Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответы на билеты 2 страница




оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии – схоластики);

перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;

принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.);

широкое распространение идеи социального равенства.

 

Билет№12 Становление новой космологии, философский пантеизм: Н. Кузанский, Дж. Бруно, Н. Коперник и др. Философские и космологические учения Николая Кузанского и Джордано Бруно. В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Это обусловлено развитием производства и науки. Изобретения книгопечатания, компаса, парохода, возобновление интереса к астрономии, физике, анатомии, физиологии, развитие экспериментального естествознания - все это расширяло человеческий кругозор, укрепляло власть человека над природой. Изменяется средневековая картина мира. Математическое обоснование гелиоцентрической системы мира, данное Н. Коперником, нанесло существенный удар средневековой геоцентрической системе. Философия в эпоху Возрождения воспринималась, прежде всего, как натурфилософия, философия природы. Философия природы эпохи Возрождения в большей мере связана со средневековой философией. Для нее центральным остается трактовка вопроса о взаимоотношении Бога и мира. Характерной для нее является антисхоластическая, а, следовательно, и антиаристотелевская направленность. Происходит возврат к идеям платонизма и неоплатонизма. Взаимоотношения Бога и мира утрачивают откровенно теистический характер. На смену теизму приходит пантеизм (<Бог во всем>). Одним из характерных представителей философии эпохи Возрождения был Николай Кузанский (1401-1464 гг). Николай Кузанский отвергает античный дуализм и заявляет, что единому ничто не противоположно - Единое есть все. Это философская установка служит основой для пантеистического мировоззрения.

 

Билет№13 Философия и научная революция 17 века. Эмпиризм Ф. Бэкона. Рационализм Р. Декарта. XVII век открывает следующий период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. Начавшийся еще в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества расширяется и углубляется в XVII в. В последней трети XVI - начале XVII в. происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии капиталистических отношений в протестантских странах. С середины XVII в. (1642-1688) буржуазная революция развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении европейской стране. Эти ранние буржуазные революции были подготовлены развитием мануфактурного производства, пришедшего на смену ремесленному труду. Переход к мануфактуре способствовал быстрому росту производительности труда, поскольку мануфактура базировалась на кооперации работников, каждый из которых выполнял отдельную функцию в расчлененном на мелкие частичные операции процессе производства. Развитие нового - буржуазного - общества порождает изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения общественного сознания оказывается наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание, которое как раз в XVII в. переживает период своего становления: не случайно XVII век обычно называют эпохой научной революции. В XVII в. разделение труда в производстве вызывает потребность в рационализации производственных процессов, а тем самым - в развитии науки, которая могла бы эту рационализацию стимулировать. Развитие науки Нового времени, как и социальные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением влияния церкви, вызвало к жизни новую ориентацию философии. Если в Средние века она выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным образом на науку. Поэтому для понимания проблем, которые стояли перед философией XVII в., надо учитывать, во-первых, специфику нового типа науки - экспериментально-математического естествознания, основы которого закладываются в этот период. И во-вторых, поскольку наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпохи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания - гносеологии. Уже в эпоху Возрождения, как мы видели, средневековая схоластическая образованность была одним из предметов постоянной критики. Эта критика еще более остро ведется в XVII в. Однако при этом, хотя и в новой форме, продолжается старая, идущая еще от Средних веков полемика между двумя направлениями в философии: номиналистическим, опирающимся на опыт, и рационалистическим, выдвигающим в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума. Эти два направления в XVII в. предстают как эмпиризм и рационализм.

Фрэнсис Бэкон-английский философ, основатель эмпирического(опытного) направления философии. Суть философии идей Бэкона-эмпиризма—заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта накопило человечество, тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи опыта и знания-помочь человеку добиться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека над природой. Философское кредо Бэкона: Знание – сила.

Рене Декарт-основоположник рационализма, то есть идеи, согласно которой основой бытия и познания является разум. Философ обосновал идею ведущей роли разума в познании:

- в отыскании истины следует руководствоваться только разумом. Нельзя доверять ни авторитету, ни обычаям, ни чувствам.

- поэтому надо отвергнуть все прежние знания, а на их место поставить вновь добрые или старые, но проверенные разумом

- отыскать истину можно только правильно применяя разум, т.е. располагая эффективным методом. Философское кредо Декарта: Я мыслю, следовательно, я существую. Пути человеческого познания (они разнонаправлены, но ведут к 1 результату):

1.человек познает себя и свой разум, значит, познает природу.

2.человек познавая природу, познает в ней себя.

Новый научный метод

Дедукция - способ рассуждения от общего к частному.

Правило методов

1. принимать за истинное то, что воспринимается в ясном и отчетливом виде, все сомнительное отсекается.

2. каждую сложную проблему нужно разложить на анализ и дойти до самых простых и очевидных истин.

3. идти от простых и доступных вещей к вещам более трудным для понимания.

4. необходимо составить полный перечень фактов и открытий, систематизировать все познанное и определить границу неизвестного.

Рассуждая о способности человека к познанию, Декарт выделяет 2 вида идей присущих человеку: врожденные и идеи чувственного опыта. Человек имеет определенную предрасположенность к мышлению (врожденную). В сознании человека изначально закладываются некоторые истины, самые простые: идеи бытия, Бога, числа. Декарт предполагает наличие Бога, который вкладывает в сознание человека врожденные идеи.

 

Билет№14Субъективный идеализм в философии Нового времени: (Беркли, Юм)

Субъекти́вныйидеали́зм — группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознаниясубъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. В отличие от объективных идеалистов (Гегеля и др.), которые считали, что первичная по отношению к материи идея существует сама по себе как объективная реальность, независимо от сознания человека, сторонники субъективного идеализма были убеждены в том, что:

во-первых, единственной реальностью является идея;

во-вторых, что идея существует только в сознании человека, то есть сознание человека является существенной реальностью, вне которого ничего не существует.

Видными представителями субъективного идеализма являлись Беркли, Юм, Фихте. Джордж Беркли (1685 — 1753) — английский философ нового времени, субъективный идеалист. Можно выделить следующие основные идеи его философии:

1.само понятие материи ложно;

2. существуют отдельные вещи, отдельные ощущения, но единой материи как таковой нет;

3.материализм — тупиковое направление в философии, материалисты не способны доказать первичность отдельных вещей (которые они именуют материей) по отношению к идее;

4. наоборот, первичность идеи легко доказуема — перед изготовлением любой вещи существует ее идеал, замысел в уме человека, как и замысел окружающего мира в сознании Бога-творца;

5.единственная очевидная реальность есть сознание человека;

6.со смертью человека и его сознания исчезает все;

7. идеи — это самостоятельный субстрат, а не отражение чего-либо, окружающий мир подстраивается под идеи;

8. высшим доказательством первичности идеи является существование Бога; Бог вечно существует и не может исчезнуть, в то время как его творенье, окружающий мир непостоянен, хрупок и всецело зависит от него.

. Дэвид Юм (1711 — 1776) - другой английский философ, субъективный идеалист — придерживался следующих взглядов:

1.проблема отношения бытия и духа неразрешима;

2.человеческое сознание склонно к идеям;

3. сам человек есть концентрированная идея (вся человеческая жизнь есть процесс роста его идеальной силы — опыта, знаний, чувств);

4. без своей идеальной сущности (например, без воспитания, опыта, системы ценностей) человек не смог бы вообще полноценно воспринять мир;

5. человек состоит из двух идеальных начал: "впечатления внешнего опыта" — приобретенные знания и опыт; "впечатления внутреннего опыта" — аффекты, страсти;

6.аффекты, страсти играют большую роль в жизни человека и в ходе истории.

 

Билет№15 Просветительская философия в Европе в 18 веке. (Вольтер, Гольбах, Дидро, Руссо, Гердер и др.) Философия XVIII в. в Европе продолжает и развивает идеи XVII в. В этот период происходит дальнейшее обобщение философской мыслью достижений науки и общественной практики. В эпоху просвещения получает заметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности науки в познании мира – вера, в основании которой лежали хорошо усвоенные философами Просвещения идеи Ф.Бэкона (о возможностях опытного исследования природы) и Р.Декарта (о возможностях математики в естественнонаучном познании). Развиваются деистические представления о мире, что в свою очередь приводит к формированию материализма как достаточно цельного философского учения, именно деизм в единстве с успехами и результатами естественных наук приводит в результате к формированию французского материализма XVIII века. Формируется новое представление об общественной истории, о ее глубокой связи с достижениями науки и техники, с научными открытиями и изобретениями, с просвещением масс.

В философии XVIII в. значительное развитие получает материализм во взглядах на объяснение явлений природы. Выдающееся историческое значение имеет французский материализм, который не просто выступил против средневековой схоластики и всех тех учреждений, которые несли на себе печать антигуманизма средневековья, но и с обоснованием своего миропонимания и человеческих интересов. Конечно, философия XVIII в. неоднородна: в ней присутствует как материалистическая, так и идеалистическая мировоззренческие ориентации, атеистические и деистические взгляды. Часто идеализм и материализм, религия и наука идут рядом. Всех философов Просвещения объединяет идея переустройства жизни на разумных началах. Деизм-направление в философии, сторонники которого допускали существование Бога только как первопричины, творца всего сущего, однако отвергали Его какое-илбо последующее влияние на окружающий мир человека, ход истории, выступали как против пресонификации Бога(наделение Его личностными чертам), как и против отождествления Бога с природой.

Франсуа Вольтер-выступал против религии, считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден, что никакая теория и практика не может достоверно доказать ни Его наличие, ни Его отсутствие, видел необходимость в признании Бога с морально-эстетической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей в повиновении и жестких рамках нравственности.

Дени Дидро-признавал материю единственно существующей субстанцией, движение объяснял таким свойством материи, как разнородность(взаимодействие бесчисленного множества разнородных частей материи приводит к движению), отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойством материи.

Гольбах Поль Анри (1723-1789) - французский философ, один из основателей школы французского материализма и атеизма, выдающийся представитель французского Просвещения, идеолог революционной французской буржуазии 18 в. Утверждал первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, природы, существующей независимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве. Г. предпринял попытку соединить естественнонаучные представления о свойствах и структурной организации материи с гносеологическим подходом к ее определению. Так, по Г., материя есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства ("Система природы"). Движение Г. определял как способ существования материи, необходимо вытекающий из ее сущности. Концепция всеобщей взаимосвязи и причинной обусловленности тел в бесконечной Вселенной, разработанная Г., была одним из философских источников лапласовского детерминизма и космогонической гипотезы Лапласа об эволюции туманности и становлении Солнечной системы. В понимании человека Г. стоял на позициях эволюционизма, считал, что человек - продукт самодеятельности природы, ступень в ее развитии, полностью подчиняющаяся объективным законам природы. Сущность человека, по Г., проявляется в его стремлении к самосохранению, к личному благу и удовлетворению своих жизненных потребностей. Г., как и Гельвеции, попытался перенести принцип материалистически понятого сенсуализма на объяснение общественной жизни. Отстаивал учение о ведущей роли потребностей и интересов в социальном развитии, о формирующей роли среды по отношению к личности с ее потребностями. Г. был сторонником договорной теории происхождения общественных институтов, в том числе государства. Мерилом свободы членов общества Г. считал благо общества в целом. Выступал с резкой критикой феодальных устоев. В теории познания Г. придерживался принципа материалистического сенсуализма, был непримиримым противником агностицизма и учения о врожденных идеях. Саркастически остроумно Г. выступал с критикой религии и церкви. Г., наряду с Гельвецием, сыграл большую роль в духовной подготовке Великой французской революции 18 в.Не до конца

 

Билет №16 Общая характеристика классической немецкой философии. Метод и система Гегеля. Знание, вера и нравственность в философии И. Канта. Немецкая философия- уникальное явление мировой философской мысли. Ее основными направлениями являются:

- немецкая классическая философия

- материализм

- иррационализм

Немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими чертами:

- своеобразным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры

- классические немецкие философы полагали, что философия признана быть критической совестью культуры

- исследовались не только человеческая история, но человеческая сущность

- все представители немецкой классической философии относились к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий и идей.

Георг Гегель- представитель идеалистической линии в немецкой классической философии, создатель системы абсолютного идеализма, автор Феноменологии духа, Наука логики, Философия права. Главная идея онтологии Гегеля- отождествление бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие абсолютной идеи. Абсолютная идея- это единственно существующая подлинная реальность, мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить. Важным онтологическим понятием философии Гегеля явл. отчуждение. После отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерны ход истории возвращается снова к самому себе. Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики. Диалектика, по Гегелю,- основополагающий закон развития и существования мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Иммануил Кант- основоположник немецкого классического идеализма. Философские выводы Канта:

- проблемы бытия, природы, естествознания- природа имеет свою историю во времени, а не вечна и неизменна, движение и покой относительны, все живое на земле, в том числе и человек, результат естественной биологической эволюции.

- проблема познания- идея агностицизма, то есть невозможности познания окружающей действительности.

- проблема морали- чистая нравственность- признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное, между чистой нравственностью и реальной жизнью существует сильное противоречие и т.д.

-идея всеобщей целосообразности- целесообразность в эстетике человек наделен способностями, которые должны максимально успешно использовать в различных сферах жизни. Вещь в себе-одно из центральных понятий всей философии Канта. Вещь в себе – это внутренняя сущность вещи, которая никогда не буде познана разумом. Человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира – вещей в себе, но не их внутреннюю сущность. Вопросы: Что я могу знать?, Что я должен делать?, На что я могу надеяться?, Что такое человек?.Теория познания Канта: Разум-способность к умозаключению, доходящим до идей, Рассудок-спосбность к понятиям и суждениям, Чувственность- способность к ощущениям.

 

Билет№17 Антропологический материализм и гуманизм Л. Фейербаха. Фейербах принадлежит к немецкой классической философии. Его философия являлась реакцией на идеализм. Сначала он примыкал к младогегельцам, затем отошел от них и выпустил работу "Критики философии Гегеля". В ней он подверг анализу и критике христианскую теологию. Здесь обосновал принципы материалистического мировоззрения. Развивая дальше свои идеи Фейербах предлагает человеку освободиться от предрассудков, в том числе от религиозных, осознать себя частью и творением природы. На место любви к богу он предлагает поставить любовь к человеку. На место веры в бога - веру в самого себя, в свою собственную силу, ибо единственным богом для человека является человек. Этот вывод Фейербах положил в основу новой философии, которая по его мнению превращает человека, включая и природу как его базис единственный, универсальный и высший предел философии. Тем самым Фейербах превратил антропологию и физиологию в универсальную науку. Таким путем он сформулировал задачу создания философской антропологии, основа которой выражалась словами: природа и человек. Подчеркивая единство природы и человека Фейербах их не отождествлял как это делали аргоницисты. Разум, любовь, сила воли - это человеческое совершенство. И Фейербах делает вывод: человек существует для того, чтобы познавать, любить и хотеть. Ничего подобного нет ни в природе, ни в животном мире. Человеческая сущность заключается в общении, в единстве и взаимопонимании человека человеком. В единстве, опирающемся на реальность различия между "я" и "ты". Уединенность по нему, есть конечность и ограниченность, общение - есть свобода и бесконечность.Фейербах стремиться возродить в человеке чувство самоутверждения и достоинства, и сделать это можно на основе материального мировоззрения.Фейербах не использует в своих трудах термин материя. Это вызвано не тем, что он склонен был отрицать материальность мира, а тем, что в тот период к этому понятию сложилось отрицательное отношение. Заменив понятие материя, понятием природа, он характеризует ее как вечное независимое ни от бога, ни от философии людей. Безусловно уделяя большое внимание природе Фейербах примыкал к натуралистическому направлению философии, но его натурализм носит антропологический характер. В решении конкретных проблем теории познания он стоит на позициях сенсуализма.Исходным в познании он считает ощущения, источник ощущений находится в реальном мире. Мыслить - это читать показания чувств.Фейербах выступил против разграничения мира явлений и мира вещей в себе. Истина по его мнению достигается путем согласия большинства людей. Отделив субъекта от религии Фейербах наделил его атеистическим мировоззрением и он считал, что философское мировоззрение атеистично.Он создал предпосылки для завершающего этапа немецкой классической философии, материализма Маркса и Энгельса.

 

Билет№18 Марксистская философия: проблемы сущности человека, отчуждения. Марксистская философия была создана совместно 2 немецкими учеными К. Марксом и Ф.Энгельсом во второй половине 19 века. Возникновению марксизма способствовали следующие факторы:

- предшествующая материалистическая философия

- бурный рост открытий в науке и технике

- нарастание социально-классовых противоречий

- кризис традиционных буржуазных ценностей.

Философия марксизма исследует фундаментальные классические проблемы взаимоотношений человека и мира, людей между собой и сущности человека вообще. На решении этих проблем в марксистской философии основаны ее важнейшие концепции: о законах истории, о значении материального производства в жизни общества, о классовой борьбе, социальной революции и.т.д.

Уже в самом начале деятельности Маркс осознает как свое призвание защиту интересов «бедной, политически и социально обездоленной массы». Будучи последователем Гегеля, Маркс разделял тогда идею о роли философии в обществе как источника мудрости и разума, содействующего прогрессу. Но вскоре он пришел к выводам, что государство руководствуется интересами привилегированных сословий и не настроено прислушиваться к философскому анализу. Во-вторых, Гегелевская диалектика оставляла в стороне глубинные причины социальных проблем. Отчуждение и освобождение человека в марксистской философии

Для философского обоснования смысла коммунизма Маркс сначала считал пригодными идеи Л. Фейербаха, лидера немецкой философии 40-х годов. Фейербах соединил традицию гуманизма (человек — высшая ценность) с атеизмом и мыслями о гуманизации отношений человека к природе и к людям. Мысли об освобождении человека, о реализации им своих природных способностей в то время выглядели революционными. Маркс усмотрел в фейорбаховском истолковании человека и отношений между людьми философское изображение социалистического общества. Первоначальная разработка целостного мировоззрения освещена Марксом в труде «Экономическо-философские рукописи 1844 года». Основное в работе — идея отчуждения человека. В отличие от Гегеля и Фейербаха, рассматривающих духовное отчуждение, по Марксу главным является экономическое отчуждение, или отчужденный труд (труд по принуждению, подневольный. Поскольку люди занимают фиксированное социальное место в группах - классах - по наличию или отсутствию собственности, классовые характеристики индивидов пронизывают и их образ жизни. Кроме того, люди подчинены национально-культурным условиям. Все это определяет, ограничивает индивидов. При этом возникает философская прблема: чем в реальности может и должна быть свобода для таких индивидов?

Ответ на этот вопрос Маркс дал исходя из научно-философского анализа истории следующим образом.В капиталистическом обществе накопление «возможностей свободы» или благоприятных условий для саморазвития индивидов происходит в основном в классе собственников. Чем результативнее становится производство человечества (и материальное, и духовное), чем эффективнее может быть борьба пролетариата за обретение свободы через уничтожение частной собственности и социального разделения труда. Однако такая борьба получает возможность победить только на высоком уровне развития общества.

Таким образом, Маркс преобразует проблему освобождения человека в проблему исторического развития индивидов и общества по пути к созданию идеального в социальном плане государства, в котором свобода саморазвития «обусловливается именно связью индивидов, связью, заключающейся отчасти в экономических предпосылках, отчасти в необходимой солидарности и свободного развития всех и, наконец, в универсальном характере деятельности индивидов на основе имеющихся производительных сил».

 

Билет№19Философия 19 века: «Философия жизни» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон). Неклассическая философия ставила своей целью критиковать классическую философию, особенно Гегеля. Основные направления:

- иррационализм

- философия жизни

Иррационализм отвергал логические связи в природе, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы. Важным представителем иррационализма явл. Артур Шопенгауэр. Мир, согласно Шопенгауэру, не основан на принципах разума. В мире вообще нет разума. В мире есть воля. Волю надо понимать шире-не как качество человеческой души, а как порыв, существующий в природе и в обществе. Воля порождает все явления и процессы в мире, но сама воля безосновна и беспричинна. Она выступает как бесцельная потребность выжить. На человеческом уровне воля выступает в виде страстей(аффектов). Исходя из этого, Шопенгауэр провозгласил универсальным принципом своей философии волюнтаризм, согласно которому движущей силой, определяющей все в окружающем мире, является воля.

Фридрих Ницше-основоположник философии жизни, автор произведений Воля к власти, Человеческое слишком человеческое. Он считал себя учеником Шопенгауэра и разделял его иррационалистический взгляд на мир. Для Ницше центральной проблемой явл. проблема воли. В основе жизни лежит воля. Философ выделяет несколько видов воли:

- воля к жизни

- воля внутри самого человека

-неуправляемая, бессознательная воля-страсти, влечения, аффекты

- воля к власти.

Последней разновидности воли- воле к власти-Ницше уделял особое внимание. Воля к власти у Ницше - это прежде всего вопрос о значимости любого из явлений общественной жизни. Воля к власти - это основа права сильного, оно выражается, например, во власти мужчины над женщиной. В своих трудах Ницше предрекал появление сверхчеловека. Сверхчеловек-это не герой и не великий человек. Это новая порода людей, которой еще не было в мире. Сверхчеловек не появляется из какой-либо нации, он-плод развития всего человечества. Эта новая каста сверхлюдей преобразует будущую культуру и мораль человечества. Она даст народам новые мифы взамен старых. Эти люди не будут иметь иллюзий старой морали и культуры. Справедливость для них будет стоять в неравенстве.

Анри БЕРГСОН - представитель философии жизни - был наиболее известным и влиятельным из всех французских философов первой половины XX века.

Движущей силой его рассуждений предстает контраст между "результатом" познания - теориями и понятиями - и живой действительностью. Его стратегической идеей является необходимость "дополнить теорию познания теорией жизни". "Жизнь" Бергсон утверждает в качестве подлинной и первоначальной реальности.

Бергсон считает, что "жизнь" ускользает от нас только потому, что мы пытаемся схватить ее интеллектуальными средствами, что похоже на попытку зачерпнуть воды решетом. Теоретическая реконструкция "жизни" невозможна - вот в чем Бергсон совершенно уверен.

Сущность жизни, по Бергсону, может быть постигнута только с помощью ИНТУИЦИИ, поскольку жизнь мы переживаем и, значит, способны воспринять непосредственно.

Путем этого непосредственного постижения жизни, по Бергсону, и является интуиция.

Интуиция, по Бергсону, призвана ответить на все вопросы, традиционно считавшиеся философскими.

Философию жизни Бергсона называют еще ИНТУИТИВИЗМОМ Бергсона, рассматривая его как представителя интуитивизма - течения философии, усматривающего в интуиции единственно достоверное средство познания. Хотя интуитивистские тенденции присущи многим философам и философским направлениям прошлого, как специфическое течение интуитивизм возникает на рубеже XIX-XX веков, будучи разновидностью иррационализма.

Интуицию Бергсон противопоставляет ИНТЕЛЛЕКТУ, трактуя его как орудие оперирования с "мертвыми вещами" - материальными, пространственными объектами.

Бергсон разработал специфическую концепцию развития, названную им "творческой эволюцией". Настаивая на том, что "настоящая" эволюция есть "творчество", Бергсон как бы застывает на этой констатации, лишь украшая и разнообразя ее терминологически - например, заменяя термин "творческая эволюция" термином "длительность" или словосочетанием "жизненный порыв.

 

Билет№20 Казахская философия. Миросозерцание, проблемы нравственности в творчестве акынов и жырау 14-19 вв. Система духовной культуры казахов начиналась с древних элементов фил.мысли и в современных условиях составила основу полнокровной классической философии. ЕЕ основныенапрвления:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1004; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.