Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные черты правового государства




Понятие и классификация функций государства.

Функции государства – основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Функции гос-ва:1) По продолжительности действия –постоянные, временные. 2)По сферам деятельности- внутренние (экономическая, экологическая, социальная, культурная, и др.), внешние (участие в обеспечении мира и безопасности, обеспечение обороноспособности страны, взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами и др)

. 7.Общая хар-ка формы государства. Факторы, влияющие на форму государства. Понятие формы государства относится к важнейшим характеристикам государства. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране. Форма государства – это организация государственной власти, выраженная в форме правления, форме государственного устройства и политическом режиме

Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

8.Форма гос. правления: понятие и виды. Форма правления – это способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании. Существуют две основные формы правления – монархия и республика. Монархия – это форма правления, при которой власть принадлежит одному лицу – монарху и переходит, как правило, по наследству. Монарх не несет юридической ответственности за свои деяния, управляет государством по собственному усмотрению, сам издает законы, назначает чиновников на все высшие должности, вершит высший суд. В литературе различают абсолютные монархии и ограниченные. Среди ограниченных монархий различают:- дуалистическую (двойственность верховной власти),- парламентарную (монарх как глава исполнительной власти в правах ограничен, и это юридически закреплено в Конституции). Республика – это такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит органам, избираемым народом на определенный срок.Современные республики подразделяются на:- парламентарные;- президентские;- смешанные.



9.Форма гос. устройства: понятие и виды.Форма государственного устройства – это способ административно-территориальное устройство государства и характер взаимоотношений между его составными частями и центральной властью. Виды форм гос. устройства: унитарная, федеративная, конфедерация. Унитарное государство – это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. Унитарные государства: централизованные (степень зависимости административно-территориальных единиц и их органов от центральной власти является достаточно высокой), децентрализованные (местное самоуправление во всех административно-территориальных единицах), относительно децентрализованные (сочетание местного самоуправления и централизованного государственного управления), однонациональные, многонациональные Федеративное государство – сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) являются государственными образованиями, обладающими определенным суверенитетом. Виды федеоации: конституционные (создаются в результате принятия конституции или специального закона), договорные (создаются в результате заключения федеративного договора между ранее самостоятельными государствами). В зависимости от того, на какой основе создается федерация, различают федерации, основанные на союзе, и федерации, основанные на автономии. национальные (построенные по национальному принципу), территориальные (строятся по территориальному принципу), национально-территориальные. Конфедерация – это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств – членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Государства, вошедшие в конфедерацию, полностью сохраняют свой суверенитет. В последнее время появилась особая форма государственного объединения. Примером тому является Европейское Сообщество, уже вполне доказавшее свою жизнеспособность

10.Политический режим: понятие и виды.

Политический режим – совокупность методов, способов и приемов реализации политической власти. Виды полит. режима: демократический, тоталитарный, авторитарный, либеральный (полудемократический). Признаки демократического режима: 1) выборность и сменяемость высших и местных органов государственной власти, 2) участие населения страны в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой и представительной демократии, 3) характеризуется действием принципа разделения властей, 4) государственная власть опирается на методы убеждения, поиск компромиссов, достижение консенсуса. 5) господство права и закона во всех сферах общественной жизни, 6) характеризуется политическим и идеологическим плюрализмом (политическое многообразие), 7) характерны гласность, свобода средств массовой информации от цензуры, 8) невмешательство государства в частную жизнь своих граждан.

Признаки тоталитарного режима: 1) отрицание демократии, 2) государственная власть формируется бюрократическим способом, 3) отсутствует разделение властей, 4) полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами общественной жизни, 5)фактическое отсутствие политического плюрализма, 6)отсутствие идеологического плюрализма, 7)опирается преимущественно на методы принуждения, нередко прибегая к насилию, террору, прямой внесудебной расправе с явными или предполагаемыми противниками режима, 8) отрицаются естественные права человека и признаются только те права, которые устанавливаются, «даруются» государством. Авторитарный режим. Формы авторитарного режима: полуфашистский, военно–диктаторский, конституционно–автори­тар­ный, расистский и другие.

Признаки:1) является антидемократическим режимом, 2) государственная власть концентрируется в руках диктатора или правящей элитарной группы, 3) игнорируется разделение властей, 4) преобладают силовые, командные, бюрократические методы государственного управления, 5) отсутствует тотальный контроль государства над теми или иными сферами общественной жизни, 6) допускается ограниченный политический плюрализм, 7)не существует единой государственной идеологии, обязательной для всего обществ, 8) демократические права и свободы граждан главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются, 9) весьма высока роль главы государства (лидера). Либеральный (полудемократический) режим. Такие методы и способы осуществления государственной власти, которые основаны на системе наиболее демократических и гуманистических принципов. Большинство исследователей склоняется к тому, что либеральный режим – это режим полудемократический, режим, который сочетает в себе черты демократического и авторитарного режимов и является переходным к демократическому. Он возникает в результате ликвидации тоталитарных и авторитарных режимов. Либеральный режим, будучи переходным политическим режимом, характеризуется незавершенностью. В своей основе – это демократический режим. Но это еще неразвитая демократия, демократия в сочетании с некоторыми элементами авторитаризма.

Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

Общие черты: 1.государственная власть - как средство проведения внутренней и внешней политики. 2.представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества. 3.Располагает специальным государственным механизмом. 4.Обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории. 5. Существует благодаря налогам и другим сборам. 6. Обладает государственным суверенитетом.

12.Правовое государство и гражданское общество.

Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. Гражданское общество - это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей. В основе же гражданского общества лежит частная собственность Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга - одно немыслимо без другого. В то же время гражданское обще­ство первично: оно является решающей социально-экономической предпосыл­кой правового государства. С развитием гражданского общества и становлением правовой государ­ственности происходит сближение общества и государства, их взаимопро­никновение: по существу, правовое государство есть способ организации гражданского общества, его политическая форма. Правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создает для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком взаимодействии содержатся гарантия разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путем, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного поступательного развития общества. Взаимодействие гражданского общества и правового государства на­правлено на формирование правового демократического общества, на созда­ние демократического социально-правового государства.

13.Основные причины возникновения права. Признаки, отличающие право от социальных регуляторов в первобытном обществе.

Три точки зрения возникновения права: 1)Одни исследователи связывают возникновение права с возникновением государства, 2) По мнению других право возникает не одновременно с государством, а несколько раньше, когда начинают складываться и развиваться товарно-рыночные отношения, поскольку именно такого рода общественные отношения требуют права и правового регулирования. 3) Представители третьей точки зрения исходят из того, что право возникает одновременно с обществом, поскольку без права общество не может ни существовать, ни развиваться.

Принято различать право естественное и право позитивное. Право естественное – это право в так называемом общесоциальном смысле. Позитивное право – это право в юридическом смысле. Исторически первым возникает естественное право, получая свое выражение и закрепление в нормах поведения первобытного общества. Многие исследователи склоняются к тому, что этими нормами были первобытные обычаи, которые постепенно складывались в общении между людьми и затем передавались из поколения в поколение. Они «жили» в сознании людей и не имели письменного оформления. Но едва ли правильно первобытные обычаи называть правом, поскольку в них не в меньшей (если не в большей) степени находили свое выражение и первобытная религия, и первобытная мораль. С переходом первобытного общества к производящей экономике, с возникновением и развитием товарно-рыночных отношений постепенно начинают складываться новые обычаи, обычаи с собственно правовым содержанием. Так возникают правовые обычаи или обычное право. Наконец, с возникновением государства возникает позитивное право, т.е. право в юридическом смысле. Оно уже обеспечивается государством, государственным принуждением и четко разграничивает юридические права и обязанности. Принято выделять три основных способа возникновения позитивного права – санкционирование обычаев, создание юридических прецедентов и установление нормативных правовых актов.

14.Понятие и основные черты права.

Право – это система общеобязательных правил поведения, исходящих от государства и обеспечиваемых им, предназначенных для урегулирования общественных отношений. Признаки права:1)Нормативность -право состоит из норм, т.е. правил поведения, установленных государством. 2)Общеобязательность-Норма права являются правилами поведения не только общего, но и общеобязательного характера.3)Формальная определенность - правовые нормы письменно, формально закреплены в различных официальных документах (законах, кодексах и т.д.).4) Государственно-волевой характер -право возникает не само по себе, а по воле государства.5)Системность - нормы, из которых право состоит, находятся в определенном единстве, в системе и тесно связаны между собой.6)Государственная обеспеченность-нормы права в необходимых случаях охраняются принудительно силой государства.

15.Современные теории правопонимания.

1. Теория естественного права. Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право (право на жизнь, свободное развитие и т.д.), стоящее над позитивным правом. 2. Историческая школа права. Представители данного направления рассматривали право как историческое явление, которое не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно. По этой теории право – это, прежде всего, обычаи, а законы производны от обычного права, которое основательно и проверено временем. Достоинство в том, что подчеркнута необходимость учета в правотворческом процессе национальных, исторических и культурных особенностей права. Недостаток в том, что завышена роль правовых обычаев. 3. Реалистическая школа права. Сторонники реалистической теории считают, что право возникает и развивается под влиянием внешних факторов. Этими факторами являются интересы, двигающие человеком и заставляющие его ставить цели, которые осуществляются при посредстве права. 4. Психологическая теория. По данной концепции психика человека – это фактор, который определяет развитие общества. Понятие и сущность права определяются не через деятельность законодателя, а через правовые эмоции, переживания людей. Положительным в этой теории является то, что она обращает внимание на одну из важнейших сторон правовой системы – психологическую. Недостатками данной теории можно считать ее односторонний характер. 5. Социологическая теория. Представители этой теории считают, что «право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни». В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством.

6. Нормативистская теория основана на представлении о том, что право – это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах. Каждая из названных теорий имеет свои преимущества и недостатки, их появление и развитие обусловлены естественным развитием человеческого общества и свидетельствует о необходимости и социальной ценности права в жизни людей.

16.Сущность права. Сущность – это как бы скрытая, невидимая сторона права, без которой нет права как такового. Вопрос о сущности права рассматривается в юридической науке либо с классовых, либо с общесоциальных, надклассовых позиций. Классовый подход в понимании сущности права характерен для марксистско-ленинской теории права. Определяя право как возведенную в закон волю экономически господствующих классов, она прямо подчеркивала классовый характер права. Сущность права в общесоциальном смысле, непосредственно выражена в его понятии. Это социально оправданная, обусловленная общественными потребностями, признанная сообществом людей свобода, возможность определенного поведения. Иными словами, право в общесоциальном смысле с точки зрения его сущности есть свобода поведения. Но это свобода не любого поведения, а поведения, которое оправдано социальными условиями жизни людей, признается и одобряется обществом. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы.

17.Понятие и классификация принципов права.

Принципы права – это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. Общеправовые принципы: 1)Принцип социальной справедливости- 2)Принцип равноправия (равенство всех перед законом и судом). 3)Принцип гуманизма. 4)Принцип законности. 5)Принцип единства юридических прав и обязанностей. 6)Принцип ответственности за вину. Межотраслевыми являются принципы, которые характеризуют наиболее существенные черты нескольких смежных отраслей права. К ним относят: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности, принцип гласности судопроизводства и др. Отраслевыми называются принципы, действующие только в рамках одной отрасли. К ним относятся: в гражданском праве – принцип равенства сторон в имущественных отношениях, обеспечение договорной дисциплины; в уголовном праве – презумпция невиновности; в трудовом праве – принцип обеспечения здоровых и безопасных условий труда и др.

18.Функции права. Социальная ценность права.

Функции права – основные направления воздействия права на общественные отношения. Общесоциальные функции – экономическую, политическую, воспитательную. Экономическая функция выражается в том, что право, например, упорядочивает производственные отношения. Политическая функция-регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы общества .Воспитательная функция проявляется в том, что право оказывает специфическое педагогическое воздействие на общество. Специально-юридические функции-.регулятивная и охранительная. Регулятивная функция выражается в том, что право регулирует общественные отношения путем установления общих правил поведения участников этих отношений. Охранительная функция – это такое направление правового воздействия, которое нацелено на охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений. Таковы основные направления воздействия права на общественные отношения. В них выражается роль права, его социальное назначение.

 





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 36; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.224.127.133
Генерация страницы за: 0.099 сек.