Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От обмена и выигрыш от специализации 1 страница




Деление валового выигрыша от торговли проиллюстрируем с помощью графической модели (рис. 3.18).

Равновесие в условиях автаркии достигается в точке R, где экономика достигает кривой социального безразличия 1. В условиях свободной

торговли по относительным ценам, показанным абсолютным наклоном границы возможностей потребления ST, экономика производит объемы продукции, соответствующие точке Q, а потребляет объемы продукции, соответствующие точке N, достигая при этом кривой социального безразличия 3. Валовый выигрыш от торговли иллюстрируется движением от точки R до точки N.

Его можно разложить на две составляющие:

1) движение от R к Е, что соответствует участию страны в международной торговле по мировым ценам, но без специализации, связанной с изменением структуры производства1;

2) движение от Е до N, соответствующее расширению объемов выпуска одежды в связи со специализацией (движение точки производства от R к Q).

Если мы будем иметь дело с отсталой экономикой, которая не может изменить автаркическое состояние равновесия, граница ее производственных возможностей будет задаваться прямоугольником OGRH. В условиях свободной внешней торговли эта отсталая страна продолжала бы производить объемы производства, соответствующие точке R (таким образом, выигрыш от специализации будет нулевым), но переместила бы свое потребление в точку Е. Движение от R к Е обеспечило бы стране определенный выигрыш от обмена.

 

1 Представим, что речь идет о развивающейся стране, которая не может изменить структуру своего производства.

 

3.5.4. Баланс в условиях торговли

Рассмотрим две страны, например Соединенные Штаты Америки и Великобританию. Каждая страна производит два товара: продовольствие и одежду, при условии увеличивающихся альтернативных издержек. Баланс в условиях автаркии устанавливается, как мы выяснили выше, путем взаимодействия между предельным уровнем трансформации (предложением) и предельной нормой замещения (спросом). Соответствующие графические модели представлены на рис. 3.19.

В условиях автаркии США производят и потребляют объемы продукции, соответствующие точке Е, в которой кривая производственных возможностей MN касается кривой социального безразличия (7).

Относительная цена в США на продовольствие до начала торговли, определяемая абсолютным наклоном в точке Е кривой MN к оси абсцисс, равна 0,25.

Великобритания в условиях автаркии производит и потребляет объемы продукции, соответствующие точке Е'. Относительная цена продовольствия в Великобритании в условиях отсутствия внешней торговли равна 3,5.

Таким образом, на момент начала международной торговли продовольствие в США является более дешевым нежели в Великобритании.

С началом торговли производство в США сдвигается от точки Е к точке Q, а потребление - к точке S. Объем американского экспорта составляет VQ единиц продовольствия, а объем импорта - VS единиц одежды. США получают от международной торговли существенный экономический выигрыш, так как точка S, соответствующая объемам потребления продукции в США в условиях внешней торговли, находится на более высокой кривой безразличия, чем точка Е.

Рис. 3.19. Специализация, основанная на сравнительном преимуществе:

а - США; б - Великобритания

Великобритания с началом торговли с США также сдвигает объемы производства из точки Е' в точку Q, а потребления - из Е' в S'. Следовательно, благосостояние Великобритании также улучшается.

Торговые треугольники SVQ и Q'V'S' идентичны.

Сразу отметим, что модель, представленная на рис. 3.19, иллюстрирует лишь заключительный шаг (этап) процесса международной специализации в соответствии с принципом теории сравнительных преимуществ. В реальной же действительности относительная цена равновесия, балансирующая торговлю между странами, определяется методом проб и ошибок в ходе протяженного во времени процесса, который

продолжается до тех пор, пока не будут выполнены следующие два условия:

1) альтернативные издержки производства одноименного товара в обеих странах одинаковы (в нашем случае для продовольствия они равны 1,0);

2) торговля сбалансирована, т. е. каждая страна желает экспортировать то, что другая страна может импортировать (в рассматриваемом примере VS = V'Q' и VQ = V'S').

Подведем краткие итоги вышесказанному.

Условия равновесия торговли лежат между автаркическими ценовыми соотношениями в США и Великобритании.

В условиях равновесия торговли объем мирового предложения равен объему мирового спроса на обоих рынках (продовольствия и одежды).

Специализация и свободная торговля позволяют обеим странам получить определенные экономические выгоды, в частности улучшить благосостояние своих наций.

Страны осуществляют в условиях свободной торговли и внешнеторгового равновесия частичную специализацию, продолжая производить оба товара.

 

 

3.5.5. Модель общего равновесия международной

торговли

Рассмотренный подход к определению внешнеторгового баланса, к сожалению, не может претендовать на роль общего метода определения международного равновесия, так как рассмотренная выше модель может быть построена только с помощью метода проб и ошибок.

Последующее развитие теории общего равновесия пошло по пути построения кривой предложения экспортного товара с учетом спроса на соответствующее количество импортного товара, получаемого по каналам международного торгового обмена1.

Каждая точка, расположенная на такой кривой предложения, характеризуется двумя координатами (параметрами):

количеством одного товара, которое страна желает экспортировать при данных условиях торговли;

количеством другого товара, которое страна имеет своей целью импортировать при текущих условиях торговли.

Очевидно, что экспорт товара одной страной будет равен импорту данного товара другой только в равновесном состоянии. Чтобы уяснить, как строится кривая (функция) предложения страны, вернемся к рис. 3.19 и обратим внимание на то, что при условиях торговли, представленных графически линией DH, США производят и потребляют объемы продукции, соответствующие точкам Q и S.

Рис. 3.20. Предложение отдельной страны в модели общего равновесия:

а - производство и потребление США; б - экспорт и импорт США

Следовательно, первая точка на искомой кривой предложения США будет определяться координатами (величинами): VQ на оси экспорта (продовольствия) и VS на оси импорта (одежды).

Для определения других точек кривой предложения США при других условиях торговли необходимо повторить описанную выше процедуру: изобразить графически другие линии условий торговли, построить соответствующие новым точкам касания торговые треугольники, определить в каждом конкретном случае объем экспорта и объем импорта, а затем нанести на график предложения точку с соответствующими ей координатами экспорта и импорта. Соединяя все полученные точки непрерывной линией, как это представлено на рис. 3.20, получим функцию предложения США, учитывающую как собственно

предложение (экспорт) страны, так и соответствующий ему спрос (импорт).

Напомним, что в рассматриваемых ниже графических моделях экономика США имеет сравнительное преимущество в производстве продовольствия, а британская - в одежде. Рис. 3.20, а подобен рис. 3.19, а: он иллюстрирует производство и потребление в США с учетом экспорта и импорта, которые определяются по соответствующим торговым треугольникам. Рис. 3.20, б иллюстрирует равновесие для каждого конкретного случая условий торговли американского объема экспорта (продовольствие) и объема американского импорта (одежда). Например, по автаркической относительной цене продовольствия (р = 0,25) США производят и потребляют объемы продукции, соответствующие точке равновесия Е. Экспортное предложение США по такой цене будет, очевидно, нулевым, и на рис. 3.20, б оно представлено точкой в начале координат.

При увеличении относительной цены равновесия до р = 1,0 США сдвигают объемы производства в точку Q, а потребление в этом случае характеризуется координатами точки S. Объемы экспорта продовольствия и импорта одежды соответствуют при этом катетам торгового треугольника SVQ. Заметим, что треугольник S'J'O' на рис. 3.20, б идентичен торговому треугольнику SVQ на рис. 3.20, а; он является зеркальным отражением SVQ.

Аналогично при условиях торговли, равных р - 2,0, США производят товары в объемах, соответствующих точке R, а потребляют в объемах, соответствующих точке К, которой обозначено на рис. 3.20, б также предложение США, обусловленное условиями торговли ТОТ3 (р = 2,0).

Рис. 3.21 является аналогичным рис. 3.20 и иллюстрирует кривую предложения Великобритании - страны, имеющей сравнительное преимущество в одежде. Автаркическое равновесие в Великобритании имеет место в точке Е, в которой относительная цена продовольствия р - 6,0. В этих условиях британское предложение является нулевым. При р = 3,0 Великобритания производит объемы продукции, соответствующие точке Q, а потребляет - точке S. Ее предложение в этом случае, определяемое катетами торгового треугольника QVS, отмечено на графике (рис. 3.21, б) точкой S'. Торговый треугольник QVS идентичен треугольнику S'J'O'.

При условиях торговли р = 2,0 Великобритания увеличит объем производства одежды и ее экономика перейдет в положение, характеризуемое точкой R, с потреблением, соответствующим точке К (рис. 3.21, а). Соответствующее британское предложение (рис. 3.21, б) будет определено точкой К'.

Рис. 3.21. Предложение страны-партнера в торговле:

а - производство и потребление Великобритании; б - экспорт и импорт Великобритании

Соединив точки О', S' и К' на рис. 3.21, б непрерывной линией, получим кривую предложения Великобритании в международной торговле.

Рассмотренные кривые предложения, представляющие по своей сути комбинацию кривых спроса (импорта) и предложения (экспорта), всегда выпуклы относительно оси импорта, что свидетельствует о наличии у торгующих стран сравнительных преимуществ по экспортируемым товарам (в США - продовольствие, в Великобритании - одежда).

Международное равновесие. Для обеспечения общего равновесия экспорт продовольствия из США должен быть равен импорту продовольствия Великобритании, и импорт в США одежды должен быть равен английскому экспорту этого товара.

В общем случае международное равновесие обеспечивается такими условиями торговли, при которых мировая торговля сбалансирована, и мировое предложение в точности равняется мировому спросу на всяком и каждом рынке. Все производители продают все, что они желают продавать, а все потребители покупают все, что они желают купить. Все удовлетворены и не имеют никакого стимула изменить свое поведение.

Воспользуемся рассмотренными кривыми предложения и установим с их помощью общий подход к определению общих условий равновесия. Совершенно очевидно, что международное равновесие будет иметь место в точке пересечения кривых предложения торгующих стран (США и Великобритании). Только при условиях торговли, соответствующих этому пересечению, будут полностью сбалансированы торговые потоки двух стран.

Проиллюстрируем это графической моделью, представленной на рис. 3.22, которая объединяет кривые предложения США и Великобритании, рассмотренные соответственно на рис. 3.20 и 3.21.

Рис. 3.22. Модель международного равновесия

Кривые предложения США и Великобритании, совмещенные на одном графике, определяют все основные параметры международной торговли. Угол наклона ТОТ3 = ТОТ'3 представляет собой относительную цену, по которой осуществляется торговля между ними, отрезок OL - точное количество продовольствия, экспортированного США и импортированного Великобританией, отрезок OL' - точное количество одежды, экспортированной Великобританией и импортированное США. Точка пересечения кривых (К' = К) определяет точную относительную цену, по которой данное количество продовольствия будет обмениваться на данное количество одежды (p = 2).

При этом точка К (К') - единственная точка, в которой желательный объем импорта каждой страны в точности соответствует желательному объему экспорта другой страны. Например, в условиях торговли р = 1,0 (ТОТ2) предложение США намного меньше, чем его желаемый объем импорта со стороны Великобритании. В этом случае будет иметь место избыточный спрос на продовольствие, определяющий давление на цену продовольствия в сторону ее повышения. В то же

время будет иметь место избыточное предложение одежды со стороны Великобритании, обусловливая давление на цену одежды в сторону ее понижения.

В результате относительная цена продовольствия будет повышаться, пока не будет достигнуто состояние международного равновесия.

Рассмотренная нами модель международной торговли позволяет изучать все основные параметры международного обмена товарами и услугами и связанные с ним параметры национальной экономики. Она показывает условия производства (предложения) и предпочтения потребителей (спроса), а также объемы производства и потребления и относительные товарные цены в условиях отсутствия торговли, как и относительное преимущество каждой из стран. В условиях торговли модель показывает уровень специализации стран на производстве каждого товара, физический объем торговли, условия торговли, выигрыш от торговли и его распределение между странами. Общее международное равновесие достигается в случае одновременного уравновешивания спроса и предложения на товар как во внутренней, так и в международной торговле, т. е. на внутреннем и мировом рынках.

 

1 Показатель, синтезирующий спрос и предложение и показывающий, какое количество импортного товара требуется стране, чтобы побудить ее продавать соответствующие количества другого товара, в экономической литературе называют иногда взаимным спросом.

 

3.5.6. Общий подход

к определению условий торговли страны

В рассмотренных выше моделях условия торговли определялись нами на основе категории альтернативных издержек производства товаров. Например, под относительной ценой продовольствия (или условиями торговли) для США мы понимали число единиц одежды, которые обмениваются на одну единицу продовольствия. Эти условия торговли часто называют товарными условиями торговли, или чистыми бартерными условиями торговли.

Такой способ расчета эквивалентен расчету условий торговли как отношения цены за единицу продовольствия к цене за единицу одежды1.

Таким образом, условия торговли конкретной страны могут быть рассчитаны через соотношение экспортных и импортных цен на определенный товар, если интерес представляет только данный товар, или через соотношение индекса экспортных и индекса импортных цен в целом, если анализируется торговля всеми товарами (и услугами):

 

TOT = Индекс экспортных цен · 100
Индекс импортных цен

 

Растущий показатель условий торговли (ТОТ > 100) означает, что при росте совокупной цены экспорта страны по сравнению с совокупной ценой импорта на каждую единицу экспортируемого товара становится возможным приобрести все большее количество импортных товаров. При этом считается, что благосостояние страны в этом случае растет; если же ТОТ < 100, то оно ухудшается. Однако такой вывод справедлив лишь при определенных условиях, в частности, когда "ухудшение" условий торговли в данной стране обусловливается результатами изменений у зарубежных партнеров, то есть экзогенными факторами.

Если же речь идет о действии внутренних (эндогенных) факторов, необходим более глубокий анализ последствий изменения под их влиянием условий торговли. Например, в стране в результате использования суперэффективной технологии резко возросли объемы производства некоторого экспортируемого товара при существенном снижении цены на него. Условия торговли при этом для данной страны ухудшатся, откуда вовсе не следует, что страна что-то потеряет или торговля для нее станет менее выгодной. Страна может получать при этом выигрыш как от роста эффективности производства, так и от увеличения объема экспорта товара по более низкой цене. Таким образом, условия торговли дают важную информацию для оценки изменений в благосостоянии нации, но использовать ее следует только наряду с другими данными - об объемах торговли и о причинах изменения цен.

 

1 Обозначим: Qx - количество продовольствия; Qy - количество одежды; Рх - цена за единицу продовольствия; Ру - цена за единицу одежды; М - располагаемый объем средств. Тогда: Qx= М/РХ и Qy= М/Ру, а условия торговли у/х = Px/Py.

 

3.6.2. Теория жизненного цикла товара

В середине 60-х годов американский экономист Р. Верной выдвинул теорию жизненного цикла продукта, в которой пытался объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе специфики этапов их жизни, т. е. периода времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.

Теория жизненного цикла товара исходит из того, что некоторые страны специализируются на производстве и экспорте технологически новых товаров, тогда как другие - на производстве уже известных товаров. Наиболее развитые страны, обладающие большими объемами капитала и квалифицированной рабочей силой, в состоянии инвестировать большие средства в технологические нововведения, производить на их основе новую продукцию, получая таким образом

постоянное (динамическое) сравнительное преимущество перед другими странами.

В соответствии с данной теорией товар проходит пять стадий жизни в международной торговле.

1. Первая стадия называется стадией нового продукта. Новый продукт производится и потребляется в возрастающих масштабах только в той стране, где он был разработан. Обычно производство начинается с небольших масштабов и полностью ориентировано на внутренний рынок.

2. Вторая стадия называется стадией роста продукта. Товар совершенствуется, растут его продажи на внутреннем рынке, и начинается его экспорт за рубеж. Иностранной конкуренции пока нет, и страна имеет временную монополию в производстве и торговле данным товаром.

3. Третья стадия называется стадией зрелости товара. Технология товара отработана уже настолько, что становится неразумным его дальнейшее производство в самой стране, которая его разработала, с помощью ее рабочей силы. Куда эффективнее оказывается перенести часть уже стандартизированного производства в другие страны, где стоимость рабочей силы значительно ниже. Другие страны начинают производить данный продукт по лицензии для своего внутреннего рынка.

4. Четвертая стадия называется стадией падения производства товара. Используя более дешевую рабочую силу, имитирующая страна (страны) начинает не только поставлять товар на свой внутренний рынок, но и продавать его на рынке страны, разработавшей товар, вытесняя с него местных производителей. Конкуренция технологий переходит в плоскость ценовой конкуренции. Внутреннее производство в стране, разработавшей товар, быстро падает, и экспорт прекращается.

5. Пятая стадия называется стадией прекращения внутреннего товара. На ней имитирующая страна настолько опережает страну - разработчика товара, что последняя в итоге вынуждена вообще прекратить его внутреннее производство и насыщать внутренний рынок только за счет импорта из-за рубежа. Страна-разработчик в это время создает новый товар, который пока неизвестен зарубежным странам.

История научно-технической революции второй половины XX в. дает многочисленные подтверждения модели жизненного цикла товара.

Классическим примером прохождения товара через подобные этапы может быть история развития электроники. В течение первых лет

после Второй мировой войны производители США доминировали на мировом рынке радиоаппаратуры, действовавшей на вакуумных трубках. Япония, используя дешевую рабочую силу, оказалась в состоянии обеспечить производство более дешевых и не уступающих по качеству радиоприемников и других электронных приборов на вакуумных лампах. В свою очередь, США наладили производство транзисторных электронных приборов. Через несколько лет Япония догнала США и в этой области производства, захватив затем значительную часть международного рынка электронной продукции. Следующий "виток" жизненного цикла этого товара был связан с разработкой и производством в США интегральных схем.

 

3.6.3. Теория внешнеторговой

деятельности фирм

В данной теории в качестве объекта анализа выступает не отдельная страна, а международная фирма. Объективной основой такого подхода является общепризнанный экономической наукой факт: значительная часть внешнеторговых операций фактически представляет собой внутрифирменный обмен: на внутрифирменные связи в настоящее время приходится около 70% всей мировой торговли товарами и услугами, 80-90% продаваемых лицензий и патентов, 40% экспорта капитала.

Внутрифирменная торговля базируется на обмене полуфабрикатами и запасными частями, используемыми при сборке изделия, предназначенного для реализации на мировом рынке. При этом внешнеторговая статистика свидетельствует о том, что внешняя торговля быстро расширяется между странами, где находятся крупнейшие транснациональные корпорации.

 

3.6.4. Теория конкурентных

преимуществ страны

Попытку совместить на качественно новой основе теорию факторов производства и теорию внешнеторговой деятельности фирм предпринял американский экономист Майкл Портер1. В конце 80-х годов он провел масштабное исследование около 100 отраслей в десяти крупнейших промышленно развитых странах, на которые приходилось

более 50% мирового экспорта. В результате М. Портер разработал оригинальную теорию конкурентных преимуществ страны. Центральное место в его концепции занимает идея о взаимосвязи четырех главных параметров экономики, формирующих конкурентную макросреду, в которой действуют фирмы этой страны.

По мнению М. Портера, основными параметрами, определяющими развитие современной международной торговли, являются:

1) факторные условия;

2) условия (параметры) спроса;

3) близкие и обслуживающие отрасли;

4) стратегия фирмы и конкуренция.

Факторные условия. Рассматривая факторы производства с точки зрения их влияния на конкурентные преимущества страны, М. Портер наряду с традиционными факторами (труд, земля, капитал, предпринимательская способность) выделяет и такие факторы, как информационная обеспеченность научной, технической, а также рыночной структур, состояние транспортной системы, системы здравоохранения, системы связи и даже обеспеченность населения жилым фондом.

Признавая значимость факторных условий, число которых у М. Портера весьма значительно, он, в отличие от создателей неоклассической теории международной торговли, считает, что эти факторы в своем большинстве страной не наследуются, а создаются в процессе развития (расширения) производства. Например, нехватка такого фактора, как земля, стала основой для разработки в Японии компактных технологических процессов, востребованных впоследствии на мировом рынке.

Конкурентные преимущества, по мнению М. Портера, в конечном счете являются результатом эффективного сочетания и использования обстоятельств, имеющих место в стране, и стратегии, которая избрана конкретной фирмой. Условия той или иной страны могут создать обстановку, в которой фирмы могут достичь конкурентных преимуществ в международном плане, но дело самой фирмы - воспользоваться или не воспользоваться этой возможностью.

Условия (параметры) спроса - это, в первую очередь, емкость спроса, динамика его развития, дифференциация спроса на виды продукта, требовательность покупателей к качеству товаров и услуг. Именно на внутреннем рынке в условиях развитого спроса должны получить апробацию новые изделия до выхода их на мировой рынок. Например, японцы, проживающие в небольших по габаритам жилищах, ориентировались на потребление дешевых энергосберегающих кондиционеров,

которые стала выпускать японская промышленность. Впоследствии такие кондиционеры широко использовались во всем мире, что обеспечило их широкий экспорт японскими компаниями.

Близкие и обслуживающие отрасли. Наличие в национальной экономике высокоразвитых родственных и поддерживающих отраслей, обеспечивающих отечественные фирмы в экспортно-ориентированных отраслях необходимыми материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями и другими материальными средствами и информацией, выступает необходимым условием создания и поддержания конкурентного преимущества в мировой торговле для фирм соответствующих отраслей.

Например, итальянские фирмы, производящие ювелирные изделия, процветают потому, что Италия является мировым лидером по производству машин для обработки драгоценных камней и металлов. Другой пример. В конце 60-х - начале 70-х годов XX в. на весьма прибыльном американском рынке больших мотоциклов британские фирмы были существенно потеснены японскими фирмами "Хонда" и "Судзуки". Одной из причин этого, как установили эксперты, было наличие у этих японских фирм дочерних компаний, чьей единственной задачей было изготовление для них специальных станков на основе самых последних технических достижений. Британские же фирмы использовали станки общего назначения, не имевшие уникальных конкурентных преимуществ.

Стратегия фирмы и конкуренция. В обеспечении национального конкурентного преимущества немаловажную роль играют фирменная структура и конкурентная среда внутри страны, складывающиеся в результате соперничества фирм, прежде всего, отечественных. М. Портер категорически отрицает потенциальную полезность концентрации производства на одной национальной фирме, тем более защищенной государственной поддержкой. Большинство таких фирм отличается низкой эффективностью, расточительностью используемых ресурсов, низкой производительностью. Острая конкуренция на внутреннем рынке стимулирует выход фирмы за границу, способствует поиску внешних рынков.

Преуспевающие фирмы, закаленные в "домашней" борьбе, используют приобретенные в этой борьбе конкурентные способности на более жестких (а порой и жестоких) мировых рынках. Чем ожесточеннее борьба "дома", тем больше вероятность того, что такие фирмы выдержат испытание временем и будут господствовать за границей.

Конкуренция, с точки зрения М. Портера, должна носить глобальный характер. Необходимо продавать свой товар во всем мире, а не

только на внутреннем рынке. Важное место в обеспечении конкурентоспособности продукции отечественного производства М. Портер уделяет фирменной стратегии и организационной структуре. При этом невозможно, по мнению М. Портера, выделить какую-либо универсальную фирменную стратегию, или систему управления, которая была бы одинаково применима всеми фирмами во всех странах. Итальянским фирмам, лидирующим в производстве мебели, светотехнических устройств, обуви, свойственны отсутствие жестких форм управления и способность к быстрым изменениям управленческих структур. Для немецких же фирм, эффективно специализирующихся в области производства оптики и точного машиностроения, типична жесткая система централизованного управления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.