Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные нормы - понятие и виды 2 страница




18 вопрос

Истина – правильное отражение действительности в мысли, проверяемое при помощи критерия практики. Истина не существует сама по себе, независимо от знания. Это характеристика знания, которое может быть истинным или неистинным. Поэтому, употребляя понятие «истина», следует иметь и виду истинное знание, выраженное в понятиях, суждениях, теориях и других его формах. Познание не свободно от заблуждений, под которыми следует понимать несоответствие знаний действительности.

Установление истины - непременное условие справедли­вого правосудия по уголовному делу. Именно истины, правды требует общество от судей; истина, правда образуют сущность приговора суда как акта правосудия.

Требование установления правды, истины постоянно при­сутствует в отечественном законодательстве, регулирующем дея­тельность суда. (Употребление термина "правда" как синонима термина "истина" свойственно и современному русскому языку.)

В "Кратком изображении процессов" Петра I аудитору вме­нялось в обязанность поступать в деле "сущею правдою". Александр II, вступая на престол, в марте 1856 года провоз­гласил: "Да правда и милость царствуют в судах". Ст. 613 Устава уголовного судопроизводства 1864 года обязывала су­дью, председательствующего по делу, направлять ход дела "к тому порядку, который наиболее способствует раскрытию истины". В первом советском Уголовно-процессуальном ко­дексе РСФСР, принятом 25 мая 1922 года, ст. 261 почти без изменений воспроизводила это положение. В последующем и вплоть до наших дней эти законодательные нормы остава­лись непоколебленными.

Проблема установления истины при производстве по уго­ловному делу имеет разные аспекты, в том числе и нравствен­ные. М. С. Строгович писал, что "... проблема истины в уголов­ном процессе - это не только юридическая, но и в не меньшей мере этическая проблема". Он отмечал, что в "... этическом пла­не она исследована очень мало и слабо" *.

Подлинное правосудие невозможно без установления ис­тины. Поэтому в уголовном процессе истина "котируется как одна из самых высоких моральных ценностей" *.

Обязанность суда устанавливать истину по уголовному делу, прямо возложенная законом на судей, представляет собой не только юридический, но и нравственный долг деятелей право­судия. Судья не имеет нравственного права осудить невиновно­го, против которого обвинение собрало какие-либо доказатель­ства, а защита не смогла убедительно противостоять обвине­нию. Но и оправдание действительно виновного вследствие фор­мального отношения судьи к исследованию обстоятельств дела, его безразличия и пассивности делает приговор необоснован­ным и несправедливым. Такой приговор является следствием отступления судьи от требований его нравственного долга.



В законодательстве России, в трудах российских ученых как до революции, так и в советский период требование уста­навливать в суде истину не подвергалось сомнению. Правда, философская характеристика истины (материальная, судебная, объективная и др.) была далека от единообразия. Однако в по­следнее время стал пропагандироваться взгляд, что суд не в состоянии установить истину и что требовать от суда по каж­дому делу ее выяснять нет оснований. Подлинно научная аргу­ментация на этот счет отсутствует, но декларативные заявле­ния в печати, хотя и немногочисленные, могут оказать опреде­ленное воздействие на общественное мнение, а также, что уже небезобидно, на правоприменителей. Следует согласиться с Л. Д. Кокоревым, который, критикуя тех, кто выступает за ос­вобождение судей от обязанности устанавливать истину, пи­шет: "За такими рассуждениями скрывается не столько про­фессиональная несостоятельность, сколько нравственная неспо­собность осуществлять доказывание на основе своего внутрен­него судейского убеждения, базирующегося на материалах уго­ловного дела, страх перед ответственностью за ошибку. Следо­ватель, прокурор, судья должны быть уверены в своих нравст­венных силах, независимо осуществлять доказывание, устанав­ливать истину, принимать обоснованное, справедливое реше­ние и не бояться никакой ответственности за свои нравственно оправданные действия и решения" *.

Отрицание возможности установить по делу истину, прав­ду лишает правосудие нравственной цели и содержания и мо­жет служить оправданием любой несправедливости. Установ­ление истины, а следовательно, справедливое разрешение дела: осуждение только виновного и в соответствии со степенью его вины и безусловное оправдание невиновного - нравственный долг судьи. Установление истины - высоконравственная цель доказывания, без достижения которой справедливое правосу­дие невозможно.

На судье в российском процессе всегда лежал нравствен­ный долг установления истины, правды. Попытки представить суд пассивным наблюдателем схватки между противоборствую­щими сторонами не соответствуют исторической правде и пред­назначению суда как органа правосудия. Следует напомнить мнение глубокого знатока и горячего защитника Судебных ус­тавов 1864 года А. Ф. Кони, который считал, что судья призван прилагать все силы ума и совести, знания и опыта, чтобы по­стигнуть житейскую и юридическую природу дела, должен на­прягать свои душевные силы "для отыскания истины". По мне­нию А. Ф. Кони, обвинитель и защитник при состязательном начале процесса - помощники судьи в исследовании истины *. Попытки снять с суда ответственность и лишить его возможно­сти устанавливать истину, отдав все на усмотрение сторон под флагом развития состязательности, - не что иное, как доведе­ние до абсурда самой плодотворной и гуманной идеи состяза­тельного начала в процессе.

19 вопрос

Профессиональная мораль, как уже отмечалось, складывается прежде всего в таких видах деятельности, объектом которых является человек. Безусловно, у юриста при работе с людьми возникают неповторимые ситуации, трудности, противоречия, которые необходимо своевременно разрешать и преодолевать в ходе самой деятельности. Качественное своеобразие характера отношений между людьми в каждой профессии предполагает соответствие деятельности определенным социальным нормам и стандартам, морально-этическим требованиям. Поэтому профессиональная мораль, с одной стороны, является составной частью общей морали, а с другой — имеет качественную специфику. Взаимосвязь между ними выражается в диалектике общего и особенного.

 

Профессиональная мораль юриста выступает как особенная по отношению к общему — общечеловеческой морали. Общие принципы и нормы морали, выражая закономерные и устойчивые связи личности и общества, проявляются через профессиональную специфическую мораль, претерпевая при этом определенные изменения в соответствии с особенностями данной деятельности. Вместе с тем нормы общечеловеческой морали не исчерпывают всего содержания профессиональной морали, ибо всякое общее лишь приблизительно охватывает отдельные предметы. Профессиональная мораль включает в свое содержание наряду с общим и специфическое — те нравственные дополнительные требования, которые предъявляются к людям именно данной профессии.

 

Показательна в этом смысле структура профессиональной этики юриста, которая включает три элемента:

1) нравственная деятельность юриста и ее специфические особенности;

2) нравственные отношения в сфере права и правоприменения;

3) особенности профессионально-нравственного сознания работников правоохранительных органов.

Первые два элемента по существу составляют объективную сторону профессиональной этики юриста, а третий элемент — субъективную сторону.

Такое деление, казалось бы, единого процесса позволяет разграничить цель и задачи юристов от отношения к порученному участку деятельности, выявляя на этой основе также три элемента:

 

1) цель юридической деятельности;

2) средства, которые используются для достижения цели;

3) результат юридической деятельности.

 

Как известно, целями и задачами юристов (всех сотрудников правоохранительных органов) являются: обеспечение личной безопасности граждан; предупреждение и пресечение преступлений, их раскрытие; охрана общественного порядка; оказание помощи гражданам, должностным лицам, частным и государственным предприятиям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

Исходя из этого цели и задачи правоохранительных органов устанавливаются правовыми системами и носят нормативный характер, предусматривают определенную социальную программу, которая должна быть выполнена обязательно в процессе профессиональной деятельности.

Кроме того, полученный результат иногда содержит нечто такое, что заранее не было предусмотрено, поэтому результат может оказаться и позитивным, и негативным.

 

Отклонения между целью и результатом объясняются следующими причинами:

• противоречивость взаимодействия субъективных и материальных, материальных и духовных сторон в профессиональной деятельности юристов, когда существуют заметные расхождения интересов и целей различных участников;

• недостаточность экономических средств, необходимых для решения задач;

• недобросовестность профессиональных юристов при достижении результатов при наличии условий и средств (субъективный фактор), где может превалировать либерализм и благодушие или излишняя подозрительность, придирчивость.

Исходя из этих особенностей, критерием нравственности средств, используемых в профессиональной деятельности юристов, может быть только законность, справедливость, чтобы результат был всегда нравственным.

 

Особенности профессиональной этики юристов

 

Особенности предмета профессиональной этики юристов, сотрудников правоохранительных органов проявляются в специфике нравственных проблем их профессиональной деятельности. Предмет изучения определяет и общую направленность данной учебной дисциплины, которая призвана: сформировать основы профессионального отношения к избранной специальности; определить понятие и содержание профессиональной чести и профессионального долга, раскрыть нравственные основы осуществления будущей практической деятельности; выработать определенный иммунитет к профессионально-нравственной деформации в процессе непосредственного контакта с представителями криминального мира.

 

Для более глубокого понимания профессиональной этики юристов важно уяснить, во-первых, кодексы поведения, предписывающие должный тип нравственных отношений между людьми, которые задействованы в этой профессиональной деятельности. Во-вторых, социально-философское истолкование культурно-гуманистического назначения данной профессии, позволяющей выбирать собственную линию поведения в процессе выполнения своего профессионального долга. Так же это необходимо, чтобы разбираться в себе и других, чтобы видеть происходящее и с полной ответственностью реализовывать свою свободу.

 

Именно поэтому предмет профессиональной этики юриста определяет специфическую направленность данной учебной дисциплины, призванной:

• развить интерес к этому виду деятельности как к правовой профессии широкой направленности;

• определить понятие и содержание профессиональной чести, раскрыть нравственные основы будущей профессиональной деятельности;

• выработать иммунитет к профессионально-нравственной деформации в процессе непосредственного общения с теми, кто преступил закон.

 

Все это в комплексе вырабатывает умения и навыки соблюдения служебного этикета в конкретных ситуациях служебной и внеслужебной деятельности.

20 вопрос

Методы изучения профессиональной этики юриста

 

21 вопрос

Кодекс профессиональной этики юриста

Кодекс профессиональной этики юриста - система моральных принципов, лежащих в основе деятельности юриста и служащих его мировоззренческим и методологическим ориентиром.

Дать исчерпывающий перечень всех моральных принципов юриста не представляется возможным, ибо каждая личность индивидуальна и является носителем большего или меньшего их количества в разном сочетании. Однако имеется основные моральные принципы, без которых не может состояться профессионал-юрист в правовом государстве. Они составляют содержание кодекса профессиональной деятельности юриста:

1. Верховенство права - означает осознание юристом своей миссии служения праву и закону, соблюдение законности. Юрист-практик не должен отождествлять понятия права и закона, но не может противопоставлять их. Он обязан руководствоваться соображением о том, что закон в правовом государстве является правовым, справедливым, подлежащим неукоснительному исполнению. Даже если какой-либо закон, с его точки зрения, не полностью отвечает идеям правового государства, юрист обязан стоять на страже соблюдения его положений. Это можно назвать принципом связанности законом, приоритета закона, который не поддается опровержению. Именно юристы призваны вести борьбу с правовой анархией, нигилизмом, быть "служителями" права, блюстителями закона.

Так, ст.20 Закона Украины "О милиции" четко устанавливает: "Работник милиции при исполнении возложенных на него обязанностей руководствуется только законом, действует в его пределах и подчиняется своим непосредственному и прямому начальникам. Никто не вправе обязать работника милиции исполнять обязанности, не предусмотренные действующим законодательством." Как критерий "правомерного" и "противоправного" поведения выступает закон при осуществлении работниками Службы безопасности Украины своей деятельности (большинство из которых имеют юридическое образование). Согласно ст. 35 Закона Украины "О Службе безопасности Украины" от 25.03.1992 года "сотрудники Службы безопасности Украины самостоятельно принимают решения в пределах своих полномочий. Они должны отказаться от выполнения каких бы то ни было приказов, распоряжений или указаний, противоречащих действующему законодательству."

2. Гуманное отношение к людям - непременный принцип, входящий в кодекс профессиональной этики юриста. Он подчеркивает, что одной высокой квалификации (диплом и последующие аттестации) недостаточно для того, чтобы состояться профессиональным работником юридического труда. Важное значение имеет его заботливое отношение к каждому человеку, с которым он сталкивается в процессе выполнения служебных обязанностей. Все люди, с которыми по роду своей деятельности юрист общается (свидетели, потерпевшие, подозреваемые, подзащитные и т.д.), воспринимают его не только как исполнителя определенной профессиональной роли, но и как человека со всеми его положительными и отрицательными качествами. Каждый, кто силой обстоятельств вовлекается в общение с прокурором, следователем, судей, адвокатом и т.д., ожидает от них не только квалифицированного (профессионального) исполнения обязанностей, но и уважительного отношения.

По отношению юриста к каждому конкретному человеку можно судить о моральной культуре самого юриста. Уважительное отношение юриста к личности и к ее проблемам позволяет создать особую психологическую атмосферу доверия и обеспечить успех юридического дела.

Гуманное (уважительное) отношение к людям представляет собой такое отношение, в котором практически (в соответствующих действиях и мотивах) признается достоинство личности. Сложившееся в моральном сознании общества понятие уважения предполагает: справедливость, равенство прав, возможное наиболее полное удовлетворение интересов людей, доверие к людям, внимательное отношение к их убеждениям, проблемам, чуткость, вежливость, деликатность.

К сожалению, на практике идея о том, что личность, ее честь и достоинство - превыше всего, еще не овладела юристами, особенно это характерно для некоторых работников правоохранительных органов. Нередко работники милиции в своей деятельности ущемляют права потерпевших путем бездействия со своей стороны - отказа в регистрации преступлений и в возбуждении уголовных дел, несмотря на наличие достаточных к тому оснований.

Большой вред отношениям "юрист - клиент" наносится бюрократическим мышлением некоторых "служителей закона". При таком мышлении - нет места человеку. Для бюрократа человек - в лучшем случае средство для решения общественно значимых задач, в худшем - препятствие на пути решения этих задач. Возникает ситуация, когда ради блага общества ущемляются права и интересы личности.

Бюрократизм всегда антидемократичен, но в правоохранительных органах он опаснее: здесь неизмеримо больше возможностей для подавления личности, здесь незаметнее стирается грань, отделяющая справедливость от произвола. Чтобы этого избежать, нужно вернуть правоохранительной деятельности ей изначально задуманное предназначение защитницы людей, надежного гаранта справедливости.

Целесообразно взять на вооружение рассуждения А.Ф. Кони о взаимоотношениях прокурора и участников судебного процесса. Прокурор, выступая в суде обвинителем, обязан с одинаковой чуткостью и усердием ограждать и интересы общества, и человеческое достоинство личности. Он должен иметь такие качества, как "спокойствие, отсутствие личного озлобления против подсудимого, опрятность приемов обвинения, чуждая к возбуждению страстей". "Обвинителю надлежит всегда помнить, что и у него, и защитника одна общая цель: содействовать с разных точек зрения суду выяснить истину доступными человеческим силам средствами".

3. Порядочность - один из исходных принципов высокого морального уровня исполнения профессиональных полномочий, означающий органическую неспособность к бесчестному поступку. Она проявляется, прежде всего, в способах и приемах, используемых юристом в своей деятельности. Для достижения любой поставленной цели юрист выбирает такие способы и приемы, которые не противоречат нормам права и морали. Невозможно законодательно регламентировать все нюансы, связанные с юридической практикой, поэтому в некоторых ситуациях именно от порядочности следователя, судьи, нотариуса зависит судьба, доброе имя конкретного человека или его близких.

Порядочность юриста-профессионала строится на таких качествах, как доверие и сочувствие, честность и правдивость. Эти качества должны проявляться во всех видах взаимоотношений: "руководитель - подчиненный", "между коллегами", "юрист - клиент".

4. Доверие представляет собой отношение человека к действиям другого лица, к нему самому, и основано на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности.

Некоторые руководители видят в своих подчиненных лишь исполнителей своей воли, забывая, что это прежде всего люди, со свойственными проблемами и заботами. В данной ситуации подчиненный не чувствует себя нужным, не ощущает себя в полной мере личностью, особенно если начальник часто проявляет грубость к нему. Эта нетерпимая обстановка в коллективе создает условия, при которых черствость, грубость переносится на своих коллег и на общение с другими людьми. Для того, чтобы избежать этого, руководитель должен проявлять постоянную заботу о каждом члене коллектива. От него иногда требуется просто проявить интерес к проблемам в семье подчиненного, выяснить его мнение по вопросам, касающимся работы, дать ему объективную оценку как специалисту. Только при таком подходе подчиненный полностью осознает, что интересы дела - это его интересы.

Доверие между коллегами играет огромную роль, так как при кажущейся индивидуальности труда юриста, положительный результат при разрешении любого юридического дела может быть достигнут только совместными усилиями всего коллектива, выступающего как объединение единомышленников. Сочувствие, как понимание чувств и мыслей другого, выражается в оказании моральной поддержки его устремлениям и готовности содействовать их осуществлению (напр., зная о недостаточном опыте своего молодого коллеги, оказать ему посильную помощь в сложных ситуациях). Доверие и сочувствие по отношению к клиентам является одним из важных способов установления психологического контакта, так как человек только тогда захочет сотрудничать с юристом (следователем, адвокатом), если поймет, что напротив него находится человек, который сопереживает ему и хочет помочь путем установления истины по делу. Юрист не должен проявлять агрессивность, смущать клиента, вызывать у него чувство вины (кроме особых ситуаций), подавлять его или, напротив, заметно подлаживаться под позицию собеседника, лебезить перед ним. Именно доверие и сочувствие к человеку выступают критериями выбора юристом (следователем, прокурором, судьей) меры пресечения, а также определения вида и меры наказания, основываясь прежде всего на предписаниях закона.

5. Честность предполагает принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убежденность в правоте проводимого дела, искренность перед другими и перед собой, признание и соблюдение прав других людей на то, что им законно принадлежит. Это качество должно определять поведение юриста во всех случаях, когда он, общаясь с клиентом, принимает на себя обязательства в выполнении для него значимых действий, таких как: обеспечение безопасности ему или членам его семьи, создание всех условий для защиты, обещание довести дело до конца, как бы тяжело это не было сделать.

Честность - залог нравственных отношений в юридической практике. Это требование вытекает из объективной необходимости совместной деятельности, подчиненной общему интересу - установлению истины.

6. Правдивость юриста представляет собой моральное качество, характеризующее его как личность, сделавшую для себя правилом говорить людям истину, не скрывать от них действительное положение дел, если это не причинит вред интересам личности и государства.

Правдивость - общечеловеческое требование, однако отдельные виды юридической деятельности в силу их специфики нуждаются в некоторых ограничениях - оправданных и допустимых. К ним следует отнести добродетельный обман: дезинформация противника, легендирование оперативно-розыскной деятельности и некоторые другие средства используемые правоохранительными органами. К этому можно добавить, что правда не всегда нравственна. Раскрытие перед преступниками плана проводимой операции нельзя назвать нравственным поступком. В некоторых случаях допустимым и оправданным можно считать обман в отношении своих коллег, если рассматриваемое дело связано с коррумпированностью чиновников, чтобы избежать давления со стороны "заинтересованных лиц".

7. Самоотверженность - выражается в действиях, которые по своему характеру представляют акт самопожертвования - добровольного принесения в жертву своих интересов, а иногда даже жизни ради интересов других людей, достижения поставленных целей, во имя справедливости.

В условиях переходного периода нашего общества и государства, сопровождающегося неустойчивостью экономической, политической и духовной жизни народа, именно юристы, как носители высоких этических принципов, должны стать образцом в выполнении своих профессиональных функций. Нередко жертвуя своими личными интересами, как духовными, так и материальными, они получают удовлетворение от результатов своего труда: качественного и полного расследования уголовного дела, удачной защиты клиента в суде и т.д. Так, практическая эффективность поступка работника правоохранительных органов, вступающего в неравную борьбу с противником и жертвующего своим здоровьем, очень мала, но велика при этом его нравственная ценность, ибо его нравственные последствия сильнейшим образом воздействуют на сознание и поведение всех членов общества, как на законопослушных, так и на преступников.

22 вопрос

Прися́га — официальное и торжественное обещание (клятва) при поступлении (призыве) на военную или иную службу, получении определенного статуса (какгражданство). При вступлении в должность, в члены организации или клуба.

23 вопрос

Юридическая этика как наука, изучающая взаимосвязи морали и права.

Социальные потребности – основа формирования науки. Во-первых, взаимоотношение морали и права обладает философской направленностью. Во-вторых, мораль и право сталкиваются и в процессе отправления правосудия. Так, суд присяжных – суд морали общества.
Возникновению науки юридической этики предшествовало появление науки судебной этики. Главной особенностью последней являлось морализаторство, то есть не зная этики морали юристы толковали норму права с точки зрения морали.
Основная ошибка автора судебной этики заключалась в том, что он исходил из правовой формы и при помощи этой формы определял что морально и что аморально при ее реализации.
Потребность в этике проявлялась и в теории права, где с точки зрения этики пытались рассматривать правосознание, правовые интересы и другие проблемы.
Сейчас остро стоит проблема нравственной ответственности. В результате этого получила развитие такая наука как диантология – наука о долге.
Сначала наука представлялась как единое целое, так, у Аристотеля этика занимала первоочередное место. Затем наука подверглась разделению, но в итоге ученые пришли к выводу о том, что только на стыке наук, при их взаимосвязи возможны новые открытия, новые прорывы.
Этика воспитывает человека и право, организовывает человека, поэтому необходимо объединить этику и право для развития человечества.
Прогнозирование научных исследований позволило сделать умозаключение о том, что изучение морали и права в комплексе может дать существенный импульс в познании способов регуляции человеческой жизни и деятельности. Естественно, что никакая наука не пойдет вперед без методологической основы.
Юридическая этика – это наука, призванная изучать взаимосвязи и взаимозависимости морали и права и разрабатывающая на этой основе пути развития целей права, юридической деятельности для активизации нравственного развития общества.
Юридическая этика призвана изучать право, где отдельному этическому исследованию подвергаются нормы права, принятые правовые решения, результаты принятых правовых решений.
Империческая основа включает в себя правовые оценки, социальные и жизненные ситуации, материальные объекты этих ситуаций, материализованные оценки этих ситуаций применительно к нормам права. То есть у нас появляется возможность изучать нравственные процессы общества и личности через все зафиксированные в документах элементы деятельности, находящиеся в правовой оценке.
Объектами юридической этики являются: право, моральные ценности общества, нравственные качества личности, процессы реализации этих ценностей и качеств.
Особенность данной науки заключается в изучении вышеперечисленных объектов и раздельно, и в комплексе.
Целями морали являются:
1. Нравственное развитие личности;
2. Совершенствование нравственных отношений в обществе;
3. Формирование нравственного отношения и содействия всех видов деятельности человека;
4. формирование нравственных отношений между государством, обществом и личностью;
5. формирование нравственных отношений между государствами.
Функции морали:
• информационная;
• стимулирующая (необходимо стимулировать моральное поведение граждан);
• морального выбора;
• моральной организации всех видов деятельности;
• формирования моральных отношений между людьми.
Любая профессиональная деятельность – это моральный выбор. Самый поверхностный анализ моральных функций свидетельствует о том, что в настоящее время они не полностью обеспечиваются правовой регуляцией. Задача права – реализация в постоянном развитии каждой моральной функции.
• моральной оценки;
• развития нравственной активности;
• функции ликвидации зла, противодействия злу.
Тщательный анализ и выявление всех функций морали необходим для того, чтобы определить пути развития правовой системы, которая изначально призвана обеспечивать всю систему функций морали.
• обеспечение справедливости.
Нравственные принципы обязательно закрепляются в праве, реализуются правом, защищаются правом. Право выполняет и функцию формирования моральных ценностей общества. Мораль определяет право, а право определяет политику и науку.
Мораль и право представляют развернутые системы правил поведения, охватывающие практически всю совокупность общественных отношений. Право подразделяется на отрасли (уголовное, гражданское, трудовое и т.д.) и нормы каждой из этих отраслей принято сводить в кодексы. Мораль, в свою очередь, включает разделы, регулирующие ту или иную сферу общественных отношений. Сюда включается нравственность труда, нравственность быта. Самое важное различие между моралью и правом касается способа, каким они регулируют поведение людей. Исполнение норм права обеспечивается при необходимости мерами принуждения с помощью специального аппарата правосудия, которое осуществляется должностными лицами. Требование морали поддерживаются силой общепринятых обычаев, общественного мнения или личной убежденности индивидом. Моральная санкция осуществляется, главным образом, мерами духовного воздействия, причем не отдельными людьми, наделенными какими-либо особыми полномочиями, а всем коллективом, социальной группой, обществом в целом. Большая часть общественных отношений регулируется одновременно как нормами права, так и нормами морали. Возникающие иногда несоответствия между требованиями закона и нравственности в подавляющем большинстве случаев связаны не с различиями морали и права, а с противоречиями внутри самих этих форм: общественного контроля (между законодательством и его практическим осуществлением, между требованиями общества и личной совестью).

24 вопрос

Нравственное содержание правоохранительной деятельности.Главная суть деятельности правоохранительных органов непосредственно обнаруживается в их названии: это исполнение важнейшей конституционной обязанности государства - охрана и защита прав и свобод человека и гражданина (Конституция РК)





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 39; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.145.122.109
Генерация страницы за: 0.104 сек.