Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новейшее время 3 страница




Избирательная реформа в Великобритании 1832 г. – проведена по биллю, принятому парламентом по инициативе вигов. Более 50 «гнилых местечек» с населением менее 2 тыс. жителей, посылавших в палату общин депутатов, которых фактически назначали лендлорды, были лишены прав избирательных округов. 30 городов с населением менее 4 тыс. жителей получали право избирать одного депутата вместо двух, некоторые города – двух депутатов вместо четырех. Высвободившиеся депутатские мандаты распределялись между новыми городскими и сельскими округами. Изменялись избирательные цензы. В графствах активное избирательное право получали все землевладельцы, а в городах – все мужчины, имевшие в собственности или арендовавшие недвижимое имущество и получавшие годовой доход не менее 10 ф.ст. Избиратели должны были не менее 6 месяцев проживать в округе и платить налог для бедных. В результате избирательный корпус увеличился почти вдвое, однако включал в себя менее 5 % населения. От Шотландии в парламент избиралось 52 депутата. И.р. 1832 г. открывала серию уступок промышленной буржуазии, ликвидировала сре­дневековую систему формирования нижней палаты парламента, дала вигам (либералам) стабильное большинство в ней.

Избирательная реформа в Великобритании 1867 г. – заключалась в очередном перераспределении депутатских мандатов в палату общин, привела к расширению избирательного корпуса (в городах более чем в два раза; там избирательные права получили наниматели квартир с оплатой за них не менее 10 ф.ст. в год). Представительство Шотландии в парламенте было увеличено до 60 мест.

Избирательная реформа в Великобритании 1884–1885 гг. – третья избирательная реформа в XIX в., последовавшая за изданием законов: «О введении тайного голосования» 1872 г. и «О наказании за подкуп избирателей» 1883 г. Законом 1884 г. имущественный ценз в городах отменялся, в графствах избирательные права получали мелкие арендаторы, а также проживавшие там не менее 6 месяцев налогоплательщики. При этом сохранялся двойной вотум – право голосовать и по месту жительства, и по месту нахождения недвижимого имущества на правах собственности. В результате избирательный корпус увеличивался с 3 до 5,5 млн. человек. По закону 1885 г. избирательные округа по выборам в палату общин перераспределялись таким образом, чтобы от 50-54 тыс. жителей избирался один депутат. Закон об отмене «двойного вотума отклонялся палатой лордов в 1913 и 1931 гг.

Июльская монархия – государственный строй во Франции в период после Июльской революции 1830 г., в ходе которой с престола были устранены Бурбоны. Собранием депутатов и пэров 7 августа «королем французов» был провозглашен Луи Филипп, выражавший интересы финансовой аристократии. Вместо Хартии 1814 г. была принята более либеральная конституционная Хартия 1830 г. Несколько возросла роль парламента. Были снижены имущественный и избирательный цензы, в результате чего число избирателей увеличилось в 2,5 раза (с 90 до 240 тыс.), введено местное самоуправление, государственный аппарат и офицерский корпус очищены от дворян – сторонников режима Реставрации. Фактическая власть перешла в руки крупных банкиров и промышленников. Монархия приобретала буржуазный характер. И.м. существовала до Февральской революции 1848 г.



Конституция США – принята Конвентом в Филадельфии 17 сентября 1787 г., приобрела юридическую силу 26 июля 1788 г. Принятие ее было обусловлено глубоким всеобщим кризисом в конфедеративном «вечном Союзе» североамериканских штатов, угрозой гражданской войны. По решению конгресса для пересмотра Статей конфедерации был созван Конвент из представителей всех 13 штатов в составе 55 делегатов. С мая 1787 г. под председательством Дж. Вашингтона проходили заседания Конвента. За 4 месяца был разработан текст Конституции, который подписали 39 делегатов Конвента. К. состоит из преамбулы и 7 статей (4 статьи разбиты на разделы). В преамбуле от имени народа Соединенных Штатов зафиксированы цели принятия К.: создание более совершенного Союза, установление правосудия, обеспечение внутреннего порядка, организация совместной обороны, поднятие общего благосостояния и обеспечения самим и потомству благ свободы. В статьях К. регулируются система и компетенция органов власти единого государства, устанавливается верховенство К. над иными нормативно-правовыми актами в стране, порядок ее вступления в силу и внесения в нее поправок.

В заключительных статьях К. установлено, что К. вступает в силу после ратификации ее девятью штатами, поправки к К., при необходимости, вносятся по решению конгресса (2/3 состава каждой палаты) и ратифицируются законодательными собраниями (или конвентами) 3/4 штатов. Первые 10 поправок к К. были приняты в 1789–1791 гг. (см. Билль о правах США), а всего было принято 27 поправок к К. США.

Конституция Франции 1799 г. (Конституция VIII года) – создана после государственного переворота Наполеона Бонапарта, который 9, 10 ноября 1799 г, при помощи войск разогнал Законодательный корпус, упразднил Директорию, взял власть в свои руки, стал первым консулом. Конституция, разработанная под руководством Н. Бонапарта, открыла ему путь к единоличной власти. Государственная власть строилась на принципах цезаризма, характерного для римского принципата. К.Ф. 1799 г. была утверж­дена на плебисците 13 декабря. В ней не было, как в предыдущих конституциях, декларации прав. Вместе с тем от имени французского народа в ней объявлялось, что купленное на законных основаниях национальное имущество сохраняется за его законным приобретателем. Предусматривалось установление пенсий для раненых воинов, для вдов и детей военных. Французская республика провозглашалась единой и неделимой, ее европейская территория разделялась на департаменты и коммуны. Правами гражданства пользовались лица, проживавшие постоянно в округе коммуны не менее года. Граждане этих округов избирали 1/10 часть своих сограждан, которых они считали «наиболее достойными вести общественные дела». Из составленного таким образом «доверительного списка» назначались должностные лица коммунального округа. Они же избирали в свою очередь из своей среды 1/10 часть граждан, которые составляли департаментский список. Из него формировалась администрация департамента и избиралась 1/10 часть в центральный список, из которого избирались должностные лица общенационального масштаба. Охранительный сенат составлялся из лиц, назначавшихся пожизненно консулами, с последующей кооптацией отдельных членов. Государственный совет формировался первым консулом, а Трибунат, Законодательный корпус и правительство (в последующем) – Ох­ранительным сенатом. Правительством назначались полновластные в департаментах префекты, а также супрефекты, мэры, члены совещательных советов коммун и городов. Все должностные лица были в строгой иерархической подчиненности. «Правительственная власть» формально вручалась трем консулам на 10 лет (с правом переизбрания). Первым консулом Конституцией назначался Бонапарт, также назначались второй и третий консулы, которые имели при совершении «правительственных актов совещательный голос». Исключительной прерогативой первого консула было обнародование законов, назначение и отзыв «согласно собственной воле» членов Государственного совета, министров, посланников, офицеров армии и флота, членов местной администрации, правительственных комиссаров при судах. Назначал он и пожизненных судей. В результате плебисцита 1802 г. Н. Бонапарт был объявлен пожизненным консулом, а с принятием Органического сенатус-консульта 1804 г. он становится императором французов – Наполеоном I.

Континентальная (романо-германская) система права– сформировалась во Франции в конце XVIII – начале XIX вв. в результате революции 1789–1794 гг. Характеризуется следующими признаками: 1) основными источниками права являются статуты; 2) имеет развитую кодифи­кацию; 3) широко использует римское право, что обусловливает: а) деление права на публичное и частное; б) четкость, совершенство формулировок; в) ограничение свободы завещания; 4) в ней почти полностью отсутствуют архаизмы. Наиболее полно эти черты проявились в Гражданском кодексе Франции 1804 г. К.с.п. получила распространение в большинстве стран континентальной Европы и в их бывших колониях.

Мажоритарная система – система определения результатов голосования при избрании центральных и местных органов, президента и других высших должностных лиц, при которой избранным считается тот кандидат, который получил большинство голосов по данному округу.

Органический сенатус-консульт 1804 г. – во Франции юридически оформил установление Первой империи, поскольку, именуя Францию официально республикой, он вверил управление страной Наполеону с титулом императора французов. Этот титул передавался по наследству.

Парижская Коммуна 1871 г. – государственное образование в Па­риже, возникшее в результате вооруженного восстания 18 марта. Причинами этого явились поражение французской армии в войне с Пруссией, низложение Наполеона III, провозглашение Франции республикой, создание (преимущественно из рабочих Парижа) 200 батальонов национальной гвардии и попытки правительства Тьера разоружить их. Избранный гвардейцами и парижанами ЦК национальной гвардии организует оборону Парижа от прусских войск, оказывает сопротивление регулярным прави­тельственным войскам. 18 марта ЦК становится революционным прави­тельством. Демократически избранный, социалистический по своим убеждениям ЦК объявил о переходе правительственной власти в руки рабочих. Правительство Тьера бежало в Версаль.

Коммуна ликвидировала постоянную армию, распустила полицию, отменила буржуазное судопроизводство. Церковь была отделена от государства. Декретом о выборности должностных лиц были смещены чиновники государственного аппарата, находившиеся в оппозиции к Коммуне. Впервые было введено всеобщее избирательное право по округам при избрании Совета Коммуны, который был законодательным и исполнительным органом власти, являясь «совокупностью комиссий, работающих совместно, а не парламентом...». Было образовано 10 комиссий: финансовая, юстиции, обороны, общественной безопасности и др. Координирующим центром являлась особая Исполнительная комиссия, состоявшая из представителей других комиссий. Принцип работы комиссий – коллегиальное обсуждение вопросов при единоличной ответственности председателя. Комиссии работали в тесном взаимодействии с профсоюзами и другими рабочими организациями. Утвердился порядок работы, основанный на правиле: выборность, подотчетность и сменяемость должностных лиц. Вводился рабочий контроль за деятельностью администрации пред­приятий. В Декларации к французскому народу (19 апреля) был определен план государственного переустройства – создание республики, объединяющей свободные коммуны. Для рассмотрения серьезных уголовных дел был создан особый суд, заседавший с присяжными заседателями. Через 72 дня П.К. пала.

Революционные комитеты – Во Франции во время революции в конце XVIII в. органы власти, осуществлявшие Якобинскую диктатуру на местах. Р.к. были учреждены декретом Конвента от 21 марта 1793 г. во всех коммунах и городских районах (секциях), формировались путем избрания местным населением в составе 12 человек, в их числе не могло быть дворян и духовенства. В сентябре 1793 г. Р.к. были уполномочены составлять списки подозрительных», издавать приказы об аресте. Декретом Конвента от 4 декабря 1793 г. определялись основные направления деятельности Р.к. – проведение в жизнь революционных законов, принятие мер к поддержанию «общественной безопасности и общественного спасения». Р.к. способствовали мобилизации армии, организации военного производства и т.д., а также проводили политические мероприятия. С падением Якобинской диктатуры прекратилась (в июле 1794 г.) деятельность Р.к.

Революционные трибуналы – Во Франции (лат. tribunal) чрезвы­чайные судебные органы в годы революции конца XVIII в. (с 17 августа 1792 г. по 27 июля 1794 г.). Делопроизводство в Р.т. велось ускоренными методами, мерой наказания была смертная казнь, апелляционное и кас­сационное обжалование не допускалось.

Сегрегация – одна из форм национальной и расовой дискриминации; в США – комплекс норм и мер, ограничивавших или запрещавших совместное проживание, обучение, профессиональную деятельность белых и черных американских граждан, по сути легализованный Верховным судом в 1896 г. (дело негра Гомера Плесси).

Французский торговый кодекс 1807 г. – состоял из 4 книг (1. «О торговле вообще», в которой определялся правовой статус лиц, занимавшихся торговлей, говорилось о биржах, о посредниках, о векселе; 2. «О морской торговле»; 3. «О несостоятельности и банкротстве»; 4. «О торговой юрисдикции»), 648 статей. Во Франции торговое право является самостоятельной отраслью, но ФТК был дополнением к Французскому гражданскому кодексу. В торговых отношениях признавалось применение обычаев. Кодекс основывался на принципе свободной торговли, но его главными правовыми источниками были королевские ордонансы 1673 и 1683 гг. о сухопутной и морской торговле. С развитием торговли и предпринимательства к 60-м годам XX в. он обновился почти полностью.

Хартия 1814 г. во Франции – дарована 4 июня 1814 г. королем Людовиком XVIII после краха империи Наполеона. Восстанавливалась легитимная (законная) монархия. В X. декларировалось о сосредоточении всей власти целиком «в особе короля». Он был верховным главой государ­ства, возглавлял исполнительную власть и вооруженные силы, имел право объявлять войну, заключать международные договоры, издавать регламенты и ордонансы, необходимые для исполнения законов и безопасности государства, утверждать и обнародовать законы. Король формировал Совет министров, имел право назначать на все должности в государственном управлении. Законодательная власть принадлежала также двухпалатному парламенту, состоявшему из палаты пэров и палаты депутатов. Палата пэров назначалась королем. Участвовать в избрании палаты депутатов могли мужчины, достигшие 30-летнего возраста и уплачивавшие прямой налог в размере не менее 300 франков, а быть избранными – мужчины, достигшие 40-летнего возраста и уплачивавшие прямой налог не менее 1000 франков. Срок полномочий избранных депутатов устанавливался в 5 лет. Только король обладал правом законодательной инициативы. Министры были ответственны перед королем. В X. провозглашались неприкосновенными все виды собственности, декларировалось равенство французов перед законом, говорилось о гарантиях личной свободы, свободы слова и печати, недопустимости преследования за прошлую политическую деятельность. Католицизм был оставлен государственной религией. X. возвращала титулы старому дворянству и сохраняла за новым. Король мог жаловать дворянство по своему усмотрению. В X. прослеживается стремление короля к восстановлению абсолютной монархии и установление в результате компромиссов дуалистической монархии. X. 1814 г. была изменена в 1830 г.

Хартия 1830 г. во Франции – принята королем после июльского восстания, приведшего к власти представителя Орлеанской ветви Бурбонов Луи-Филиппа. 1830 г. была несколько измененной Хартией 1814 г. В ней упускалась преамбула о даровании X. королевской властью. Было запрещено введение цензуры. X. было предоставлено право законодательной инициативы палатам парламента, король лишался права издавать ордонансы, имевшие силу закона, вводилась ответственность министров перед парламентом, снижались возрастной и имущественный цензы активного и пассивного избирательного права, соответственно до 25 и 30 лет, 200 и 500 франков налога. Король лишался права жаловать наследственное звание пэра. X. 1830 г. действовала до установления в 1848 г. Второй республики во Франции.

«Черные кодексы» (Black Codes) – законодательные акты, изданы в 1865–1866 гг. в южных штатах США в ответ на отмену рабства негров. «Ч.к.» имели целью узаконить расовую дискриминацию, обеспечить с помощью принудительных мер южных плантаторов рабочей силой. «Ч.к.» включали нормы, запрещавшие браки между белыми и неграми, а также нормы о бродяжничестве, об ученичестве, занятиях определенными профессиями и т.п. В 70-е гг. XIX в. «Ч.к.» в ряде штатов были отменены.

Якобинская конституция – конституция Франции, принятая (24 июня 1793 г.) в период якобинской диктатуры, после того как был резко раскритикован якобинцами и отвергнут Конвентом проект конституции, разработанный жирондистами. Идейной основой Я.к. стали учения Ж.Ж. Руссо о демократической республике, равенстве граждан при сохранении частной собственности. В ней более последовательно воплощалось учение этого мыслителя о народном суверенитете. В Я.к. подтверждалось установление во Франции республики. Согласно Я.к., все французские граждане – суверенный народ, он должен непосредственно избирать представителей, поручать выборщикам избрание органов управления, общественных третейских посредников, судей уголовных и гражданских, обсуждать и постановлять законы. Каждый гражданин Франции, достигший 21 года, проживавший в кантоне не менее 6 месяцев, имел активное и пассивное избирательное право. Законодательный корпус (Национальное собрание) избирался в составе одной палаты на 1 год и должен был действовать на постоянной основе. Представители, составлявшие Зако­нодательный корпус, избирались на первичных собраниях граждан по кантонам (1 представитель от 40 тыс. населения).

В Я.к. имеются положения о единстве для всей республики граж­данских и уголовных законов, об основных принципах правосудия (формулирование обвинения присяжными, назначение наказания трибуналом, участие защиты, избранной обвиняемым, публичность рассмотрения дел).

Я.к. не была введена в действие (она фактически должна была при­крывать диктатуру и разгул репрессий). Декретом Конвента от 10 октября 1793 г. ее введение в действие отсрочивалось до заключения мира (называлась в качестве причины и необходимость борьбы с контррево­люцией). После термидорианского переворота в июле 1794 г. введение Я.к. стало невозможным.

 

Акт об индийских законодательных советах 1909 г. – закон, принятый английским парламентом после революционных событий в Индии в 1905–1908 гг. Им предусматривалось избрание половины членов Всеиндийского законодательного совета и большинства членов провинциальных законодательных советов. Эти советы выполняли весьма ограниченные совещательные функции при английском вице-короле и губернаторах провинций. Выборы в законодательные советы были двух- и трех степенными. Избирательное право получили несколько тысяч человек из трехсотмиллионного населения Индии. Создавалась отдельная курия для му­сульман. Они получили в советах преимущественное представительство, что способствовало разжиганию религиозной вражды.

Акт о парламенте 1911 г. – закон о частичной реформе английского парламента. Предусматривал некоторое ограничение законодательных прав палаты лордов. Финансовый билль (т.е. любой билль, который, по мнению спикера палаты общин, затрагивал вопросы налогообложения), принятый палатой общин, но не утвержденный в течение месяца палатой лордов, пред­ставлялся королю и с его одобрения становился законом. Нефинансовые билли в случае их отклонения палатой лордов принимались палатой общин на трех последующих ее сессиях. И если каждый раз они отвергались палатой лордов, то после этой процедуры представлялись королю для утверждения, после чего становились законами. Но за палатой лордов оставалось право отсрочивать принятие нефинансового билля на два года. Устанавливался 5-летний срок деятельности парламента и др.

Акт о чрезвычайных полномочиях правительства 1920 г. – закон, предоставлявший правительству Великобритании право объявлять чрезвычайное положение по случаю забастовки или даже при ее угрозе на транспорте и в таких отраслях хозяйства, как снабжение водой и топливом. На основании этого акта правительство имело право принимать любые меры для поддержания порядка.

Акт о безоговорочной капитуляции Японии – подписан 2 сентября 1945 г., лишал Японию, потерпевшую поражение во второй мировой войне, всех захваченных ею когда бы то ни было земель: Южного Сахалина, Курильских островов, Маньчжурии, Кореи, Тайваня и др.

Акт о процедуре консолидации законодательства 1949 г. – принят английским парламентом, запретил подвергать консолидированные законы каким бы то ни было изменениям.

Акт о расширении полномочий палаты лордов 1958 г. – закон Великобритании, предусматривавший расширение группы пожизненно назначаемых монархом пэров и вводивший обязанность для членов этой палаты английского парламента принимать участие в ее работе.

«Антикоминтерновский пакт» – договор между Германией и Японией, подписанный в Берлине 25 ноября 1936 г. Состоял из трех статей. В первой предусматривалось взаимное информирование сторон о деятельности Коммунистического интернационала и борьбе против него. Во второй статье было приглашение других государств к присоединению к «А.п.». В третьей статье устанавливался пятилетний срок действия «А.п.». В «Протоколе под­писания» стороны обязывались принимать суровые меры против тех, кто прямо или косвенно действует в пользу Коминтерна. В секретном соглашении предусматривалась совместная борьба сторон против Советского Союза. В ноябре 1937 г. к «А.п.» присоединилась Италия, в 1939 г. — Манчжоу-Го и Испания. В 1941 г. «А.п.» был продлен на пять лет. К нему присоединились: Финляндия, Хорватия, Дания, Румыния, Словакия, Болгария, а также государство, образованное на территории Китая, оккупированной Японией. «А.п.» действовал до победы СССР и его союзников во второй мировой войне.

Британское содружество наций– создано в 1926 г. на имперской конференции, где было объявлено, что все доминионы являются автономными государственными единицами внутри Британской империи, равными по статусу и ни в каком отношении ей не подчиненными во внутренних делах. Они под общим подданством короне свободно объединяются в качестве членов Британского содружества наций. Вестминстерский статут 1931 г. укрепил самостоятельность членов Британского содружества наций, которое в 1947 г. было преобразовано в Содружество.

Вермахт– вооруженные силы фашистской Германии 1935–1945 г.

Гауляйтер – в фашистской Германии руководитель нацистской партии территориального округа (области), которых в 1934 г. было образовано 32. На партийное руководство в 1933 г. были возложены государственные функции, и Г. обладал властными полномочиями в округе, а также на оккупированных территориях.

Гестапо – государственная тайная полиция, учрежденная в 1933 г. в Пруссии, а затем созданная и в других германских землях. В 1936 г. Г. объединилось с СС в общегерманскую полицию безопасности.

Декрет – 1) Нормативный акт общего или частного характера в Древнем Риме (постановление коллегии жрецов-понтификов, сената, общинного совета, претора, императора). 2) В ряде стран нового и новейшего времени нормативный акт главы государства, правительства.

Декрет «О защите немецкого народа» от 4 февраля 1933 г. – предоставил право германской полиции не допускать политических со­браний, если они могли «нарушить общественное спокойствие» или если на таком собрании высказывались «оскорбительные выражения» в адрес имперских чиновников.

Доминион– до 1931 г. самоуправляющаяся часть Британской империи, прежде всего так называемые переселенческие колонии, впоследствии государство в составе Содружества наций, признавшее главой английского ко­роля (Канада – с 1867г., Австралийский Союз – о 1901 г., Новая Зеландия – с 1907 г., Ньюфаундленд – с 1917 г., Ирландское Свободное Государство – с 1921 г.).

Закон ЛэндрамаГриффина (Акт об отчетности и раскрытии фактов в отношениях между трудящимися и предпринимателями) – принят в США в 1959 г. под предлогом борьбы с коррупцией в профсоюзах. Им устанавливался жесткий государственный контроль за внутренней деятельностью профсоюзов, которые обязывались представлять в министерство труда всю свою документацию (уставы, годовые финансовые отчеты, материалы о поступлении средств в профсоюзную кассу и их расходовании, отчеты по процедуре выборов должностных лиц, о их жаловании и т.д.). Закон под страхом уголовного наказания запрещал членам коммунистической партии занимать какие-либо посты в профсоюзах (ст. 504).

Закон МаккаренаУолтера (Закон об иммиграции и гражданстве) – принят в США в 1952 г.; отменял квоты для иммигрантов по расовому признаку, но сохранял систему квот по странам; устанавливал особый правовой режим для иммигрантов, которые были поставлены под полицейский контроль: начиная с 14-летнего возраста они обязаны регистрироваться в Министерстве юстиции и регулярно извещать последнее об изменении местожительства. Лица, не имеющие гражданства, могут быть в любой момент высланы из страны, если министр юстиции имеет «разумные основания полагать», что их образ мыслей и деятельность несовместимы с интересами США.

Закон о введении всеобщей воинской повинности в Германии от 16 марта 1935 г.– установил, что военнообязанными являются все мужчины в возрасте от 18 до 45 лет. Срок военной службы – 1 год (с 1936 г. – 2 года). Лица, отбывшие воинскую повинность, зачислялись в различные резервные соединения до достижения 45 лет.

Закон о всеобщей мобилизации нации 1938 г. – принят в Японии; предоставил правительству право осуществлять меры по регулированию производства и распределения, по вопросам труда и заработной платы. Забастовки были объявлены преступлениями. Конфликты между рабочими и предпри­нимателями передавались на окончательное решение арбитражной секции «особой полиции».

Закон о гражданских правах в США 1964 г. – запретил проявление явных форм дискриминации по расовому признаку на всех тех частных предприятиях, которые имеют отношение «к межштатному обслуживанию» (на заправочных станциях, на транспорте и т.д.).

Закон «О защите немецкой крови и чести» – принят в Германии 15 сентября 1935 г.; запретил браки и внебрачные отношения между немцами и евреями. Лица, вступившие в такой запрещенный брак, наказывались каторжными работами, а самый брак признавался недействительным. В случае внебрачных отношений уголовному наказанию подвергался мужчина. В законе устанавливалось, что «брак не должен быть заключен, если от него следует ожидать потомства, представляющего опасность в смысле сохранения в чистоте немецкой крови».

Закон о защите республики – принят в Германии в 1929 г. Вводились новые составы политических преступлений.

Закон о мятеже 1934 г. – принят в Великобритании; предусмотрел жесткие меры уголовного наказания за любые формы революционной агитации в армии, включая хранение «возмутительных сочинений».

Закон о парламенте 1949 г.– Принят в Великобритании; предус­мотрел, что палата лордов может отсрочить принятие нефинансового законопроекта, одобренного палатой общин, только на один год. Но за палатой лордов было сохранено Положение высшей апелляционной инстанции в отношении всех судов Великобритании и ее колоний.

Закон о строении и правомочиях «Великого совета фашизма» 1928 г. – принят в Италии; санкционировал сращивание государственного аппарата с фашистской партией. Высший орган фашистской партии – «Великий совет фашизма» был объявлен верховным государственным органом. Его председателем являлся глава правительства, секретарем – секретарь фашистской партии. Он назначался королем по предложению главы правительства. Члены Национальной директории фашистской партии (совещательного органа при секретаре партии) и секретари провинциальных организаций фашистской партии назначались декретами главы правительст­ва.

Закон об уголовном правосудии – принят в Великобритании в 1948 г.; значительно расширил категорию дел, по которым к «привычным преступникам» может быть применено превентивное заключение. Был увеличен срок такого заключения: для лиц в возрасте от 20 до 30 лет – от 2 до 4 лет, а для лиц старше 30 лет – от 5 до 14 лет.

Закон Смита (Закон о регистрации иностранцев) – разработан членом палаты представителей Г. Смитом, принят конгрессом и 28 июня 1940 г. подписан президентом США. З.С. (в ч. 1) ограничивал свободу слова, печати, собраний и организаций под предлогом борьбы против заговоров с целью свержения правительства «путем применения силы или насилия», что рассматривалось как преступление, за которое полагалось уголовное наказание и высылка из страны. В ч. 3 З.С. ввел обязательную регистрацию всех иностранцев с 14 лет. В 1954 г. Верховный суд США ограничил его действие.

Избирательная реформа в Великобритании 1928 г. – уравнивала женщин в избирательных правил с мужчинами. Ценз оседлости по выборам депутатов палаты общин был снижен до трех месяцев. Избирательная реформа в Великобритании 1948 г. – отменила «двойной вотум» (право для предпринимателей голосовать как по месту жительства, так и по месту нахождения своего предприятия, а окончивших университеты – как по месту своего жительства, так и но месту расположения соответствующего университета); все избиратели получали только один голос. Произошло некоторое перераспределение избирательных округов. Однако и после этого они были далеки от равенства: в городских избирательных округах число избирателей не падало ниже 35 тыс., а часто достигало 60 тыс. и более; сельские же округа зачастую насчитывали менее 30 тыс. избирателей.





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 17; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.146.33.241
Генерация страницы за: 0.187 сек.