Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семь основных инструментов контроля качества

Благодарности

Послесловие

Мечта — это смысл пребывания на земле. Чем ниже или бесполезнее мечта, тем бессмысленнее жизнь. Смысл жизни любого человека — делать мир лучше, совершенствовать и развивать его. Только в этом случае человек обретает гармонию со своим предназначением. Это лекарство от депрессии, стресса и апатии. Когда Вы посвящаете себя служению обществу, Ваша жизнь обретает глубокий смысл. Вы становитесь ценным как личность и важным в масштабах деятельности цивилизации. Ваша задача — улучшать человечество. Вы можете стать инженером, учёным, музыкантом — кем угодно, лишь бы служить во благо самой Вселенной. Когда Вы начнёте улучшать свою жизнь с помощью полученных знаний, помните, что весь мир нуждается в Вашем фокусе внимания. Экономика должна быть изобильной, наука должна улучшать и развивать цивилизацию, люди должны дружить, а не воевать. Используйте свой фокус внимания во благо всем. Нам нужна новая ступень. Личная эволюция.

Каким будет человек через 100 лет? Это может быть не сразу понятно, но следующее поколение всегда зависит от предыдущего. Чтобы мы продолжились в земных бессмертных богах, которых называют людьми, нам нужно подготовить для них платформу. И это будет уже даже не человек, это будет что-то принципиально новое. Что-то, что ещё на один шаг ближе к тайнам мироздания, что-то, что ближе к творцу ещё на один уровень. Если мы не сможем сами подняться выше, мы должны согнуться к земле и подставить следующим поколениям спину, став для них живой ступенью наверх. Это крайняя самоотдача для туманного образа молодых и сильных богов во плоти, которых мы видим лишь как слабый блик света в туманности нашего сознания. Человеческому виду не суждено деградировать обратно до примитивных животных, даже не надейтесь. Наша судьба — вечность. Если отнять все дары цивилизации у типичного индивида, то он не сможет воссоздать их вновь и скатится в каменный век. Нам нужен шаг от потребителей к созидателям. И мы не можем этого требовать от всех вокруг, мы сами, прежде всего, как личности должны делать этот шаг. Только я продолжусь в моих детях — в поступках, в надежде на то, что это они станут теми самыми бессмертными богами во плоти. Моя и твоя роль в этой эпохе такова: мы — смертные существа, которые породят божественных существ, коими будут наши с тобой дети. Возможно, в старости мы уже будем гордо наблюдать, как они навсегда преодолеют гравитацию и нынешние физические границы, отправившись в поиски Творца в бескрайний космос. Если это не мы сами, но те, кто будет после нас, то мы должны подставить им крепкое плечо. И мы не имеем права, зная это, провести свою жизнь бесследно. Я вижу смутный образ их, следующих. Они завораживающе восхитительны, сильны и загадочны, в них невозможно не влюбиться. Они — это процедура божественного самопознания. Для меня будет честью стать для них живой ступенью, по которой они пройдутся прямо к звёздам. Но ступенью этой ещё нужно СТАТЬ, чему мы и обязаны посвятить всю нашу жизнь. Только любовь к следующему поколению может сделать поколение нынешнее лучше, стабильнее, сильнее. Давайте возьмём свой разум в крепкую узду ради них! Ради следующих!

Мы можем использовать потенциал нашего разума во благо цивилизации и Вселенной. Ваш фокус внимания определяет, чем наполняется этот мир. Наш потенциал необъятен, как сама Вселенная. Среди простых наблюдателей, проживающих жизнь по течению, на протяжении всех эпох находились самые настоящие титаны. Передовые лица человечества. Причём не всегда их жизнь увековечивалась в памятниках или на бумаге. Это не те, кто на слуху, но те, кто прорывают в одиночку границы возможностей, прокладывая за собой ковровую дорожку для остальных, кто последует за ними. Они кажутся безумцами, но впоследствии оказываются самыми вменяемыми индивидами на тот момент прорыва. От первого человека, добывшего огонь, до космонавта в открытом космосе. Кем-то из них можешь быть ты, если окунешься с головой в неизведанное. Стать проводником высшего разума в земном мире, оставляя сигналы сквозь вечность... Где-то в этот момент, имея такую возможность, кто-то заморачивается о своей фотке на аватарке или о ботинках, о макияже или о наручных часах, а кто-то делает ещё один рывок в бесконечность. Кто из этих двух типов ты? Глупо использовать полученные знания только на развлечения и разные игрушки. В Ваших руках целый мир, эта прекрасная голубая планета. Вы можете улучшить её по-настоящему! Вселенная строит сама себя: галактики кружат свой танец, на планетах рождаются цивилизации, потом погибают и снова возрождаются из пепла. Так много теорий о том, какая у всего этого цель. Вероятнее всего, если Вселенная — большой механизм, снабжённый интеллектом, или хотя бы малая часть этого, то, скорее всего, она стремится к благосостоянию, к стабильности своего «организма», к систематизированному, работоспособному состоянию, чтобы, возможно, стать твёрдой опорой для других, более больших миров. Тогда кто среди всего этого мы? Какая роль может быть у существа, осознавшего всё это, у человека? Возможно, ответ очевиден. Такая же роль, как и у нашей Вселенной: стать опорой для более большого мира. Вселенная строит сама себя... Прямо на наших плечах. Упрощённо: может ли сам Бог найти опору в твоих плечах? Во Вселенной всё нестабильно: галактики не образуют совместную стройную систему, хотя кажется очевидным, что это и должно происходить таким образом. Как клетки существ и города становятся более геометричными, симметричными в этой жиже физических элементов, так и на высшем уровне строения галактик: большое в малом, малое в большом. Шагая по земле, мы сотрясаем миллионы миров подошвами, но это нужно для движения. Так и Вселенной нужны какие-то движения. Через потрясения — к стабильности, благосостоянию. Только почему не хватает одной цивилизации, чтобы приблизиться к состоянию творцов Вселенной? Они рождаются и исчезают вновь и вновь... И с каждой новой попыткой что-то пытается родиться вместе с ними. Каждая бесполезная бесследная жизнь кончается смертью, но всё не останавливается на этом. ЖИЗНЬ ПОЯВЛЯЕТСЯ СНОВА... Вселенная делает ещё одну попытку. И ты — ещё одна её попытка. Где-то там, в центре Вселенной, или вообще за её пределами что-то ждёт тебя или твоих потомков. Сможешь ли ты теперь прожить несозидательную жизнь или наконец уже подставишь плечи Богу / Высшему разуму? Что-то зарождается или делает ещё одну попытку зародиться. Если бы мы поняли, что являемся клеткой зародыша, мы были бы другими. Вместо икон у нас были бы окна на звёзды. И стремились бы мы не в призрачный рай, а прямо к звёздам, и судьбой нашего рода была бы Вечность. Мы сегодня обладаем невиданной силой: можем создавать, разрушать миры и снова создавать их, наши учёные работают над технологиями терраформирования планет и технологиями биологического бессмертия. Мы могли бы буквально строить Вселенную... Мы?.. Каждое «Мы» состоит из «Я»... Я мог бы. У меня есть эти знания, которые позволяют мне стать кем угодно, развивать что угодно и творить то, что мне заблагорассудится из пустоты. У Вас они теперь тоже есть. Вероятно, Вселенная снова и снова делает каждый раз ещё одну титаническую попытку для того, чтобы получить этих самых «архитекторов Вселенной» из людей, которые, путешествуя между звёздами, образуют соединения как в мозге и организме. И так как Ты и есть нынешняя попытка Вселенной, ты не можешь жить дальше просто так, игнорируя этот факт. Пора перестать молиться на Бога, когда Бог молится на тебя. Когда всё разрушится, ты сделаешь попытку снова. Как это делает Вселенная ради тебя — титанически — так и ты будешь делать это ради неё, снова и снова, сквозь века и бесконечное пространство... Пока сам не станешь Вселенной.

Мы можем создать рай на Земле, правильно используя наше восприятие. Пока они говорят, что это невозможно, мы, влюблённые в наших ещё не рождённых детей, совершаем прорывы, преодолеваем границы, сотрясаем теории. Только с любовью можно начинать этот путь. Влюбиться в сказку. Рассказать её детям. И вместе с ними идти к этой мечте планетарного масштаба. Будущее не страшное. Оно светлое. Мы не просто в это верим, мы ещё собираемся тратить на это свои силы. За нами сама природа, наши цели — её прихоть. Природа говорит нашими голосами. Вселенная строит сама себя через нас. У нас получится.

Напоследок я хочу процитировать мою ученицу Ольгу, она пишет:

«В каждой древней культуре есть упоминание про неких "богов", обычно изображаемых в костюмах астронавтов, которые обучали знаниям, технологиям людей. Так вот, подобно этим самым "пришельцам", ты нам даёшь такие технологии. Буквально научил "палкой" пользоваться примитивный ум. Тут уже каждый решает сам, кому из неё палку-копалку, кому волшебную палочку сделать. Мало того, что удовлетворённое счастливое мышление, такое комфортное и сытое, в повседневности приносит колоссальные ощутимые в этой самой физической реальности результаты, ещё и невольно рождает мысли о Великом, о создании благости для окружающих, гуманистические идеи, хочется оставить след как минимум своими благими деяниями. И оно уже начало проявляться в реальности: эти идеи и размышления.(...)».

Я хочу, чтобы Вы оставляли после себя благой след своей деятельностью. Живите во благо людям и миру. Когда человек удовлетворяет первичные потребности, он начинает всё больше задумываться о гуманистических идеях. После того, как он налаживает свою жизнь, ему хочется всё больше помогать людям. Поэтому я помогаю людям. После того, как Вы помогаете кому-то, в этом мире становится на двух хороших людей больше. Эта книга дала Вам шанс удовлетворить свои важные потребности, но теперь Вы можете быть намного влиятельнее, чем раньше. Вы можете вершить судьбы людей. Вы можете делать этот мир лучше, развивать его. Огромная Вам благодарность, если Вы этим займётесь.

Я желаю Вам успехов в своих начинаниях и буду рад всех видеть в своём официальном сообществе в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/mematika

Следите за новостями! Всех благ Вам, Друзья!

 

 

Спасибо всем моим ученикам онлайн-школы за то, что всё время стимулировали меня глубже проникать в эту тему и применять свой интеллект во благо. Я понял, благодаря Вам, что мне нравится заниматься этим. Приятно осознавать, что мой интеллект может быть полезен тут. Спасибо Вам за то, что постоянно вдохновляли меня тем, что делились своими результатами! Я уверен, что это продолжится! Отдельное спасибо ученице из Лондона — Елене! Однажды она спасла онлайн-школу и мои труды своей финансовой поддержкой. Благодаря ей, всё дошло до того, что я написал эту книгу! Большое спасибо моей любимой, она сделала многое для того, чтобы эта книга вышла в свет, и для того, чтобы у меня был смысл просыпаться по утрам. Она — моя Валькирия. Если потерял смысл — влюбись, всё вокруг станет важным. Если нет сил — влюбись, это будет поднимать тебя на ноги, даже когда вокруг всех косит. Будучи влюблённым, ты будешь строить корабли, ракеты, поезда и называть их именем любимых. Когда ты влюблён — для тебя нет преград и не существует момента, когда ты сдашься. Это влюблённые творят историю планеты. Нам нужно полюбить кого-то так сильно, чтобы осознать, что великое счастье в масштабах всей Вселенной — это посвящение своей жизни и деятельности кому-то другому. И после этого не найти покоя, но после этого он и не нужен... Влюбись — и рамки мира раздвинутся. Любовь — это самый лучший и доступный способ изменения сознания. Открыв это однажды, Вы откроете целый резервуар созидательных сил природы. Я люблю тебя, мой элемент.

Данная книга написана для бесплатного распространения в России. Авторские права защищены.

Пожалуйста, получите более подробную информацию на моих ресурсах:

Официальный сайт: http://nikobauman.ru/ (Также поинтересуйтесь разделом «Консультации»: http://nikobauman.ru/?p=94)

Сообщество в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/mematika

 

 

Анализируя большие массивы данных, мы привычно используем среднее значение, реже среднеквадратичное отклонение, еще реже иные методы обработки. Чем вызвано такое «самоограничение»? J Скорее всего, недостаточными знаниями и опытом в этих вопросах. Откуда современный менеджер может узнать о методах статистической обработки данных? Вряд ли он вспомнит вузовский курс статистики. Да и был ли он включен в учебную программу!?

У меня знакомство со статистикой, точнее с ее использованием в бизнесе, началось около 15 лет тому назад, когда я впервые прочитал о методах менеджмента качества. К сожалению, с первого раза семь основных инструментов мне «не показались»… Я не воспринял их, как «руководство к действию». Скорее, я отнесся к ним, как к чему-то заоблачно заумному. И лишь постепенно в течение нескольких лет, повторно наталкиваясь в литературе на применение того или иного метода, а также в связи с возникновением практических задач, шаг за шагом, я стал понимать смысл этих инструментов и области их применения. Постепенно эти методы я стал использовать в своей практике, даже иногда не вспоминая, что они – часть стройной системы.

Настало время, отдать дань первоисточнику – японскому менеджменту, а также показать, как, казалось бы, книжные знания, становятся мощным инструментом управления реальным бизнесом.

Семь основных инструментов контроля качества[1] используют для аналитического решения проблем, то есть, в ситуации, когда данные доступны, и чтобы решить проблему, нужно их проанализировать.

Примеры можно найти в Excel-файле

1. Диаграмма причин и результатов. Эта диаграмма используется для выявления факторов процесса, влияющих на результат. Встречаются также названия: «диаграмма Исикавы» или «диаграмма рыбий скелет». В классическом варианте факторы (причины) группируются по категориям по принципу «5М»:

Man (человек) − причины, связанные с человеческим фактором;

Machines (машины, оборудование) − причины, связанные с оборудованием;

Materials (материалы) − причины, связанные с материалами;

Methods (методы, технология) − причины, связанные с организацией бизнес-процессов;

Measurements (измерения) − причины, связанные с методами измерения.

Рис. 1. Диаграмма Исикавы. Шаблон.

Понятно, что можно использовать и иную релевантную группировку. Вот, например, какой «скелет» мы нарисовали, анализируя возможности сокращения времени обслуживания клиентов на складе:

Рис. 2. Диаграмма Исикавы. Время обслуживания клиентов на складе.

2. Контрольный листок – инструмент для сбора данных и их автоматического упорядочения для облегчения дальнейшего использования собранной информации.

Рис. 3. Контрольный листок. Пример.

Преимущество контрольных листков – возможность их использования сотрудниками, не работающими с компьютером. Если данные для последующую анализа получаются путем измерения непосредственно на рабочих местах, контрольные листки очень эффективны. Понятно, что если данные для анализа извлекаются из баз данных, контрольные листки не нужны, а данные сразу преобразуются в гистограмму, диаграмму Парето или рассеивания (см. ниже).

В моей практике контрольные листки не нашли применения, поскольку процессы, с которыми я имею дело, либо полностью связаны с использованием компьютера, либо стартуют по команде из компьютера, а финиш фиксируется оператором ПК.

3. Диаграмма Парето. Эти диаграммы ранжируют проблемы по степени (частоте) влияния на результат. Свое название они получили по имени экономиста Вильфредо Парето[2], который в одной из своих научных работ на рубеже XIX и XX веков показал, что в Италии 20% домохозяйств получают 80% доходов. Термин «принцип Парето» в 40-х годах XX века ввел в обращение американский специалист в области менеджмента качества Джозеф Джуран. Анализ Парето, как правило, иллюстрируется диаграммой Парето, на которой по оси абсцисс отложены причины возникновения проблем качества в порядке убывания их влияния на число несоответствий (объем брака), а по двум осям ординат: а) число несоответствий в штуках; б) накопленная доля (проценты) вклада в итоговое число несоответствий. Например:

Рис. 4. Диаграмма Парето. Причины возникновения просроченной дебиторской задолженности.

В первую очередь следует работать с причинами, вызывающими наибольшее количество проблем. В нашем примере с первыми тремя.

4. Гистограмма – инструмент, позволяющий зрительно оценить распределение статистических данных, сгруппированных по частоте попадания в определенный (заранее заданный) интервал. В классическом варианте гистограмма используется для определения проблем при помощи анализа формы разброса значений, центрального значения, его близости к номиналу, характера рассеивания:[3]

Рис. 5. Варианты расположения гистограммы по отношению к технологическому допуску

Краткие комментарии: а) всё хорошо: среднее совпадает с номиналом, вариабельность в пределах допусков; б) следует сместить среднее для совпадения с номиналом; в) следует уменьшить рассеивание; г) следует сместить среднее и уменьшить рассеивание; д) следует значительно уменьшить рассеивание; е) смешаны две партии; следует разбить на две гистограммы, и проанализировать их; ж) аналогично предыдущему пункту, только ситуация более критичная; з) необходимо понять причины такого распределения; «обрывистый» левый край, говорит о каких-то действиях в отношении партий деталей; и) аналогично предыдущему.

Вот какие гистограммы мы строили в течение нескольких лет для изучения времени обслуживания клиентов на складе:

Рис. 6. Гистограмма. Время обслуживания клиентов на складе.

По оси абсцисс – 15-минутные диапазоны времени обслуживания клиентов на складе; по оси ординат – доля заявок обслуженных в выделенном диапазоне времени от общего числа заявок за год. Красная пунктирная линия показывает среднее время обслуживания в течение года.

5. Диаграмма разброса (рассеивания) – инструмент, позволяющий определить вид и тесноту связи (корреляцию) между парами соответствующих переменных. Такие диаграммы содержат две совокупности данных, нанесенных на график в виде точек. Взаимосвязь между этими точками показывает зависимость между соответствующими данными. В Excel такая диаграмма имеет тип – «точечная». Вот, например, как я ранее проиллюстрировал полезность точечных диаграмм:

Рис. 7. Выявление корреляционной зависимости на основе точечной диаграммы.

Подробнее см. «Корреляционный анализ для бизнеса».

Вот любопытный пример использования корреляционного анализа для управления размещением товаров на складе:

Современный склад имеет весьма внушительные размеры. В глубину он может достигать 100-150 метров (расстояние от погрузочных ворот до задней стенки). Понятно, что располагая товары с высокой оборачиваемостью ближе к воротам, можно сэкономить время на перемещения по складу. На рисунках выше показана частота обращений к отдельным ячейкам; слева – для случайного размещения товаров; справа – для товаров, разбитых на АВС-группы. Чем интенсивнее цвет, тем чаще обращение к ячейке. Видно, что без АВС-распределения обращение к ячейкам практически случайное, при АВС-разбиении номенклатуры можно наблюдать границы зон. Левый фронт каждого рисунка обращен к зоне приемки. Таким образом, в ситуации, изображенной на рис. б, суммарный путь кладовщиков / техники будет меньше, чем на рис. а

6. Графики – инструмент, позволяющий провести анализ данных по различным срезам. Формы и цели анализа могут диктовать использование различных видов графиков. Подробнее об этом можно прочитать в книге Джина Желязны «Говори на языке диаграмм». Покомпонентное сравнение данных лучше всего демонстрируется при помощи круговой диаграммы. Для иллюстрации позиционного сравнения лучше всего подходит линейчатая диаграмма. Если покомпонентное и позиционное сравнение показывают взаимосвязи в определенный момент времени, то временнóе сравнение отражает динамику изменений; временнóе сравнение лучше всего иллюстрировать гистограммой или графиком.

Например, вот какими диаграммами мы анализируем сразу три параметра по каждому клиенту: динамику дебиторской задолженности, просроченной дебиторской задолженности, лимитов по кредитной линии:

Рис. 8. Пример использования графика для анализа данных.

7. Контрольная карта – инструмент, позволяющий отслеживать ход протекания процесса и воздействовать на него, предупреждая отклонения от предъявленных к процессу требований (или реагируя на отклонения). Существует два типа вариаций: естественные, связанные с разбросом значений вокруг номинала, присущие процессу; и специальные, появление которых можно объяснить конкретными причинами. Подробнее об этом можно прочитать в книге Д. Уилера и Д. Чамберса «Статистическое управление процессами. Оптимизация бизнеса с использованием контрольных карт Шухарта». Контрольные карты служат для выявления специальных вариаций. На график наносятся точки, соответствующие отдельным данным, линия средних значений (μ), верхняя и нижняя контрольные границы (µ ± 3σ). Если точки лежат в пределах контрольных границ, реагировать на отклонения от средней линии не нужно. Если хотя бы одна точка вышла за контрольные границы, требуется провести анализ возможных причин отклонения. См., например, «Управление размещением товаров на складе с использованием контрольных карт Шухарта», «Использование методов менеджмента качества в работе оптовой торговой компании».

Использование контрольных карт для анализа объема дебиторской задолженности:

Рис. 9. Контрольная карта. Естественные причины вариаций.

На 27-й неделе задолженность выросла с $ 1,4 млн. до $ 2,6 млн. Тем не менее, управленческое воздействие не требуется, так как точки разместились в пределах контрольных границ.

На следующей диаграмме показано среднее (по неделе) время выхода в рейс машин:

Рис. 10. Контрольная карта. Специальные причины вариаций.

Видно, что, начиная с 19-й недели, точки выходят за контрольные границы. Требуется вмешательство в процесс для выявления специальных причин вариаций.

Я надеюсь, что мои примеры помогут вам осознать, что семь основных инструментов контроля качества могут служить реальным подспорьем для анализа бизнес-процессов.


[1] Излагаются по варианту, приведенному в книге М.Имаи «Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний». Я расположил эти методы в том порядке, который мне представляется наиболее логически последовательным.

[2] Подробнее см., например, «АВС-анализ и принцип Парето для бизнеса»

[3] См. раздел «Гистограмма» в книге С.В.Пономарева и В.Я.Мищенко «Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества (2005)»

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Фокусируйтесь правильно | ИГА для резидентов – педиатров - 210 вопросов рус
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.