Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самопроверки. Общая оценка олигополистических структур




Резюме

Общая оценка олигополистических структур

 

Оценивая значения олигополистических структур, необходимо отметить, неизбежность их формирования как объективного процесса, вытекающего из открытой конкуренции и стремления предприятий к достижению оптимальных масштабов производства. Положительная оценка олигополистических структур связывается прежде всего с достижениями научно-технического прогресса. Небольшие конкурентные фирмы, как правило, не обладают достаточными средствами для реализации имеющихся разработок. Негативная оценка олигополий определяется следующими моментами.

Олигополия очень близка по своей структуре к монополии, а следовательно, можно ожидать таких же отрицательных последствий как и при рыночной власти монополиста. Но, если монополизированный рынок оказывается под контролем и регулируется государством, то олигополия получает возможность заключения тайных соглашений и тем самым уходит из под контроля государства и создает видимость конкуренции. В конечном счете это сказывается на снижении эффективности использования имеющихся ресурсов. В целом, когда обращается внимание на оценку эффективности олигополий, то отмечается, что последние нередко заинтересованы в сдерживании научно-технического прогресса, так как они не будут спешить внедрять появившиеся «новинки» до тех пор, пока не будет достигнута максимизация прибыли на ранее вложенный крупный капитал. Такая политика препятствует обновлению как оборудования, так и технологий. Таким образом, олигополия – это господство небольшого числа крупнейших фирм, компаний в производстве и на рынке. Олигополия может так же быть:

- билатеральной - рыночная ситуация при которой ограниченному кругу крупных продавцов противостоит ограниченное количество крупных покупателей,

- дифференцированной – при ней фирмы производят дифференцированные товары,

- естественной – отрасль с небольшим количеством фирм, достаточно крупных для эффективного производства.

 

 

К олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредотачивается от 2 до 24 продавцов. Исходя из критерия характера предлагаемой продукции, олигополии можно подразделить на ординарные и дифференцированные. Ординарная олигополия связана с производством и предложением стандартизированных продуктов. Многие стандартизированные продукты выпускаются в условиях олигополии - это сталь, цветные металлы. Дифференцированные олигополии формируются на основе выпуска многообразного ассортимента одних и тех же продуктов, в тех отраслях, в которых возможно разнообразить производство предлагаемых товаров и услуг.

Сила олигополии уменьшается под воздействием предложения продуктов предприятиями других отраслей, которые обладают приблизительно равными потребительскими свойствами с продукцией олигополистов (например, медь и алюминий как сырье для изготовления электропроводов).

Ослаблению олигополии содействует и импорт аналогичных товаров или их заменителей из других стран. Оба этих фактора могут содействовать формированию более конкурентных структур по сравнению с чисто отраслевыми рыночными структурами. Олигополия очень близка по своей структуре к монополии, а, следовательно, можно ожидать таких же отрицательных последствий как и при рыночной власти монополиста. Но, если монополизированный рынок оказывается под контролем и регулируется государством, то олигополия получает возможность заключения тайных соглашений и тем самым уходит из под контроля государства и создает видимость конкуренции.

 

 

1. В чём принципиальные отличия между «плотными» и «разряженными» олигополиями?

2. Какую роль играет ценовая конкуренция в условиях олигополии?

3. Какие закономерности приводят к возникновению олигополии?

4. Может ли быть использовано лидерство в ценах фирмой, не доминирующей на рынке?

5. Чем отличается структура олигополистического рынка от структуры рынка с монополистической конкуренцией?

6. Какие характерные черты отличают олигополию?

7. Что вы понимаете под стратегическим поведением фирмы на рынке?

8. Всегда ли дуополия ведет к соглашению между фирмами? В каких случаях такое соглашение будет устойчивым и длительным? Когда соглашение эффективно?

9. В каких случаях сотрудничество фирм на рынке выгоднее, чем их конкуренция? С точки зрения фирм? С точки зрения общества в целом? С точки зрения потребителя?

10. Какие методы ценообразования применяют олигополисты?

11. Когда картели являются стабильными или нестабильными?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.