицом к живому языку (на этой стадиискорее Хиггинсу следовало обучаться "правильному" живому языкуу цветочницы, как Людвиг Витгенштейн впитал в себя речьдеревенских ребятишек (см. биография) и неслучайно послеэтого развернул свою философию на 90 градусов, призывая изучатьживую речь (во всяком случае, такова концепция одного изисследователей биографии Витгенштейна Уильяма Бартли). В 1930-е гг. философы поняли, что метафизика, выброшеннаялогическими позитивистами на помойку как ненужный хлам, нужна,и появилась новая метафизика, обращенная к человеку, -экзистенциализм. Лит.: Руднев В. Морфология реальности // Митин журнал. 1994. -No 51.(или полиметрическая композиция). Когда передстиховедением встала задача описания стихотворных размеров (см.система стиха), то иногда попадались тексты, написанныенесколькими размерами. Что с ними делать, не знали. Например, впоэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" есть основной размер- белый 3-стопный ямб: В каком году - рассчитывай, В какой земле - угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков. Но там есть и другие размеры - размеры песен и баллад,например об атамане Кудеяре: "Было четыре разбойника, / БылКудеяратаман". Это 3-стопный дактиль. Особенно остро проблема встала при описании стиха ХХ в.,например поэм Блока и Маяковского, где размеры менялисьбуквально на каждом шагу и один мог незаметно перетекать вдругой. Тогда (по-видимому, не без бессознательного влиянияпонятия "полифония" М. Бахтина (см. полифоническийроман) П. А. Руднев предложил термин П., которыйрассматривал многоразмерность одного текста в духе системностиструктурной поэтики (см.) - как один суперразмер. Еслиугодно, как нечто, похожее на верлибр (см.), которыйтоже состоит из строк, отсылающих к другим размерам. Вот, например, начало "Двенадцати" Блока, одного изтруднейших для анализа полиметрических текстов: Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер - На всем божьем свете! Отчетливо складывающийся в двух первых строках 4-стопныйхорей в четвертой строке сбивается на раешник (свободныйрифмованный стих русского лубка). В дальнейшем ритмика поэмыстроится на противопоставлении 4-стопного хорея, передающегочеканный шаг красногвардейцев, и других размеров, как правило,народного или городского фольклора, отражающих стихийное началов сюжетной и идеологической коллизии поэмы. Вот появляетсягородской романс - 4-стопный ямб: Не слышно шуму городского, Над невской башней тишина, И больше нет городового - Гуляй, ребята, без вина! А вот размер, напоминающий кольцовские эксперименты, в немотчетливо слышится ритмика блатной песни: Ужь я времячко Проведу, проведу... Ужь я темячко Почешу, почешу [...] Ужь я ножичком Полосну, полосну!.. Самым интересным в "открытии" П. оказалось то, что почтикаждое звено в многоразмерной системе текста несет свойзкспрессивносмысловой обертон. Особенно очевидным это стало прианализе блоковской драмы "Роза и крест", где у каждогоперсонажа, как показали несложные подсчеты, имеется свойметрический голос. В целом явление П. было частью характерного для начала ХХв. процесса верлибризации культуры (см.). Лит.: Руднев П. А. О стихе драмы А. Блока "Роза и крест" //Учен. зап. Тартуского ун-та, 1970. - Вып. 251. Руднев П.А. Опыт описания и семантической интерпретацииполиметрической структуры поэмы А. Блока "Двенадцать" // Тамже, 1971. - Вып. 266. Руднев В.П. Стих и культура // Тыняновский сб.: ВторыеТыняновские чтения. - Рига, 1986.Полифония (древнегр. poliрhonia - многоголосие) -музыкальный термин, обозначающий великий музыкальный стиль,господствовавший в Европе до середины ХVIII в. (до великогоклассицизма). В полифонии в отличие от гармонии (см. такжедодекафония) нет деления на мелодию и аккомпанемент, всеголоса равноправно ведут свои партии, от наложения которыхобразуется полифонический стиль - стиль мотетов, фуг иполифонических фантазий. М. М. Бахтин применил термин П. р. прежде всего ктворчеству Достоевского в книге "Проблемы творчестваДостоевского". Книга вышла в 1929 г. и практически осталасьнезамеченной. Бахтин был репрессирован (сослан в Саранск).После издания этой книги с изменениями и под названием"Проблемы поэтики Достоевского" в 1963 г. она принесла Бахтинумировую славу, сделав его одним из самых знаменитых русскихфилологов и философов советского периода. Бахтин был авангардистом в литературоведении (ср.авангардное искусство). Он придумал какое-то совершенно свое,альтернативное литературоведение (см. такжекарнавализация). Под П. р. Бахтин понимал тот факт, чтов отличие от других писателей Достоевский в своих главныхпроизведениях ведет все голоса персонажей как самостоятельныепартии. Здесь нет "мелодии и аккомпанемента" и, конечно, нетникакой "гармонии". Борьба и взаимное отражение сознаний и идейсоставляет, по Бахтину, суть поэтики Достоевского. Его герой,пишет Бахтин, "более всего думает о том, что о нем думают имогут думать другие, он стремится забежать вперед чужомусознанию, каждой чужой мысли о нем, каждой точке зрения нанего. При всех существенных моментах своих признаний онстарается предвосхитить возможное определение и оценку егодругим, угадать смысл и тон этой оценки и старается тщательносформулировать эти возможные чужие слова о нем, перебивая своюречь воображаемыми чужими репликами". Вот пример полифонического проведения идеи в романе"Преступление и наказание": Раскольников еще до начала действияромана опубликовал в газете статью с изложением теоретическихоснов своей идеи. Достоевский нигде не излагает этой статьи вмонологической форме. Мы впервые знакомимся с ее содержанием[...] в напряженном и страшном для Раскольникова диалоге сПорфирием [...). Сначала статью излагает Порфирий, и притомизлагает в нарочито утрированной и провоцирующей форме. Этовнутреннее диалогизированное изложение все время перебиваетсявопросами, обращенными к Раскольникову, и репликами этогопоследнего. Затем свою статью излагает сам Раскольников, всевремя перебиваемый провоцирующими вопросами и замечаниями[...]. В результате идея Раскольникова появляется перед нами винтериндивидуальной зоне напряженной борьбы несколькихиндивидуальных сознаний, причем теоретический статус идеинеразрывно сочетается с последними жизненными позициямиучастников диалога". При этом неотъемлемой чертой П. р. Бахтин считает то, чтоголос автора романа не имеет никаких преимуществ перед голосамиперсонажей. Особенно это заметно, когда Достоевский вводитрассказчика, принимающего участие в действии на правахвторостепенного персонажа ("хроникер" в "Бесах"). Другая особенность поэтики П. р. - герои, обрастая чужимиголосами, приобретают идеологических двойников. Так, двойникамиРаскольникова являются Свидригайлов и Лужин, двойникамиСтаврогина - Кириллов и Шатов. Наконец, Бахтин противопоставляет П. р. Достоевскогомонологическому роману Л. Н. Толстого, где автор являетсяполновластным хозяином своих персонажей, а они - егомарионетками. Не боясь преувеличения, можно сказать, что всямодернистская проза ХХ в. выросла из Толстого и Достоевского,либо беря линию одного из них (так, Джеймс полифоничен, а Прустмонологичен), либо парадоксальным образом их сочетая, как этоимеет место в творчестве Томаса Манна и Фолкнера. В "Волшебной горе" Т. Манна Ганс Касторп постояннопребывает в "интеривдивидуальной зоне" своих "герметическихпедагогов" - Сеттембрини и Нафты, Клавдии и Перекорна, Беренсаи Кроковского. Но при этом авторитарность чисто толстовскогоавторского голоса здесь тоже очевидным образом присутствует. В "Докторе Фаустусе" полифонический тон задаетфигура рассказчика Серенуса Цейтблома, который в процессенаписания биографии своего друга, гениального композитораЛеверкюна, находится с ним в отношениях напряженной полемики.Прямой отсылкой к П. р. Достоевского ("Братьям Карамазовым")является диалог Леверкюна с чертом, где герой хочет убедитьсебя в нереальности собеседника, "интериоризировать" диалог,превратить его во внутреннюю речь и тем самым лишитьистинности. Особая "редуцированная полифония" присутствует в прозеФолкнера, особенно в романе "Шум и ярость" и трилогии оСноупсах ("Деревушка", "Город", "Особняк"). "Шум и ярость"представляет собой композицию из четырех частей, каждую изкоторых ведет свой голос - трое братьев Компсонов и (последнюючасть) автор. В трилогии о Сноупсах голоса получают попеременно"простаки" Чик Малиссон и В. К. Рэтлиф и утонченный ГэвинСтивенс. При этом в обоих романах одно и то же содержаниепередается разными лицами по-разному (ср. такжесобытие). Концепция П. р. Бахтина (см. также карнавализации)философски чрезвычайно обогатила отечественное и западноелитературоведение, превратила его из скучной описательнойфактографии в увлекательную интеллектуальную языковуюигру (см.). Лит.: Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1963. Бахтии М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1976. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.

"ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ"





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 7; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.158.4.4
Генерация страницы за: 0.087 сек.