Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Рыночный механизм: спрос, предложение, цена и рыночное равновесие. 3 страница




1) концепция и стратегия развития предприятия

2) система рабочих мест

3) кадровая политика

4) трудовое поведение

Уровни регулирования соц. – трудовых отношений:

- государственный

- региональный

- основное хоз. звено

На гос. уровне отношения регулируются с помощью законодательной базы.

Направления формирования законодательной базы:

1) Условия труда

2) Соц. политика

3) Занятость

4) Миграционная политика

5) Демографическая политика

Регулирование социально – трудовых отношений на федеральном уровне осуществляется на основе федеральной гос. программы, на региональном уровне – региональные,

отраслевые программы.

 

4. Основные принципы и система соц. партнерства

Социальное партнерство – это тип и система отношений между работодателями и работниками, при которых обеспечивается согласование их важнейших соц. – трудовых отношений.

Основная цель – содействие решению актуальных социальных и экономических проблем, укреплению демократии, сохранению соц. стабильности и достижение согласия между всеми участниками партнерства.

Элементы социального партнерства:

1) объект

2) субъекты

3) принципы

4) уровни

Главные принципы системы соц. партнерства:

1) Соблюдение норм законодательства

2) Полномочность представителей сторон

3) Реальность принимаемых обязательств

4) Систематичность контроля

5) Ответственность за выполнение обязательств

Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта ген. соглашения на федеральном уровне создана постоянно действующая российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально – трудовых отношений.

Основные задачи российской трехсторонней комиссии:

1) Ведение коллективных переговоров, подготовка и заключение ген. соглашения между объединениями проф. союзов, объединениями работодателей и Правительством РФ

2) Обсуждение проектов фед. законов по вопросам соц. – эк. политики и регулирования труд. отношений

3) Изучение международного опыта

4) Участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями

Формы реализации СП – это коллективные договоры и соглашения, консультации и переговоры по реализации соц. – трудовой политике, совместные контроль и согласование действий выполнения достигнутых договоренностей.

 

Лекция № 12.

Конфликты в социально – трудовой сфере.

1. Социально-трудовые отношения как источник конфликтов.

2. Сущность социально-трудового конфликта.

3. Причины социально-трудовых конфликтов.

4. Функции и последствия трудовых конфликтов.

5. Разрешение социально-трудовых конфликтов.

 

1. Социально-трудовые отношения как источник конфликтов.

Основные конфликты в сфере социально-трудовых отношений:



1) по поводу оплаты труда работников

2) связанные с проблемой занятости и угрозой безработицы

3) связанные с приватизацией предприятий

4) связанные с проблемой принятия проф. союзов и их представительных органов

5) связанные с участием работников в управлении организацией

6) связанные с проведением процедуры банкротства и соблюдением гарантий для работников

 

2. Сущность социально-трудового конфликта.

Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения партнеров по общению.

Типы конфликтов:

- внутриличностный

- межличностный

К = конф. ситуация + инцидент

Конфликтная ситуация – накопленные противоречия, создающие истинную причину конфликта.

Инцидент – стечение обстоятельств, которые являются поводом для конфликта.

Основные параметры:

1) Уровень осознания конфликтной ситуации, ее субъектов и причин.

2) Наличие или отсутствие реального конфликтного поведения

3) Известность конфликтной ситуации для окружающих и их вляние на нее.

Субъекты социально – трудового конфликта – индивиды и группы, прямо или косвенно относящиеся к конфликту, а именно первичные агенты, присоединяющиеся участники и среда конфликта.

 

3. Причины социально-трудовых конфликтов.

Объективные: недостатки или ошибки в организации труда.

Субъективные: основаны на индивидуальных особенностях человеческой личности.

 

Причины для российских предприятий:

1) проблемы распределения отношений

2) сложность функционального взаимодействия

3) деловые разногласия

4) ролевые противоречия

5) раздел вины и ответственности

6) борьба за лидерство

7) ненормальные условия труда

8) несовместимость

9) половозрастной состав группы

10) соц. различия

 

4. Функции и последствия трудовых конфликтов.

Позитивные функции соц. – трудовых отношений:

1) информационная

2) нормализация морального состояния

3) социализация

4) инновационная

 

Негативные функции социально – трудовых конфликтов:

1) Усиление враждебности, приводит к накалу производственной обстановки

2) свертывание деловых контактов, отказ от открытых связей

3) падение мотивации к труду и фактических показателей трудовой деятельности

4) ухудшение взаимопонимания

5) умышленное сопротивление желаниям, действиям и мнениям других

6) умышоенное и целенаправленное деструктивное поведение

7) потери рабочего времени, отвлечение от работы

 

Поведение работника в условиях конфликта являются показателем отношения к труду.

 

 

5. Разрешение социально-трудовых конфликтов.

Разрешить – значит устранить конфликтную ситуацию или исчерпать инцидент.

Разрешение – это целенаправленная деяте6льность, снимающая причины и последствия конфликта:

- организованное

- произвольное

- стихийное

 

Факторы, определяющие сложность конфликта:

1) Масштаб конфликта (определяется общим количеством участвующих в конфликте лиц или групп, количеством сторон и позиций)

2) Деятельность в конфликтной ситуации

3) Новизна или стандартность конфликта

4) Объективные или субъективные причины конфликта

5) Субъективные характеристики конф. сторон

 

 

Лекция № 13.

Эффективность труда руководителей и специалистов управления.

1. Основные задачи и содержание управленческого труда.

2. Особенности управленческого труда.

3. Категории персонала управления.

4. Основные требования к организации управленческого труда.

5. Направления совершенствования организации управленческого труда

6. Источники оценки работы руководителей и специалистов

 

1. Основные задачи и содержание управленческого труда.

Управленческий труд – это вид трудовой деятельности по выполнению функций управления.

Объект управленческого труда - организация, структурное подразделение.

Предмет управленческого труда – информация о состоянии объекта и необходимых изменениях в его функционировании и развитии.

Продукт упр. труда – упр. решения и практические действия для обеспечения функционирования объекта в требуемом режиме.

Основные задачи управленческого труда:

1) Создание предпосылок и условий для выполнения объема работ;

2) Регулирование хода выполнения работ;

3) Получение результатов производства путем создания соответствующих аналитических и отчетных документов.

 

Содержание упр. труда определяется его функциями.

Функции:

1) Определение целей и планирование

2) Организация исполнения

3) Координация и стимулирование деятельности исполнителей

4) Учет и контроль исполнения

 

2. Особенности управленческого труда.

Особенности:

1) Незначительные физические нагрузки, высокий удельный вес нервно – психических нагрузок.

2) Высокие доли творчества и степень ответственности

3) Предметом труда является информация о состоянии управляемого объекта

4) определенная квалификация

5) Существует временной интервал между приложением труда и его результатом

6) В меньшей степени поддается механизации и автоматизации

7) Ограничение подвижности организма

8) Требование высокого уровня внимания

9) Хорошая память

 

3. Категории персонала управления.

Все работники управления делятся на 3 основные группы: руководители, специалисты и технические исполнители.

Руководители– лица, наделенные полномочиями принимать упр. решения и организовывать их выполнение.

- линейные (возглавляют административно – обособленные хоз. единицы)

- функциональные

Специалисты – работники, занятые инженерно – техническими, экономическими, бухгалтерскими видами деятельности.

Технические исполнители – работники, которые осуществляют подготовку и оформление документации, учет и контроль, хоз. обслуживание и делопроизводство.

 

4. Основные требования к организации управленческого труда.

Основные требования:

1) Постепенное вхождение в трудовой процесс

2) Соблюдение строгой последовательности, систематичность и тщательное планирование трудовой деятельности

3) Соблюдение оптимального темпа и ритма выполнения работы

4) Рациональная организация упр. труда ( организация рабочего места, условия труда, организация справочно – информационной деятельности, работа со специальной литературой, ведение личного архива, планирование работы, использование технических средств).

 

5. Направления совершенствования организации управленческого труда

1) Рационализация разделения и кооперации труда в рамках управляющей системы в целом

2) Подбор и расстановка управленческих кадров

3) Создание благоприятных санитарно – гигиенических и эстетических условий труда

4) Совершенствование организации рабочих мест

5) Разработка рациональных режимов труда и отдыха

 

6. Источники оценки работы руководителей и специалистов

Труд руководителей оценивается по результатам деятельности всего коллектива. При этом учитывается степень выполнения возложенных на руководителей , напряженность работы и достигнутый уровень организации труда и производства на руководимом объекте.

Труд специалистов и тех. исполнителей оценивается по объему , полноте и качеству и своевременности выполнения закрепленных за ними должностных обязанностей

 

1. Определить коэффициент ценовой эластичности, если при цене 100 руб. – объем спроса составляет 30 шт., а при цене 80 руб. – 50 шт. О чем говорит полученный результат?

Коэффициент ценовой эластичности рассчитывается по формуле: Ep = ∆Q / ∆P = (50 – 30) / (80 – 100) = 30 / (-20) = - 1,5

Коэффициент ценовой эластичности спроса всегда является величиной отрицательной, поскольку между спросом и ценой существует обратная зависимость. Спрос считается эластичным в том случае, когда абсолютное значение коэффициента эластичности больше единицы: |Ер| > 1. Поскольку |Ер|=1,5, спрос на товар является эластичным.

2. Функция рыночного спроса имеет вид Qd = 3 - P, где Р – рыночная цена. Функция предложения: Qs = 2P.

Определить, чему равна равновесная рыночная цена, равновесный объем. Что такое устойчивость рыночного равновесия.

Рыночное равновесие определяется Qs = Qd =>

3 – P = 2P

3 = 2P + P

3 = 3P

P = 1 – равновесная рыночная цена

Q = 2 – равновесный объем

Рыночное равновесие – ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению. Рыночное равновесие называют устойчивым, если при отклонении от равновесного состояния в действие вступают рыночные силы, восстанавливающие его.

3. При росте дохода производителя с 200 до 500 рублей, объем спроса на маргарин упал с 10 до 30 кг в год, а объем спроса на масло вырос с 6 до 12 кг в год. Определить коэффициенты эластичности объема спроса маргарина по доходу и эластичности объема масла по доходу. О чем говорят полученные коэффициенты?

Коэффициент эластичности объема спроса по доходу рассчитывается по следующей формуле:

Коэффициент эластичности объема спроса маргарина по доходу: е = ((3 – 10) / 10) / ((500 – 200) / 200 = (-0,7) / 1,5 = -0,47

Коэффициент эластичности объема спроса масла по доходу: е = ((12 – 6) / 6) / ((500 – 200) / 200 = 1 / 1,5 = 0,67

Коэффициент эластичности спроса по доходу необходим при расчете потребительской корзины, определении структуры потребления лиц с различными доходами, исчислении степени изменения потребления того или иного товара при изменении уровня дохода и т.д. Полученные данные по изменению объема спроса могут быть использованы при решении вопросов развития производства.

Маргарин можно назвать низкокачественным товаром, или неполноценным, так как при увеличении дохода спрос на товар падает и е < 0, а масло - нормальным, так как при увеличении дохода спрос на товар увеличивается, е > 0. Кроме того, так как 0 < е < 1, то масло можно отнести к товарам первой необходимости, спрос на которые растет медленнее роста доходов и, следовательно, имеет предел насыщения.

4. При росте цен на чай с 10 до 20 руб., объем спроса на сахар упал с 2 до 1 кг, объем спроса на кофе вырос с 2 до 4 кг, объем спроса на газеты не изменился – 2 шт. Определить коэффициенты эластичности объема спроса сахара по цене чая, объема кофе по цене чая, объема спроса газет по цене чая. О чем говорят данные коэффициенты?

Коэффициент эластичности объема спроса по цене рассчитывается по формуле:

Коэффициенты эластичности объема спроса сахара по цене чая: е = ((1 – 2) / (20 – 10)) * (((10 + 20) / 2) / ((1 + 2) / 2)) = ((-1) / 10) * ((30 / 2) / (3 / 2)) = -1

Коэффициенты эластичности объема спроса кофе по цене чая: е = ((4 – 2) / (20 – 10)) * (((10 + 20) / 2) / ((2 + 4) / 2)) = (2 / 10) * ((30 / 2) / (6 / 2)) = 1

Коэффициенты эластичности объема спроса газет по цене чая: е = ((2 – 2) / (20 – 10)) * (((10 + 20) / 2) / ((2 + 2) / 2)) = (0 / 10) * ((30 / 2) / (4 / 2)) = 0

Чай и кофе являются взаимозаменяемыми товарами, так как е > 0.

Чай и сахар являются взаимодополняющими (комплементарными) товарами, так как е < 0.

Чай и газеты являются независимыми товарами, так как е = 0.





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 13; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.224.102.3
Генерация страницы за: 0.091 сек.