Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика возрастных информационных запросов. Преимущества и противоречия образования во взрослом возрасте




 

Общий контекст жизнедеятельности взрослого человека, включенного в трудовые отношения и несущего социальную ответственность за собственную семью и детей, определяет его отношение к учению. В качестве позитивных тенденций отношения взрослых к образованию как фактору повышения собственной компетентности можно выделить:

– личностную и профессиональную заинтересованность в образовании, положительную мотивацию;

– сознательность, самостоятельность учебной деятельности взрослых.

Вместе с тем, некоторым взрослым свойственен прагматизм, требование конкретных знаний, имеющих практическую направленность, несущих в себе ожидаемый эффект.

Важное отличие взрослого человека – наличие у него большого объема жизненного опыта, который выступает в трех разновидностях: бытовой, профессиональной и социальной.

Потребность взрослого в обучении в определенной степени связана с основной профессиональной деятельностью, а также с выполнением других социальных ролей, поэтому он преследует конкретные, практические и реальные цели. Организуя обучение взрослых людей, необходимо представлять типичные внешние и внутренние трудности, с которыми сталкивается взрослый в современной образовательной ситуации.

Для взрослого человека обучение становится одним из способов самореализации в профессии или в жизни в целом, в связи с чем, его отличает четкость в смысловых установках и мотивации.

Высокая мотивация в обучении определяется насущной необходимостью при помощи обучения решить важную жизненную проблему.

Субъектом учебной деятельности является человек, который не только усваивает содержание учебного материала, но и соотносит его с содержанием собственного жизненного опыта. Субъект учебной деятельности проявляет самостоятельность, осознанность, способность к оценке, контролю выполняемой деятельности. Включаясь в образовательный процесс, взрослый человек стремится занять в нем активную позицию. Взрослый не склонен имитировать интерес и включенность в занятие, зачастую он стремится публично выразить свое несогласие или протест преподавателю и аудитории. Выступая в роли потребителя образовательных услуг, попросту «покупая» труд преподавателя и образовательного учреждения, взрослый заинтересован в качестве получаемого «товара» и занимает позицию требовательного и критически настроенного учащегося.

Обладая определенным опытом и субъектной позицией в образовании, современный взрослый человек способен сам оценить и выбрать способ и формы обучения, поэтому андрагогу необходима ориентация на восприятие и самовосприятие взрослого человека в ситуации его обучения. Обучение взрослых предполагает создание атмосферы партнерства, взаимопомощи и поддержки, так как не меньше, чем учебная информация, взрослому человеку бывают интересны его преподаватели и соученики.



Содержание образования в системе обучения взрослых всегда носит открытый характер за счет привнесения личностного опыта и индивидуальных информационных запросов. Взрослому человеку необходимо предоставить свободный выбор литературы, ориентировать на использование современных баз данных, отдавать предпочтение первоисточникам, поскольку взрослый способен на собственную интерпретацию первичных источников.

Таким образом, специфика возрастных информационных запросов определяется следующими факторами:

– потребность взрослого обучаемого в обосновании (смысле) получаемой информации;

– потребность взрослого обучаемого в самостоятельности;

– непременная практическая направленность получаемой взрослым в процессе обучения информации;

– специфические для взрослых стимулы и трудности участия в процессе обучения;

– опыт, приобретенный взрослыми при выполнении ими своих семейных, социальных и профессиональных обязанностей;

– обязанности семейного, социального или профессионального порядка, лежащие на взрослом, и возможные в этой связи утомляемость и отсутствие энергии;

– способность взрослого взять на себя ответственность за свое собственное обучение;

– особенности познавательных интересов взрослого обучаемого.

 





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 86; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.166.229.17
Генерация страницы за: 0.089 сек.