Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая среда и ее влияние на эффективность функционирования предприятия




Понятие и признаки организационно-правовых форм предприятий, их классификация

организационно правовые формы: некоммерческие: если предприятие ставит целью выполнение определенных функций, не связанных первично с получением прибыли и распределением, то прибыль может вкладывается в дальнейшее развитие предприятия, коммерческие ориентированы на получение прибыли и ее распределение, в том числе между участниками создания или функционирования предприятия. Коммерческие могут выступать в форме государственных предприятий: образуются по инициативе государственных органов на основе гос. собственности, которая выступает в виде республиканской собственности административно -территориальных единиц; унитарные предприятия: явл. коммерческая организация. не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество, особенность что имущество неделимо, оно не может быть распределено по вкладам. Унитарные предприятия могут быть: основанное на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления

хозяйственные товарищества -коммерческие организации с уставным капиталом, который разделен на доли(вклады) учредителей. Полным явл-ся товарищество, все участники которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимат. деят-ю и несут по его обязательствам полную ответст-ть. Коммандитным (товарищества на вере) явл-ся товарищество, в котором наряду с участниками, отвечающими по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полными товарищами), имеются участники-вкладчики, кот. несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов и не принимают участия в осущ-и товариществом предприним. деят-ти. Товарищество созд. и действует на основании учредительного договора. Управление деят-ю товарищества осущ. по общему согласию всех участников. Прибыль и убытки товарищества распред. можду его участниками как правило пропорционально их долям в уставном капитале.

Хозяйственные общества: ООО -каждый участник несет ограниченную ответственность по обязательствам общества; ОДО -участники несут дополнительную имущественную ответственность по обязательствам в размерах, превышающих их долю в имуществе общества. Размер дополн. ответсв. оговаривается учредительных документах. вклад может быть(деньгами, ценными бумагами, вещами, правами). Акционерные общества- коммерческая организация уставный капитал которой разделен на определенное число акций, при этом участники не отвечают по его обязательствам, но несут риск убытком, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им вкладов. ОАО - проводит открытую подписку на выпускаемые акции, которые поступают в свободную продажу, число акционеров не ограничивается. ЗАО – акции распространяются только среди учредителей, не проводит открытую подписку.

7.Экономичсекий механизм функционирования предприятия: понятие, элементы, значение.

Экономический механизм функционирования предприятия – совокупность организационных и экономических форм и методов воздействия на хоз- фин. деятельность для достижения поставленных целей, обеспечения устойчивого развития. Экономический механизм функционирования предприятия должен быть ориентирован на достижение стратегических целей развития. Звенья Экономического механизма функционирования предприятия: механизм рыночного функционирования регулирования деятельности предприятия он проявляется на рынке товаров и услуг в разрезе отдельных его сегментов. Механизм гос. регулирования деятельности предприятия, его задачами явл.: обеспечение баланса интересов хоз. субъектов, регламентация прав и обязанностей участников рынка, правовая защита имущественных отношений предприятий, стимулирование деловой активности предприятия и т.д. Внутренний механизм управления деятельностью предприятия формируется в рамках самого предприятия и вкл. след. элементы:выбор организационно-правовой формы предприятия; построение организ. структуры предприятия; построение системы внутреннего регулирования хоз-фин. деятельности; планирование; ценообразование; управление качеством; управление качеством; экономическое стимулирование труда; инновационная деятельность; инвестиционная деятельность; организацию контроля управленческих решений; использование форм внешней поддержки хо- фин. деятельности. Экономический механизм должен постоянно совершенствоваться, изменятся под влиянием меняющихся условий внешней среды и изменений в деятельности самого предприятия.

 

Экономическая среда -совокупность финансово – экономических условий производства продукции. В систему названных факторов, обусл. хоз. деятельность предприятия, входят: гос. экономическая политика; налоговая, ценовая, денежно-кредитная политика государства; правовые аспекты деятельности хоз. субъекта; наличие и состояние конкурентной среды; условия поставки материальных ресурсов, комплектующих деталей и узлов; посредничество в осуществлении хоз. деятельности. Хозяйтсвующий субъект подвержен воздействиям, которые значит. мере влияют на экономич. эффективность материального производства. Макроэкономические элементы среды - гос. экономич. политика, налоговая, ценовая, денежно-кредитная системы, правовое поле- ограничивают финансово-экономическую деятельность предприятия любой хоз-организ.формы. Микроэкономические элементы среды - вид и развитие конкурентной среды, типы рынков, способы движения товаров, материальных ценностей, посредничество- определяют конечные показатели экономической эффективности, полностью сочетаются с макроэкномич. предпосылками.

 

9. Внешняя макросреда: понятие, субъекты, влияние на экономику организации

Макроэкономические элементы среды - гос. экономич. политика, налоговая, ценовая, денежно-кредитная системы, правовое поле- ограничивают финансово-экономическую деятельность предприятия любой хоз-организ.формы. Макросреда ограничивает производителя факторами более широкого социального плана чем те, которые влияют на микросреду,- демографические, финансово-экономические, природные, политические. Элементы макросреды: гос. экономическая политика, налоговая, ценовая денежно кредитная политика, правовая защищенность производителя, демографическая ситуация, обеспечение свободы и реальных прав покупателя, гос. регулирование экономики, международные факторы, формирование морально-психологич. климата, природные условия. Основной субъект макросреды государство призвано: выполнять функции арбитра деятельности субъектов различных организационно-правовых форм; раскрепощать личную инициативу индивидуумов исходя из нужд общества посредством целенаправленной экономич политики; предоставлять экономич свободу хоз. субъектам, поддерживать коммерческую деятельность. Генеральной целью государственного регулирования хоз деятельности призвана стать экономическая и социальная стабильность, рост благосостояния населения посредством динамично растущей экономической и социальной эффективности.

 

 

10. Внешняя микросреда: понятие, субъекты, влияние на эффективность функционирования организации (предприятии)

Микроэкономические элементы среды - вид и развитие конкурентной среды, типы рынков, способы движения товаров, материальных ценностей, посредничество- определяют конечные показатели экономической эффективности, полностью сочетаются с макроэкномич. предпосылками. Микросреда включает факторы, имеющие непосредственное отношение к предприятию и его возможностям по производству и реализации продукции. Элементы микросреды: потребительский рынок: тип рынка, вид конкуренции, рыночные тенденции; внутренняя среда субъекта: производственный менеджмент, маркетинговое планирование, финансовый менеджмент; поставщики: рыночные, централизованные, смешанные; партнеры: смежники, консалтфирмы; посредники: прямой сбыт, косвенный сбыт. Субъекты микросреды: производитель продукции, потребитель, поставщики, конкуренты, партнеры и т.д. Производитель как главный субъект микросреды должен учитывать запросы потребителя, стремится к созданию эффективного экономич. механизма хозяйствования. На основании нужд рынка, с учетом степени воздействия слагаемых макро и микросреды он рационально комбинирует факторы производства.

 

11 Специализация производства: сущность, виды, показатели эффективности.

Специализация производства – процесс сосредоточения выпуска конструктивно и технологически однородной продукции, ее отдельных частей или технологических процессов на предприятиях, в объединениях и отраслях. Виды специализации: предметная специализация – сосредоточение выпуска готовых к конечному потреблению продуктов на конкретных предприятиях. При этом предприятие может специализироваться на выпуске продукции нескольких видов (многопредметная специализация) или одного вида (однопредметная специализация). Подетальная специализация – процесс сосредоточения выпуска отдельных частей, узлов или деталей на конкретном предприятии. Технологическая специализация – процесс выделения отдельных стадий технологического процесса в самостоятельные предприятия. Показатели, характеризующие уровень специализации, различают в зависимости от объекта.

Показатели: Специализация на уровне нац. экономики хар-ет степень развития экономических связей с другими гос-ми. Уровень специализации в промышленности в целом можно определить количеством специализ. отраслей. Уровень специализ. в конкретной отрасли. Удельный вес основной продукции в общем ее выпуске в конкретной отрасли отражает степень однородности производства в рамках каждой отрасли. Уровень специализации конкретного предприятия можно оценить на основе таких показателей как удельный вес массовой и крупносерийном продукции в общем объеме производства предприятия, удельный вес специализ. оборудования предприятия и др.

 

 

12. Кооперирование пр-ва: сущность, виды и показ.эф.

Кооперирование-это установление длит.производств. связей между специализированными п/п.

Формы кооперирования:

предметное, или агрегатное, — ряд п/п поставляет разные изделия головным п/п, выпускающим машины и оборуд.;

подетальное — ряд специализир. п/п поставляет головному п/п узлы и детали

технологич., или стадийное, — поставки одними п/п п/ф головным п/п (пряжи - ткацким фабрикам).

По отраслевому признаку:

внутриотраслевое – кооперир. п/п одной отрасли;

межотраслевое - при кооперир. заводов разных отраслей.

По территориальному признаку:

внутрирайонное – кооперир. п/п, расположенные в одном эк.районе, вне зависимости от отрасл.принадл.;

межрайонное – кооперир. п/п в различных эк.районах.

Ур. кооперир. опр-ся след. осн. показателями:

• уд. весом в с/с выпускаемой п/п продукции комплект. изделий и п/ф, получаемых по кооперированию;

• уд. весом п/ф, изгот. п/п на сторону, в общем их выпуске и выпуске всей продукции;

• количеством п/п, кооперирующихся с данным п/п.

Эффект от кооперации выражается:

• в сниж. уд. приведенных затрат на приобрет.изделий по кооперации по сравн. с изгот. на данном п/п;

• увелич. объемов пр-ва продукции на п/п в случае размещ. части номенклатуры п/ф на др.п/п вследствие наличия узких мест в производств. мощности;

• развитии НТП


 

13. Комбинирование пр-ва: сущность, виды и показ.эф.

Комбинир-объед.на одном п/п разноотраслевых производств,связанных между собой технически,экономич. и организацион.

Комбинир.может осущ: на основе сочет.последоват.стадий перераб.исходного сырья, посрдством компл.использ.сырья или неск.видов исходн.матер.,посред. использ.отходов пр-ва.

В зависим.от характера связи между пр-вами различают:

- вертик.-совмещающ.последоват.стадии переработки сырья в п/ф и гот.продукц.

- горизонт-получение разноотрасл.продукц. на разл.стадиях переработки сырья.

- смешанное-объед.горизонт.и вертик.

Ур.комбинир.можно оценить на основе след.показателей:

· Уд.вес продукц,произвед.на комбинатах в общ. объеме выпуска.

· соотн.стоим.продукц,выпущен.комбинир.пр-вом,и стоим.продукц.,выпущен.некомбинир.п/п

· Степени комплексн.использ.первичного сырья.

Комбинир.позволяет значит.повышать эффект.пр-ва за счет: комплексн.использ.отходов, ¯уд.кап.вложен.на содерж.обслужив.пр-в,ремонтн. и складского хоз-в и т.д., расширен.сырьевой базы для пром.пр-ва, экономия на трансп.ср-вах, равномерн.размещен.пром.п/п.

Эффект.комбинир.основана на возможн.использ.прогрессивн.технологий,высокой степени непрерывности технол.процессов,что позволяет экономить сырье, матер,¯трудозатр,кап.влож,­ПТр.

При оценке эф.комбинир.следует обосновать размер затрат, которые необход.для пр-ва конкретн.продукции,производ.комбинир.или обычным способом. При этом сравнение идет по таким показат,как с/с,кап.вложен,ПТр. Обязат.усл.сравн.2 вариантов-учет именно тех затрат и результ,которые обусл. процессом комбинир.

 

14. Концентрация пр-ва: сущность, виды и показ.эф.

Концентр.-процес сосредоточ.пр-ва на крупных п/п.

Формы концентр:

1.Агрегатн.-непосредств.связан.с НТП,представл.собой рост единичн.мощности оборуд.

2. Технологич.-выражается в укрупн.цехов,переделов в составе п/п,что может происходить как за счет агрегатн.концентр.,т.е. ­мощн.ед.оборуд,так и путем ­к-ва ед.оборуд.

3. Заводская- увелич.размеров п/п.

4. Организац-хоз – в созд.разл.видов производств.объед.

· горизонт-объед.п/п,функционир.в одной сфере деят.

· вертик.-объед.п/п,связан.единой технол.цепочкой

· комбинац.разноотрасл.комп.,технологич.не связан.между собой.

Ур.концентр.влияет на состояние конкурентн.среды и во многом определяет конкурентоспособн.п/п

Показатели

Абсол.концентр пр-ва опр-ся размером (напр.агрегат-разм.турбин,технологич-размером пр-в,завод.-размером п/п)

Абсол.размер п/п можно оценить с помощью след.показат:

· объем пр-ва продукц.за год

· среднегод.числен.пром-произв.персонала

· среднегод.стоим.осн.произв.фондов

Ур.относит.концентр.пр-ва хар-ся уд.весом агрегатов,пр-в и п/п разл.размера в общ.объеме выпуска продукц,в общ.стоим.ОС и числен.работн., а также уд.весом потребл.э/э.

В качестве показат.ур.концентр.в отрасли использ.и объем выпсука продукц. за год,приход.на одно п/п.

Эф.концентр.пр-ва опр-ся улучш.технико-эк.показат. пр-ва продукц.в результате ­ размера п/п.

На крупн.п/п эффект м.б получен за счет: ­единичн.можности,использ.прогрессивн.технол,проведение научно-технич.разраб.в собств.бюро, экон.на масшт.пр-ва.

 

15. Слияние и поглощ.как формы увелич.размера п/п

Слияние -сделки между двумя и более компаниями,в результ.которых появл.новая комп,устанавл.контроль и управл. над активами и обязат.старых компаний.

Поглощение -процесс установл.контроля одной комп.над другой с целью управл.и приобрет.абсол.или частичн.права собственности. (м.б.дружелюбн.и недружелюбн)

Отдельно выделяют альянсы,в результ.которых осущ.выкуп акций с использ.заемн.ср-в,продажа бизнес-ед. и др.сделки, при которых происх.передача корпорат.контроля. Когда лимит внутр.роста исчерпан,комп.нач-ют искать внешн.пути развития, и в этой фазе наиб.эффект.становится процесс слиян.и поглощ.

Объед.и слиян.фирм доминир.там, где гл.мотивами явл-ся: ­потенц.п/п,получ.эффекта масштаба, переход на выпуск новых видов продукц., попытки противост.конкуренц.междунар.фирм.

Одной из самых распростр.целей слиян.и погл.явл-ся достиж.эф от масшт.пр-ва




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 4450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.