Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Н.А. Ветлугина

Экономические и политические изменения в развитии нашего государства ставят цель перед учебно-воспитательным процессом дошкольного учреждения на всестороннее развитие ребенка, как духовно богатой, эстетически воспитанной Личности. Современный уклад жизни, трудовые, общественные отношения людей, окружающая природа создают все предпосылки для художественно- эстетического развития детей. В связи с этим в последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно- эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, как средству формирования всестороннего развития. Для этого следует особое внимание обратить на художественно-эстетическое воспитание детей уже с раннего возраста, причем воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты. Художественно- эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков и откладывает в его душе отпечаток на всю жизнь.

Проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов.

Так что же дает ребенку художественно – эстетическое воспитание? Понятие художественно - эстетическое воспитание выражается в формирование в ребенке художественно- эстетического отношения к действительности и активизации его творческой деятельности по законам красоты. Значение воспитания в этой области заключается в том, что оно делает человека благороднее, формирует нравственные и положительные чувства, украшает жизнь, развивает становление у ребенка собственного самосознания и самопонимания, воспитывает у него эстетический идеал, вкус и тягу к прекрасному. Глубокие художественно- эстетические чувства, а также способность воспринимать всё красивое в окружающей действительности и в творчестве являются важным условием духовной жизни человека. Эстетическое воспитание затрагивает художественное творчество, эстетику быта, поведения, труда, отношений развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности. Содержание эстетического воспитания можно определить как целенаправленный, организованный и контролируемый педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и эстетической деятельности

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется основные художественно-эстетические качества человека и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь, а также закладываются основы всего будущего развития человечества и осуществляется развитие ребенка как Личность.Художественно-эстетическое воспитание детей является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательной работы ДОУ. Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия ребенком от простого к сложному. В связи с этим художественно- эстетическое воспитание является сложным и длительным процессом: дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование, лепка, аппликация, конструирование. В этом возрасте активизируется самостоятельность мышления; развивается познавательный интерес детей и любознательность; интенсифицируется развитие самосознания, основанной на гуманистических ценностях; идет приобщение ребенка к познанию окружающего мира; развивается его позиция начальной социализации; гармонизируется эмоционально-коммуникативная сфера детей; оптимизируется их поведение; расширяются возможности совместной деятельности и общения детей. Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно- эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие, способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются именно в творчестве. Ведь малыш имеет неограниченную возможность придумывать свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. В формировании художественно- эстетического вкуса у детей большая роль играет ознакомление детей с классическими произведениями детской художественной литературы, музыкальными произведениями, живописью. Все продукты художественной деятельности приобщают их к красоте и богатству художественного слова, музыки. Все это доставляет детям истинное удовольствие, легко запоминается и формирует основы художественно- эстетического вкуса, в следствии чего, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего мира, беречь его. Развивая художественно- эстетические способности детей, их эстетические чувства и представления, оценочное отношение к прекрасному, мы закладываем основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека. А так как художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными, то они требуют специального обучения и воспитания. Так как художественно –эстетическая деятельность развивает пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, которые являются основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.



Решение вопросов эстетического воспитания приведет к желаемым результатам если будут формироваться умения детей увидеть прекрасное в природе, слышать музыку, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством изображения. Эстетическое ознакомление с предметами происходит через освоение формы, цвета, величины самих предметов - сенсорное развитие. Способность анализировать и схватывать форму развивается с помощью и посредством предметного моделирования, конструирования. Но никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное так, как душа ребенка. Л. Межеелайтис высказал свое мнение в словах: «Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа. Душа ребенка». Ясно что, особенно ярко и глубоко воспринимается красота в детстве и, запечатленная в чувствах и мыслях, проносится через всю жизнь человека. Поэтому мы, педагоги ДОУ должны помочь ребёнку в художественно - эстетическом развитии, для того чтобы он мог развиваться всесторонне.
Для этого педагоги ДОУ должны так организовывать свою деятельность, чтобы во всех режимных моментах дня раскрывать детям красоту окружающего мира , помогать им увидеть ее прелесть и подбирать такие слова для описания этой красоты, которые будут доступны сердцу ребенка. Существенное значение в художественно- эстетическом воспитании ребенка играет организация предметно-развивающей среды детского быта — чистоты, порядка, удобства, красоты, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине и т.п.Также мощным средством художественно- эстетического воспитания служит родная природа, поэтому необходимо с детьми наблюдать и замечать красоту явлений и объектов природы, воспринимать красоту звуков в природе, различать и уметь сопоставлять наиболее характерные особенности сезонных изменений в природе, а также замечать то, как преображается окружающий мир в результате труда человека. В процессе целевых наблюдений и экскурсий педагогу ДОУ следует обращать внимание детей на благородство взаимоотношений между людьми, построенных на взаимопомощи, товариществе и заботе друг о друге, на целенное на нравственное воспитание детей. В результате своих наблюдений дети смогут проявлять свое творческое воображение, фантазию и самостоятельность, умение отражать увиденную красоту в своих играх, рисунках, рассказах.

Таким образом, стимулируя интегральныйспособ общения детей с окружающим миром, художественно- эстетическое воспитание учит ребёнка на всех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах поведения гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и своё общение с другими людьми. Разнообразная интегрированная деятельность детей способствует развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни — большая и трудная задача, которая требует длительной работы взрослых. Художественно- эстетическое воспитание тесно связано с нравственным воспитанием, так как гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях его деятельности, а это подтверждает морально-нравственную функцию художественно- эстетического воспитания. Поэтому только реализуя полноценное художественно- эстетическое воспитание и развитие ребенка, педагоги ДОУ обеспечивают в будущем становление такой Личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

Исходя из этого, особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников этики и эстетики, художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного, а проблема гармонического развития ребенка как основа формирования будущей личности на сегодняшний день имеет всеохватывающий характер. Проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Значение эстетического воспитания делает человека благороднее, формирует положительные нравственные чувства, украшает жизнь. Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать всё красивое в окружающейдействительности и в творчестве являются важным условием духовной жизни человека

В сложившейся ситуации с принятием нового ФГОС каждое ДОУ самостоятельно определяет направления и содержание собственной деятельности на решение этой проблемы. Коллектив нашего ДОУ проводит углубленную работу по формированию художественно- эстетической культуры детей, уделяя особое внимание комплексному использованию всех средств обучения, содружеству медицины, психологии и педагогики. Специфическое содержание художественно- эстетического воспитания можно определить как целенаправленный, организованный и контролируемый педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и эстетической деятельности.Стимулируя интегральный способ общения с миром, эстетическое воспитание учит ребёнка на всех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах поведения гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и своё общение с другими людьми.

В связи с этим и определяется основная цель педагогического коллектива ДОУ – развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации, которая зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимает вопрос эстетического воспитания. «Концепция дошкольного воспитания» (1989г.) ориентирует педагогов на изменение принципа построения педагогического процесса в детском саду, определяя общую цель воспитания: ориентация педагога на Личность. Раздел «Художественно-эстетическое воспитание» в Федеральных Программных Требованиях в ДОУ основывается на сложном и длительном процессе: дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной – творческой деятельности, среди которых большое место занимает изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и ручной труд, музыкальное воспитание, культурно- досуговая деятельность, а также самостоятельная деятельность детей ,что становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы ДОУ,мы выделили следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

- эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

- художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно - практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов;

- эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности; воспитание творческих потребностей и способностей.

Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать весь педагогический процесс. А так как работа по художественно - эстетическому воспитанию детей тесно связана со всеми сторонами педагогического процесса, то для получения ожидаемых результатов в ДОУ создана система работы в этом направлении, которая состоит из взаимосвязанных между собой следующих компонентов: развивающих, воспитательных, образовательных и практических.

Развивающий компонент предусматривает развитие психических процессов – эстетическое сознания, памяти, творческого воображения; развитие интеллектуальных и познавательных способностей ребенка; эмоциональных, творческих, художественно-эстетических качеств ребенка.

Воспитательный компонент заключается в формировании у ребенка художественного вкуса, эстетического осознания произведений искусства, в воспитании интереса и потребности к художественной деятельности.

Образовательный компонент выражается в знакомстве с произведениями искусства (театра, музыки, художественной литературы, живописи, графики, скульптуры), в обучении художественной деятельности.

Практический компонент заключается в овладении навыками и умениями в области художественной деятельности

Ожидаемый результат всей работы заключаетсяв расширение степеней свободы развивающегося ребенка (с учетом его возрастных особенностей): его способностей, прав, перспектив. В ситуации сотрудничества преодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм детей, формируется коллектив, их воображение и мышление, дети нескованные страхом перед неудачей или насмешкой, а раскрепощенные, развиваются познавательные и творческие способности ребенка, художественно-эстетическое мировоззрение.

Для получения ожидаемых результатов в нашем ДОУ создается система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая включает в себя:

· Обновление содержания образования (выбор программ и технологий, специально организованное обучение);

· Создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды);

· Организация учебно-воспитательного процесса (совместная деятельность педагогов с детьми и родителями);

· Координация работы с другими учреждениями и организациями;

· Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

Такая система работы предполагает тесное сотрудничество педагогов ДОУ воспитателей) и всех специалистов ДОУ (музыкального руководителя, воспитателя по изобразительной деятельности, психолога, руководителей кружковой работы), заведующей детским садом, старшего воспитателя и конечно же родителей воспитанников ДОУ. Каждый сотрудник нашего ДОУ берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно – эстетического образования. Поэтому целенаправленная и согласованная деятельность всех участников такого процесса обучения, тесно связанного с духовно-нравствен­ным, физическим, интеллектуально-познавательным воспитанием, достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.

Сам процесс художественно-эстетического воспитания включает в себя три взаимосвязанных звена: приобретение опыта эстетических пережива­ний, практическую художественно-эстетическую деятельность, художественное образование.

В период всего педагогического процесса коллектив нашего ДОУ основывается на такие принципы организации занятий, как наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, вариативность, систематичность и последовательность

Работа по эстетическому воспитанию в ДОУ осуществляться в те­чение всего дня, начиная с прихода детей в дошкольное учреждение и основывается на следующих принципах:

- эстетическое воспитание и художественно-творческая деятельность осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении;

- детское творчество связано с жизнью, эта связь обогащает со­держание детской художественной деятельности;

- вариативность содержания, форм и методов художественной дея­тельности

- индивидуальный подход в эстетическом воспитании, основанный на выявлении индивидуальных различий детей и определении опти­мальных путей развития творческих способностей каждого ребенка.

Поэтому, при отборе методов, форм и приемов обучения коллектив ДОУ учитывает такие критерии, как:

· комфортная, радостная от процесса познания атмосфера;

· целостное развитие личности ребенка;

· разнообразные методы, учитывающие потребности ребенка;

· игровая организация обучения, способствующая двигательной

активности детей;

· актерские способности воспитателя, способствующие превращению

детей в действующих лицах

Вся работа в нашем ДОУ учитывает изменения в ФГОС и строится на принципах личностно-ориентированной модели, образовательное общение несет в себе существенный элемент проблемы как для ребенка, так и для педагога. В общении с детьми педагоги придерживаются принципа: "Не рядом и не над, а вместе!". Личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с детьми является важным направлением гуманизации дошкольного образования, смысл которого заключается в признании уникальности и неповторимости личности, в предоставлении каждому ребёнку права выбора собственного пути развития на основе выявления его индивидуальных особенностей и жизненных ценностей. Личностно-ориентированный характер взаимодействия, обеспечивающий эмоционально- психологическую защищенность ребенка, доверия его к миру, радость существования, формирование начал личности ребенка, а это позволяет успешно обучать его художественно – эстетической деятельности. Развитие и становление эстетической и эмоциональной культуры ребёнка сегодня является актуальной задачей современного образования. В рамках реализации этого направления педагогам важно показать детям единство человека и природы, помочь осознать равноценность и неповторимость всего живого, научить их понимать ценность и красоту любой формы жизни, быта. Тактика общения педагогов ДОУ с детьми строится на сотрудничестве, а целью такого взаимоотношения является содействие становлению ребенка как Личности. Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях: специально организованное обучение; совместная деятельность педагогов и детей; самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы такие как:

· воспитание эстетического отношения к окружающей действительности через ознакомление с общественными и природными явлениями в быту, в процессе труда, игры;

· эстетическое воспитание средствами искусства;

· праздники и развлечения, тематические музыкальные вечера, театральные представления;

· групповые и подгрупповые занятия;

· недели творчества, выставки рисунков и поделок, создание книг – самоделок;

· занятия в библиотеке;

· участие в конкурсах детского изобразительного творчества;

· наглядные, словесные, прак­тические и игровые методы и приемы обучения, дидактические игры.

Художественно- эстетическое воспитание не может решаться суммой отдельных мероприятий. Задачи эстетического воспитания дошкольников состоят в том, чтобы систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса. Следует отметить, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание. Поэтому тактичная передача педагогами эстетических вкусов, отношений к окружающему миру, идеалов в процессе развивающего обучения и воспитания оказывает тонкое формирующее воздействие на становление эстетического сознания детей. Специфика эстетического общения с детьми строится на обмене личностными представлениями, переживаниями, оценками того или иного продукта художественной деятельности. Эстетика общения - манера поведения, облик и речь педагогов, вкусы, ассоциативные впечатления, глубина, оригинальность, аргументированность суждений соотносятся с собственными представлениями детей об идеале личности, о гармонии облика, убеждений, поведения человека.

В работе по художественно- эстетическому воспитанию важно знать и учитывать не только направленность интересов, но и особенности эстетического восприятия, так как воспринимая явление окружающей действительности, человек руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и эстетическими принципами.

Задачи эстетического воспитания дошкольников можно представить двумя группами приобретение теоретических знаний, формирование практических умений, в которые включаются:

1.Развитие эстетического восприятия художественных образов (и произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

2. Развитие художественно-творческих способностей и стремления к самовыражению ребенка в различных продуктивных видах художественно-эстетической деятельности.

3. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии

4. Обеспечение художественно-эстетического и эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении и семье.

5. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментам.

6. Повышение педагогической культуры родителей.

7. Развитие интереса к культурному наследию

8. Стимулирование родителей как участников единого образовательного пространства к поиску оптимального стиля общения с ребенком.

9. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

10. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я- Личность –концепции -творца».

11.формировании эстетической потребности человека в красоте и в действительности по законам красоты

Известно, что названные группы задач дают положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации. Решение данных задач эстетического воспитания тесно связано с формированием у детей таких качеств, как инициативность, умение предвидеть определенные результаты, стремиться к ним, умение мечтать. А для решения этих задач педагоги ДОУ применяют на практике такие методы, как показ способа действия или образца и описание, наблюдение и объяснение, способа сенсорного обследования с сопровождением разъяс­няющего слова, разные упражнения и игры, пример взрослого, метод поисковых ситуаций, анализ.

Чтобы выполнить намеченные задачи, нужно отобрать средства,к которым относятся: окружающая среда (игрушки, одежда, помещение) эстетическая насыщенность быта произведениями искусства; самостоятельная активная деятельность детей и совместная деятельность организованная педагогом; осуществление индивидуального подхода к ребёнком, окружающая действительность, природа, занятия, музыка, изобразительная деятельность, развитие речи.

Для реализации задач эстетического воспитания детей в нашем ДОУ созданы следующие условия, которые эффективны сами по себе, так и во взаимосвязи:

- максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь;

- взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества;

- различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способст­вующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения;

- уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения;

- организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.;

- вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания;

- обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой;

- тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей;

- широкая опора на региональный материал, его специфику: природу, искусство - как классическое, так и народное;

- знакомство с современным искусством и его творцами, работающими в поселке, городе, крае;

-познание детьми достопримечательностей, их окружающих, знаменательных событий.

Общим педагогическим условием развития художественно -эстетических способностей детей в детском саду является предоставление всем равных и реальных практических возможностей для развития способностей в разных областях художественной деятельности.

Уровень эстетической воспитанности у различных детей определяется в зависимости от условий жизни и воспитания и как правило неодинаков. В общем процессе воспитания учителя стремятся к оптимальному уровню эстетической воспитанности. Другими словами, основную цель эстетического воспитания необходимо видеть в том, чтобы в ребенке органически соединилось наличие эстетического идеала и подлинного художественного вкуса с развитой способностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству. Наиболее слабым местом эстетической воспитанности детей является область эстетического идеала и художественного вкуса. Этот факт делает эстетическую воспитанность ребенка недостаточной, ограниченной. Измерение эстетической воспитанности может осуществляться разными критериями: психологическими и педагогическими, социальными. В область измерения психологическими критериями эстетической воспитанности попадают прежде всего способности ребенка адекватного воссоздания в воображении художественных образов, их воспроизведение, а также способность любования, переживания и суждения. Об этих психологических явлениях сравнительно легко судить по тому, как и сколько ребенок общается с предметами искусства и действительности, насколько соответственно художественно-эстетической сущности произведения изменяется и развивается его настроение, как он оценивает это произведение и порожденное им свое собственное психическое состояние. Для художественно - эстетической воспитанности детей характерно доведение исполнительских навыков до автоматизма и сосредоточение внимания на творчестве нового образа.

К социальным критериям художественно - эстетической воспитанности необходимо отнести наличие широких интересов к искусству, выявить потребности в общении с эстетическими явлениями искусства и жизни. Но не только это. Эстетическая воспитанность в широком социальном смысле этого слова проявляется во всем комплексе поведения и отношений ребенка. Его поступки, трудовая деятельность, отношения с людьми в общественной и личной жизни, его отношение к своей одежде и внешнему виду - все это очевидные и убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности человека.

Определение эстетической воспитанности помогает сделать работу по художественно- эстетическому формированию детской личности более определенной и целенаправленной.

Оценка эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики, проводимой по всем разделам образовательной программы. Показателем результативности художественно - эстетического развития выступает уровень развития эстетического сознания детей и творческого отношения ко всему освоенному кругу эстетически ценных предметов, явлений, художественных произведений. Сформированность этих качеств определяет высокую эстетическую культуру молодого человека и готовность творчески относиться к окружающей жизни, своему труду.

Формирование в начальный период воспитания навыков, знаний, эмоционально- смысловых ориентаций, остаются исходной базой и получают в последующем свое углубление и обогащение, перерастая в систему эстетической культуры личности. В дошкольные годы этот процесс находит выражение в овладении сенсорно –чувственными приемами постижения художественных и эстетических явлений, то есть приобретения умений, навыков воспитания и оценки, в обогащении эмоциональных реакций. Идёт накопление знаний о художественных и эстетических явлениях, овладение ценностными ориентирами, развитие личностных мотивов общения с эстетическими и художественными объектами, формируется эмоционально психологические установки, оценочно-вкусовые представления, осваиваются многообразные способы образно-эмоционального мышления в художественной и эстетической сферах.

Критерии эстетической воспитанности личности - это широта эстетической потребности, т.е. способность личности эстетически относиться к возможно большему кругу явлений действительности; качество эстетической потребности, которое выявляется в художественном вкусе и идеала; активная творческая деятельность, как исполнительская, так и авторская, касающаяся не только искусства, но и всех форм деятельности человека

При анализе эстетической жизни ребенка мы должны иметь в виду то же, что лежит в основе характеристики моральной сферы у ребенка именно, что эстетическая сфера есть форма жизни, определяемая особой обстановкой. Она захватывает и чувства, и интеллект, и активность, и это значит, что мы имеем здесь дело с целостной сферой, с особым типом миропонимания Выявление результатов художественно-эстетического воспитания требуют длительного времени. Не всегда можно проверить и установить, насколько развиты у детей эстетическое осознание прекрасного и художественный вкус. Поэтому изучение уровня сформированности этих качеств следует проводить систематически, так как с возрастом меняется уровень их художественно-эстетического развития

Заключение

На основании вышесказанного сделать следующие выводы:

Эстетическое воспитание действительно занимает важное место в системе образовательно -воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет природа, труд, окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, то есть все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания. Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно и это не случайно. Кроме того, художественная деятельность обладает большим эмоциональным потенциалом, а сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание и средством формирования эстетических качеств личности.

Для художественно-эстетической деятельности детей нам, педагогам, важно обладать коммуникативными навыками, ориентироваться в проблемах воспитания, быть в курсе последних достижений науки и творчества. Общение будет успешным, если оно содержательно основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж. Следует отметить, что важным условием эффективного общения является создание моделей: «Педагог - ребенок», «педагог – психолог – ребенок», и новой модели «Педагог – психолог – родители – ребенок», а особой формой общения является доверительный контакт. Профессионализм и мастерство педагога во взаимодействиях с ребенком должно включать в себя: уважение к личности ребенка, теплоту взаимоотношений, подкрепляя ее тактильным контактом и доверительностью, поощрение самостоятельности ребенка, стимулирование его инициативы, формирование позитивных взаимоотношений, направленных на формирование художественно-эстетическую деятельности детей

Проблема художественно-эстетической воспитания детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа педагога, всего коллектива ДОУ и родителей. Новая модель дошкольного образования ориентируется на результаты, педагогический процесс данной модели включает целенаправленные, организованные взаимодействия педагога и ребенка в ДОУ и семьи. Обеспечение процесса обучения программно-дидактическим материалом, создание эмоционально-комфортной атмосферы является важным средством эстетического воспитания дошкольников. Опытные педагоги способны посредством художественно-эстетической деятельности воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Специфическое содержание эстетического воспитания определяется как целенаправленный, организованный и контролируемый педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и эстетической деятельности. Стимулируя интегральный способ общения с миром, эстетическое воспитание учит ребёнка на всех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах поведения гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и своё общение с другими людьми.

И если формы организации работы по данному вопросу разнообразны, то и результаты проявляются в различных видах деятельности. Так знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством

Литература.

1. Алексеев П.Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем / П.Г. Алексеев // Проектирование в образовании: Проблемы, поиски, решения. – М.: Владос, 1994.-98 с

2. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать.- М.: Просвещение, 1985. 448 с. 3. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Уч.пособие для ст-в высш.уч.зав-й. 2-е изд., испр. и доп. М.:Акад.проект, 2005.-240с.

4. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Изд-во полит.лит-ры, 1988.-178с.

5. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005.-829с

6. Дошкольная педагогика, Под ред. В, И. Логиновой и П. Г.Саморуковой.- М.: Просвещение, 1983.- 304с.

7. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность / И.А.Джидарьян. – М.: Наука, 1986.-191с.

8. История педагогики, Под ред. Константинова Н. А. - М.: Просвещение, 1982. 447с.

9. Лихачев Б.Т. Методологические основы педагогики / Б.Т.Лихачев. – Самара: Бахрах, 1998.

10. Ожерельева О.К. Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. / О.К.Ожерельева // Начальная школа. 2002. - №6.– с.58-63.

11. Соловейчик С. Л.. Педагогика для всех. - М., Детская лит-ра, 1989. С. 367.

12. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир - М.: Просвещение, 1991. 207 с.

17. Торшилова Е.М. Шалун, или мир дому твоему: Эстетическое воспитание дошкольников / Е.М. Торшилова // Дошкольное воспитание. – 2001.-№9.

12. рекомендации по реализации «Типового положения о ДОУ»; рекомендации по использованию воспитательно-образовательных программ в дошкольных учреждениях .

13. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв.пр.Мин. образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. N 655)

14. ФокинаТ. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т.Фокина // Дошкольное воспитание. – 1999.-№1.-с.35-38.

15. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.-197с.

16. Эстетика. Под ред. А.А. Радугина. – М., 1998.

17. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет.сада / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1995.

18. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Уч.пособие для ВУЗов / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и др.; Под ред.Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Изд. центр «Академия», 2002.-256с.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Н.А. Ветлугина

Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 88; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 107.22.17.220
Генерация страницы за: 0.255 сек.