Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На 2016-2017 учебный год 1 страница




Понятие и классификация социальных норм.

Социальные нормы – это общие правила, которые регулируют поведение людей и деятельность организаций. Виды норм: 1)Корпоративные нормы – правила поведения, которые регулируют взаимоотношения членов общественных организаций (объединений). 2)Нормы морали (нравственности) – правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями о добре, зле, справедливости, чести, долге, достоинстве и охраняются силой общественного мнения. 3)Нормы обычаев – это правила поведения, сложившиеся в определенной среде и в результате их многократного повторения вошедшие в привычку людей. 4)Нормы религии – правила, которые регулируют отношения между верующими в бога, порядок богослужения, отправления религиозных культов и т.д. 5)Нормы права – правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством. 6)Политические нормы – это правила, которые содержатся в политических документах (политических декларациях, манифестах и т.п.), могут быть нормами политической этики. 7)Технические нормы – правила обращения людей с орудиями и предметами труда, с техникой и силами природы.

20.Соотношение права и морали. Мораль – это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого. Единство между правом и моралью:-в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;-у них единый объект регулирования – общественные отношения;-исходят, в конечном счете, от общества. Нормы права и нормы морали отличаются друг от друга по следующим признакам:-по происхождению;-по форме выражения;-по сфере действия; по времени введения в действие;-по способу обеспечения. Нормы права и нормы морали органически взаимодействуют между собой. Требования права и морали во многом совпадают. Мораль признает противоправное поведение безнравственным. И наоборот: правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества. В свою очередь, нормы морали оказывают активное влияние на создание и реализацию правовых норм. Особо важную роль моральные нормы играют в процессе применения норм права компетентными органами при решении конкретных юридических дел. Так, правильное юридическое решение судом дел об оскорблении личности, хулиганстве во многом зависит от учета моральных норм, действующих в обществе.

21.Право и другие социальные нормы.

Соотношение права и обычаев: Обычай – устойчивые и достаточно распространенные правила поведения, которые в результате многократного длительного повторения становятся привычкой, соблюдаемой добровольно. 3 основных варианта:1) юридические нормы поддерживают обычаи, которые полезны с точки зрения общества и государства, создают условия для их реализации, 2) юридические нормы могут служить вытеснению вредных обычаев, 3) юридические нормы безразличны к действующим обычаям. Соотношение права и религиозных норм:

Религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее им поведение и специальные действия (культ), основанные на вере в сверхъестественное. Закон РБ «о свободе совести и религиозных организаций» определяет взаимоотношения между церковью и официальной властью. В нем переплетаются права и некоторые религиозные нормы. О тесной взаимосвязи права и религии говорит то, что многие христианские заповеди закреплены в законе и рассматриваются как преступления. Право и корпоративные нормы: Под корпоративными нормами обычно понимаются правила поведения, созданные в организациях сообщения, распространяются на его членов и направлены на обеспечение организацией и функционированием данного сообщения. Наиболее распространенным примером корпоративных норм являются нормы общественных организаций: политических партий, клубов и др. По формальным признакам корпоративные нормы похожи на юридические, т.е. они закреплены в соответствующих документах, принятых по определенной структуре, они систематизированы. Однако корпоративные нормы имеют другую природу чем право, предметом их регулирования являются отношения, не урегулированные юридически. За нарушение корпоративных норм не предусмотрена юридическая ответственность. Они обеспечиваются силой общественного мнения.

22.Понятие нормы права и ее признаки.

Норма права - это общеобязательное правило поведения, установленное и обеспечиваемое гос-вом. Это означает, что за соблюдением требований правовой нормы следят правоохранительные органы, и за ее нарушение могут быть применены меры государственного принуждения. Принадлежность к социальным нормам обусловливает следующие качест­ва юридической нормы:1. Она есть правило поведения людей в обществе.2. Обладает качеством нормативности а) круг адресатов определен типовыми признаками (возраст, вменяемость и т. п.);б) рассчитана на неограниченное число однотипных случаев;в) вступает в действие периодически (всякий раз, когда возникает ситуа­ция, предусмотренная в гипотезе).Кроме этого, правовые нормы имеют и специ­фические признаки:1. исходит от государства или санкциони­руется им.2. Представляет собой государственно-властное веление.3. Охраняется силой государства,.4. общеобязательное правило поведения 5. обладает качеством формальной определенности:а) долж­на быть точным, конкретным предписанием;

б) должна содержаться в официальных источ­никах права 6. Действует как интеллектуально-волевой регулятор поведения. 7. имеют предоставительно-обязывающий характер

23.Структура правовой нормы.

Структура правовой нормы – это внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой и предполагающих друг друга необходимых составных частей, элементов. Правовая норма отвечает на 3 вопроса:- При каких условиях она реализуется;- Каким должно быть поведение сторон при этих условиях;- Каковы последствия нарушения данного правила. Состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза - это та часть нормы, где речь идет о том, когда, при каких обстоятельствах данная норма действует. В зависимости от строения гипотезы подразделяются на простые и сложные. Диспозиция - часть нормы, где излагается ее требование, то есть что запрещается, что дозволяется и т.д. В зависимости от формы выражения диспозиции подразделяются на управомочивающие, обязывающие. Санкция - часть нормы, где речь идет о неблагоприятных по­следствиях, которые наступят в отношении нарушителя требований этой нормы. Санкции юридических норм различаются по их отраслевой принадлежности: уголовно-правовые (штраф, лишение свободы и т.д.); административно-правовые (предупреждение, штраф и др.); дисциплинарно-правовые (замечание, выговор, увольнение); гражданско-правовые (возмещение причиненного имущественного вреда и др.). По характеру неблагоприятных для нарушителя последствий санкции подразделяются на правовосстановительные (возместительные) и штрафные (карательные). В зависимости от степени определенности санкции юридических норм делятся на абсолютн-определенные, относиельно-определенные и альтернативные. Абсолютно-определенные санкции точно указывают меру государственного воздействия, которая должна быть применена в случае нарушения данной нормы. Относительно-определенные санкции устанавливают низший и высший пределы меры государственного воздействия на правонарушителя.

24.Способы изложения правовых норм в статьях нормативных правовых актов. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта - это часть общей проблемы соотношения системы права и системы законодательства. Так же как не совпадают система права и система законодательства, не совпадают и норма права и статья нормативного акта. Прежде всего, их различие состоит в том, что они являются элементами разных систем: норма - исходный элемент системы права, статья - исходный элемент системы законодательства. Законодатель использует следующие способы изложения норм права в нормативно-правовых актах:1) прямой, когда все элементы юридической нормы воспроизводятся в статье непосредственно и в очевидной взаимосвязи друг с другом. 2) отсылочный, когда в статье содержатся два элемента правовой нормы, а один из элементов юридической нормы указывается путем отсылки к другой, конкретной, как правило, родственной статье этого же нормативного правового акта. 3) бланкетный, когда в статье содержатся только два элемента правовой нормы, а недостающий (третий) элемент нормы права только называется, содержание его не раскрывается. В данном случае статья представляет собой нечто вроде «бланка», который заполняется другим зако­ном, другим источником права.

25.Классификация правовых норм.

1) в зависимости от принад­лежности правовой нормы к той или иной отрасли права: гражданско-правовые нормы, административно-правовые нормы, нормы трудового права и т. д. 2)В зависимости от функций права юридические нормы можно поделить на регулятивные и охранительные. 3)По характеру изложения в нормативно-правовом акте они делятся на управомочивающие (дозволяющие), обязывающие и запрещающие. 4)специальные нормы: а) общие нормы; б) дефинитивные; в) декларативные (нормы-принципы);г) оперативные,д) коллизионные, 6)По сфере действия юридические нормы подразделяются на общие и местные.7)По времени действия - на постоянные и временные 8)По степени свободы воли адресатов - на императивные и диспозитивные. 9)По юридической силе - на нормы закона и нормы подзаконных актов.

 

26.Понятие и хар-ка форм (источников) права.

Следует понимать под источником права 3 фактора:-источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.д.);-источник в идеологическом смысле – (различные правовые учения, правосознание);-источник в формально-юридическом смысле – это и есть форма права. Формы права - способы закрепления и внешнего выражения правовых норм. Источниками права являются официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы. Например, законы, указы, постановления и т.д. Основные формы (источники) права: 1.Правовой обычай. Это санкционированное государством правило поведения, которое ранее сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма. 2.Юридический прецедент (судебная практика). Это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение. 3.Договор нормативного содержания – это соглашение между субъектами, в котором содержатся положения, обязательные не только для заключивших его, но и для других участников правового общения (международные договоры, коллективный трудовой договор в организациях). 4.Религиозные воззрения. 5.Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права.

27.Понятие НПА, его признаки.

НПА – это официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (долж. лица) или путем референдума, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. НПА обладает следующими признаками: -Он создается в результате нормотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом); -В НПА содержатся только нормы права, т.е. правила общего характера, обладающие государственной обязательностью. - НПА оформляется в виде официального документа, который имеет обязательные реквизиты: -вид акта (Закон, Декрет или Указ Президента, Постановление Совета Министров и т.д.), -название, обозначающее предмет регулирования, -дата, место принятия (издания) акта и его регистрационный номер, -подписи лиц, официально уполномоченных подписывать соответствующие НПА. - НПА имеет определенную структуру:1)Преамбула – вступительная часть, в которой содержится информация о причинах, условиях и целях его принятия, предмете и методе его правового регулирования. 2)Разделы Кодекса могут объединяться в Общую и Особенную части (ст.29). Общая часть должна содержать основные понятия, принципы, специализированные нормативные положения Особенная часть Кодекса может содержать нормы, которые обозначают вид и меру возможного и должного поведения (юридические права и обязанности), вид и меру наказания. - НПА обладает юридической силой. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. - НПА носят государственно-властный характер и охраняются государством.

28.Виды нормативных правовых актов.

1.По юридической силе все НПА подразделяются на законодательные и подзаконные акты. К законодательным актам РБ относятся следующие: Конституция РБ, Решение референдума, Программный закон, Кодекс, Закон, Декрет Президента, Указ Президента. Конституция РБ – Основной Закон РБ, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. Решение референдума – НПА, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом. Программный закон – закон, принимаемый в установленном Конституцией порядке и по определенным ею вопросам. Кодекс (кодифицированный НПА) – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений. Закон – НПА, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений. Декрет Президента – НПА главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией на основании делегированных ему парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений. Указ Президента – НПА, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий определенные правовые нормы. 2.По содержанию НПА подразделяются на конституционные, трудовые, гражданские и т.д. 3.По объему и характеру действия н/п акты подразделяются на: -акты общего действия, которые охватывают всю совокупность отношений определенного вида на данной территории; -акты ограниченного действия, которые распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории; -акты исключительного (чрезвычайного) действия. 4.По основным субъектам государственного нормотворчества НПА можно подразделить на акты законодательной власти; акты исполнительной власти; акты судебной власти. 5.По времени действия – на постоянные и временные.

 

29.Закон: понятие, основные черты и виды.

Закон – это НПА, обладающий высшей юридической силой и предназначенный для урегулирования наиболее важных общественных отношений В По юридической силе законы подразделяются на основные, конституционные, программные и обычные. Основные законы (Конституции) регулируют основы общественного и государственного строя, закрепляют основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, определяют принципы формирования и деятельности государственных (преимущественно высших) органов. Конституции имеют учредительный характер. Они служат юридической базой для всего законодательства, по отношению к которому они обладают верховенством. Под конституционными законами понимаются обычно законы, дополняющие конституцию, или законы, издающиеся по отдельным указанным в конституции наиболее важным вопросам. Обычные (текущие) законы – это все остальные законодательные акты, принимаемые парламентом. Законы можно классифицировать и по другим основаниям. Так, в зависимости от субъекта законодательства они могут подразделяться на законы, принимаемые народом путем референдума, и принимаемые законодательными органами.

30.Действие НПА во времени. Обратная сила закона. НПА начинают действовать с момента вступления их в силу. -Декреты Президента РБ и законы РБ вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования, если в этих актах не установлен иной срок -Указы Президента РБ, Постановления Совета Министров РБ и иные нормативные правовые акты (кроме указанных в п.1.) вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов РБ, если в этих актах не установлен иной срок. -Постановления палат парламента вступают в силу с момента принятия, если иное не предусмотрено в самих постановлениях.

- НПА, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, вступают в силу только после их официального опубликования. Установление точного срока вступления в силу НПА важно потому, что именно с этого момента их предписания подлежат исполнению. Новый НПА распространяет свое действие только на те отношения, которые имеют место после его вступления в силу. В соответствии с Законом РБ «О нормативных правовых актах РБ» нормативный правовой акт не имеет обратной силы, т.е. не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу. Исключения из указанного принципа допускается только в двух случаях: -если самим НПА устанавливается его обратная сила; -когда он смягчает или отменяет ответственность граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей и юридических лиц или иным образом улучшает положение лиц, на которых распространяется действие НПА. НПА утрачивают свою силу (прекращают действие) в силу следующих обстоятельств: -истечения срока, на который был рассчитан временный НПА; -признания НПА (его части) неконституционным в установленном законом порядке; -признания НПА (его части) утратившим силу; -отмены НПА в случаях, предусмотренных Конституцией РБ.

31.Действие НПА в пространстве.

В соответствии с Законом РБ «О нормативных правовых актах РБ» НПА республиканских государственных органов имеют обязательную силу на всей территории РБ, НПА органов местного управления и самоуправления на соответствующей (подведомственной) территории РБ. Под территорией конкретного государства понимается земная поверхность, недра, водное и воздушное пространство в пределах государственной границы, территория посольств за рубежом, военные корабли и невоенные суда в открытом море и в иностранных территориальных водах, кабины летательных и космических аппаратов в атмосфере.

32.Действие НПА по кругу лиц.

Согласно Закона РБ «О НПА РБ» «Действие НПА, за исключением случаев, установленных законом и международными договорами РБ, распространяется на граждан и юридических лиц РБ, а также находящихся на территории РБ иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц». Однако из этого правила есть исключения: -на иностранных граждан и лиц без гражданства не распространяются некоторые национальные НПА (например, о службе в Вооруженных Силах РБ, о всенародном голосовании и т.п.); -иностранные граждане, пользующиеся правом дипломатического иммунитета (послы, поверенные в делах, члены семей дипломатического персонала) не могут быть привлечены к ответственности в случаях совершения ими правонарушений. Подобные ситуации регламентируются международными договорами (соглашениями). НПА могут также распространять действие не на всех граждан на данной территории, а только на определенные категории (военнослужащих, пенсионеров и т.п.).

33.Систематизация НПА: понятие, цели, виды.

Систематизация – это деятельность по упорядочению и совершенствованию правовых норм.

При помощи систематизации достигается согласованность правовых норм, устраняется множественность, раздробленность нормативных актов. Они упорядочиваются и располагаются по определенным основаниям. В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Три вида систематизации законодательства: кодификация, инкорпорация и консолидация. Кодификация – вид систематизации НПА, при котором производится переработка их содержания и издается единый, логически и юридически цельный НПА. В этом случае устаревшие нормы устраняются или заменяются новыми, ликвидируются пробелы в законодательстве путем издания новых норм. В настоящее время наиболее распространенными формами кодификации являются кодексы, уставы, положения, правила. Инкорпорация – вид систематизации, при котором осуществляется объединение действующих нормативных правовых актов в определенном порядке без изменения их содержания. В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства. Объединение может быть по тематическому принципу, по хронологическому. Консолидация – вид систематизации, при котором происходит объединение нескольких НПА, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный НПА без изменения содержания.

34.Понятие и основные черты правовой системы.

Правовая система - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих юридических явлений, обеспечивающих правовое регулирование общественных отношений и выражающих качественное состояние правовой организации общества. Ядром правовой системы является право. Все другие ее элементы являются фактически производными от права. Помимо права, правовая система включает в себя множество других слагаемых: правотворчество, правосудие, юридическую практику, нормативные, правоприменительные акты, правоотношения, правовые учреждения (суд, прокуратура, адвокатура), законность, ответственность, механизмы правового регулирования, правосознание, правовую культуру, юридические доктрины и др. Правовая система – это сложное, многослойное, разноуровневое, иерархическое и динамическое образование, в структуре которого есть свои системы и подсистемы.

Таким образом, понятие правовой системы охватывает весь комплекс правовых явлений общества и позволяет получить представление о правовой действительности в соответствующем государстве и даже об уровне его правового развития.

Конкретные правовые системы различных государств формируются под воздействием различных объективных и субъективных факторов. На этот процесс оказывают влияние экономический строй, политическая система, господствующая идеология, нравственные устои, религиозные убеждения, юридическая наука, правовая культура, традиции народа и др.

35.Основные правовые системы мира.

В мире существуют различные правовые системы и правовые семьи, отражающие особенности соответствующих эпох, цивилизаций, стран, народов, континентов. Различают национальные правовые системы и межнациональные (семьи). Национальная правовая система складывается исторически, в соответствии с механизмом действия объективных законов общества, особенностей условий их функционирования, других объективных и субъективных обстоятельств. Существенными правообразующими факторами правовой системы белорусского народа были традиционные, геополитические, культурные, научно-теоретические, политические, идеологические и юридические. Определенные общие черты, свойственные ряду правовых систем, позволяют объединять их в родственные группы – правовые семьи Традиционно выделяют следующие правовые семьи (системы) мира: -романо-германская (континентально-европейская);-англосаксонская (англо-американская);-мусульманская (исламская). Романо-германская правовая семья. Правовые системы стран континентальной Европы (в том числе Республики Беларусь), а также Турции, Лат. Америки, некоторых государств Африки. Кроме нормативных правовых актов в странах романо-германской правовой системы действуют и иные источники права. К англосаксонской правовой семье относятся национальные правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии и др. Мусульманская правовая семья. Правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др. Она представляет собой систему принципов и норм, основанных на исламской религии (шариат). Мусульманское

 

36.Система права: понятие и структурные элементы.

Система права - это внутреннее строение права, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части (отрасли, подотрасли, институты). Структурные элементы системы права: Основным элементом системы права является отрасль права. Отрасль права – это совокупность взаимосвязанных, обособленных правовых норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения. Отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права. Правовой институт – это входящая в отрасль права обособленная группа правовых норм, регулирующая определенную разновидность общественных отношений. Подотрасль права – это крупная группа правовых норм, состоящая из ряда институтов в составе отрасли права и регулирующая близкие, относительно обособленные отношения определенного вида.

37.Хар-ка основных отраслей права РБ.

Конституционное право – это отрасль права, закрепляющая основы государственного, общественного устройства страны, основы правового положения граждан, систему высших органов государственной власти и управления и их основные полномочия. Гражданское право – это наиболее объемная отрасль права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Административное право – регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства. Уголовное право – представляет собой комплекс норм, которые устанавливают виды общественно-опасного поведения, т.е. что является преступлением и какое наказание применяется за его совершение. Трудовое право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека. Семейное право – это отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения. Земельное право – система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся по поводу управления земельными ресурсами в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны. Финансовое право – представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения в сфере финансовой деятельности. Уголовно-исполнительное право – система правовых норм, регулирующих порядок и условия отбывания уголовного наказания, назначенного судом, и деятельность органов и учреждений, исполняющих наказания. Гражданско-процессуальное право – данная отрасль права регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских трудовых и семейных споров. Уголовно-процессуальное право. Уголовный процесс объединяет нормы, определяющие порядок производства по уголовным делам. Выделяют также комплексные отрасли: хозяйственное право, экологическое право, торговое и другие, соединяющие в себе разнообразные нормы и институты.

38.Соотношение системы права и системы законодательства. Система права - это внутреннее строение права, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части (отрасли, подотрасли, институты). Система права и система законодательства – самостоятельные, но тесно взаимосвязанные категории, характеризующие два аспекта права. Систему законодательства можно определить как совокупность НПА, расположенных в соответствии с системой права и целями государственного управления в той или иной сфере общественной жизни. Если система права – это внутренняя структура права, то система законодательства – внешняя форма права, выражающая строение его источников, т.е. систему нормативных правовых актов.Однако система права и система законодательства – понятия не тождественны, между ними имеются существенные различия. Признаки, отличающие систему права от системы законодательства: 1.исходными элементами системы права являются нормы права, а системы законодательства – статьи НПА; 2.система права носит объективный характер, система законодательства больше подвержена влиянию субъективного фактора и во многом зависит от воли законодателя; 3.система права и система законодательства не совпадают по своим объему и содержанию, 4.внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Необходимо иметь в виду, что в целях сохранения целостности и непротиворечивости правового регулирования общественных процессов законодатель должен стремиться к тому, чтобы система законодательства по возможности более точно соответствовала системе права.

 

39.Понятие и формы реализации права.

Реализация норм права есть воплощение их предписаний в поведении людей, осуществление содержащихся в них предписаний (положений) в правомерном поведении субъектов права. Формы реализации: 1)Соблюдение – это такая форма реализации правовых норм, которая выражается в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных правовыми нормами. 2)Исполнение – форма реализации права, которая выражается в обязательном совершении активных действий, предписываемых нормами права. 3)Использование – форма реализации правовых норм, которая выражается в осуществлении возможностей, предоставляемых участникам общественных отношений нормами права. Указанные формы реализации права тесно взаимодействуют друг с другом и в юридической литературе определяются как формы непосредственной реализации правовых норм, т.к. правовые предписания реализуются непосредственно самими участниками общественных отношений.

40.Применение права как особая форма его реализации. Реализация права в большинстве случаев происходит без участия государства, его органов. Граждане и организации добровольно, без принуждения, по взаимному согласию вступают в правовые отношения, в рамках которых используют субъективные права, исполняют обязанности и соблюдают установленные законом запреты. Применение права – это государственно-властная, организующая деятельность компетентных органов государства и общественных организаций по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально-конкретных правовых предписаний. Правоприменение бывает двух видов - позитивное и юрисдикционное. Позитивное правоприменение - это то, которое осуществляется не по по­воду правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. Юрисдикционное правоприменение - это применение санкций (то есть охранительных норм) в случае нарушения диспозиций (регулятивных норм).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.