Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Месячные чтения. ФЕВРАЛЬ




ФЕВРАЛЯ (Идеал)

Для того чтобы идти, надо знать, куда идешь. То же нужно и для того, чтобы разумно и хорошо жить. Надо знать, куда ведет жизнь и моя, и всех людей.

Совершенство свойственно Богу. Желать совершенного — свойственно человеку.

Гёте

Жизнь дана не затем, чтобы веселиться не трудясь. Нет, жизнь — это борьба и поход. Борьба добра со злом, справед­ливости с неправдой, свободы с гнетом, любви с похотями личности; жизнь — это шествие нашего «я» к осуществлению того идеала, который сияет брезжущей зарей нашему уму и нашему сердцу.

Иосиф Мадзини

Мы все знаем, что живем не так, как надо, и не так, как мы могли бы жить. Вот эту-то мысль о том, что жизнь может и должна быть лучше, надо никогда не оставлять. Но помнить об этом надо не затем только, чтобы осуждать теперешнюю жизнь, а затем, чтобы устанавливать лучшую жизнь. Надо ве­рить, что жизнь должна быть лучше, чем теперешняя, и жить так, чтобы она могла становиться лучше.

Часто люди говорят: «Человек слаб, святым не сделаешь­ся, нечего и стараться, а будем жить как все». В этих словах большая ошибка. Стараться жить хорошо надо не для того, чтобы сделаться святым, а для того, чтобы становиться луч­ше, чем был. В этом главное дело жизни всех людей. И в этом благо и каждого человека, и всего человечества.

Идеал в тебе самом. Препятствия к достижению его — в тебе же. Твое положение есть тот материал, из которого ты должен осуществить этот идеал.

Карлейль

Совершенство только тогда совершенство, когда осу­ществление его возможно только в мысли, когда оно представляется достижимым только в бесконечности и когда поэ­тому возможность приближения к нему бесконечна.

————————

Надеяться и верить, что добро, которое мы сознаем, осу­ществится и в нас, и в мире, есть главное условие возможнос­ти его осуществления. Не верить же в это и думать, что всегда мы будем такими же плохими, как теперь, и все люди будут всегда жить так же дурно, как живут теперь, есть главное пре­пятствие приближению к его осуществлению.

Самая старая коренная и огромная ошибка нашей жизни есть ошибка поклонения. Нет на земле большей святыни — святыни человека, живого носителя божества, а между тем мы видим, что то, что происходит от человека, изделия, вы­мыслы и дела человеческие, возвеличиваются выше человека, творение ставится выше творца.

Но пора увидеть и понять всем ту несомненную очевид­ность, что все усилия жизни лучших, праведных и мудрых людей, от Моисея до нашего времени, с Иисусом Христом во главе, направлены всегда на борьбу с обманами, с этими са­мыми возвеличенными выше человека человеческими вы­мыслами, на борьбу с этими идолами, чтобы показать людям это изуверство, чтобы выяснить перед людьми достойную веры истину, чтобы привести человека к сознанию источника жизни и всяких дел в самом себе, чтобы возвратить человека в волю бога и тем освободить его.

Моисей отверг вещественных идолов, но оставил обреза­ние и создал субботу, а последующие учители еврейства со­здали новых идолов: обрядности и предания старцев. Христи­анские учители отвергли и субботу, и обрезание, и обряднос­ти еврейские, но создали крещение и преломление хлеба, а потом боги посыпались как из рога изобилия: Святой Дух, Спас, Богородица, ангелы, святители и святые, угодники и чудотворцы, иконы и кресты и бесчисленные вещественные изображения и предметы; и что всего удивительнее, даже ос­татки мертвецов, эти новые египетские мумии.

И что в религии, то и в общественной жизни: дело челове­ческое ставится выше человека. Монархия, олигархия, кон­ституция, республика — меняются названия, формы, но всегда ставится нечто, чему человек должен жертвовать своей духов­ной свободой; так называемое общественное благо покупает­ся ценою личного порабощения. Всякая религия, всякая форма общественной жизни, как внешнее выражение зако­нов жизни, должны служить носителю в себе сущности жиз­ни и воплощению божества, человеку, а не порабощать его. Не унижение и отвержение достоинства разумного существа в человеке должно царствовать между людьми, а освобожде­ние и возвеличение его. Не внешняя власть, не страх страда­ния и смерти, происходящий извне, должны связывать страс­ти и злую волю человека (они и не связывают) и давать людям уверенность спокойствия (они его не дают), а сознание веч­ного закона жизни, сознание духовного единства людей, власть, исходящая свыше, власть Бога, власть разума, власть совести — та внутренняя духовная власть, которая лежит в природе человека и которая проявляется теперь лишь слабо под дружным и систематическим гнетом церкви и государст­ва; освободившись, она станет могущественною уздою всяко­го зла и природною и надежною твердынею личного и обще­ственного спокойствия и благоденствия. Эту самую внутрен­нюю силу, этот всеобщий свет разума и следует поставить человеку во главу своей собственно личной и общественной жизни. И как тает сумрак ночи перед светом восходящей зари, как невежество и суеверие, чудеса и колдовство сами собой гибнут пред светом науки, как лешие, водяные и домо­вые исчезли перед светом знания и разума, так пред лицом того же огня и света сойдут на нет все теперь такие величест­венные обманные и насильнические общественные учрежде­ния, и всякая злоба, насилие и рабство между людьми исчез­нут сами собой.

Бука




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.