Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА I. РОССИЯ И МИРОВОЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС 1 страница




ЧАСТЬ I

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Под общей редакцией В.В. Галыги

Е.А. Нургазизова, Е.Н. Погодина, А.А. Хитров

 

 

 

Утверждено Ученым советом университета в качестве

учебного пособия по отечественной истории для студентов высших учебных заведений всех специальностей и направлений

 

Калининград

Издательство ФГОУ ВПО «КГТУ»

УДК 93/95 (075)

 

Отечественная история. Часть I: Учебное пособие / В.В. Галыга, Л.А. Андреева, С.В. Булгаков, А.И. Донцова, Е.А. Нургазизова, Е.Н. Погодина, А.А. Хитров; под общ. ред. В.В. Галыги. – Калининград: Изд-во ФГОУ ВПО «КГТУ», 2007, 279 с.

 

В учебном пособии изложены основные вопросы учебной программы по отечественной истории. Оно предназначено для студентов высших технических учебных заведений, изучающих отечественную историю как общеобразовательную учебную дисциплину.

Список лит. – 94 наименования.

 

Учебное пособие рекомендовано к изданию учебно-методическим советом факультета гуманитарной подготовки ФГОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет» 18 сентября 2007 г., протокол № 1.

 

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ: АРМИЧЕВА В.И., кандидат исторических наук,

зав.кафедрой гуманитарных и естественно-научных

дисциплин Калининградского филиала Московской

финансово-юридической академии.

ГРИЩЕНКО Н.А., кандидат исторических наук, зав.

кафедрой социальных наук, педагогики и права ФГОУ

ВПО «Калининградский государственный технический

университет».

 

© ФГОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет», 2007г.

© Галыга В.В., Андреева Л.А., Булгаков С.В., Донцова А.И., Нургазизова Е.А.,

Погодина Е.Н., Хитров А.А., 2007 г.

 

 

Владимир Владимирович ГАЛЫГА

Лариса Артемьевна АНДРЕЕВА

Станислав Васильевич БУЛГАКОВ

Анна Ивановна ДОНЦОВА

Елена Алексеевна НУРГАЗИЗОВА

Екатерина Николаевна ПОГОДИНА

Алексей Анатольевич ХИТРОВ

 

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Часть I

 

Редактор Е. Билко.

Подписано в печать 04.02.2008 г. Тираж 150 экз. Заказ

Формат 60х84 (1/16). Объем 17,4 печ.л.; 12,7 уч.-изд.л.

Цена договорная.

УОП ФГОУ ВПО «КГТУ». Калининград, Советский пр-кт, 1.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Предисловие (канд. ист. наук, доцент Галыга В.В.) …………………… 4

 

Тема 1. Россия и мировой исторический процесс

(канд. ист. наук, доцент Галыга В.В.) ..................................... 5

 

Тема 2. Место Средневековья во всемирно-историческом

процессе. Киевская Русь

(канд. ист. наук, доцент Галыга В.В.) …… ………………. 30

 

Тема 3. Русь между Востоком и Западом (XIII – XV вв.)

(доцент Андреева Л.А.) ……..……………………………… 52



 

Тема 4. Российское государство в XVI веке. Иван Грозный

(старший преподаватель Нургазизова Е.А.) ………………. 92

 

Тема 5. Россия и Европа в XVII веке

(канд. ист. наук, доцент Булгаков С.В.) …………………… 109

 

Тема 6. XVIII век – век модернизации и просвещения.

Начало новой эры в истории России

(канд. ист. наук, доцент Погодина Е.Н.) ……………………. 147

 

Тема 7. Российская империя в середине и второй половине

XVIII века

(канд. ист. наук, доцент Донцова А.И.) ……………………… 175

 

Тема 8. Россия в первой половине XIX века. Внешнеполитическое

могущество и внутриполитический кризис

(канд. ист. наук, доцент Донцова А.И.) ……………………… 198

 

Тема 9. Россия во второй половине XIX века

(канд. ист. наук, доцент Хитров А.А.) ……………………… 231

 

Термины и определения …………………………………………………. 262

 

Хронологическая таблица ……………………………………………….. 272

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие по отечественной истории (часть I) написано в соответствии с Го­сударственным образовательным стандартом Министерства образования и науки Российской Федерации по дисциплине «Отечественная история». Изучая данную дисциплину в высшем учебном заведении, студент должен не только закрепить знания исторических фактов, полученные ранее, но и систематизировать их, а также углубить понимание прошлого нашей страны и мира. Выпускник высшей школы должен правильно оценивать динамику общественного развития, иметь системное представление об истории российской и мировой ци­вилизации, знать и понимать значение своей роли в системе обществен­ных отношений.

Данное учебное пособие написано на основе широкого круга исто­чников и достижений отечественной и зарубежной историографии. В нем дается представление об основных закономерностях мирового исторического процесса, при этом делается основной акцент на месте Рос­сии в этом процессе. Главное внимание уделяется особенностям оте­чественной истории, логике ее развития в сравнении с историей дру­гих, прежде всего, европейских стран.

В предлагаемом пособии содержатся также материалы, раскрывающие некоторые страницы насыщенного драматическими событиями прошлого Калининградского региона, земли, на которой в настоящее время проживают и авторы – преподаватели кафедры истории ФГОУ ВПО «КГТУ», и студенты, обучающиеся в нашем вузе.

Авторский коллектив стремится воссоздать целостную картину истории России и тем самым помочь студентам лучше ориентироваться в перипетиях исторических событий, дать сведения, которые должны помочь выработать собственный подход к прошлому и настоящему нашего Отечества.

В конце каждой темы приводится перечень соответствующей литературы, даются вопросы и задания для самоконтроля. В учебном пособии также приведены основные термины и определения, дана хронология исторических событий.

План

1. История как наука. Принципы изучения истории.

2. Основные подходы к изучению исторического процесса.

3. Отечественная историография.

4. Россия в мировом человеческом сообществе. Факторы самобытности

русской истории.

 

1. История - древнейшая наука. Она появилась с изобретением письменности, когда люди начали увековечивать свое прошлое, о ко­тором раньше рассказывалось в устных преданиях, в рукописных повестях. Греческое слово «история» означает рассказ о том, что уз­нано, исследовано. Термин «история» впервые ввел в обиход великий грек Геродот (481-425 гг. до н.э.), которого Цицерон (106-43 гг. до н.э.) называл «отцом истории».

На протяжении длительного времени историю рассматривали не как науку, а относили к литературе и искусству. В греческой мифо­логии покровительницей истории считалась одна из муз, которую изображали в виде молодой женщины с одухотворенным, полным глубо­кой мысли лицом, со свитком папируса или пергамента в руке. Имя музы истории - Клио - произошло от греческого слова «прославляю». И это вполне понятно, потому что первые летописи, биографии, хро­ники были посвящены, в основном, прославлению правителей.

Представление о том, что такое история и чем она должна за­ниматься, со временем видоизменялось. Необходимо различать исто­рию как всякий процесс развития природы и общества, которые тесно связаны между собой, и историю как науку об этих процессах. Зна­менитый русский историк В.О.Ключевский (1841-1911 гг.) отмечал:

«В научном языке слово «история» употребляется в двояком смысле:

1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории как отдельной науки, специальной отрасли науч­ного знания служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах».

Таким образом, история - это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях.

Предметом изучения Отечественной истории являются закономерности политического и социально-экономического развития Российского государства и общества как части мирового процесса истории человечества. История России изучает общественно-политические процессы, деятельность различных политических сил, развитие политических систем и государственных структур. В отличие от других общественных наук, история исследует конкретные формы проявления исторических закономерностей, которые отражаются в событиях и фактах.

Содержанием истории служит исторический процесс, который раскры­вается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохрани­лись в исторических памятниках и источниках. Как пишется история? Все, что сейчас известно о прошлом, вос­создано историками на основе исторических источников, представля­ющих собой материальные остатка прошлого и его отпечатки в созна­нии людей.

Историческая наука выработала систему классификации исторических источников, которая основывается на принципе носителя информации. На наш взгляд, эта система дает наиболее полное представление о всем многообразии исторических источников, которые находятся на вооружении исторической науки. Большинство авторов выделяют шесть типов источников.

1. Письменные источники. Принято считать, что древнейшим видом письменности была пиктография, т.е. письмена-рисунки, которыми пользовались еще первобытные люди. Именно от таких рисунков и происходит иероглифическое письмо. Изобретателями первого алфавита считаются финикийцы – народ, живший на восточном побережье Средиземного моря во второй половине I тыс. до н.э. Славянская азбука была создана в IX в. на основе греческого алфавита христианскими миссионерами Кириллом и Мефодием. Первые дошедшие до нас письменные памятники на древнерусском языке относятся к XI в.

Наиболее разносторонними и полными являются именно письменные источники, которые распадаются на несколько разновидностей: повествовательные (нар­ративные) - исторические, публицистические и, в некоторой степени, беллетристические произведения современников; законодательные ак­ты, записи обычного права, судебные протоколы, документы делопро­изводства, государственная, частная переписка, периодическая пе­чать и др.

Повествовательные источники дают наиболее разносторонние сведения о прошлом, но они страдают тенденциозностью и субъекти­визмом. Более достоверно, хотя сравнительно односторонне, отражают прошлое документы законодательного и юридического характера.

2. Вещественные источники. Наибольшей достоверностью обладают вещественные источники - материальные остатки прошлого: предметы труда и обихода, построй­ки и др. Но их удельный вес сравнительно невелик в общей массе источников. Решающее значение они сохраняют при изучении дописьменных периодов истории. Ими занимается особая наука - археология.

3. Этнографические источники. К ним относят культурные, религиозные, бытовые традиции разных народов. Доставшиеся нам в наследство от предков обычаи, нормы поведения, обряды, праздники – составная часть исторической памяти человечества. Этнография – наука, изучающая происхождение, расселение, этнический состав народов мира, их культуру, быт, нравы и обычаи. Подобно тому, как архео­логи по остаткам предметов материальной культуры воссоздают карти­ну хозяйственной жизни и общественного строя далекой древности, этнографы восстанавливают по остаткам старины черты прошлого сов­ременных народов, прослеживают процессы их этнического развития. Этнографическое обследование отсталых народов помогает уточнить с помощью сравнительно-исторического метода представление о ранних ступенях развития передовых народов.

4. Устные источники. С этим типом источников сталкивался любой из нас, кто слушал воспоминания о пережитом своих родителей, бабушек, дедушек, других родственников, знакомых, людей – участников различных событий. Рассказы очевидцев могут стать очень ценным источником, основой для исторических исследований.

5. Лингвистические источники. Память о прошлом сохраняют не только люди, но и языки, на которых они говорят. В связи с этим принято выделять, как отдельный тип, лингвистические источники. Например, происхождение в славянских языках слов, которые обозначают названия растений и животных, позволяет ученым сделать вывод о местонахождении древней прародины славян. Можно точно сказать, что древние предки славянских народов жили в местах, где росли ели и березы, а буки не росли, так как их название в нашем языке имеет «чужеродное» происхождение.

6. Аудиовизуальные документы (фото-, кино- и видеодокументы, звукозапись). Они отображают значительный период новой и новейшей истории. Известно, что фотография появилась в середине XIX в., а кино – в самом конце XIX в. В ХХ в. фотография стала цветной, а кинематограф, кроме этого – звуковым. Относительно недавно появились видеозаписи. Материалы, отснятые на фото-, кино- и видеопленку, позволяют «остановить» мгновение, «оживить» невозвратно ушедшее прошлое.

Первый фонограф был изобретен в 1877 г. американцем Т.Эдисоном. С тех пор техника сохранения звука постоянно совершенствовалась. Менее чем за сто лет граммофонные пластинки сменили лазерные компакт-диски. Аудиозаписи хранят звуки минувших эпох, голоса умерших людей.

Существуют вспомогательные исторические дисциплины, которые имеют сравнительно узкий предмет исследования, изучают его де­тально и тем самым помогают более глубоко понимать исторический процесс в целом. К их числу относятся: хронология, изучающая сис­темы отсчета времени; генеалогия, изучающая происхождение и родо­словные монархов и представителей других известных фамилий; ге­ральдика - наука о гербах, определяющая авторство и датировку до­кументов по их гербовым изображениям; нумизматика - наука о моне­тной чеканке и денежном обращении, а также о медалях, жетонах, орденах и значках с их штемпелями, изображениями и др.; метроло­гия - наука о мерах длины, площади, веса, объема, употреблявшихся в прошлом, и о соответствии их современным общепринятым мерам; сфрагистика - наука о печатях с их изображениями; эпиграфика, раз­бирающаяся в надписях на зданиях, памятниках, могильных плитах, произведениях искусства и одежде; топонимика, изучающая происхо­ждение географических названий.

Наиболее значительными вспомогательными историческими дисци­плинами считаются источниковедение, которое помогает исследовате­лю расшифровать и критически осмыслить текст документа, и истори­ография, задача которой состоит в описании и анализе взглядов, идей и концепций историков и изучении закономерностей в развитии исторической науки.

Таким образом, в распоряжении историка, изучающего далекое прошлое, имеется достаточно средств, обеспечивающих успешную ра­боту над источниками и гарантирующих от искажений и грубых ошибок.

Исторические источники в своей совокупности могут дать более или менее полное представление о прошлом. Но это представление нельзя считать исчерпывающим, абсолютным. Оно, как и всякая науч­ная истина, изменяется, уточняется. Историческая наука прогресси­рует вместе с развитием общества и научного познания.

Изучение истории выполняет целый ряд социально значимых фун­кций.

Первая - познавательная, интеллектуально развивающая, сос­тоящая в самом изучении исторического пути, пройденного человече­ством, и в объективном, с позиции историзма, отражении всех явле­ний и процессов, составляющих историю стран и народов, в теоретическом обобщении фактов и событий, в выявлении главных тенденций исторического развития.

Вторая функция - практически-политическая. Историческая нау­ка, выявляя на основе теоретического осмысления фактов прошлого закономерности развития общества, способствует выработке научно обоснованного политического курса, принятию правильных, оптимальных решений политического характера, помогает избежать повторения имевшихся ранее ошибок.

Третья функция - мировоззренческая. История воссоздает документально подтверждаемую панораму знаменательных событий прошлого, рисует портреты выдающихся деятелей. Мировоззрение - взгляд на мир, общество, законы его развития - может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность - это исторические факты. История, ее фак­тологическая сторона является фундаментом, на котором зиждется наука об обществе. Чтобы выводы из истории стали научными, необ­ходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их со­вокупности. В этом случае можно получить объективную картину и обеспечить научность познания. Одним из важнейших мировоззренческих аспектов изучения курса является формирование историзма мышления, так как он приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития.

Четвертая функция – воспитательная. История обладает огромным воспитательным воздействием. Знание истории своего Отечества, своего народа, всемирной истории формирует гражданские качества, национальное достоинство, помогает осознать такие категории, как честь, долг перед обществом позволяет показать роль народа и отдельных личностей в истории, познать моральные и нрав­ственные качества человечества, их развитие, истоки национальной культуры, ее достижения.

Важнейшими принципами исторической науки являются объективность, историзм, детерминизм, альтернативность.

Принцип объективности обязывает рассматривать историческую реальность независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта. Необходимо, прежде всего, изучение объективных закономерностей, которые определяют процессы общественно-политического развития. Для этого следует опираться на факты в их истинном содержании, а также рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, изучать все факты в их совокупности как положительные, так и отрицательные.

Принцип историзма означает, что любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где, когда и почему это явление возникло, каким оно было в начале, как затем развивалось, какой путь прошло, какие оценки ему давались на том или ином этапе развития, что можно сказать о его перспективах. Этот принцип требует оценивать событие, исторический факт, личность, исходя из конкретных исторических условий того времени, когда оно произошло.

Принцип детерминизма означает рассмотрение исторических явлений в связи с другими, тоже меняющимися во времени, выявление взаимовлияния, взаимозависимости, взаимообусловленности исторических явлений.

Принцип альтернативности означает рассмотрение не одного, а всех возможных, иногда противоречивых, путей исторического развития.

Выделяются обычно следующие методы изучения истории: хронологический, хронологически-проблемный, проблемно-хронологический, метод периодизации, сравнительно-исторический, ретроспективный, статистический, метод социологических исследований. Как правило, на практике применяется несколько методов, причем часто только те или иные элементы каждого из них.

Суть хронологического метода состоит в том, что явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке. В чистом виде этот метод применяется достаточно редко, в основном при составлении хроник событий, биографий.

Хронологически-проблемный метод предусматривает изучение истории по периодам, а внутри них – по проблемам. Данный метод применяется во всех общих исследованиях.

Проблемно-хронологический метод применяется при изучении какой-либо одной стороны деятельности государства, общества, политического деятеля в ее последовательном развитии. Данный подход дает возможность лучше проследить логику развития проблемы и наиболее эффективно извлечь практический опыт.

Метод периодизации базируется на том, что и общество в целом, и любая составная его часть проходят различные стадии развития, которые отделяются друг от друга качественными рубежами. Главным в периодизации является установление четких критериев, последовательное и строгое их применение в ходе исследования. Одним из таких критериев являются радикальные изменения в социально-политической структуре общества.

Сравнительно-исторический методявляется одним из самых распространенных методов изучения. Он базируется на признании известной повторяемости исторических событий в мировой истории. Суть этого метода заключается в сравнении данных событий для установления как общих закономерностей, так и различий.

Ретроспективный метод состоит в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события.

Сущность статистического метода изучения истории заключается в исследовании важных сторон жизни и деятельности государства, количественного анализа множества однородных фактов, каждый из которых в отдельности не имеет большого значения, в то время как в совокупности они обусловливают переход количественных изменений в качественные. Этот метод требует наличие научно разработанной методики составления статистической информации.

Метод социологических исследований применяется при изучении современной действительности. Среди приемов этого метода можно выделить анкетирование, опрос, интервью и др.

В процессе изучения истории формируется историческое созна­ние, которое является одной из важнейших сторон общественного со­знания. Под историческим сознанием в науке понимается совокуп­ность представлений общества в целом и его социальных групп в от­дельности о своем прошлом и прошлом всего человечества, о связи этого прошлого с настоящим.

Целостное историческое сознание выступает в качестве одного из факторов социальной стабильности, выполняя функцию консолида­ции различных поколений, социальных групп и индивидов на основе осознания общности своей исторической судьбы. Эта функция истори­ческого сознания определяет его связь с господствующей в данном обществе идеологией. Нормативное историческое знание, отражающее «общепринятую», или официальную точку зрения на прошлое, санкцио­нируется, как правило, государственной пропагандой и выступает, поэтому составной частью господствующей в данном обществе идеоло­гии. Каждая эпоха стремится найти в прошлом своих героев, чьи по­ступки соответствуют ее духу и ценностям. Например, в советскую эпоху историческое сознание освещало революцию как высшую форму исторического прогресса, рассматривало «насилие как повивальную бабку истории». Героями эпохи социализма стали великие бунтари и пламенные революционеры. В настоящее время в историческом созна­нии все более актуализируется интерес к созидающим деяниям прош­лого, к людям, чья деятельность была направлена на укрепление го­сударства Российского и была пронизана пафосом созидания, а не разрушения.

Значение формирования исторического сознания в современных условиях очень велико. В первую очередь оно обеспечивает осознание определенной общностью людей того факта, что они составляют еди­ный народ, объединяемый общностью исторической судьбы, традиций, культуры, языка, общностью психологических черт. Национально-ис­торическое сознание является оборонным фактором, который обеспечи­вает самосохранение народа. В случае его разрушения народ остане­тся не только без прошлого, без своих исторических корней, но и без будущего.

2. Для выработки объективной картины исторического процесса ис­тория как наука должна опираться на определенную методологию, не­кие общие принципы, с помощью которых можно упорядочить накоплен­ный исследователями материал и создать аргументированные объясня­ющие модели. Историческая наука в своем генезисе выработала четы­ре основных подхода к изучению социальных явлений в их взаимосвя­зи и развитии:

- прагматический, который был впервые применен античными ис­ториками Геродотом, Фукидидом, Ксенофонтом и окончательно сформу­лирован автором первой «Всеобщей истории» Полибием. Он основывае­тся на стихийной диалектике античного мышления и базируется на трех основных принципах: повторяемости тенденций процесса цивили­зации как замкнутого цикла, который сохраняется, благодаря перехо­ду инициативы от приходящих в упадок старых центров к новым, но обогащенных культурными достижениями первых, благодаря этническому синойкизму (от греч. «слияние, оплодотворение»), и завоеваниям «варварских территорий»; усложнения структуры политической власти от простой тирании через непосредственную демократию к разумному сочетанию демократии, монархии и олигархии в государственном уст­ройстве Древнего Рима; объяснения причин явлений действием двух непересекающихся сил: воли богов и характером исторических персонажей;

-теологический, или провиденциалистский, который был обос­нован епископом г. Гиппона Августином Блаженным (354-430 гг. н.э.) в книге «О граде Божьем». В его основе лежит представление о том, что история развивается от низшего «царства язычников» к высшему «царству Христа», когда возникает вселенское справедливое государство под руководством Римской церкви. Движущей силой исто­рии является божественный замысел, или Прови- дение. Причинность в истории - это измерение меры греховности исторического деятеля перед церковью официальными историографами-монахами. Отсюда и по­вышенный интерес к личной жизни монархов, знати, духовенства;

- формационный, предложенный в относительно завершенной фор­ме в трудах К.Маркса и Ф.Энгельса и догматизированный историками-марксистами. Согласно ему, человечество в своем историческом раз­витии проходит пять основных стадий - формаций: первобытнообщин­ную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунис­тическую (социализм - первая фаза коммунистической формации). Пе­реход от одной общественно-экономической формации к другой осуще­ствляется на основе социальной революции, которая происходит в результате углубляющегося конфликта между вышедшими на новый уро­вень производительными силами общества и устаревшей системой про­изводственных отношений. Революция приводит к смене господствую­щего класса. Победивший класс проводит преобразования во всех сферах общественной жизни и тем самым создает предпосылки для формирования новой системы социально-экономических, правовых и иных общественных отношений. Образуется новая формация. Марксист­ская концепция истории огромную роль придавала классовой борьбе и революциям. Классовая борьба являлась основной движущей силой ис­тории. Марксистская концепция истории на основе определенных кри­териев дала четкую объяснительную модель исторического развития, представила историю человечества как объективный, закономерный, поступательный процесс.

В современной литературе отмечается, что теория общественно-экономических формаций, отражая уровень исторической науки XIX века, значительно устарела. Во-первых, формационный подход пред­полагает однолинейный характер исторического развития и создает определенные трудности в отражении многообразия, многовариантнос­ти исторического пути различных стран и народов. Во-вторых, отно­шения труда и капитала, описанные Марксом для характеристики буржуазного общества XIX века и имевшие, в определенном смысле, все­мирно-исторический характер, в настоящее время также не подходят для понимания процессов, происходящих в развитых индустриальных странах. В-третьих, формационный подход абсолютизирует роль конф­ликтных отношений, в том числе и насилия, в развитии историческо­го процесса. В-четвертых, данный подход содержит элементы социального утопизма. В частности, утопичной является сама коммунис­тическая идея как идея создания общества полной социальной спра­ведливости и социального равенства;

- цивилизационный подход, определенный в конце XIX в. в ра­ботах выдающегося немецкого ученого Эдуарда Мейера и доведенный до теоретического совершенства Освальдом Шпенглером, Арнольдом Тойнби и Питиримом Сорокиным.

Ключевыми принципами этого подхода являются:

- история мировой цивилизации имеет свою внутреннюю логику, согласно которой человечество развивается циклично в зависимости от развития материальной культуры, технологических открытий и на­учных представлений. Гибель мировых цивилизаций объективно обус­ловлена неспособностью отказаться от старых традиций и широким усвоением культуры другими народами;

- все цивилизации проходят сходные этапы в своем развитии: архаический, феодально-крепостнический и товарно-денежный. По ме­ре деградации культуры происходит люмпенизация населения метропо­лии, возрастает роль периферийных центров и империи распадаются. На такие периоды приходятся освободительные революции и образуют­ся национальные государства;

- причинность в истории лежит: в географическом положении государств, в близости к всемирно-историческим культурным центрам, в национальном характере и традициях населения, в субъективном, или человеческом факторе, который способен либо ускорять, либо замедлять течение процесса.

Наиболее известные разработки концепций цивилизационного под­хода представлены в работах английского историка, философа и со­циолога А.Д.Тойнби (1889-1975 гг.), в частности, в его работе «Постижение истории». История человечества, по его мнению, - со­вокупность историй отдельных локальных цивилизаций, которые про­ходят через стадии возникновения, роста, надлома, разложения и гибели. Стимулом развития цивилизаций являются проблемы, встающие перед обществом («вызов»). Это могут быть тяжелые природные усло­вия, освоение новых земель, нашествие врага, социальный гнет и т.д. Общество должно найти «ответ» на этот «вызов». Возникновение и рост цивилизаций Тойнби рассматривал как проявление сверхприро­дной космической силы, приводящей в движение косную материю. В каждой цивилизации эта сила проявляет себя через «творческое меньшинство», ведущее за собой остальных. Совершив полный круго­ворот, цивилизация сходит с исторической сцены. Взгляд Тойнби на мировую историю глубоко гуманистичен. Он отвергал попытки свести всю истории человечества к истории европейских народов как единс­твенных носителей прогресса и цивилизации. Констатируя интеллек­туальное неравенство людей, Тойнби - решительный противник расиз­ма с его утверждение превосходства одних и неполноценности дру­гих народов, каждому из которых он, в конечном итоге, отводит свою роль в судьбах по самой природе равноценных цивилизаций.





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 22; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 107.22.109.65
Генерация страницы за: 0.101 сек.