Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ключевые слова: законы диалектики, противоречие, мера, количество, качество, противоположность, преемственность, детерминизм, отрицание отрицания. 2 страница




Среди различных подходов к описанию процессов самоорганизации выделяют:

Российскую школу нелинейной динамики (С.П. Курдюмов)

Бельгийскую школу диссипативных процессов (И.Пригожин)

Немецкую школу лазерной физики (Г. Хакен)

Особенность синергетической системы состоит в том, что малые флуктуации, малые изменения начальных условий возрастают в ней до макроскопического уровня. На этом пути возникают неустойчивости, приводящие к бифуркациям, т.е. к резким качественным изменениям состояния системы. Эти изменения имеют характер фазовых переходов. В синергетической системе реализуется самоорганизация, самоупорядочивание в пространстве и времени. Соответствующие явления наблюдаются на всевозможных уровнях строения, начиная с Вселенной в целом, и кончая частицей вируса.

Самоорганизующиеся системы обладают возможностью генерации информации. Связано это с неравновесностью системы и обусловлено свойствами среды, в которой размещены элементы этой системы.

Изучение нелинейных уравнений в контексте синергетики привело к открытию особого класса фазовых траекторий – странных аттракторов. Они по существу являются математическими образамисостояний механических систем, которым соответствует сложное химическое движение, названное динамическим хаосом. После появления синергетики оказалось, что хаотическое движение можно описать. Согласно Пригожину понятие хаоса может разрешить сразу три парадокса: необратимость времени, коллапс волновой функции, появление порядка из хаоса. Порядок и хаос в контексте синергетики не носят абсолютного характера. Одно понятие определяется через другое. Хаос в открытой неравновесной системе приводит к самоорганизации.

Создание И.Пригожиным термодинамики открытых неравновесных систем позволило по-новому подойти к целому классу традиционных для физики вопросов, рассмотреть проблемы необратимости, времени, эволюции. Пригожин предпринял попытку внести в физику идеи эволюции. Он предложил понятие «стрелы времени», используя для этого представление о динамическом хаосе. Исходя из успехов синергетики, ученые объясняют возникновение и развитие упорядоченных систем перестройкой хаоса. Все возникает из хаоса.

Становление в физике идей самоорганизации и целесообразности привело к рассмотрению человека как уникального и одновременно естественного результата глобально-космической эволюции.

В основания междисциплинарной исследовательской программы универсального эволюционизма входит антропный принцип. Он получил подтверждение, как отражение определенных физических закономерностей, после интерпретации количественных соотношений между фундаментальными константами (скорость света, постоянная Планка, заряд электрона, гравитационная постоянная и др.).



Его философское значение заключается в следующем:

- позволяет глубже понять единство человека и Вселенной;

- можно говорить об «антропологической направленности» эволюции природы:

- получает поддержку идея о существовании разумной жизни во Вселенной.

Релятивистская космология рассматривает модель расширяющейся Вселенной. При этом само понятие «рождение Вселенной» отражает то, что происходит благодаря «Большому взрыву», а последующее расширение Вселенной нельзя понимать как процесс перехода вначале крайне плотной материи в некую окружающую пустоту, так как ее просто нет. В философско-мировоззренческом плане Вселенная есть все существующее, вне ее ничего нет. Причинами начала расширения Вселенной выступают квантовые эффекты, возникающие в поле тяготения при огромных плотностях материи. Эти эффекты во многом еще не ясны, современная физическая наука лишь начинает их исследовать и осмысливать. Сам термин «Большой взрыв» - больше метафора, чем точный теоретический конструкт.

В современной физике космоса наблюдается ускорение внутренних интегративных процессов, например, сближение основ космогонии и астрофизики. Космогония интегрируется с космологией, так как Вселенную с момента Большого взрыва можно рассматривать как специфическое метагалактическое образование, проявляющее в определенной степени общие законы образования Галактик. В этом заключается один из важнейших принципов космогонии, согласно которому законы природы, открытые на основе изучения ограниченной части Вселенной (на планете Земля), могут быть экстраполированы, по сути, на всю Вселенную. На философско-мировоззренческом уровне знаний при таком подходе своеобразно проявляется синтез принципов единства мира и развития.

Следует подчеркнуть, что механизм становления и функционирования Вселенной в настоящее время изучен лишь в общих чертах. Многие проблемы остаются открытыми. Это относится и к вопросу о природе начальной космологической сингулярности и ее поэтапной эволюции.

Так, в рамках инфляционной космологии обсуждается модель хаотического раздувания. «Причиной Космоса» становится квантовая флуктуация (это понятие заменяет в современной космологии понятие сингулярности). Она приводит к образованию классического пространства-времени, которое, согласно теории, начало экспоненциально расширяться. Понятие вечного раздувания описывает эволюционный процесс, продолжающийся как цепная реакция. Если Мета-Вселенная содержит, по крайней мере, одну раздувающуюся область, она будет безостановочно порождать новые раздувающиеся области. Возникает ветвящаяся структура мини-Вселенных, похожих на фрактал. Жизнь земного типа может возникнуть лишь в части мини-Вселенных, условия в которых достаточно благоприятны для этого (антропный принцип). В некоторых из этих мини-Вселенных размерность пространства и времени может быть отлична от четырех, а вместо слабых, электромагнитных и сильных взаимодействий, могут существовать взаимодействия совершенно других типов с другими константами связи. Т.е. речь идет о процессе бесконечной самоорганизации. Теория раздувающейся Вселенной вносит (пока на гипотетическом уровне) серьезные изменения в научную картину мира:

- порывает отождествление Метагалактики и Вселенной как целого;

- вводит принцип крайней неоднородности Вселенной;

- дает новое понимание проблемы сингулярности, применяя квантовый способ объяснения и описания. Вместо рождения всего мира из сингулярности нескончаемый процесс взаимопревращения фаз, в которых квантовые флуктуации метрики различны;

-философские основания инфляционной космологии включают идеи и образы из разных философских систем – идея бесконечного множества миров (Демокрит, Эпикур, Кузанский, Бруно и др.), о превращении потенциально возможного в действительное (Аристотель) и т.д.

Эволюционная проблема становится основной в изучении Вселенной. Исследования в этой области теоретически описывают механизмы рождения Вселенной, а также последовательного возникновения и эволюции наблюдаемой структуры Вселенной, выявляют коэволюцию мега- и микрокосмосов. Решаемые наукой о Вселенной фундаментальные вопросы содержат и философский контекст. С мировоззренческой точки зрения особый интерес представляет постижение механизмов взаимодействия теории эволюции Вселенной с социокультурным контекстом.

Таким образом, современная картина природы:

- дает эволюционистское и синергетическое понимание реальности;

- включает человека как неотъемлемую характеристику картины мира;

- позволяет рассмотреть все многообразие процессов в Метагалактике в аспекте концепции самоорганизации.

 

Главное место в изучении процесса соотношения общества и природы принадлежит геологии.

Земная кора выступает основным объектом геологии. Важное методологическое значение для геологии имеет категория геологическая картина мира. Она представляет собой конкретизацию философской категории научная картина мира. В структуре этой категории выделяется два компонента:

- концептуальный (понятийный) – геологическая система, геологическое пространство и время и т.д.

- чувственно-образный – совокупность наглядных представлений о природе.

В настоящее время в литературе приняты два принципа выделения земных оболочек: «естественнонаучный» и «биохимический». Их смешение приводит к ошибочным представлениям о строении Земли как планеты.

Первый из них берет начало от Э.Зюсса. Земные оболочки выделяются по их основному содержанию:

гидросфера - жидкая земная оболочка

литосфера – твердая часть земной коры

биосфера – оболочка, состоящая из живых организмов

атмосфера – воздушная оболочка

тропосфера – нижняя часть атмосферы.

При данном подходе оболочку, которая состоит из отдельных биогеоценозов, в современной биологии рассматривают как биосферу. Этот принцип однокачественности распространяется и на более сложные образования. Так, совокупность отдельных стран называется социосферой. Этот же принцип применим и при выделении особых оболочек, называемых экосферой.

Второй принцип выделения оболочек Земли введен в науку Вернадским. Это особый геохимический принцип. Он основан на том, что отдельная оболочка планеты состоит из ряда геосфер. Так биосфера, по Вернадскому является оболочкой планеты и состоит из совокупности трех геосфер:

- тропосферы – нижней воздушной геосферы

- гидросферы

- части стратисферы.

Жизнь существует только в биосфере и пронизывает все ее содержание. Живые организмы Вернадский рассматривает с точки зрения их химического содержания. Он вводит новое понятие «живое вещество».

Совокупность всех живых организмов планеты, по Вернадскому, образует живую природу. Массы живого вещества рассматриваются как неотъемлемая и неотделимая часть механизма земной коры.

Окружающие нас геологические условия – это геологическая среда. Следует отметить, что в современной геологии нет единого мнения по поводу термина «геологическая среда». Вместе с тем, с помощью данного понятия решаются социологические и инженерно-хозяйственные проблемы в области социальной экологии.

Разработка данного термина привела к созданию нового направления в геологии – экологической геологии. Она изучает верхние горизонты литосферы (включая подземные воды и газы) как одну из абиотических компонент экосистем высокого уровня организации. Объект экологической геологии – традиционные для геологии сферы земли. Предмет - экологические функции приповерхностной части литосферы. В настоящее время предлагается новое понятие «эколого-геологическая система», которое включает в себя биоту и геологические факторы среды (литогенная составляющая), а также факторы среды техногенного и природного происхождения. Экосистемы такого порядка напоминают географические ландшафты.

Таким образом, современная геологическая наука решает следующие проблемы: снабжение общества горючими ископаемыми, строительным материалом, различными полезными ископаемыми, решение инженерных вопросов и т.д. Особое место занимают проблемы, связанные с охраной и преобразованием природы.

20 век - время великих открытий в науке о жизни: обоснованы материалистические концепции возникновения жизни, происходит становление генетики, молекулярной биологии, экологии и других дисциплин, повлекших качественные изменения в этой области знаний. В биологии наших дней разработаны важные теоретические представления о сущностных характеристиках, о закономерностях структурно-функциональной организации и развития органической жизни. Этим определяется современное понимание объекта биологического познания. К числу основных характеристик биологического объекта обычно относят:

- чрезвычайное разнообразие форм (микроорганизмов, растений, животных);

- способность к саморазвитию;

-системная организованность;

-способность к самоорганизации;

-способность к самовоспроизведению;

-целесообразность организации.

В процессе раскрытия выделенных характеристик биологического объекта оформилась система мировоззренческих и методологических принципов, составляющих философское основание современной биологии: принцип системности, органической целостности, органического детерминизма, органической целесообразности.

Данные принципы имеют универсальный для биологии характер, применяются во всех дисциплинах – от молекулярной биологии до экологии – и имеют существенное значение для познания сущности, возникновения и развития живой природы.

Огромное теоретическое и мировоззренческое значение имело становление классической генетики. В ходе оформления этой области знаний были открыты законы наследственности и выявлены механизмы генетической изменчивости. Генетика открыла новые возможности для теоретической интерпретации взаимодействия организма и среды, для понимания единства жизни.

Определение роли ДНК как носителя генетической информации и открытие ее структуры привело к формированию молекулярной биологии. На основе идей молекулярной биологии оказалось возможным раскрыть инвариантность и универсальность наиболее общих законов биосистем на молекулярном уровне. Это сопровождалось теоретическим осмыслением механизмов самовоспроизведения жизни, изменениями в различных областях биологического знания (становление молекулярной генетики, концепции молекулярной эволюции и др.). Благодаря молекулярной биологии получила естественнонаучное обоснование идея:

- единства неживой и живой природы и качественной специфичности последней;

- несводимость законов живой природы к законам физики и химии;

- естественной саморегуляции, самоорганизации, самоуправления в живой природе.

. Углубление биологии в познание молекулярного уровня биосистем сделало возможным познание сложных уровней организации живой природы – биоценотического, биосферного. Это обусловило стремительное развитие экологии, привело к оформлению идеи коэволюции природы и общества.

Однако самым выдающимся достижением биологической науки является теория эволюции путем естественного отбора. В 20 веке теорию естественного отбора биологам пришлось формулировать заново. Эта теория называется по-разному (неодарвинизм, биологическая теория эволюции и т.д.), но чаще всего синтетической теорией эволюции, или СТЭ. Она возникает из реабилитации и новой формулировки принципа естественного отбора в генетических и статистических терминах. Подчеркивается конструктивная сила эволюции, позитивный и творческий процесс созидания новых форм. СТЭ имеет огромное общебиологическое, философское, мировоззренческое значение.

В наши дни все ярче проявляется тенденция взаимодействия биологии с социогуманитарным знанием. Ценностное наполнение биологического

знания определяют следующие факторы:

- многообразие жизни сочетается с уникальностью каждой из ее форм, т.е. любой вид, любая особь является особой ценностью. Все они должны быть сохранены;

- живое существо рождается и умирает; высоко развитые формы жизни обладают способностями испытывать боль, страх, ощущать радость жизни и привязанность; общие механизмы жизнедеятельности для животных и человека, а также поведение животных, напоминающее поведение людей и т.д.

- живая природа подвергается эстетическим оценкам.

Биологический анализ экологической проблемы выводит на изучение социоприродных систем – их формирования и развития, целенаправленного конструирования и прогнозируемого изменения, а также обуславливает постановку проблемы коэволюции и общества.

Одна из тенденций в развитии биологии выражается в резком возрастании ее практического значения, которое осуществляется через взаимодействие с техническим знанием, технологией, техникой. Это ведет к становлению биотехнологии. Биология уже не только изучает, но и непосредственно влияет на мир живого. Все более отчетливо проявляется тенденция конструирования, создание новых биологических объектов. Считается, что биотехнология вступила в новый – «биоинженерный» - этап своего развития. На основе биотехнологии оказывается возможным достижение широкого круга практических целей:

- резкое повышение продуктивности сельскохозяйственных растений и животных;

- производство в необходимых размерах ряда биогенных веществ и препаратов

- разработка энерго- и ресурсосберегающих технологий, функционирующих по замкнутому циклу и моделирующих биологические процессы; утилизация промышленных отходов с использованием микроорганизмов; экологизация производства в целом, а так же создание искусственных агроценозов;

- решение комплекса медицинских проблем и т.д.

Очевидно, что развитие биологии может способствовать решению ряда глобальных проблем (экологической, продовольственной, медицинской). Вместе с тем необходимо знать, что применение биотехнологий должно осуществляться взвешенно, подвергаться экологической, экономической, социальной экспертизе. В ином случае перед человечеством могут встать еще более опасные, чем современные, глобальные проблемы. К концу 20 века в контексте идей глобального эволюционизма все отчетливее осознается необходимость дополнения стратегии эволюционной стратегией коэволюционной. Коэволюционная стратегия открывает новые перспективы для организации знания, ориентирует на новые способы понимания сопряженности мира природы и мира культуры, осмысления путей совместной эволюции природы и человека, биосферы и ноосферы, цивилизации и культуры.

Вопрос 3. КОНЦЕПЦИЯ НООСФЕРЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Ключевые понятия: ноосфера, техносфера, коэволюция, экологический императив

 

Термин « ноосфера» был введен в научную литературу в начале 20-х годов прошлого столетия Э.Леруа и Тейяр де Шарденом. Под ноосферой они понимают новую оболочку планеты, которая возникает после биосферы и над ней. Биосферу рассматривают как необходимый этап в развитии планеты для возникновения ноосферы. Так, Леруа сравнивает ноосферу с белой скатертью, которой прикрыта биосфера. Из биосферы бьют фонтанчики, питающие ноосферу необходимыми веществами. Согласно концепции «христианского эволюционизма» Тейяр де Шардена человек – явление Жизни, которая пронизана Божеством и эволюционирует по спирали - от простого, к высшей божественной сложности по законам, заданным Богом. Импульс для развития дает «радиальная энергия», противостоящая энтропии. Закономерным этапом в развитии Жизни является «ноосфера», когда разум человека становится силой планетарного масштаба. Конечная цель – «точка Омега». Это своеобразный центр духовного синтеза. В работах Леруа, а также П. Тейяра де Шардена ноосфера осмысливается, прежде всего, как чисто духовное явление.

В.И.Вернадский начинает рассматривать ноосферу как качественно новый этап эволюции биосферы, обусловленный историческим развитием человечества, его трудом и разумом.

Биосфера как система взаимосвязанных биогеоценозов представляет собой такое целостное образование, в котором развиваются свойства, отсутствующие у составляющих ее частей. Многие свойства самих частей являются результатом саморазвития биосферы как целого.

Таким образом, все части биосферы являются:

- продуктом ее собственного развития во взаимодействии с окружающей средой;

- продуктом постоянного взаимодействия дифференцирующихся частей друг с другом.

В результате данного процесса формируется высокоорганизованная система, в которой ни один из ее фрагментов не может существовать в данном качестве вне целого.

Биосфера, как и любая целостная система равновесна не только с окружающей средой, но и во взаимодействии частей. Именно это обеспечивает ее существование. Однако это равновесие динамическое. Оно развивается в борьбе противоречивых процессов, от менее к более активному полюсу. Живое вещество биосферы в силу особенностей его структуры выступает как более активный полюс взаимодействия, что определяет преимущественное движение вещества и энергии от неживой природы к органическому миру. Эта тенденция в развитии биосферы значительно усиливается с появлением человечества. Как более высокая, качественно новая ступень развития материи, человеческое общество выходит за пределы живой природы. Качественно особые черты приобретает также измененная им окружающая природа. Это и получило отражение в предложенном Вернадским понятии «ноосфера».

Вернадский считал, что с возникновением человечества и развитием его производственной деятельности, оно постепенно становится основным геологическим фактором преобразования верхней оболочки земли. Он приходит к выводу, что человечество сможет обеспечить свое будущее только в том случае, если возьмет на себя ответственность за развитие биосферы в целом. Так как человечество сделалось определяющим фактором эволюции биосферы, и существовать вне биосферы оно не может, то должно принять на себя обеспечение направленности ее развития. Причем таким образом, чтобы свойства биосферы не вышли за те весьма узкие пределы, в которых только и может существовать биологический вид «человек разумный». Дальнейшая эволюция биосферы приобретает цель – обеспечение будущности человечества.

Таким образом, к человечеству начинает переходить роль основного геологического фактора всех происходящих на поверхности планеты изменений. В связи с этим встает целый комплекс задач не только научно-технического, но и социального порядка. Они сводятся к одной цели – не допустить, чтобы изменения природной сферы происходили во вред, как людям, так и другим формам жизни. Так как эта направленность - функция разумной деятельности человека, то Вернадский предложил использовать понятие «ноосфера» – сфера разума.

Ноосфера – это целостная оболочка Земли, населенная людьми и рационально преобразованная ими в соответствии с законами сохранения и поддержания жизни для гармоничного существования общества и природы.

«Ноосфера» становится центральным междисциплинарным понятием, так как играет важную роль в построении целостной системы знаний об окружающей общество природе во взаимосвязанности всех ее частей.

Оно приобретает важное мировоззренческое значение, как в теории, так и в организации практической деятельности, поскольку характеризует направленность изменений, В свете этой концепции для Вернадского более обоснованной представляется идея закономерности появления цивилизации. На нее, как на всякую материальную систему, распространяются законы сохранения при условии соответствия системы среде существования. Вернадский хорошо понимал не только существенное отличие общества от природы, но и необходимость самой тесной, органической связи общества с окружающей средой как с системно организованным целым. Из взаимосвязанности и согласованности законов общества и природы должны постоянно возникать новые законы, присущие ноосфере как социоестественному образованию. Социальному отводится определяющая и организующая роль по отношению к природному.

. Созревание этапа ноосферы, по мнению В.И. Вернадского связано с многими параметрами:

- планетарным характером человеческого бытия и единством человеческого рода;

- соизмеримостью человеческой деятельностью по преобразованию природы земной поверхности с геологическими процессами;

- развитием демократических форм человеческого общежития; небывалым расцветом науки и техники.

В эту эпоху не только эволюция окружающего мира должна пойти по новому руслу, направляемого развития, но и человечеству предстоит качественно изменить собственную организацию. То есть учение о ноосфере должно постепенно превратиться в теорию развития ноосферы и перехода природы и общества в качественно новое состояние.

Работы Вернадского стали синтезирующим началом позволившим объединить многочисленные факты в стройную схему единого мирового процесса развития. Учение о ноосфере включает обобщения огромного мировоззренческого значения - роль человечества в эволюции биосферы, единство человечества и биосферы

На протяжении всей истории планеты процесс эволюции живого вещества и всей биосферы шел, следуя общим законам развития, как процесс естественной самоорганизации. Появление естественноисторической системы «человечество и биосфера» многое изменило. С обостренным характером противоречий между человеком и биосферой столкнулось современное поколение людей. Человечеству угрожают экологические катастрофы, связанные с загрязнением среды, дефицитом ресурсов, перенаселением, разрушением системы «человечество-природа». Становится все более очевидным, что главная экологическая проблема заключена не в природе, а в ценностно-этических представлениях человека современной техногенной цивилизации.

Техногенная цивилизация начинает свое развитие в 17 веке. Важнейшей основой ее жизнедеятельности становится развитие техники, технологии, прежде всего за счет генерации все новых знаний и их внедрения в технико-технологические процессы. Так возникает путь развития, основанный на ускоряющемся изменении природной среды, предметного мира в котором живет человек.

Идея преобразования мира и подчинение человеком природы становится доминантой в культуре техногенной цивилизации на всех этапах ее истории (прединдустриальный, индустриальный, постиндустриальный). Ценности техногенной культуры задают новый вектор человеческой активности. Можно выделить четыре основных аспекта ценностных и мировоззренческих ориентаций техногенной культуры:

- преобразующая деятельность рассматривается как главное предназначение человека;

- природа понимается как совершенный механизм; разумное существо, познав законы природы, способно осуществить свою власть над внешними процессами и объектами, поставить их под свой контроль. Природа рассматривается как неиссякаемая кладовая ресурсов;

- ценность власти, силы и господства над природными обстоятельствами;

-ценность научной рациональности, научно-технического взгляда на мир, так как научно-техническое отношение к миру является базисным для его преобразования.

Ценностные установки техногенной цивилизации приводят к изменению отношения человек – природа.

Резкое возрастание масштабов и темпов развития общественного производства в эпоху НТР:

- обостряет противоречие между обществом и природой;

-обнаруживает ограниченные естественные возможности в обеспечение все возрастающего потребления ресурсов.

- делает необходимым дополнение и усиление естественных возможностей биосферы искусственными средствами.

Через историю всей человеческой цивилизации проходят две взаимоисключающие стратегии отношений человека и природы: установка на покорение природы и установка на смирение перед ней. Катастрофическое нарастание экологического неблагополучия на Земле в наши дни приводит к осознанию ограниченности и тупиковости этих стратегий. Очевидно, что нельзя делать ставку только на антропогенные или только на витальные природные факторы. Лишь учет их органического взаимодействия, взаимосвязи, четкое понимание закономерностей их сопряженности, коэволюции может стать залогом успешной разработки новой стратегии отношений человека-общества и природы. Происходит критический пересмотр всех направлений человеческой активности, а также требований, предъявляемых биосферой. Этими требованиями являются:

- биосферосовместимость на основе знания и использования законов сохранения биосферы;

-умеренность в потреблении природных ресурсов, преодоление расточительности потребительской структуры общества;

- взаимная терпимость и миролюбие народов планеты в отношении друг к другу;

- следование общезначимым, экологически продуманным и сознательно поставленным глобальным целям развития общества.

Тем самым открывается новый этап в развитии взаимодействия общества и природы, а также и в истории цивилизации в целом.

Если до сих пор понятие культура охватывало лишь ту часть природы, которая непосредственно осваивалась человеком, то теперь появляется необходимость распространить его на всю природную среду существования человека, включая биосферу, прилегающие к ней области земных недр и космическое пространство. Новое отношение к природе предполагает качественно новый уровень ее понимания и практического использования. Предметом исследования и основой деятельности становятся также и экологические законы. Преобразование культуры на экологических началах требует радикального изменения всей системы ценностей и прежде всего новой парадигмы развития общества, способной не только диагностировать состояние глобальных проблем, но и решать их на принципиально иных основаниях.

Можно выделить следующие аспекты новых ценностных и мировоззренческих ориентаций техногенной культуры:





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 33; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.224.109.48
Генерация страницы за: 0.035 сек.