Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Междисциплинарный характер андрагогики




 

Андрагогика занимает определенное место в системах человекознания и гуманитарных наук, поскольку объектом ее является человек. Андрагогические учения, теории, модели, прогнозы и рекомендации строятся только на фундаменте целостного и системного знания о человеке, которое синтезируется педагогикой, психологией, историей, социологией и другими науками о человеке.

Принципы построения андрагогики как учебной дисциплины предполагают: междисциплинарность; индивидуально-личностную ориентацию содержания курса; прогностичностъ по отношению к будущей образовательной «судьбе» слушателей.

Научная педагогика возникла в недрах философии. Первыми педагогами были философы. В трудах Платона, Аристотеля, Конфуция, Плутарха воплотились педагогические идеи и наставления. Только с XVII в. педагогическая мысль начинает опираться на данные передового педагогического опыта. Появляются педагогические трактаты в которых педагоги и философы совместно обсуждали проблемы взаимосвязи теории и практики обучения и воспитания. С начала XX в. выросло число педагогических центров, оживился обмен опытом между учеными в национальном и международном масштабе, педагогика отделилась от философии, стала самостоятельной наукой, тем не менее, мы говорим о философии как о науке – родоначальнице педагогики и такого ее ответвления как андрагогика.

Андрагогика, также, как и педагогика, познает и совершенствует способы влияния на развитие человека в нерасторжимом слиянии природного, общественного, индивидуального. Тесная взаимосвязь андрагогики с педагогикой и теорией образования взрослых легко обнаруживается при сопоставлении их предметов.

Предметом педагогики как науки является процесс обучения и воспитания как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем. В общем виде можно определить как становление человека в педагогической реальности. Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса. В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека

Специфическим предметом андрагогики является теория и методика обучения взрослых людей в контексте непрерывного образования.

Андрагогика определяется как теория обучения взрослых, определяющая цели, задачи, содержание, формы и методы обучения и научно обосновывающая деятельность обучающихся и обучающих по организации, осуществлению педагогического процесса. Можно считать, что объекты наук – педагогики и андрагогики в значительной степени идентичны.



При изучении андрагогики может быть использовано все многообразие педагогических методов работы с информацией. Полезно сопровождать процесс изучения материала осмыслением механизмов действия этих методов для себя как учащегося человека. Ведь позиция андрагога предполагает постоянное использование различных видов самоанализа, таких, как самотестирование, рефлексия, самооценка, самопроектирование, самокоррекция. Фактически человек, освоивший начала теории образования взрослых, становится «сам себе андрагогом».

Будучи тесно связанной с педагогикой, понятие «андрагогика» в то же время содержит указание на специфику обучения взрослого человека и необходимость ее специального исследования. Андрагогическое знание выполняет особую функцию, концентрируясь на проблемах, связанных с обучением в системе взаимодействия взрослых людей.

Сошлемся на основоположника андрагогики М.Ш. Ноулза, который нашел необходимым расписать отличия между андрагогической и педагогической моделями обучения. Приводим сравнительную таблицу педагогической и андрагогической моделей обучения. Анализ ее содержания дает возможность подтвердить наше положение о независимой и более того ведущей роли взрослого обучающегося.

В таблице 1 приведены обобщенные сравнительные характеристики педагогической (обучение детей) и андрагогической (обучение взрослых) моделей обучения.

 

Таблица 1 – Сравнение педагогической и андрагогической моделей обучения по М.Ш. Ноулзу

Параметры Педагогическая модель Андрагогическая модель
Самосознание обучающегося Ощущение зависимости Осознание возрастающей самоуправляемости
Опыт обучающегося Малая ценность Богатый источник обучения
Готовность обучающегося к обучению Определяется физиологическим развитием и социальным принуждением Определяется задачами по развитию личности и овладению социальными ролями
Применение полученных знаний Отсроченное, отложенное Немедленное
Ориентация в обучении На учебный предмет На решение проблемы
Психологический климат обучения Формальный, ориентированный на авторитет преподавателя, конкурентный Неформальный, основанный на взаимном уважении и совместной работе
Планирование учебного процесса Преподавателем Совместно с обучающимся
Определение потребностей обучения Преподавателем Совместно с обучающимся
Формулирование целей обучения Преподавателем Совместно с обучающимся
Построение учебного процесса Логика учебного предмета, содержательные единицы В зависимости от готовности обучающегося к обучению, проблемные единицы
Учебная деятельность Технология передачи знаний Технология поиска новых знаний на основе опыта
Оценка Преподавателем Совместное определение новых учебных потребностей, совместная оценка программ обучения

 

Являясь интегративной по своей природе, андрагогика объединяет знания о взрослом обучающемся человеке из многих областей. Так, в начале XX столетия проблематика андрагогики постепенно вводится учеными в контекст наук, изучающих человека. В первую очередь это коснулось психологии – в части, связанной с периодизацией этапов психического развития.

Таким образом, андрагогика являет собой яркий пример выражения общих тенденций развития современного научного знания. С одной стороны, это интеграция информации вокруг ключевых проблем, с другой ее специализация и дифференциация, в силу этого андрагогика органически может входить составной частью и в теорию педагогики, и в теорию образования взрослых, в систему человекознания, оставаясь вполне самостоятельной областью знания.

 

В андрагогических исследованиях широко используется следующий спектр методов:

– социологические (социологические опросы, социометрия для получения массива фактических данных о состоянии образования взрослых);

– статистические (для определения тенденций развития сферы образования взрослых);

– сравнительный анализ (для сопоставления специфики возрастных периодов, различных моделей образования взрослых и др.);

– лонгитюд (эмпирическое исследование социальных объектов, предполагающее длительное изучение одних и тех же групп, лиц, социальных институтов, связанных с проблематикой образования в течение жизни);

– мониторинг (метод, позволяющий дать качественную оценку тенденций развития образовательных явлений на основании периодически повторяющихся количественных измерений, выполняемых по единой структуре и показателям);

– биографический метод (изучение биографических материалов, мемуаров, отражающих вопросы образования в течение жизни);

– контент-анализ (качественно-количественный анализ документов, источников);

– интерпретативные (позволяющие обнаруживать смыслы и ценности, определяющие содержание и способы образования различных категорий населения).

Взрослые желают учиться, но хотят, чтобы обучение было полезным. Им необходимо видеть немедленную пользу от новых знаний или навыков, которые они приобрели. Поэтому в учебном процессе важное место занимает определения того, чему хочет научиться человек, каковы его ожидания посредством опроса, интервью.

 





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 59; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.144.39.205
Генерация страницы за: 0.09 сек.