Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

При использовании тарифов 3 страница




Рис. 6.4. Анализ силы ограничительного воздействия

на импорт при росте спроса:

а - пошлина; б - квота

Из приведенной графической модели следует, что для эквивалентных тарифа и квоты рост внутреннего спроса на товар от DBH до D'вп будет иметь различные последствия. В случае использования пошлины при росте спроса на товар (DВН → D'ВН) возрастает объем импорта данного товара в страну (на величину Q 4 Q 5) при неизменном уровне внутренней цены Pt. В случае же использования квоты объем импорта в страну остается, естественно, прежним (Q 3 Q 4 = Q 5 Q 6), а внутренняя цена возрастает до уровня P'g.

Анализ силы ограничительного воздействия на импорт в условиях снижения внутреннего предложения читателям предлагается осуществить самостоятельно.

Квоты на экспорт. Страна может использовать свою монополистическую силу во внешней торговле, осуществляя прямой контроль объема (количества) экспорта. Для практической реализации этой цели правительство использует лицензии на экспорт, распределение которых осуществляется аналогично распределению лицензий на импорт.

Как и экспортная пошлина, рассмотренная ранее, экспортная квота вызывает рост цены товара на зарубежных рынках и снижение - на внутреннем.

В результате создаются условия для обеспечения отечественных потребителей достаточными запасами товаров по относительно низким ценам, предупреждения истощения природных ресурсов, а также для повышения цен на экспорт путем ограничения поставок на зарубежные рынки.

"Добровольное" ограничение экспорта. В некоторых случаях импортирующая страна, используя "аргумент" угрозы введения импортной пошлины или квоты, "убеждает" зарубежные страны "добровольно" сократить объемы их экспорта. Эта парадоксальная ситуация сочетает обычно лоббистское давление отечественных производителей соответствующих товаров с желанием правительства импортирующей страны скрыть от общественности свои протекционистские цели. Последствия таких "добровольных" экспортных ограничений сказываются на благосостоянии импортирующих стран весьма негативно, в то время как "добровольные экспортеры" имеют существенный экономический выигрыш от квотирования импорта.

Действительно, весь перераспределяемый излишек потребителей "улавливается" в данном случае не отечественными импортерами, а зарубежными экспортерами, которые получают возможность повышать цену на свою продукцию. Таким образом, для импортирующей страны "добровольное" ограничение экспорта экспортирующей страной означает наряду с невосполнимыми потерями (см. фигуры 2 и 4 на рис. 4.1) полную потерю результатов эффекта дохода, соответствующего площади прямоугольника 3 на том же рисунке.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что "добровольные" ограничения не всегда срабатывают: экспортирующие страны зачастую находят обходные пути. Вот некоторые из них.

1. Переключение на категории товаров, не подвергающиеся ограничениям. Например, Южная Корея в конце 70-х - начале 80-х годов XX в. добровольно согласилась ограничить свой экспорт нерезиновой обуви в США. Переключением на обувь с резиновой подошвой она фактически смогла увеличить объем экспорта обуви в США на 115% в течение первого же года действия этого ограничения. В дополнение к этому в течение того же периода экспортеры обуви из "неохваченных" "добровольными" ограничениями стран увеличили свою долю на американских рынках с 4% до 15%.

2. Образование предприятий за границей. Например, если "добровольные" экспортные ограничения экспорта японских автомобилей в США отвлекают их потенциальных покупателей в сторону производителей легковых автомашин в других странах, японские фирмы строят заводы за границей (в том числе и в США), избегая тем самым ограничений на экспорт своей продукции.

 

1 World Trade Organization (WTO).

1 Пошлина в данной модели рассматривается исключительно в целях сопоставительного анализа пошлины и квоты.

 

6.2

Финансовые методы внешнеторговой

политики

Помимо защиты внутреннего рынка от зарубежного импорта с помощью количественных нетарифных методов в практике международного товарообмена достаточно широко используются также методы, которые условно можно обобщить в группу финансовых. К ним в первую очередь должны быть отнесены: субсидии и демпинг.

6.2.1. Субсидии

Под субсидией в самом общем случае понимается денежная выплата из госбюджета, направленная на поддержку отечественных производителей и косвенную дискриминацию импорта. Субсидия - это, по существу, отрицательная пошлина, поэтому подробный анализ государственных субсидий был бы, очевидно, излишним. Дадим лишь краткую их характеристику.

Прежде всего отметим, что субсидии могут предоставляться как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям товаров, которые поставляются на экспорт. В первом случае они называются внутренними, во втором - экспортными.

Рассмотрим сначала модель, иллюстрирующую последствия от использования внутренних субсидий (рис. 6.5).

В условиях свободной торговли (до введения субсидии) объем отечественного производства составлял Q 1, объем потребления - Q 3, объем импорта (Q 3 - Q 1).

В условиях субсидии, защищающей отечественных производителей, конкурирующих с импортом, объем внутреннего производства возрастает до Q 2, объем потребления остается на прежнем уровне Q 3 (поскольку потребители покупают товар по прежней мировой цене PW), а объем импорта, естественно, снижается до (Q 3 - Q 2), т. е. на величину прироста объемов внутреннего производства (Q 2 - Q 1).

Производители отечественной продукции получают при продаже каждой ее единицы цену Ps, складывающуюся из цены Pw, которую платит покупатель, и субсидии, получаемой от правительства (S = Ps-Pw). Расходы правительства при этом, оплачиваемые, кстати, налогоплательщиками страны, составят величину, соответствующую сумме площадей фигур 1 и 2.

Часть субсидии, соответствующая площади фигуры 1, перераспределяется в пользу наиболее эффективных отечественных производителей

 

Рис. 6.5. Последствия введения внутренней субсидии:

SBH - внутреннее предложение товара; SSBH - внутреннее предложение товара в условиях внутренней субсидии; SW - абсолютно эластичное предложение товара по мировой цене DBH -

спрос в стране на данный товар

данного товара. Другая же ее часть, соответствующая площади треугольника 2, - это чистые потери экономики страны, обусловленные тем, что в результате получения субсидии определенная часть неэффективно работающих отечественных производителей (по сравнению с мировым уровнем производства) получает возможность продавать свой товар.

Подчеркнем, что достоинством такого субсидирования является достижение той же цели - ограничение импорта, - что и для случаев использования тарифов и квот, но без искажения внутренних цен, свойственного последним.

Это обусловливает исключение действия потребительского эффекта, имеющего место при использовании как тарифов, так и квот (см. фигуру 4 на соответствующих графических моделях, например 4.1) и ведет к повышению (по отношению к тарифу и квоте) эффективности мирового производства данного товара.

А теперь перейдем к анализу экономических последствий от использования экспортной субсидии1, предусматривающей выплаты отечественным экспортерам, что позволяет им продавать товар иностранным

покупателям по более низкой цене, форсируя тем самым экспорт (рис. 6.6).

В условиях равновесия при свободной торговле между странами покупатели в импортирующей стране купят Q 1 единиц импортного товара по свободной (мировой) цене Pw. Если экспортирующая страна предоставит своим производителям экспортную субсидию на данный товар, те смогут снизить экспортную цену для любого объема предложения на величину субсидии S, что позволит им увеличить предложение своего товара до SSW, а объем экспорта - до Q 2.

Рис. 6.6. Последствия введения экспортной субсидии:

SW - предложение импортного товара из-за рубежа; SSW - предложение импортного товара в условиях введенной в зарубежной стране экспортной субсидии; D ИМПВН - спрос на импортный товар

внутри импортирующей страны

Объем субсидии при этом определяется площадью прямоугольника PsPAAE 1. Результат же введения экспортной субсидии зависит от того, удастся ли экспортирующей стране за счет увеличения объема продаж своего товара компенсировать потери из-за ухудшения условий торговли (снижения экспортной цены), а также расходов на финансирование самой субсидии.

Наибольшими в процентном отношении субсидиями пользуется во всех высокоразвитых странах сельскохозяйственная продукция. Эти страны последовательно реализуют государственные программы поддержания фермерских доходов через гарантированную закупку на средства налогоплательщиков своих стран избыточной сельскохозяйственной продукции, а также выплаты премий за невозделывание посевных площадей. В США, например, объем субсидирования составляет

в среднем 50% от стоимости продукции, в странах Скандинавии - 80%, в России - лишь 20%.

Чтобы снизить бюджетные затраты на проведение политики поддержания фермерских доходов, страны Западной Европы и США продают заведомо в убыток избыточную сельскохозяйственную продукцию за границу, предлагая товар по заниженным ценам странам Африки, Латинской Америки, а также странам СНГ, в том числе и России.

При этом возникает вопрос: следует ли приветствовать субсидируемый экспорт в такие страны или принять ответные компенсационные меры, задействовав инструменты внешнеторгового регулирования? При ответе на этот вопрос правительства соответствующих стран должны взвешенно сопоставлять, с одной стороны, интересы практически уничтожаемого в этом случае национального производства аналогичной продукции, а с другой - антиинфляционные настроения потребителей и эффективность общественного производства в стране.

 

1 Напомним, что в соответствии с положениями Всемирной торговой организации (ВТО) экспортные субсидии относятся к формам так называемой нечестной конкуренции и запрещены.

 

6.2.2. Демпинг

Следующее направление государственной внешнеторговой политики, очень схожее с политикой субсидирования экспорта, называется "демпинг".

Демпинг - это международная дискриминация в ценах, при которой экспортирующая фирма продает свой товар на каком-либо одном зарубежном рынке дешевле, чем на другом (обычно отечественном). Делается это, как правило, с целью вытеснения конкурента с данного рынка.

Экономисты различают следующие типы демпинга:

устойчивый;

преднамеренный (хищнический);

случайный (спорадический).

Устойчивый демпинг объясняется прежде всего объективными различиями между разными рынками. Самым принципиальным из них является рыночная эластичность спроса, в частности, на внутренних и мировом рынках. Эластичность спроса на любой товар на мировом рынке существенно выше, чем на национальных рынках, что обусловливается доступом на мировой рынок огромного количества заменителей любого товара, а также более высоким уровнем конкуренции на нем нежели на рынках национальных. Естественно, что максимизирующие свою прибыль производители этот фактор, а также другие факторы, определяющие различия рынков, постоянно (устойчиво) используют.

Преднамеренный демпинг, классифицируемый как несправедливый метод конкуренции, имеет целью уничтожение конкурентов для обеспечения

своей монопольной власти на рынке с последующим значительным ростом цен, компенсирующим все затраты, а также обеспечивающим максимизацию прибыли на долгосрочном интервале времени.

Случайный демпинг связан, как правило, со сбытом случайно возникшего излишка продукции, вызванного непредвиденными изменениями конъюнктуры рынка, ошибками планирования и т. п.

Максимизация прибыли в условиях устойчивого демпинга может быть осуществлена с учетом следующих известных (из курса микроэкономики) предпосылок:

1. Для любого фиксированного объема выпуска общий доход фирмы максимизируется, когда предельный доход последней проданной на внутреннем рынке единицы продукции MR BH равен предельному доходу от последней, проданной в иностранном секторе единицы продукции MR ИН, т. е. MR ВН = MR ИН.

2. Для переменного выпуска прибыль фирмы максимизируется, когда общий предельный доход равен предельным затратам последней произведенной на фирме единицы продукции, т. е. MR = МС. Например, если MR ВН < MR ИН фирма может увеличить общий доход (и таким образом прибыль), перемещая продажи с внутреннего рынка на иностранный. Аналогично, если MR ВН = MR ИН > МС, фирма может увеличить, прибыль, увеличивая (наращивая) объем выпуска продукции.

Если на внутреннем рынке та или иная фирма обладает большей монопольной властью, чем на зарубежном, и у отечественных потребителей нет альтернативы приобретения данного товара по более низкой цене за границей, то и низкие цены экспортируемого товара будут способствовать максимизации прибыли данной фирмы. При обеспечении этих условий фирма может обогащаться за счет своих потребителей на внутреннем рынке.

 

6.3

Скрытые методы внешнеторговой

политики

Помимо рассмотренных наиболее используемых методов регулирования международного товарообмена существует множество других методов явного и скрытого протекционизма, к которым периодически прибегают правительства многих государств. В настоящее время используются десятки видов только скрытого протекционизма, позволяющие в одностороннем порядке ограничивать экспорт или импорт продукции. Рассмотрим кратко некоторые из них.

1. Технические и административные барьеры. Для искусственного снижения объемов импортируемой в страну продукции правительства некоторых государств вводят бесчисленные технические и административные правила торговли, усложняющие обмен товарами и услугами. К наиболее распространенным барьерам технического характера можно отнести следующие требования:

соблюдение национальных технических стандартов;

получение на импортируемые товары сертификаторов качества;

специфическая упаковка и маркировка ввозимой в страну продукции;

соблюдение определенных санитарно-гигиенических норм и требований;

выполнение определенных мероприятий по охране окружающей среды;

соблюдение усложненных таможенных формальностей;

защита потребителей и т. д.

2. Политика государственных закупок. Правительства всех стран, являясь субъектами соответствующих экономических систем, осуществляют в процессе деятельности закупки весьма значительных объемов товаров и услуг, во многом определяя тем самым структуру и интенсивность товаропотоков во внутренней и внешней торговле стран. При этом практически все правительства стремятся закупать продукцию преимущественно отечественного производства, даже если она является более дорогой, нежели аналогичная импортная продукция.

Особенно жесткой в пользу своих (отечественных) производителей становится политика государственных закупок, когда речь заходит о продукции стратегического характера: военное оборудование, оборудование связи, тяжелый транспорт и т. п.

Кроме того, правительство может предпочесть закупки отечественных товаров импорту, например, по причине укрепления национального престижа: автомобили, самолеты и т. п.

В любом случае конечным результатом такой политики правительства будет снижение объемов импортируемой в страну продукции и, следовательно, эффективности как национальной, так и мировой экономик.

3. Внутренние налоги и сборы. Одним из широко используемых способов создания искусственных барьеров на пути импортной продукции в страну является введение внутренних налогов и сборов с целью повышения внутренней цены импорта и снижения тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке страны.

Налоги, которые при этом накладываются на импортную продукцию как центральными, так и местными властями, могут быть либо прямыми (например, акцизный налог), либо косвенными (например, портовые сборы). Однако и в том, и в другом случае, являясь дискриминационными, они снижают объемы импорта в пользу менее конкурентоспособной отечественной продукции. Последствия внутренних налогов особенно негативны в тех нередких случаях, когда их ставка превышает по стоимости размер соответствующей импортной пошлины. Контроль же обоснованности размера внутренних налогов практически невозможен, так как они в отличие от таможенных тарифов законодательно, как правило, не регламентируются.

 

Глава 7

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ

ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА

Рассмотренные базовые модели международной торговли предполагали, что товары и услуги могут свободно экспортироваться и импортироваться, в то время как факторы производства, с помощью которых они произведены, обладают только внутренней, но не международной мобильностью. В реальной действительности и капитал активно инвестируется за рубеж, и люди перемещаются из страны в страну в поисках более высокооплачиваемой работы; научно-технические достижения также экспортируются и импортируются.

В принципе международное движение товаров и международное перемещение факторов производства могут замещать друг друга. Например, капиталоизбыточная страна может экспортировать либо капиталоемкие товары, либо сам капитал. Трудоизбыточная страна может экспортировать трудоемкие товары, либо ее граждане могут сами выехать за рубеж и работать там.

Международное перемещение факторов производства подчиняется примерно тем же законам, что и международная торговля товарами: факторы производства перемещаются в те страны, где за них больше платят (где выше процентная ставка, больше заработная плата, выше лицензионные платежи).

В чем же состоят тогда отличия международной мобильности факторов производства от международного движения товаров в рамках соответствующей теории международной торговли?

 

7.1

Мобильность производственных факторов

и теории международной торговли

7.1.1. Мобильность факторов производства

и теория сравнительных преимуществ

Предположим, что в мировой экономической системе, состоящей из двух стран, скажем, России и Германии, производят два вида продукции: товар 1 и товар 2. Соответствующие трудозатраты в обеих странах приводятся в табл. 7.1.

Таблица 7.1. Трудозатраты на единицу продукции

Страны Трудозатраты
товар 1 товар 2
Россия     1/3    
Германия        

В соответствии с теорией сравнительных преимуществ Россия будет экспортировать в Германию товар 2, а Германия в Россию - товар 1, осуществляя, таким образом, соответствующую специализацию и обмениваясь этими товарами в соотношении, например, 1:1. Отказ России от производства 1 ед. товара 1 увеличит объем производства ею товара 2 на 3 ед. Отказ Германии от производства 1 ед. товара 2 увеличит объем производства ею товара 1 также на 1 ед.

Итоговый баланс объемов производства продукции во всей мировой экономике приведен в табл. 7.2.

Это означает, что международная торговля товарами на основе использования принципов теории сравнительных преимуществ обеспечивает мировой экономике прирост в 2 ед. товара 2 на каждой операции международного товарообмена.

Таблица 7.2. Итоговый баланс объемов производств а

Страны Изменение в производстве в результате международной торговли товарами
товар 1 товар 2
Россия -1 +3
Германия +1 -1
Мировая экономика    

Предположим теперь, что в России работники первой отрасли, производящей товар 1, вместо перемещения во вторую отрасль, где производится товар 2, по которому страна имеет сравнительное преимущество, уезжают в Германию, где их труд может использоваться более производительно при производстве обоих товаров. В этой ситуации отказ России от производства 1 ед. товара 1 высвободит шестерых работников, которые, переехав в Германию, могут произвести 1 ед. товара 1 и 5 (6-1) ед. товара 2.

Итоговый прирост объемов производства продукции в этом случае представлен в табл. 7.3.

Таблица 7.3. Итоговый прирост объемов производства

Страны Изменение в производстве в результате международной торговли товарами
товар 1 товар 2
Россия -1  
Германия + 1 +5
Мировая экономика   +5

Сопоставление данных табл. 7.2 и 7.3 показывает, что результаты движения факторов производства с точки зрения принципов теории сравнительных преимуществ существенно выше по сравнению с результатами международной торговли товарами.

 

7.1.2. Мобильность факторов в теории соотношения

факторов производства

Убедимся в том, что и в теории Хекшера-Олина (теории соотношения факторов производства) последствием международной мобильности факторов производства является, как правило, больший прирост совокупного производства, чем в результате торговли. Для этого построим совмещенную границу производственных возможностей двух стран, показывающую такое сочетание товаров 1 и 2, которое потребители получат в свое распоряжение, если страны будут специализироваться на тех товарах, которые они могут производить с наименьшими издержками, и торговать (обмениваться) ими друг с другом (рис. 7.1). При этом предположим сначала, что факторы производства не перемещаются между странами.

На отрезке АВ обе страны производят оба товара, что в соответствии с теорией Хекшера-Олина приводит к выравниванию цен на факторы производства в обеих странах.

В промежутке UA Германия полностью специализируется на производстве капиталоемкого товара 1, а в промежутке ВV Россия полностью специализируется на производстве трудоемкого товара 2. Чем ближе будут страны по обеспеченности факторами производства, тем длиннее будет отрезок АВ. В одном крайнем случае, если количество капитала, приходящееся на каждого работника в Германии, полностью совпадет с количеством капитала, приходящимся на одного работника в России, обе страны будут производить оба товара: точка А сольется с точкой U, а точка В - с точкой V.

Рис. 7.1. Рост производства в результате мобильности факторов производства

В другом крайнем случае, если страны резко отличаются в обеспеченности факторами производства, отрезок АВ превратится в точку, показывающую, что обе страны специализируются на товаре своего относительного преимущества и цены на факторы производства не выравниваются.

Предположим далее, что один из факторов производства, например капитал, становится мобильным и может свободно перемещаться между странами. Это никак не отразится на длине отрезка АВ, поскольку на нем цены на факторы производства в каждой из стран уже и так одинаковы.

Однако на отрезках UA и В V произойдет отток капитала из капиталоизбыточной Германии, где его стоимость ниже, в Россию, где его стоимость выше. Продуктивность капитала возрастает, что отражается в сдвиге этих отрезков границы производственных возможностей вовне на уровень новой границы CD, вдоль которой стоимость капитала в обеих странах выравнивается.

Более того, выравнивание цен товаров и цен капитала неизбежно приводит и к выравниванию цены другого фактора производства - труда. Это связано с тем, что производитель в стране с более высокой заработной платой просто не сможет произвести конкурентоспособные товары, если их рыночная цена одинакова и внутри страны, и за ее пределами и цена капитала, который расходуется на его производство, также одинакова. Новая граница производственных возможностей CD

показывает новые сочетания производства товаров 1 и 2, которые возникают в результате уже не только специализации и торговли товарами, но и международного движения капитала.

Таким образом, международная мобильность факторов производства приводит к выравниванию цен товаров, произведенных с помощью этих товаров, и к большему экономическому росту, чем международная торговля товарами.

 

7.1.3. Взаимосвязь международной торговли

и движения факторов

Международное движение факторов производства замещает международную торговлю в случае, если ее причиной является различие в обеспеченности стран факторами производства. Допустим, капиталоизбыточная Германия экспортирует капиталоемкий товар. В то же время она вывозит и капитал, который размещается в странах с более высокой процентной ставкой. Рост производства товара на экспорт увеличивает потребность в капитале, с помощью которого он производится, что, в свою очередь, ведет к росту его цены. Увеличение процентной ставки препятствует экспорту капитала за рубеж, поскольку его цена в Германии сближается с мировой. Тем самым экспорт товаров препятствует движению (экспорту) капитала.

Международное движение факторов производства дополняет международную торговлю в случае, если в основе торговли лежат иные, нежели различия в обеспеченности факторами производства, причины (сравнительные преимущества, эффект масштаба, технологические различия и пр.). Если обеспеченность стран факторами производства и их цена одинаковы, то увеличение экспортного производства в Германии приведет к росту потребности в капитале и, следовательно, его цены, которая в результате превысит мировой уровень, что приведет к притоку капитала из-за рубежа в Германию. Торговля товарами привела к изменению цены фактора производства, что и вызвало его перемещение между странами. Тем самым экспорт товаров способствует движению (импорту) капитала.

Международное движение факторов производства замещает межотраслевую торговлю и дополняет внутриотраслевую торговлю в условиях больших различий в обеспеченности стран факторами производства. Когда степень обеспеченности факторами производства по отдельным странам сильно отличается, каждая страна специализируется на производстве одного товара и международное движение факторов производства отсутствует, между странами возможна лишь межотраслевая торговля. Если начнется международное движение факторов производства, то на этой основе обе страны начнут постепенно производить

оба товара, что сделает возможной уже внутриотраслевую торговлю. Объем мирового производства вырастает больше в результате международного перемещения факторов производства, чем в результате международной торговли, поскольку не товары, а сами факторы производства перемещаются в те страны, где они могут использоваться наиболее эффективно. В большинстве случаев международная мобильность факторов является более мощным источником экономического роста нежели международная торговля.

Главное же различие между международной торговлей товарами и международным перемещением факторов производства состоит в том, что в первом случае происходит международное движение конечных продуктов, являющихся результатом производительного использования факторов производства, а во втором - международное движение самих факторов, с помощью которых эти конечные продукты могут быть произведены.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.