Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пути формирования грамматической стороны речи у детей




В синтаксисе.

Детей обучают способам соединения слов в словосоче­тания и предложения разных типов — простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Осо­бая эмоциональная окрашенность, выражающаяся специ­альной интонацией, может сделать любое предложение восклицательным.

Необходимо обучать детей умению обдумывать словосо­четания, затем правильно связывать слова в предложения.


Особое внимание при обучении детей построению пред­ложений необходимо уделять упражнениям на употреб­ление правильного порядка слов, предупреждая неправильное согласование слов. Важно следить, чтобы дети не повторяли однотипные конструкции.

Важно сформировать у детей элементарное представле­ние о структуре предложения и о правильном использова­нии лексики в предложениях разных типов. Для этого дети должны овладеть разными способами сочетания слов в предложении, освоить некоторые смысловые и грамматические связи между словами, уметь интонаци­онно оформлять предложение.

Таким образом, в процессе формирования граммати­ческого строя речи у детей дошкольного возраста заклады­вается умение оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания.

Содержание программных требований по возрастным группам мы раскроем одновременно с изложением мето­дики формирования грамматически правильной речи.

Пути формирования грамматически правильной речи оп­ределяются на основе знания общих закономерностей ста­новления речи, изучения грамматических навыков детей данной группы и анализа причин их грамматических оши­бок.

Пути формирования грамматически правильной речи:

— создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых;

— специальное обучение детей трудным грамматичес­ким формам, направленное на предупреждение ошибок;

— формирование грамматических навыков в практике речевого общения;

— исправление грамматических ошибок.

Как уже отмечалось выше, успешное формирование грамматически правильной речи возможно при условии понимания причин детских ошибок в области грамматики и учета их при выборе методов и приемов работы.


 




Грамматические ошибки дошкольников определяются различными факторами:

1) общими психофизиологическими закономерностя­
ми развития ребенка (развитием внимания, памяти, мыш­
ления, состоянием нервных процессов);

2) трудностями овладения грамматическим строем языка (морфологией, синтаксисом, словообразованием) и уров­нем его усвоения;

3) запасом знаний об окружающем мире и объемом сло­варя, а также состоянием речевого аппарата и уровнем раз­вития фонематического восприятия речи;

4) неблагоприятным влиянием окружающей речевой
среды (прежде всего неправильной речью родителей и вос­
питателей);

5) педагогической запущенностью, недостаточным вни­
манием к детской речи.

Остановимся на характеристике путей формирования грамматической стороны речи.

Создание благоприятной языковой среды — одно из усло­вий грамотной речи детей. Следует помнить, что речь ок­ружающих может оказывать как положительное, так и от­рицательное влияние. В силу большой подражательности ребенок заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль обще­ния в целом.

В связи с этим особенно важен пример культурной, гра­мотной речи воспитателя. Там, где педагог говорит грамот­но, внимателен к речи окружающих, чутко улавливает осо­бенности детских ошибок, и дети овладевают умением го­ворить правильно. И наоборот, если речь воспитателя не­ряшлива, если он может позволить себе сказать «Чего ты делаешь?» или «Не залазь на горку», — даже ребенок, при­выкший дома говорить правильно, повторяет ошибки вслед за ним. Поэтому забота о совершенствовании своей речи может рассматриваться как профессиональная обязанность педагога.

Е. И. Тихеева, требуя абсолютной грамотности воспита­теля, призывала к повышению культуры речи всех окружа­ющих ребенка людей.

Постоянно заботясь о совершенствовании грамматичес­кой стороны речи, воспитатель повышает культуру речи не только детей, но и родителей. Можно познакомить их с морфологическими ошибками ребенка («зажгал» вместо зажег, «мышов» вместо мышей), посоветовать, как от них


избавиться. В случае необходимости полезно поговорить об особенностях речи родителей, так как нередки случаи на­рушения ими грамматических норм («ехай», «не трожъ» и др.). Следует шире использовать художественную литерату­ру, фольклор, дающие образцы литературного и народно­го языка. Итак, можно найти много способов создания куль­турной речевой среды.

Формирование грамматически правильной речи осуще­ствляется двумя путями: в обучении на занятиях и в воспи­тании грамматических навыков в повседневном общении. Занятия дают возможность предупредить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения.

Рассмотрим занятия по родному языку. На них дети ус­ваивают те грамматические формы, которые невозмож­но усвоить в повседневном общении. В основном это са­мые трудные, нетипичные формы изменения слов: об­разование повелительного наклонения глагола (езжай, ляг, беги, ищи, рисуй), изменение существительного в родительном падеже множественного числа (сапог, эта­жей, медведей), употребление разноспрягаемого глагола хотеть и др.

На занятиях дети учатся изменять слова (морфологии), строить предложения (синтаксису) и образовывать формы слов (словообразованию). Эти задачи реализуются в комп­лексе, во взаимосвязи и взаимодействии с решением дру­гих речевых задач в процессе словарной работы и обучения связной речи.

Напомним, что грамматический строй дети усваивают постепенно, в определенной последовательности.

Системой словоизменения овладевают в младшем и среднем возрасте, системой словообразования — начиная со средней группы. В средней и старшей группах процесс формирования словообразовательных умений ха­рактеризуется интенсивностью, творчеством. В подготови­тельной к школе группе начинает складываться знание норм словообразования.

В усвоении грамматических средств и способов языка можно выделить несколько этапов.

Вначале перед детьми ставится задача понимать смысл сказанного (ориентируясь на окончание суще­ствительного, различать, где один предмет, а где много).

Далее — использовать то или другое грамматическое средство в своей речи, говорить так, как говорят другие,


 




заимствовать грамматическую форму из речи окружающих.

Более сложная задача — самостоятельно образо­вывать формы нового слова по аналогии со знакомым (жеребята, медвежата по аналогии со слово­формой котята).

И наконец, более трудная задача —оценивать грам­матическую правильность своей и чужой речи, определять, можно или нельзя так сказать (А. Г. Аруша-нова).

Если в младшем возрасте в большей мере решаются за­дачи, связанные с пониманием и использованием в речи грамматических средств, то в старшем — задачи оценочно­го характера. Вместе с тем на каждом занятии можно ре­шать различные задачи в зависимости от уровня речевого развития детей.

Среди занятий, направленных на обучение детей грам­матическим навыкам, можно выделить следующие:

1. Специальные занятия, основное содержание которых — формирование грамматически правильной речи. Целесообразно предусматривать на таких занятиях работу по всем направлениям: по обучению трудным граммати­ческим формам, по словообразованию, по построению предложений.

2.Часть занятия по методике развития речи.

1) Грамматические упражнения проводятся на матери­
але занятия.

Например, в младшей группе в процессе рассматривания картины «Кошка с котятами» можно:

— упражнять детей в употреблении трудных форм (котята, котенок, у котенка не видно лап);

— предложить детям составить простые предложения о котятах («Что делает черный котенок? Что делает рыжий котенок?»).

2) Грамматическое упражнение может быть частью заня­
тия, но не связанной с его программным содержанием, на­
пример упражнения на согласование существительного и
прилагательного в роде и числе, словообразовательные и др.

Так, детям предлагается ответить на вопросы:

— Большой, деревянный, красивый. Это дом или домишко?

— Как можно сказать про домишко?

— Широкая, глубокая, судоходная. Это река или ручей?

— Река глубокая, а море еще... (глубже).

— Озеро большое, а море еще... (больше).

— Река маленькая, а ручей еще... (меньше).


На занятиях по другим разделам программы воспитания и обучения постоянно представляется возможность упраж­нять детей в правильном употреблении грамматических форм.

В процессе развития элементарных математи­ческих представлений дети упражняются в правиль­ном сочетании числительных и существительных: пять ка­рандашей, шесть утят, три ежа, пять ежей;

— определяя величину предмета, образуют сравнитель­ную степень прилагательного: длиннее, короче, выше, ниже;

— сравнивая рядом стоящие числа, учатся изменять числительные: шесть больше пяти, пять меньше шести.

При ознакомлении с природой дети упражня­ются:

— в употреблении сравнительной и превосходной сте­пеней прилагательного: осенью дни короче, ночи — длин­нее; зимой — самые короткие дни, самые длинные ночи;

— в употреблении глаголов: весной — день удлиняется, ночь укорачивается; осенью — листья опадают, трава вя­нет; весной — набухают почки, распускаются листья, за­цветают цветы.

При планировании занятий важно правильно опреде­лять программное содержание. Рекомендуется отбирать те формы и те способы их образования, которые затрудняют детей. Существуют разные точки зрения на отбор программ­ного содержания для одного занятия. Некоторые считают, что следует выбирать только одну задачу (употребление существительных множественного числа в родительном падеже — карандашей, лошадей или др.), так как узкое со­держание позволяет концентрировать внимание детей на нужном материале.

По мнению других, языковой материал для занятий необходимо отбирать таким образом, чтобы у ребенка была возможность сопоставить разные формы. Наряду с трудной формой следует брать и легкие, хорошо усвоенные детьми (блюдцеблюдец, матрешкаматрешкиматрешек). Обучая детей способу образования слов, обозначающих детенышей животных, следует давать не только форму име­нительного падежа множественного числа (у кошкико­тята), но и форму именительного падежа единственного числа (у кошки — котенок; кошкакотеноккотята), а также формы родительного и творительного падежей (кош­ки, котенка, котят; кошка лежит с котятами). Тогда ре­бенок начнет ориентироваться в типичных способах изме-


 




нения слов по числам и падежам, а не только будет усваи­вать одну трудную форму.

Материал для упражнений подбирается так, чтобы были представлены не только слова одной грамматической фор­мы или одной грамматической категории, но и близкие им, уже известные детям. Так, для отработки навыков упот­ребления формы среднего рода берутся не только слова платье, пальто, но и существительные женского и мужс­кого рода: юбка, сарафан. Дети могут сравнить эти формы, выделить существительные среднего рода и почувствовать их отличие.

Для прочного усвоения словоизменения, для выработ­ки динамического стереотипа на различные грамматичес­кие конструкции необходимо многократное повторение трудных форм. Продуктивнее всего повторять одно и то же программное содержание, используя разные приемы: в новой игре, в дидактическом упражнении и др.

Важным условием усвоения ребенком грамматического строя языка является формирование ориентировки в звуко­вой форме слова, воспитание у детей внимания к звучанию грамматических форм.

Существенную роль и здесь играет правильный выбор речевого материала. Например, отбирая игрушки и пред­меты для занятия, нужно учитывать, чтобы при измене­нии по падежам существительных разных родов были раз­ные типы окончаний {платьеплатьяплатьев; окно — окнаокон; столстолыстолов; шубашубы — шуб). С этой же целью воспитатель выделяет голосом окончания существительных, чтобы дети могли установить связь меж­ду типами окончаний существительных в разных падежах.

Методы и приемы формирования грамматически пра­вильной речи.

К методам относятся дидактические игры, игры-драма­тизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Эти методы могут выступать и в качестве приемов при использовании других методов.

Дидактические игры и игры-драматизации проводятся, главным образом, с детьми младшего и среднего возраста. Упражнения — преимущественно с детьми старшего до­школьного возраста.

Дидактические игры — эффективное средство закрепле­ния грамматических навыков, так как благодаря динамич­ности, эмоциональности проведения и заинтересованнос-


ти детей они дают возможность много раз упражнять ре­бенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и кар­тинками, так и без наглядного материала — в форме сло­весных игр, построенных на словах и действиях играющих.

В каждой дидактической игре четко определяется про­граммное содержание. Например, в игре «Кто ушел и кто пришел» закрепляется правильное употребление наимено­ваний животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа. В соответствии с дидактической задачей (программным содержанием) от­бираются игрушки, с которыми можно легко производить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую форму.

Обязательное требование к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызы­вать конкретные образы, будить мысль. Перед игрой иг­рушки рассматриваются, словарь детей активизируется за счет названий цвета, формы, назначения игрушек, дей­ствий, которые можно с ним совершать.

Игры-драматизации отличаются тем, что в них разыг­рываются сценки (мини-спектакли) с игрушками. Вначале режиссером бывает сам воспитатель, позднее режиссером становится ребенок. Игры такого рода предоставляют воз­можность для воспроизведения определенных жизненных ситуаций, в которых дети упражняются в употреблении предлогов, изменении глаголов, согласовании существи­тельных с прилагательными. Примером может служить игра-драматизация «День рождения куклы».

—У Маши день рождения. К ней должны прийти гости. Надо накрыть стол для чая. Поставим большой самовар, заварочный чайник. Какой он? Большой или маленький?

—Из чего Машины друзья будут пить чай? (Из чашек.)

—Красивые чашки поставим на стол. Чего еще нет? (Блюдец.)

—Чашка должна быть с блюдцем. Что еще надо поставить на стол? И т. д.

—Когда придут гости, их надо будет посадить за стол.

— Зайка сядет на стул, Мишка — в кресло, Маша — на диван... И т. д.
Основные'педагогические требования к этому методу

аналогичны тем, которые предъявляются и к дидактичес­ким играм.

Специальные упражнения направлены на формирование грамматических навыков в области морфологии, синтак­сиса и словообразования. Большое значение логическим


упражнениям в школьном обучении придавал К. Д. Ушин-ский. Он справедливо считал, что упражнения более всего подготавливают ребенка к изучению грамматики.

Ушинским разработаны образцы таких упражнений для «первоначального учения родному языку». Приведем при­меры.

   
   
   
   
   
   

Словообразование:

гнездо птицы, или птичье гнездо,

хвост лошади, или...,

хвост лисицы, или...,

верность собаки, или...,

лапка лягушки, или...,

лапа медведя, или....

Морфология:

а) железо тяжело, но свинец еще тяжелее,
лошадь высока, но верблюд еще... (выше),
белка хитра, но лисица еще... (хитрее),
месяц светит ярко, а солнце...,

груша сладка, а мед еще...;

б) свои глаза. Дороже алмаза... (что?). Я не отдам ни за что... (чего?).
Трудно не верить... (чему?). Берегите пуще всего... (что?). Мы видим и
небо, и землю... (чем?). Кто же заботится... (о чем?).

_ Синтаксис:

а) копал. Кто? Что? Где? Когда? Чем? Как?
Писал. Кто? Что? Когда? Чем? Кому?

б) собирали грибы. Кто? Где? Когда? Во что?

Ехал на лошади. Кто? Где? Когда? Куда? Откуда? На какой лошади? Как?

Е. И. Тихеевой были разработаны упражнения для раз­вития речи дошкольников, в том числе и для развития ее синтаксической стороны: на распространение предложе­ний, на добавление придаточных предложений и др.

В современных методических и учебных пособиях пред­лагаются грамматические упражнения для всех возрастных групп.

Рассматривание картин, в основном сюжетных, исполь­зуется для формирования умения строить простые и слож­ные предложения.

Пересказ коротких рассказов и сказок — ценное сред­ство для обучения детей построению предложений, так как само художественное произведение является образцом пра­вильной в грамматическом отношении речи. Занятия по обучению детей пересказыванию обогащают язык, разви­вают последовательность и логичность мышления и речи.


Методические приемы разнообразны, они опреде­ляются содержанием занятия, степенью новизны материа­ла, речевыми особенностями детей, их возрастом.

Ведущими приемами обучения грамматическим навы­кам можно назватьобразец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Они предупреждают ошиб­ки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения.

Образец правильной речи педагога играет важную роль на первоначальных этапах обучения. Детям предлагают по­учиться правильно говорить слова, запомнить их:

ехать — приезжай, махатьмаши, искать — ищи;

снять (что?) — пальто, но раздеть (кого?) — куклу;

надеть (что?) — шапку, но одеть (кого?) — мальчика.

Объяснение, как следует употреблять трудные фор­мы. Например: все слова изменяются, но есть такие, как пальто, кино, кофе, какао, метро, радио, которые никогда не изменяются, поэтому надо говорить: одно пальто, на вешалке много пальто, на пальто меховой воротник. Эти слова надо запомнить.

Сравнение двух форм (чулокносков^; карандашейапельсинов — груш; столов — окон). Для прочного запоми­нания трудной формы применяется многократное повто -рение ее детьми вслед за педагогом, вместе с ним, хором и по одному.

Используются и такие приемы, как создание про­блемных ситуаций; подсказ нужной формы; исправление ошибки; вопросы подсказываю­щего и оценочного характера; привлечение детей к исправлению ошибок; напоминание о том, как сказать правильно, и др.

В морфологии, синтаксисе и словообразовании исполь­зуются типичные только для этого раздела приемы работы с детьми. В словообразовании, например, используется при­ем раскрытия словообразовательного значения слова: «Са­харница так называется потому, что это специальная посу­да для сахара». В синтаксисе применяются подбор однород­ных определений, дополнение предложений и другие при­емы, которые-будут рассмотрены ниже.

Усвоение грамматических форм — сложная интеллекту­альная деятельность, требующая накопления фактов и их обобщения. На каждом занятии ребенок решает поставлен­ную перед ним умственную задачу. Поэтому занятия и от­дельные упражнения должны вызывать у детей положи-


 




тельные эмоции, проходить интересно и живо. Играя, из­меняя слова и образуя новые словоформы, дети много раз их повторяют и запоминают непроизвольно.

Важно, чтобы грамматические формы осваивались в живой речи и становились привычными. Необходимо вос­питывать у ребенка языковое чутье, внимательное отно­шение к языку, умение «чувствовать» ошибку не только в чужой, но и в собственной речи. Самостоятельное исправ­ление собственных ошибок — показатель достаточно высо­кого уровня овладения грамматической стороной языка и осознания явлений языка и речи.

В ходе занятий педагог добивается активности всех де­тей, точности и осознанности их ответов, фиксирует их внимание на звуковом образе слова и особо на произно­шении окончаний.

Практика речевого общения — важнейшее условие фор­мирования грамматических навыков.

Повседневная жизнь дает возможность незаметно, в ес­тественной обстановке упражнять детей в употреблении нужных грамматических форм, фиксировать типичные ошибки, давать образец правильной речи.

Разговаривая с воспитанниками за завтраком, во время дежурства, в уголке природы, на прогулке, педагог поощ­ряет и побуждает общение детей друг с другом, сам вызы­вает их на разговор.

Собираясь на прогулку, воспитатель спрашивает:

— Вы хотите лепить снеговика? А ты, Ира, хочешь! Спроси у Наташи и Юли, хотят ли они лепить снеговика.

— Ну хорошо, — обобщает взрослый, — все хотят лепить снеговика.

— Подумайте, что с собой надо для этого взять?

— Ведро. Большое или маленькое? Возьмем небольшое пластмассо­вое ведро, оно легче. Белое эмалированное ведро тяжелее.

— Что еще надо взять? — Лопатки. — Сколько лопаток? — Три лопат­ки. Еще возьмем большую морковку для носа и краску.

— Миша, проверь, все ли взяли? — Пластмассовое красное ведро, три лопатки, морковку и краску.

Другая ситуация.

Дежурные помогают сервировать стол к обеду.

— Какая посуда нужна для обеда?

— Сколько ребят за этим столом? (Шесть.) Значит, сколько надо
тарелок? (Шесть тарелок.) Мелких или глубоких?... А сколько ложек?
(Шесть ложек.) Сколько чашек? (Шесть чашек.)

Так, незаметно для детей, воспитатель упражняет их в употреблении глагола хотеть, в согласовании существи-


тельных с прилагательными и числительными в роде, чис­ле и падеже.

Поручая повесить чистые полотенца на вешалки, педа­гог предлагает посчитать, сколько полотенец у каждого ребенка: у одноготри полотенца, у второго — пять поло­тенец, у третьегошесть полотенец. Сколько не хватает полотенец? Не хватает трех полотенец. Надо еще сходить за тремя полотенцами.

Овладение грамматическим строем языка находится в зависимости не только от речевого общения с окружаю­щими и от подражания речи взрослых, но также от вос­приятия окружающей действительности, от непосредствен­ной практической деятельности и потребностей ребенка. У него вырабатывается речевой стереотип только при усло­вии связи слов и их форм с фактами действительности. Поэтому так важно организовать деятельность детей с пред­метами, знакомство с их свойствами и качествами, наблю­дения за природными явлениями. Установление и осозна­ние ребенком существующих в природе связей и зависи­мостей находят отражение в увеличении объема предложе­ний, в построении сложных речевых конструкций, в упот­реблении союзов чтобы, так как, поэтому.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.111 сек.