Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методики работы с бизнес-структурами




ТЕМА 7

 

Рассматривая различные возможности привлечения ресурсов для реализации общественных инициатив, в разное время и в разных обстоятельствах одни источники кажутся общественным организациям более доступными и перспективными, а другие — недостижимыми.

Так 10 лет назад привлечение ресурсов от местного бизнеса казалось НКО несбыточной мечтой, однако уже 5 лет назад можно было говорить о значительном прорыве в этом направлении, хотя интерес к сотрудничеству с НКО проявляли лишь отдельные компании, большей частью крупные. В настоящее время можно говорить о существовании реальной практики сотрудничества НКО и бизнеса в решении различных социальных проблем, хотя, как и несколько лет назад, далеко не все возможные формы и методы сотрудничества находят реальное применение.

В то же время пока еще нельзя с уверенностью утверждать, что взаимодействие коммерческих и некоммерческих организаций развивается стабильно и поступательно. До сих пор успешные примеры сотрудничества НКО и бизнеса лишь подтверждают эффективность и перспективность такого взаимодействия, однако о системном подходе в этом вопросе можно говорить только применительно к отдельным альянсам.

Для того, чтобы это сотрудничество развивалось и приносило ощутимый результат в масштабах отдельно взятого региона или страны в целом, обеим сторонам предстоит изрядно потрудиться. И в первую очередь — самим общественным организациям.

Для начала необходимо раз и навсегда избавиться от заблуждения, что коммерческие компании должны помогать НКО. Вовсе нет. Могут, если захотят. И не стоит размахивать понятием «социальная ответственность бизнеса» как красным флагом — в соответствии с нормами законодательства, в это понятие входит весьма ограниченный набор позиций — уплата налогов, обеспечение качества производимых товаров и услуг, выполнение обязательств перед работниками (зарплата, соцпакет) и партнерами, а также обязательств по обеспечению сохранности окружающей среды. Все остальное — добровольные и дополнительные обязательства, которые берет на себя бизнес-организация. А вот создание условий, в которых она действительно возьмет на себя эти обязательства, и разработка способов реализации этих обязательств на пользу обществу и самому бизнесу — это уже задача НКО.

Для развития этой самой социальной ответственности бизнеса есть все предпосылки. Сама история российского предпринимательства неразрывно связана с развитием благотворительности как одной из форм социальной ответственности бизнеса. Феномен русской благотворительности обусловлен национальной ментальностью и ее проявлением в отношениях с практикой предпринимательства; самой историей русской коммерции; спецификой отношений между трудом и капиталом, а также между капиталом и государством; национальным типом корпоративности русского предпринимательства; его способностью реагировать на социальные и духовные запросы общества, на политические процессы, происходящие в нем.



В дореволюционной России присутствовали два основных мотива социально ответственного поведения — нормы православной религии и морали, и возможность заслужить высокую общественную оценку, улучшить свой социальный статус (орден, полученный за благотворительную деятельность, позволял купцу получить дворянство и изменить свой социальный статус). Основными формами проявления социальной ответственности были благотворительность и меценатство. Забота о работниках, местных сообществах практиковались отдельными передовыми промышленниками-фабрикантами, но не получили широкого распространения. Важность заботы об окружающей среде еще практически не осознавалась, что было связано со значительными запасами природных богатств и неограниченными просторами России.

Если на Западе развитие социальной ответственности шло через организацию общественных союзов, неформальных объединений предпринимателей, то в России социальная ответственность связана с фамилиями русских предпринимателей — Морозовы, Блиновы, Рукавишниковы, Горбуновы и другие жертвовали деньги по велению души или из религиозных побуждений.

Сегодня многообразие форм собственности и типов хозяйства, их подвижность и гибкость делают компании способной к быстрым и эффективным преобразованиям. Они должны сочетаться с растущим участием работников в управлении предприятием и распределении прибыли, с коллективными способами трудовой мотивации в рамках новых форм организации, с различными формами сотрудничества с предпринимателями, владельцами предприятий, администрацией, властными структурами, потребителями, местными сообществами, различными общественными институтами.

В настоящее время, интеграция концепции КСО (корпоративной социальной ответственности) в стратегии корпоративного развития становится характерной чертой успешных компаний с мировым именем, социально ответственная компания привлекает к себе доверие общества, инвесторов и акционеров, повышая конкурентоспособность бизнеса.

КСО — это отвечающая специфике и уровню развития корпорации, регулярно пересматриваемая и динамично изменяющаяся совокупность обязательств, добровольно и согласованно вырабатываемых с участием ключевых заинтересованных сторон, принимаемых руководством компании с учетом мнений персонала и акционеров, выполняемых в основном за счет средств корпорации и нацеленных на реализацию значимых внутренних и внешних соци­альных программ, результаты которых содействуют развитию компании (рост объемов производства, повышение качества продукции и услуг, др.), улучшению ее репутации и имиджа, становлению корпоративной идентичности, развитию корпоративных брендов, а также расширению конструктивных партнерских связей с государством, деловыми партнерами, местными сообществами и гражданскими организациями.

Социальная ответственность предполагает некий добровольный отклик на то, что лежит вне требований, определяемых законом или регулирующими органами, или же сверх этих требований. Это добровольная обязанность бизнесменов проводить такую политику, принимать такие решения и следовать таким направлениям деятельности, которые желательны с точки зрения целей и ценностей общества.

Присутствие принципов социальной ответственности в общей концепции развития корпорации — верный признак того, что она может стать партнером НКО в реализации тех или иных социальных программ. Здесь важно уметь совместить интересы — общества, самой корпорации и той общественной организации, которая взялась «окучивать» данный бизнес.

Чтобы усилия по привлечению денег бизнеса на общественные нужды увенчались успехом, необходимо хорошо изучить своего потенциального партнера, его собственные потребности, направления развития, имеющуюся практику участия в социальных процессах.

Однако, изучая отношение российских предпринимателей к участию в социальных проектах НКО в качестве инвестора, следует с сожалением признать, что очевидные преимущества «социализации» собственного бизнеса пока очевидны лишь для меньшинства.

Практика показывает (материалы семинара «Фандрайзинг для развития», авторы Андрей Вербицкий при участии Юлии Аксеновой и Павла Гамольского): представители значительного числа российских фирм заявляют, что их пожертвование — чисто милосердный акт, что в Писании говорится «помоги ближнему», «просящему дай» и «не труби громко перед собой».

Однако подобный подход, напоминающий раздачу милостыни в особо крупных размерах, (тем более осуществляемый в отсутствии четкой благотворительной политики фирмы — а едва ли у каждой пятидесятой российской фирмы есть что-то напоминающее благотворительную политику!) чреват проблемами.

Во-первых, зачастую сильнее и громче просят о помощи не те, кому это жизненно необходимо, а те, которые посмелее и посмелее.

Во-вторых, оказать непосредственную помощь возможно единицам, в то время как сотни и тысячи не менее нуждающихся останутся наедине со своими страданиями и нуждами.

В-третьих, отказ в помощи кому-либо (даже вызванный элементарным отсутствием средств на эти цели) будет восприниматься с обидой.

А в-четвертых, по нашему мнению, вряд ли стоит смешивать понятия личного милосердия и благотворительности фирмы. Позиция руководителя фирмы, какие бы вопросы он ни решал, должна быть позицией не «сердобольного человека», а радетеля успехов фирмы, благополучия ее сотрудников. Каждый его шаг, каждое действие, расход каждого рубля (тем более что это деньги акционеров и сотрудников) должны приводить к одному — к укреплению позиций фирмы, удовлетворению ее интересов. НКО на такого рода филантропию бизнеса трудно влиять с деловой точки зрения, если в их предложении нет деловых интересов, есть лишь душевные порывы.

Ряд предпринимателей рассматривает благотворительность фирмы как уплату «необязательных налогов». Они расценивают свои пожертвования как плату за то, что они занимаются бизнесом: общественное мнение может сделать отказ от благотворительности более дорогим «удовольствием» для фирмы, чем участие в ней. Подобная форма участия фирм в жизни общества наблюдается при перечислении ими денег во внебюджетные фонды (социальные, на празднование годовщины Победы и т.д.) по «просьбе» представителей власти. Для НКО доступы к этим деньгам могут быть следующие: участие в попечительских советах таких фондов или «вышибание» денег с помощью администрации (но этот путь - тупиковый, так как на эту НКО фирма будет смотреть как на врага).

Некоторые бизнесмены расценивают свои пожертвования как деловые издержки. Пожертвования такого типа направлены на налаживание общественных связей, обеспечение паблисити, рекламы. Здесь есть большой простор для НКО с точки зрения налаживания делового партнерства с бизнесом.

И здесь мы вновь приходим к выводу, что наиболее продуктивным и прогрессивным (хотя и очень редким для фирм в России) является понимание благотворительности как деятельности инвестиционной, направленной в будущее. Подобные пожертвования, являющиеся результатом тщательного анализа и кропотливого выбора, способны удовлетворить долгосрочные интересы как фирмы, так и общества.

Благотворительность, осуществляемая с таких позиций, не зализывает раны общества, а решает его проблемы. Поэтому задача НКО — просвещать бизнесменов, предлагать проекты, которые могли бы стать привлекательными для бизнеса с точки зрения инвестирования.

 





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 55; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.81.119.123
Генерация страницы за: 0.038 сек.