Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Представление о стратагемах




 

Сам термин «стратагемы» был введен фон Зенгером для перевода китайского понятия цзи, означающего нечто вроде уловки, хитрости с нейтральной этической окраской (хитрость как инструмент). В космогоническом дуализме Инь-Ян (теневое – солнечное, невидимое – видимое и т.д.) стратагемы соотносятся с Инь. Самый древний из известных трактат – Саньшилюцзи (Мибэнь бинфа) (36 Стратагем (Сокровенная книга о военном искусстве)), составленный в канонической форме, был написан примерно 500 лет назад [8]. Однако формулы стратагем, вошедшие затем в канон, встречаются в сочинениях от IV в. до н.э. Некоторые примеры, к которым обращаются фон Зенгер и другие авторы сборников, еще более древние. В целом несомненна большая историческая укорененность стратагемных формулировок.

 

Рассмотрим пространство значений понятия стратагем.

 

Прежде всего, стратагемы необходимо отличать от достаточно близкого понятия мудрости (чжи): «… книга Саньшилю цзи: доу чжи (Тридцать шесть стратагем: состязание ума). … «Мудрость» (чжи) упомянутым выше Му Ду (803-852) разъясняется так: «Мудрость – это умение господствовать в любой обстановке и знание постоянства в переменах». … Комментатор Мэй Яочэнь (1002 – 1060) идет даже дальше: «мудрость (чжи) – это умение быть находчивым и изощренным». … Лао Цзы соотносит «мудрость» с созвучными хитрости понятиями: «Когда появилось мудрствование (чжи), возникло и великое лицемерие»»[9]. «Мудрость» понимается Конфуцием главным образом как умение различать добро и зло, истину и ложь. Впрочем, иногда у Конфуция это слово имеет оттенок хитроумия» [10].

Исключены из понятия «стратагема» (цзи) и колдовство, и религиозные чудеса, а также необычные реакции человека[11]. Все это подчеркивает рассудочный, рациональный характер стратагем.

 

Важная составляющая часть понятия, являющееся прямой основой многих стратагем – «необычное» (ци), понимаемое в диалектическом единстве с «регулярным» («обычным») (чжен). «Необычное (ци) производят из обычного (чжен); не будь обычного, нельзя было бы произвести необычное». Эта уясняющая китайское понимание хитрости мысль нашла выражение в таком обороте речи: «Чу ци чжи шэн», что дословно означает следующее: «произвести необычное и добиться победы»[12].

 

Также большую роль в понятийном поле играет иероглиф цюань: вес; гиря, лежащая на противоположной чаше весов; взвешивать; обдумывать; делать расчет; сила; влияние; [субъективное] право (жень цюань – права человека)[13]. Но этот же иероглиф обозначает: предварительный, непостоянный, применяться, отклоняющийся от канона, чрезвычайная мера. «Чан цзэ шоу цзин, бянь цзэ цун цюань (В обычных обстоятельствах придерживаться канона, при [существенном] изменении [принятого хода вещей] следовать за противовесом [канона])» [14].

В некоторых китайских книгах в качестве обозначения «стратагем» употребляется термин цюань моу – «политическая тактика, прием» и «обман»[15].

 

Многие «стратагемы пронизывает даосская концепция недеяния – у вэй; эти стратагемы частично принадлежат к достижениям «легистов», …, в особенности к «технике власти» (шу), которую «легисты» помещали в сердце властителя рядом с «законным правом» (фа) и сохранением «положения» (ши). Множество примеров применения стратагем проникнуто идущим от «легистов» духом государственной мудрости с его приоритетом государственных интересов над конфуцианскими этическими нормами». [16]

 

Наконец, очень важно учитывать внеэтический, инструменталистский характер китайских стратагем. Хотя это и кажется очевидным, но отсутствие этических оценок является их важной характеристикой – именно в противопоставлении европейского понимания хитрости как плохого человеческого качества (противостоящей хорошим качествам – мудрости и простоте).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.